Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования «Нижегородская Государственная Медицинская Академия»
Министерства здравоохранения социального развития
Кафедра «Психиатрии и медицинской психологии»
Курсовая работа:
«Психологический портрет собственной личности»
Выполнил:
студент группы 241
лечебного факультета
Дижечко. Г.А.
Проверила:
Втюрина .М.В
Нижний Новгород
2013 г.
Содержание:
1. Введение.
2. Теоретическая часть: Понятие о темпераменте, характере, личности. Подходы к исследованию личности.
3. Практическая часть:
-тест-опросник Айзенка
-тест Карла Леонгарда
-тест-опросник Кэттелла
-проективные тесты: рисунки (человек, человек противоположного пола, человек под дождем, семья).
4. Заключение.
Введение
В данной работе я рассмотрел такие понятия, как темперамент, характер и личность, и изучил основные подходы к изучению личности. Цель моей работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др. Задачи работы: выявить тип моего темперамента, диагностировать черты и типы акцентуации личности, выявить неосознаваемые аспекты поведения.
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные неиндивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее различиях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Тест человек 2
... 1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности А7. Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и ... 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А12. Какой признак характеризует человека как личность? 1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье 3)принадлежность в виду homo ...
Теоретическая часть
Темперамент- это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У — IУ вв. до н.э.).
Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат «сангве»), лимфы (по гречески «флегма»), желчи (по гречески «холе») и черной желчи (по гречески «мелана холе»).
Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.
Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:
- флегматик- сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
- сангвиник- сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
- холерик- сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
- меланхолик- слабый тип нервной системы.
«Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
«Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
«Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
«Я-концепция» как система психологических особенностей ...
... - Я - концепция личности. Предмет исследования - Я - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе. Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной ... то, что он думает о себе, как он смотрит на свою деятельность и на свои возможности развития в будущем. Представление индивида о самом ...
«Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них. Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.
Характер- это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологические черты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием.
Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
- в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);
- в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);
- в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);
- в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);
- в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Подходы к исследованию личности
Типологический подход к исследованию личности — прежде всего основной тест, дающий возможность на практике определить свойственные сходства и различия, охарактеризовать межличностные признаки личностных качеств, при этом, типологический подход к исследованию личности рисует психографический профиль испытуемого.
Диспозиционное направление изучает динамику развития личности через призму множества факторов, имеющих различную выраженность. Наиболее популярным персонологом диспозиционного направления считается Раймонд Кеттелл, создавший тест для определения выраженности факторов личности человека. Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Согласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.
Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определённые рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «…Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Джон Уотсон.
Практическая часть
Тест на темперамент Айзенка.
Тест-опросник Г. Айзенка предназначен для диагностики экстра-интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи». Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени вариабельности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Результаты:
Шкала лжи: 2
Шкала нейротизма: 14 — нормостеник
Шкала экстра — интраверсии: 14 – амбиверт
По значениям на данном графике мне соответствуют 1 тип темперамента, то есть моей личности присущи черты холерика.
Холерик-сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
Тип 32. Э: 12-16; Н: 12-16
Характерологические проявления
Честолюбив , неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлён. Склонен к конфликтности. Не уступает даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.
Пути коррекции
Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный инелект.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК КАРЛА ЛЕОНГАРДА
Опросник предназначен для выявления акцентуация характера, то есть определенного направления характера. Тест включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определеннымакцентуациям характера. Время ответа на тест не ограничено. Предлагается, читаяутверждения, решить, верно или неверно каждое из них для вас.
Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 18-балльного уровня.
Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.
Шкала гипертимности: 12
Шкала застенчивости: 12
Шкала эмотивности: 3
Шкала педантичности: 12
Шкала тревожности: 6
Шкала циклотимии: 12
Шкала демонстративности: 10
Шкала возбудимости (неуравновешенности): 9
Шкала дистимии: 12
Шкала экзальтированности: 12
По итогам данного опроса ни одна из шкал не превышает 18-балльного результата, то есть в моём характере не выявлены акцентуации. Мой характер уравновешен. С результатом в целом согласен, я не склонен вызывать конфликтные ситуации, но если потребуется, могу отстоять свою точку зрения. С близкими людьми эмоции проявляю не ярко, о чём говорит низкая шкалы эмотивности.
ОПРОСНИК КЭТТЕЛЛА
Опросник оценивает свойства нормальной личности, описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.
|
бал |
стены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
A Замкнутость |
9 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытость |
B.Низкий интелект |
9 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий |
C Слабое“Я” |
18 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сильное”Я” |
Е Конфорность |
17 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доминантность |
F Рассудительность |
18 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспечность |
GПриспосаблива-ющийся |
12 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сознательность |
H Робость |
19 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смелость |
I Суровость |
10 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мягкосердечность |
L Доверчивость |
12 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подозрительный |
M Практичность |
11 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мечтательный |
N Наивность |
8 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проницательность |
OСпокойный |
8 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тревожный |
Q1 Консерватизм |
10 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Радикализм |
Q2 Социабельность |
8 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самодостаточность |
Q3 Импульсивность |
10 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоконтроль |
Q4 Расслабленность |
16 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напряженность |
Фактор H 8стена – Высокая оценка- смелый склонен к риску. Предприимчивый, общительный, активный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, беззаботный. Держится свободно, расторможенный.Готов иметь дело с незнакомыми вещами и обстоятельствами. Для него хароктерна богатая эмоциональная реакция. Его “толстокожесть”позволяет ему легко переносить жизненные передряги. Однако он не внимателен к деталям игнорирует сигналы опасности и тратит лишнее время на разговоры. Активно интересуется противоположным полом.
Фактор N 3 стена – Прямолинейный, наивный. Естественный, безыскусный, непосредственный, откровенный. Не рассуждает, прост, иногда бестактен, груб и неуклюж, общительный, несдержан эмоционально. Простые вкусы. Легко довольствуется тем, что есть.
Рисуночные тесты
Человек – определение индивидуальных особенностей личности
Рисунок по центру, но немного сдвинут влево – амбиверсия, склонность к интраверсии. Размер рисунка соответствует положению человека в обществе – среднее, удовлетворительное.
Части фигуры:
голова немного больше, чем должна быть – это указывает на ценность интеллектуального начала, духовность.
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить её.
Подведённые глаза- грубость, чёрствость.
Волосы – признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).Сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Тело – все части прорисованы, без увеличения – отсутствие комплексов.
Ноги, стопы: фигура устойчива, личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка. Но нет опоры под ногами.
Руки и кисти четко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность. Лицо (глаза, нос, рот, уши нарисованы) – принятие образа «Я».
Половая принадлежность – соответствие пола.
Возраст – немного старше, чем мой возраст. Тенденция ощущать себя старше своих лет.
Человек противоположного пола
Я нарисовал радостную, счастливую девушку, широко улыбающуюся. Её голова немного больше, чем должна быть, что подчёркивает интеллектуальные способности. Есть все части тела и все они пропорциональны.
Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить её.
Подведённые глаза- грубость, чёрствость.
Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Тело – все части прорисованы, без увеличения – отсутствие комплексов.
Ноги, стопы: фигура устойчива, личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка. Но нет опоры под ногами.
Руки и кисти четко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность. Лицо (глаза, нос, рот, уши нарисованы) – принятие образа «Я».
Половая принадлежность – соответствие пола.
KursoviGgg — Стр 2
Рисунок семьи
3 человека. Образ семьи будущего. Ребёнок в центре воспринимается как значимый член семьи.В семье 1 ребенок мужского пола, идентифицирует себя с отцом. Руки и кисти четко прорисованы – личности активны в установлении контактов, социальная уверенность, успешность. Лицо (глаза, нос, рот, уши нарисованы) – принятие образа «Я».
Половая принадлежность – соответствие пола.
Ноги, стопы: фигуры устойчивы, личности ощущают себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка. Но нет опоры под ногами. Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением. Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить её.
Человек под дождем
Человек изображён жизнерадостно, что говорит о его эмоциональной устойчивости и способностью выходить из проблем. Отсутствие одежды от непогоды связано с игнорированием определённых стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Дождь – помеха. Нежелательное воздействие, побуждающее закрыться, спрятаться. Закрашенные капли – трудная ситуация воспринимается тяжело. Туча – символ ожидания неприятности.
Заключение
Таким образом, в данной работе я попытался рассмотреть подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделал попытку описания и анализа своего психологического портрета личности.
В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология необходима каждому человеку, потому что она помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает принять правильное решение в той или иной ситуации.
Изучение собственного психологического портрета, на мой взгляд, очень полезно. Проделанные мной тесты помогли мне лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера. Я считаю, что это поможет мне в дальнейшей жизни. Теперь я знаю, какие аспекты моей индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, поможет мне в общении с разными людьми (тем более моя будущая профессия подразумевает работу с людьми), в нахождении подходов к разным людям.