Система социальной защиты

ВВЕДЕНИЕ

Система социальной защиты — это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту — это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

В смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума.

При отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства [16].

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления [12, c.15-17].

Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

6 стр., 2842 слов

Социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным

... суицидов; асоциального и противоправного поведения, роста социальной напряженности и пр.); · социальная защита и защита прав ВИЧ-инфицированных людей. Социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным должна оказываться по нескольким ... срока жизни больного. Она направлена не только на оказание помощи пациенту, но всей его семье (научить ухаживать за больным, поддержать в период тяжелой утраты). ...

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие.[1, 736 c].

В данной работе хотелось бы рассмотреть функции, методы и задачи социальной защиты; рассмотреть размеры прожиточного минимума и пособий в Республике Беларусь, различия в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, основные принципы совершенствования системы социальной зашиты.

Целью данной работы является:

Дать понятие социальной защите;

Показать основные направления;

Изучить механизм социальной защиты населения в РБ;

Выявить пути совершенствования социальной защиты.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. Социальная защита — система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека [15].

Также под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Данная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой — институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих государство, суд, профсоюзы и другие.

Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудовому человеку возможности своим трудом обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту [8, с. 9-13].

Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... человеку; всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер ... услуги. В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения: автоматическая, при которой индексация оплаты труда и других доходов ...

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

-пенсии;

-пособия по безработице;

-пособия по болезни, инвалидности;

-жилищные пособия;

-пособия по получению образования;

-мед. помощь;

-гарантирование государством минимального уровня дохода [16].

В системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

— защита всех социально-демографических групп населения;

— социальные гарантии трудоспособным членам общества;

— меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы

Методы социальной защиты:

1.Социальная помощь осуществляется как в денежной, так и в натуральной формах на условия безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении(инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы).

2.Социальное страхование- система предоставления финансовой помощи на счет взносов (обязательных или добровольных).

3.Социальное попечительство- метод социальной защиты, при которой помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью, например, когда дети остались без родителей.

4. Социальная поддержка- способ соц. Защиты граждан, чти доходы ниже установленного прожиточного минимума.

5.Социальное обслуживание-система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Для проведения политики соц. защиты создается и развивается система соц. защиты, которая представляется собой совокупность мер и форм, которые обеспечивают подержания жизнедеятельности тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях сильного риска по независящим от них обстоятельствах [4 с.226-227].

Функции социальной защиты населения:

1. Экономическая заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособности или потеряй кормильца, оказание минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

2. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

3. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития населения.

4. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита — это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является ...

2. социальная защита населения — это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты является размер среднемесячного дохода населения на члена семьи, наличие источника средств существования(нетрудоспособные, безработные), потребности в помощи (ветераны войны, беременные женщины), экологическое и социальное неблагополучие(беженцы, жители экологически неблагополучных территорий).

Для каждой категории уязвимых слоев населения разрабатывается своя система защиты населения.

Главная цель разработки критериев эффективности работы учреждений социального обслуживания системы и управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов- это «при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности»

1. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости)

Эффективность работы учреждений социального обслуживания оценивается по группам: дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего и специального типа; психоневрологические интернаты для взрослых инвалидов; другие учреждения Такая классификация учреждений, оправдана, так как позволяет произвести оценку эффективности изначально «равных» по типу между собой учреждений.

2. В группу критериев финансовой деятельности включены следующие критерии (пункты) — это критерии эффективности целевого использования бюджетных средств на содержание учреждения; кредиторской задолженности; финансового состояния иной деятельности (критерий эффективности работы по получению дохода от иной деятельности); организации и проведения государственных закупок; своевременного освоения средств для строительства и капитального ремонта; работы со спонсорами.

3. К показателям нарушений отнесли такие критерии эффективности: критерий нарушений, зафиксированных актом или другим документом (правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и другие); критерий наличия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и наличия обоснованных жалоб на социальное обслуживание.

4. В группу критериев оценки эффективности работы самого учреждения и его отчетности представляется целесообразным внести такие показатели: исполнительская дисциплина, характеризующаяся качеством и сроками представления информации на запросы отделов управления социальной защиты населения; организационно — правовая работа с персоналом учреждений, оцениваемая через организацию трудовых отношений в учреждении; показатель внедрения новых эффективных форм и методов социальной работы в учреждении; участие в конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Критерий эффективности, называющийся «организационно — правовая, профилактическая работа с персоналом учреждений», содержит в себе показатели состояния документации по социально- трудовым вопросам.

10 стр., 4749 слов

Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

... в сфере социальной защиты населения: обеспечение уровня жизни населения не ниже уровня установленных государственных минимальных социальных стандартов; усиление роли государственных минимальных социальных стандартов, поэтапное приближение их к бюджету прожиточного минимума; совершенствование пенсионного ...

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

— субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

— виды и формы соц. Защиты

-механизмы соц. Защиты

-органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1.Органы управления соц. защиты

2.Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм [11, с.10-15].

ОСНОВНЫЕ НАПРАВДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

* обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

* создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

* обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

* защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

* защита от политического преследования и административного произвола;

* обеспечение экологической безопасности членов общества;

* защита граждан от преступных посягательств;

* создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

* создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях,

* обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников. Она будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы [14].

Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения — повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке труда предусматривается реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

Это будет достигаться путем:

-социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;

-совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

— решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

— повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение по сравнением с повышение стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, стипендии, пособия, заработная плата работников непроизводственной сферы [3, с.287-291].

Из бюджета фонда социальной защиты населения страховые средства расходуются на следующие цели:

а) выплата пенсий:

— по возрасту;

— по инвалидности;

— в случае потери кормильца;

— за выслугу лет.

б) выплата пособий:

— по временной нетрудоспособности;

— по беременности и родам;

— в связи с рождением ребенка;

— женщинам ставшим на учет до 12-недельного срока беременности;

— в связи с уходом за ребенком до достижения им 3-х лет.

— на погребение;

— на оздоровление населения.

в) другие выплаты

75-80% всей суммы по данному виду социального страхования составляют расходы на выплату пенсий, около 6% — на пособия по временной нетрудоспособности.

За год выплачивается более 12 млн. различных пособий, получателями пенсий является около 2,6 млн. человек.

Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи.

Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

-расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам.

— внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;

— совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

-реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи.

Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца. Для них устанавливается единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения. Пенсии начисляются по инвалидности, по старости, за выслугу лет. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Развитие рынка предъявляют особые требования к образованию и физическому состоянию людей. Это обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения наряду с бесплатным образованием и медицинскими услугами развиваются и их платные формы. Некоторое население получает лекарства на льготных и бесплатных условиях.

Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием компьютерной техники и иностранных языков [2, с.56-59].

Социальная защита населения формируется, как:

-Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые не способны преодолеть данные препятствия самостоятельно.

-Средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав.

Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.

Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.

Бюджет прожиточного минимума

В Беларуси и в некоторых странах СНГ введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Называется этот норматив — бюджет прожиточного минимума.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума определяется ежеквартально и рассчитывается в среднем на душу населения, а также по основным пяти социально-демографическим группам. Размер бюджета прожиточного минимума в 2012 году указан в Таблице А.1.

Рис.1

В январе-июле 2012 г. расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 773,8 тыс. рублей в месяц.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличились на 10,5%.

Размер бюджета прожиточного минимума с 1 августа 2012 года указан в Таблице А.2.

Все размеры государственных пособий устанавливаются в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума и пересматриваются четыре раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября) в связи с его изменением. [14]. Органами по труду, занятости и социальной защиты назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий:

в связи с рождением ребенка;

женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

на детей старше 3 лет;

по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

Днем возникновения права на государственное пособие является:

на пособие в связи с рождением ребенка — день рождения ребенка;

на пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности — день рождения ребенка;

на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день, следующий за днем окончания периода, установленного листком нетрудоспособности; для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам либо не воспользовавшихся данным правом, — день рождения ребенка; для семей иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, — день внесения отметки о регистрации по месту жительства в вид на жительство в Республике Беларусь;

на пособие на детей старше 3 лет — день, следующий за днем исполнения ребенку 3 лет; 1 января года обращения за пособием; день трудоустройства либо занятия иным видом занятости, указанным в части первой статьи 15 Закона; день установления ребенку инвалидности; день выбытия детей из учреждений, указанных в части первой статьи 29 Закона;

на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет — для неработающих и не получающих пенсии лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, — день установления ребенку инвалидности; для лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — день установления ребенку инвалидности в период такого отпуска, день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, если инвалидность установлена ранее.

При первичном назначении государственных пособий на детей, находящихся под опекой, днем возникновения права на государственное пособие является день установления опеки местным исполнительным и распорядительным органом.

При обращении за государственными пособиями и надбавками к ним по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на них государственные пособия и надбавки к ним назначаются и выплачиваются со дня поступления заявления.

Пособие в связи с рождением ребенка и пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на них не назначаются и не выплачиваются [15].

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Механизм социальной защиты включает:

1.Добровольное дополнительное и личное социальное страхование

2.Обязательное социальное страхование.

3.Услуги общественных организаций взаимопомощи(общество инвалидов, церкви)

4. Государственные соц. гарантии по медицинской помощи, жилья, оздоровительных услуги.

Рис. 2

Существуют 2 основных механизма соц. защиты:

Обязательное страхование охватывает занятое население.

Социальная помощь подразумевает выплаты и услуги и другим категориям населения.

Между этими механизмами существуют различия в источниках финансирования:

Для страхования — это страховые взносы работников и работодателей.

Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи [16].

Социальное страхование:

Социальная помощь:

Осуществляется на основе государственных законодательных актов РБ.

Осуществляется как на основе государственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов РБ и органов местного саморегулирования.

Ограниченность форм и видов социальной помощи.

Разнообразие видов социальной помощи.

Участие в страховых взносах без нуждаемости в помощи.

Право лица основывается на уровне доходов.

Источниками финансирования являются соц. отчисления работодателей и работников.

Осуществляется из бюджета всех уровней и собственных средств общественных организаций, в т.ч. благотворительных.

Размер устанавливается законодательными актами и связывается с предшествующим уровнем оплаты труда

Допускается определенная свобода в становлении размеров.

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан. Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля [10, с.136-138].

Классификация форм и видов социального страхования:

1. По видам социального риска: несчастный случай на производстве, в следствие инвалидности, из-за болезни, по причине достижения нетрудоспособного возраста, по случаю смерти, по причине безработицы, по причине беременности.

2. По внутренней организации:

— Государственное страхование;

— Региональное страхование;

— Профессионально — отраслевое;

— Международное.

3. По степени добровольности:

— Добровольное страхование

— Обязательное страхование от определенных видов социального риска

4. По сфере действия:

— Частное и местное (распространяется на определенную часть населения страны),

— Всеобщее (охватывает всю территорию страны),

— Международное.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице [5, c 360].

Социальная помощь- забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная защита, социальное обеспечение проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Социальная помощь распространяется на такое население и на такие виды обеспечения, на которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Данная помощь предназначена для наименее защищенных и для наиболее нуждающихся категорий населения.

В состав органов соц. защиты входят:

— Органы управления соц. защиты населения,

— Органы финансирования социальной защиты населения,

— Учреждения и предприятия соц. защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм, а также образовательные учреждения.

Центральное место в системе органов социальной защиты населения занимают государственные органы управления, среди которых, прежде всего выделяют органы исполнительной власти, которые непосредственно выполняют функции государственного управления в установленных государственными и иными нормативно-правовыми актами.

В системе государственных учреждений активно работают Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов. В деятельности социальных служб на местах выделяется 2 направления: специализированное и комплексное оказание социальных услуг. Специализированные структуры осуществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность от возможностей материальной помощи, до медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания. Структуру системы занятости образуют Управления областных служб занятости, Минский городской центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения, Республиканский, областные и региональные центры профессиональной ориентации молодежи. Проблемами трудовой деятельности занимаются областные и Минское городское управление инспекций труда, межрайонные инспекции труда, областные и Минская городская экспертизы условий труда. [9, c 203-205].

Для решения проблемы бедности в Республике Беларусь проводятся ежегодные программы занятости населения, государственные программы развития и поддержки предпринимательства, президентская программа «Дети Беларуси», Концепция совершенствования оплаты труда [16].

социальный защита страхование помощь

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РБ

К основным целям социальной работы можно отнести:

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

адаптация людей в обществе;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Основные направления социальной защиты предусматриваю усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев населения, повышение эффективности социальных программ и т.д.

Основными принципами совершенствования системы социальной зашиты в РБ являются:

1. Разграничение функций социальной помощи и социального страхования.

2. Дифференцированный подход к различным группам и слоям населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности.

3. Развитие системы социальной зашиты на всех уровнях экономической системы.

4. Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в т.ч. международных.

5. Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации риска.

6. Проведение пенсионной реформы [6, c 159].

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разнообразной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям и другим категориям населения.

Основными направлениями государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление на использование социальных механизмов адаптации и компенсации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи [7, c 30].

Основными целями пенсионной реформы являются:

реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;

обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;

адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения;

приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе — минимальным потребительским бюджетом пенсионера.

В Беларуси будет вводиться многоуровневая система пенсионного обеспечения, а также будет пересмотрен вопрос перераспределения пенсионной нагрузки между работниками и нанимателями. При этом пенсионный возраст в Беларуси повышать не планируется.

Напомним, что с 1 февраля по 30 апреля текущего года бюджет прожиточного минимума для пенсионеров составляет 262 тыс. 210 рублей.

По данным статистики, в органах по труду, занятости и социальной защите в январе 2011 г. на учете состояло 2468,9 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 584,7 тыс. рублей. Средний размер пенсий по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности — 532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца — 356,4 тыс. рублей, социальных пенсий — 244,3 тыс. рублей [13,c. 324-326].

Основными направлениями совершенствования методов и форм социального обеспечения, защиты и поддержки населения в Республике Беларусь являются: а) Повышение ставок форм и видов обеспечения и помощи нуждающимся с доведением общего их уровня до прожиточного минимума с учетом особенностей сложившихся конкретных социально-экономических условий; б) расширение сферы адресных финансовых пособий и компетенционных выплат с учетом насущных потребностей каждого нуждающегося индивида как личности из средств, аккумулированных в административных управленческих структурах за счет республиканского и местного бюджетов.

Пути совершенствования социальной защиты населения:

1. Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения, предусматривающую удовлетворение, в определенной степени, как материальных, так и духовных потребностей отдельных граждан в плане учета не только их трудового стажа, но и различной профессиональной ориентации, связанной с утрачиваемой социальной значимостью, имеющей место в период плодотворной деятельности до пенсии.

2. Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия, исключающие практику частных предприятий выдачи значительной доли заработной платы работникам по найму, не отражаемой на основных ведомостях, подлежащих обложению по социальному налогу. Это даст возможность увеличить поступление средств в пенсионный страховой фонд в 2-3 раза.

3. Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня.

4. Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением.

5. Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [3, с. 286].

В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно- образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.

Существующую в Беларуси пенсионную систему «Работающий Платит за Пенсионера» (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Система несправедлива, неэффективна. Несправедлива, потому что разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию и национализирует выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы в случае смерти, потому что перераспределяет государственные ресурсы в пользу богатых и обеспеченных за счет бедных. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Потому что лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости и активизирует механизмы, разрушительные для института семьи и отношений между людьми. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.

Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение [16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общем можно сделать следующие выводы: для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения», социальная защита — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Прожиточный минимум, в целом по Республике Беларусь, предназначается для оценки уровня жизни населения [15].

В данной работе рассматривается забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

пенсии;

пособия по безработице;

пособия по болезни, инвалидности;

жилищные пособия;

пособия по получению образования;

мед. помощь;

гарантирование государством минимального уровня дохода [16].

Выявили, что к методам социальной защиты относятся социальная помощь как в денежной, так и в натуральной формах; социальное страхование; социальное попечительство; социальная поддержка; социальное обслуживание.

Функциями социальной защиты населения являются: экономическая; политическая; демографическая; социально-реабилитационная функция.

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

* обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи.

* обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

* защита гражданских и политических прав и свобод

* защита от политического преследования и административного произвола;

* создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

* защита граждан от преступных посягательств;

* создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

* создание благоприятного психологического климата в обществе в целом.

* обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни [4 с.226-227].

Изучили 2 основных механизма социальной защиты:

Обязательное страхование охватывает занятое население.

Социальная помощь подразумевает выплаты и услуги и другим категориям населения.

Определили пути совершенствования социальной защиты населения:

1. Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения

2. Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия.

3. Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня.

4. Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением.

5. Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [5, c 360].

Таким образом, социальная защита населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно-образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волгин Н.А. Социальная политика. — М.: Экзамен, 2008. — С. 736.

2. Законы Республики Беларусь в области социальной защиты населения и социальной политики // Электронный ресурс — Режим доступа: www/pravo — Режим доступа: 17.04.2009. — С. 56-59.

3. Каменков В., Черемисин П. Социальная защита: взносы и санкции // Директор. — 2005. — №9. — С. 286-291.

4. Макроэкономика. курс лекций А.С. Головочев, И.В. Головочева. Академия Управления при Президенте РБ, Минск, 2003.- С. 226-227.

5. Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — С 360.

6. Морозова А.П. /Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн.: ИСПИ,2000.- С.159.

7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. — С. 30.

8. Писарчик Л. Проблемы социального страхования в Беларуси // Директор. — 2004. — №7. — С. 9-13.

9. Сверж А.И. Система социальной защиты и необходимость ее реформирования // Финансы, учет, аудит. 2000. — №4.- С. 203-205.

10. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. — Мн.: Выш. шк., 2005. — С. 136-138.

11. Учебное пособие под редакцией Н.А. Горелова «Политика доходов и качество жизни населения» ЗАО Издательский дом «Питер», 2003. — С 10-15.

12. Щеткина М.А., первый заместитель Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь/Проблемы управления/Академия управления при Призиденте РБ/2009. — C. 15-17.

13. Экономическая теория. Общие основы: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006г. — C. 324-326.

14. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/ind:cators/svodn_2000-2008.php

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 — Размер бюджета прожиточного минимума в 2012 году в Беларуси

Период действия

В среднем на душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для студентов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей от 3 до 6 лет

Для детей до 3 лет

С 1 августа по 31 октября 2012

843 870

923 320

697 280

855 280

949 090

890 460

707 750

С 1 мая по 31 июля 2012

743 020

809 440

610 370

758 530

831 170

792 700

641 890

С 1 февраля по 30 апреля 2012

706 880

764 970

567 510

690 340

759 980

742 830

581 240

С 1 ноября 2011 по 31 января 2012

574 790

621 830

463 570

541 730

619 600

564 540

451 400

Таблица 2 — Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 августа 2012 г.

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

10 БПМ — 8 438 700 рублей.

Единовременное пособие на второго и последующих детей.

14 БПМ — 11 814 180 рублей.

Единовременная выплата при рождении близнецов.

2 БПМ на каждого из детей:

— на двоих 3 375 480 рублей;

— на троих 5 063 220 рублей.

Пособие молодой матери, ставшей на медицинский учет до 12-недельного срока беременности.

Выплачивается в размере БПМ (843 870 рублей).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Выплачивается в размере БПМ (843 870 рублей).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком старше 3 лет.

Выплачивается в размере 50% БПМ (421 935 рублей).

Размеры пособий одиноких матерей

Ежемесячное пособие одинокой матери на ребенка до полутора лет.

Выплачивается в размере 100% БПМ + 75% пособия (1 476 770 рубля).

Ежемесячное пособие одинокой матери на ребенка от 1,5 до 3 лет.

Выплачивается в размере 100% БПМ + 40% пособия (1 181 420 рублей).

Ежемесячное пособие одинокой матери по уходу за ребенком в возрасте старше 3 лет.

Выплачивается в размере 50% БПМ + 40% от пособия (590 710 рублей).

Размеры пособий по уходу за детьми инвалидами

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет

Выплачивается в размере 100% БПМ (843 870 руб.)

На детей инвалидов в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье

Ежемесячная надбавка к государственным пособиям составляет 40% соответствующего пособия (до 3-х лет — 337 550 руб., старше 3 лет — 168 770 руб.)

Размещено на