АРТ-ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

Кафедра: «Психология личности и специальная педагогика»

Дисциплина: Специальная педагогика

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3

1. Теоретические аспекты использования

арт-терапии с детьми-инвалидами……………………………6

1.1 Понятие и сущность арт-терапии………………………………………6

1.2 Направленность психокоррекционного применения арт-терапии….12

1.3 Создание условий для успешного формирования

социальной адаптации детей-инвалидов………………………………….17

2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ-инвалидов средствами арт-терапии……………….22

2.1 Цели и организация практического исследования……………………22

2.2 Использование арт-терапии в целях реабилитации

детей-инвалидов……………………………………………………………28

2.3 Анализ результатов формирования социальной адаптации

у детей…………………………………………………………………….…33

Заключение…………………………………………………………….37

Список использованных источников………………………….….39

Введение

Арт-терапия — относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3.Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.).

Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.

В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986).

Проблемами арт-терапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арт-терапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева и др.

12 стр., 5545 слов

Влияние речи на социальную адаптацию человека

Реферат Тема: Влияние речи на социальную адаптацию человека г. Ревда 2009 Содержание Введение 1. Виды речевой деятельности 2. Устная и письменная речь 3. Речевые навыки 3.1 Фонация 3.2 Голос 3.3 Дикция 4. Жанры речи 5. Качества речи и способы их достижения 6. Умение слушать 7. Психологические механизмы социальной адаптации человека Заключение Список использованной литературы Введение Подлинное ...

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

2) как комплекс арт-терапевтических методик;

3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики;

4) как метод.

Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами. Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика — лечебное воздействие движениями).

Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арт-терапии по отношению к детям-инвалидам имеют огромный потенциал, что подтверждает актуальность темы исследования.

Таким образом, учитывая актуальность темы, цельюкурсовой работы является изучение возможностей арт-терапии в социальной адаптации детей-инвалидов.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность арт-терапии.

10 стр., 4522 слов

Психосоциальная терапия в практике социальной работы

Российский Государственный Социальный Университет. Факультет Социальной работы, Педагогики и Ювентологии. Кафедра Социальной работы и Психологии Контрольная работа. «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» Выполнила студентка 5 курса, 152 группы. Миронова Надежда Валериевна. Научный руководитель: Дата сдачи: Оценка: Подпись руководителя: г. Батайск 2009 г. ...

2. Раскрыть коррекционные и терапевтические возможности арт-терапии.

3. Провести экспериментальное исследование по применению средств арт-терапии в социальной адаптации детей-инвалидов.

Объект исследования: дети-инвалиды.

Предмет исследования: использование арт-терапии в социальной адаптации детей-инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы, статистический метод, интервьюирование, беседа.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ по социальной работе.

1 Теоретические аспекты использования арт-терапии с детьми-инвалидами

1.1 Понятие и сущность арт-терапии

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством. Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ).

11 стр., 5473 слов

Вебб Игровая терапия c детьми пережившими травму

Автор: Вебб Игровая терапия с детьми, пережившими травму Реакция на кризис     Памела Вебб   Психологическая травма, имеющая отношение обычно к неожиданному, в высшей степени стрессовому внешнему событию или происшествию, как правило, не типичному для детского опыта, приводит ребенка в отчаянье, переполняя его до такой степени, что он не способен с ней справиться. Согласно Эт и ...

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.).

Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности[25, с. 9].

В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арт-терапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Терапия искусством в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях — как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся терапией искусством в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория[1, с. 12].

В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

1 стр., 327 слов

Памятка по песочной терапии

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО? Песочная терапия – это удивительный и эффективный метод психологической помощи! Песочная терапия - увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, ...

— психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;

— психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;

— современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности ответов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;

— трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности [8, с. 36].

Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права» Кафедра социогуманитарных наук УТВЕРЖДАЮ Декан факультета И.О. Фамилия « » __________ 20___ г. Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Трудоёмкость учебной дисциплины 5 зачётных единиц Барнаул 2013 г. 1. Цели ...

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»[7, с. 126].

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологий психокоррекционного лечебного применения.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и……..

Список использованных источников

1. Барсегян,О.В. Арт-терапия как метод развития личностных ориентиров детей /О.В. Барсегян. — М.: Академия, 2008. — 36 с.

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отношение / Г.М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990 — 144 с.

3. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский. — М.: Педагогика, 1985. — 284 с.

4. Вдовенко, В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко // Прикладная психология и психоанализ. — 2001. — № 1. — С. 12-15.

5. Вольпер, И.Е. Психотерапия / И.Е. Вольпер. — Л.: Нева, 1972. — 439 с.

6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1985. — 335 с.

7. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов. — Л.: Нева, 1987. — 304 с.

8. Добровольская,Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

9. Дубровина,И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /И.В.Дубровина. — М.: Академия, 1998. — 160 с.

10. Жукова, И. Арт-терапия в детском доме / И. Жукова // Школьный психолог. — 2001. — № 40. — С. 21-26.

11. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. — СПб.: Питер, 1998. — 321 с.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

12. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. — М.: Просвещение, 1997. — 265 с.

13. Киселёв,М.Ю. Арт-терапия: проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв. — М.: Владос, 1990. — 288 с.

14. Копытин, А.И. Арт-терапия / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

15. Копытин,А.И. Арт-тарапия — новые горизонты / А.И. Копытин.- М.:Когито-Центр,2006. — 336с.

16. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2000. — 295 с.

17. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции) / Н.В. Костерина. — Ярославль, 1999. — 401 с.

18. Кох, И. Основы сценического движения / И. Кох. — М.: Педагогика, 1980. — 187 с.

19. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. — 2001. — № 5. — С. 26-34.

20. Лебедева, Л.Д. Страх — дело серьезное. Коррекция страхов методами арт-терапии / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. — 2000. — № 21. — С. 17-20.

21. Лебедева,Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии / Л.Д. Лебедева. — М.: Владос, 2000. — 342 с.

22. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский. — М.: Академия,2000. — 335 с.

23. Левченко,И.Ю.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко. — М.: Академия, 2001. — 453 с.

24. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

25. Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. — 2003. — № 1. — С. 8-11.

26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция/ А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.

27. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика / В.И. Петрушин. — М.: Владос, 2004. — 344 с.

28. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2000. — 276 с.

29. Рогов, Е И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 1999. — 459 с.

30. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. — М.: Прогресс, 1990. — 426 с.

31. Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе / С. Старикова // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 25-27.

32. Чистякова, М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.

33. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. — СПб.: Питер, 2001. — 204 с.