СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»………………………6-18
1.1 Психологические особенности юношеского возраста…………………..6
1.2 Особенности самооценки старшеклассников……………………………10
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников………15
ГЛАВА II «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»…………………………………………….19-31
2.1 Описание методик и методов исследования……………………………….19
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
Человек — эмпирическая личность, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств. С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личной рефлексии — своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости — от нашей самооценки в том числе.
Из ежедневного опыта, нам известно, как самооценка и эмоции меняются в зависимости скорее от органических, чем от рациональных причин, причем эти изменения в наших субъективных показаниях, нимало не соответствуют изменениям в оценке нашей личности со стороны близких, друзей, знакомых — значимых для нас людей.
Актуальность выбранной темы: «Влияние эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте» заключается в следующем:
Во-первых, юношеский возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой детства и эпохой взрослости. По сути, это самая важная характеристика юношеского возраста. В этом возрасте поведение юношей и девушек претерпевает существенные изменения, намечаются основные жизненные цели и смысл жизни. Самооценка имеет огромное значение в юношеском возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям, поэтому актуальность не вызывает сомнений.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучивших основные аспекты самооценки, как компоненты самосознания и ее связи с личностными чертами, представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоритические положения, определяющие место самооценки в самосознании, делаются попытки определить структуру самооценки возрастную динамику.
Самооценка личности в юношеском возрасте
... фактором в формировании личности. Проблема исследования: каковы особенности самооценки в юношеском возрасте? Цель исследования: выявить особенности самооценки в юношеском возрасте. Объект исследования: самооценка личности. Предмет исследования: самооценка в юношеском возрасте. Методологическая основа исследования: психологическая теория деятельности ...
Проблемами юношеского возраста, такими как самооценивание занимались многие отечественные и зарубежные ученые К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д.[32].
Самооценка играет огромное значение в юношеском возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям. Исследованиями в этой области занимались многие психологи — Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина и другие[32].
Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно), наблюдается в числе аномалий в личностных и социальных сферах.
Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка в школе. Точно такая же школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развития[2].
Наиболее существенное влияние на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности[24].
Цель исследования: изучение проблемы влияния эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте.
Объект исследования: особенности самооценки в юношеском возрасте.
Предмет исследования: влияние эмоций на самооценку в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, и в целом, преобладание негативных эмоций, коррелирует с низким или неадекватно высоким уровнем самооценки. Адекватная уравновешенная самооценка должна наблюдаться у испытуемых с низкими и средними показателями тревожности.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование.
3. Обработать и проанализировать результаты по проблеме исследования.
Методики исследования:
1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д Спилбергер — Ю.Л Ханина)
2. Методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)»
3. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики МБОУ «Школы №42»: 10 класс. Общее число испытуемых составило 18 человек.
Теоритическая значимость исследования заключается в определении фактором, формирующих самооценку у старших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что для педагога или психолога крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью повышения или понижения самооценки.
Теории юности. Новообразования юношеского возраста. Социальная ситуация развития
... развития". Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, влияние аккультурации никогда не может пересилить влияние созревания. Юношеский возраст, ... социогенетический подход в психологии и социологические исследования юношества, имеющие совсем другие задачи). Социогенетическая ... которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) ...
Глава I «Особенности влияния эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте»
1.1 Психологические особенности возраста старшеклассников
Хронологические границы старшего школьного возраста достаточно условна — примерно от 15- 16 до 18-19 лет. Этот возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Прирост веса становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии[23].
Юношеский возраст — важный этап развития умственных способностей, и если сравнивать юношей с подростками, то у юношей отмечается значительное развитие теоретической мысли. Старшеклассники чаще задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна[15].
Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщённому пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребёнка; она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления»[34].
Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется некоторое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого[15].
Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задач и требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений[6].
Для старшеклассника ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. Для них, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными[23].
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная ...
Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями[23].
Эмоции играют важнейшую роль в ……..
Список литературы
1. Агеев В.С., Межгрупповое взаимодействие / В. С. Агеев. — М. : 2000. — 240 с.
2. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка / Здоровье, развитие, личность. — М. : 1990. — 112 с.
3. Ананьев Б. Г., Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II / под ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — М. : Педагогика, 1980. — 288 с.
4. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика / М. : Наука, 1990. — 134 с.
5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. — М.: — 1968. — 58с
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М. : 1968. — 464 c.
7. Васильев И.А. Эмоции и мышление / М. : 1980. — 156 с.
8. Выготский Л. С., Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. — М. : 1999. — 560 с.
9. Джеймс У. Психология / М. : Педагогика, 1991. — 201 с.
10. Дубровина М. В., Индивидуальные особенности школьников / М. В. Дубровина. — М. : Просвещение, 2002 — 365 с.
11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / М. : Высшая школа, 1985. — 234 c.
12. Занков Л. В., Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : 1990. — 608 с.
13. Занкова А.В., Индивидуальные варианты развития младшего школьника / А. В. Занков, М. В. Зверева. — М.: Педагогика, 2003 — 176 с.
14. Ковалев А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — М. : 1965. — 288 c.
15. Кон И. С. Психология старшеклассника / М. : Просвещение, 1980. — 276 c.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / М. : 1989. — 301 c.
17. Кулагина И. Ю., Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М. : Изд-во РОУ, 2003. — 180 с.
18. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии/ А. А. Леонтьев. — М. : Наука, 1975. — 365 c.
Психология и педагогика. Аннотация
... творческого саморазвития человека. Можно встретить и другие определения науки педагогики в педагогической литературе. Например: педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи ... целях и т.д. На современном этапе развития педагогики как науки ее можно определить следующим образом: педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, ...
19. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
20. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 58 c.
21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Педагогические соч.: В 8 т. Т. 3./ А.С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1984. — 588 c.
22. Макаренко А.С. О воспитании в семье. / А.С. Макаренко. — М. : 1955. — 319 c.
23. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121. — М. : Просвещение, 1984. — 201 c.
24. Мейер Б. Структура личностных свойств у старших школьников / Здоровье, развитие, личность — М. : 1990. — 245 c.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., 10-е изд., перераб. и доп., М. : 2006. — 178 c.
26. Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. — М. : 2007. — 99 c.
27. Реан А. А. Психология изучения личности. / А. А. Реан. — СПб. Питер, 1999г. — 240 c.
28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / М. : 1979. — 278 c.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : 1975;
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000. — 702 с.
31. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты/ М. : Наука, 1975. — 95 с.
32. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. : 1995. — 173 с.
33. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 169 с.
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М. : Гардарики, 2005. — 118 с.
35. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ М. : Наука, 1971. — 152 с.
36. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М. : 1994. — 109 с.
37. Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М. : 1976. — 234 с.