Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

Размещено на http://www.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты “научной организации учебной деятельности

1.1 Научная организация учебной деятельности: понятие, технологии, роль в деятельности студента

1.2 Пути научной организации учебной деятельности

2. Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

2.1 Общая характеристика и методы исследования проблемы

2.2 Исследование организации учебной деятельности в СГУПСе

3. Проект улучшение учебной деятельности в группе БУП — 311

3.1 Пути решения выявленных проблем

3.2 Мероприятия по совершенствовании организации учебной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования связана с социально-экономическими, политическими и общекультурными изменениями, происходящими в России, которые приводят к необходимости модернизации структуры и содержания высшего профессионального образования.

Ускорение темпов научно-технического прогресса приводит к снижению продолжительности «жизни» профессиональных знаний и умений, к их чрезвычайно быстрому моральному износу. Динамизм изменения производства, техники, технологии привел к тому, что важным критери-ем результативности профессионального образования рассматривается минимизация времени адаптации выпускника образовательного учреждения к изменяющимся профессиональным функциям, то есть повышение его профессиональной мобильности. Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные зна-ния в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное базо-вое фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми ус-ловиями.

Реализация основных направлений профессионального образова-ния возможна при условии внедрения научной организации труда в учебную деятельность студентов. Это обусловлено тем, что в учебной деятельности человек впервые открывается себе как субъект, и впер-вые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанный и целенаправленный характер. Учебная деятельность в этом смысле — это самоуправляемая деятельность студента, а активность — свойство этой деятельности. Научная организация учебной деятельно-сти есть управление активностью, т. е. ее мотивация, выбор, доведение до оптимального уровня и поддержание на этом уровне как свойства личности.

12 стр., 5977 слов

Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной ...

... овладения научными знаниями по дисциплинам: «Современная научная картина мира», «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности», « ... «Социальная экология» включен в систему учебных дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов социально- ... Профессиональные компетенции (ПК): быть способным к созданию социально - психологически благоприятной среды в социальных организациях ...

Цель исследование — Разработка мероприятий по совершенствовании организации учебной деятельности в СГУПС.

Задачи исследование:

А) Рассмотреть понятие, технологии, методы научной организации учебной деятельности;

Б) Провести анализ общей характеристики группы БУП-311;

В) Разработать рекомендации по решению выявленных проблем организации учебной деятельности студентов группы БУП-311.

Объектом исследование является научная организация учебной деятельности

Предмет исследование — процесс формирование научной организация учебной деятельности в группе БУП-311.

1 Теоретические аспекты «научной организации учебной деятельности»

1.1 Научная организация учебной деятельности: понятие, технологии, роль в деятельности студента

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, …такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [4, c. 97]

Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. [8, c.

7 стр., 3347 слов

Основы рациональной организации самостоятельной работы студента

... несколько раз превышает объем этого вида учебной деятельности студентов-очников. В связи с этим важность ... главным залогом успешной организации самостоятельной работы студента-заочника в межсессионный период является планирование учебной работы. Существуют ... лекций на базе рекомендованной учебной и дополнительной литературы; · изучение учебной, научной, методической, справочной литературы, в том ...

Учебный труд студентов, как и любой другой, требует новых, глубоко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Практика показывает, что при отсутствии такой организации учебной деятельности годы учебы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить подготовку современных специалистов высшей квалификации.

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования, а также самого понятия НОТ можно вывести следующее определение научной организации учебной деятельности студента: НОУДС — это целенаправленный и технологически обоснованный процесс совершенствования организации и самоорганизации учебного труда на основе изучения индивидуально-психологических свойств и качеств личности обучающегося, планирования и контроля гигиены умственного труда, а также достижений науки (физиологии, психологии, педагогики и др.) и техники, направленный на профессионально-личностное развитие, саморазвитие и самообразование будущего специалиста.

На мой взгляд, формирование научной организации учебной деятельности у студентов в значительной степени обусловлено его индивидуальными особенностями и направлено на целостное развитие его индивидуальных свойств. Поэтому в решении проблемы формирования научной организации учебной деятельности важное место занимают одновременные воздействия на все сферы человека (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, сферу саморегуляции).

Вот почему перед вузами стоит задача разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования, на формирование у обучающихся умений пользоваться активными методами познания и полученными знаниями.

Из вышеизложенного следует, что современный процесс обучения должен ориентироваться не на репродуктивные методы обучения, а на продуктивные, направленные на развитие творческого потенциала студента.

Таким образом, целенаправленность на результат и полнота его достижения являются важнейшими критериями оценки технологий и методик обучения в аспекте реализаций опережающего профессионального образования как составной части научной организации учебной деятельности студентов.

Полноценная профессиональная подготовка будущих специалистов невозможна без обеспечения личностно-деятельностного и практико-ориентированного подходов в обучении, которые возможно реализовать только в условиях научно обоснованной творческой учебной деятельности студентов.

На рисунке 1 представлена разработанная Берулава М.Н. структура научной организации учебной деятельности студентов в условиях реализации государственного образовательного стандарта.

Описание любого педагогического процесса связано в педагогике с понятием «технология». Специфика педагогической технологии научной организации учебной деятельности студентов вуза состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей — подготовки профессионально-компетентной, конкурентоспособной творческой личности. [1, c. 4]

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...

... среды для совместной деятельности студентов и педагогов в течение всего периода обучения; - развитие творческой ... организации поисковой творческой деятельности обучающихся по решению новых проблем, овладении обучаемыми методами научного познания, развитие и формировании мотивов творческой деятельности ... куратором основными трудностями, возникающие в учебно-воспитательном процессе, стали следующие: - ...

Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся (студентов).

Для решения задач профессионального образования эффективным будет применение технологий интенсивной активизации творческой деятельности.

Рисунок 1 — Структура НОУДС в условиях реализации государственного образовательного стандарта

Технология научной организации учебной деятельности студентов включает в себя все сущностные качества технологий, построенных на интенсивной активизации творческой деятельности, дополняя их следующими важнейшими особенностями:

а) в рамках данной технологии используются сложившиеся формы учебной деятельности как в контексте обучения, так и вне его, т. е. нет учебной деятельности как таковой, существуют определенные формы учебной деятельности, отличающиеся друг от друга типом способностей, на присвоение которых они направлены (учебно-познавательная, учебно-художественная, учебно-спортивная, учебно-техническая деятельность и др.);

б) в условиях приоритета самообразования данная технология концентрируется на процессе самообучения;

в) в условиях развития образовательно-информационной среды, интеллектуализации производственных технологий необходимо совершенствование технологий образования в направлении улучшения

формирования интеллектуальной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в вузе является организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС);

г) четвертая особенность — необходимость научной организации структурных компонентов учебной деятельности. На основе структурного подхода выделяют внешнюю и внутреннюю структурную организацию учебной деятельности, разрабатывают пути и способы (технология) формирования отдельных ее компонентов, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Как показывает анализ, подобная технология создает такую обучающую среду, при которой обучаемому не навязывается нормативное построение его деятельности, а в достаточно свободных условиях предоставляется возможность самому определять траекторию индивидуального развития.

Отдельно хочу выделить важность учебно-познавательную деятельность, которая осуществляется на каждом жизненном этапе человека, в различных видах деятельности и общественных отношений. Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практики. [8, c. 223]

Сущность новых требований к организации обучения в вузе состоит в создании условий, обеспечивающих последующую эффективную профессиональную деятельность с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний. Для реализации этих требований необходимо изменить подходы к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (СУПД) студентов, поскольку эффективная организация таковой способна не только создать условия для повышения качества обучения, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т.е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности.

21 стр., 10083 слов

Тема 1. Коррекционная ритмика как научная и учебная дисциплина. ...

... взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах (И.Н. Мусатов, Е.Ф. Рау, ... и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. ...

Учебно-познавательная деятельность включает следующие определение:

А) Познавательная мотивация — это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности, включающий аффективную и волевую сферу личности, переживание ею удовлетворения определенной потребности, связанной с познавательной деятельностью. [5, c. 26]

Б) Познавательная самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности. Т.И. Шамова выделяет три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента познавательной самостоятельности, которые в реальном процессе обучения расчленять можно лишь условно: мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Развитие познавательной самостоятельности можно диагностировать, если в процессе СУПД наблюдается положительная динамика всех трех компонентов: мотивационного — от любопытства через эпизодическое осознанное стремление познать новое к устойчивому стремлению к постоянной умственной деятельности; волевого, выражающегося в стремлении преодолевать познавательное затруднение; содержательно-операционного как системы ведущих знаний и способов учения (интеллектуальных, общих учебных навыков и специальных умений по предмету).

Самостоятельность при этом направленно развивается от репродуктивного уровня через частично-поисковый к исследовательскому.

В) Познавательная активность. Н.А. Половникова отмечает, что по характеру проявляемой учащимся активности можно судить об уровне сформированности его познавательной самостоятельности. Активность трактуется как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время. В работах Т.И. Шамовой выделяются три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий. Каждый уровень обусловлен индивидуальными особенностями обучаемых и соответствующими методами преподавания. Диагностировать сформированность определенного уровня самостоятельности и активности можно путем использования заданий, предполагающих копирующий, выборочно-воспроизводящий и творческий характер учебно-познавательной деятельности [7, с.145]

Г) Успеваемость — степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.

1.2 Пути научной организации учебной деятельности

Проблема научной организации труда развивалась параллельно с исследованиями в этой области на производстве и была связана с разработкой следующих вопросов: оптимизация планирования учебного процесса, оптимизация управления процессом обучения, оптимизация технического оснащения учебного процесса, оптимизация условий педагогического труда. В процессе современной профессиональной подготовки обучающиеся должны во все большей мере приобретать широкую профессионально-деятельностную компетентность, которая позволит им позднее, когда они уже овладеют той или иной профессией, самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать решение профессиональных задач, т.е. речь идет об опережающем профессиональном образовании. [2, c. 167] Реализация основных направлений опережающего профессионального образования возможна при условии внедрения научной организации труда в учебную деятельность студентов. Это обусловлено тем, что в учебной деятельности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанный и целенаправленный характер. Учебная деятельность в этом смысле — это самоуправляемая деятельность студента, а активность — свойство этой деятельности. Научная организация учебной деятельности есть управление активностью, т. е. ее мотивация, выбор, доведение до оптимального уровня и поддержание на этом уровне как свойства личности.

С целью формирования научной организации учебной деятельности у студентов Берулава М.Н. совместно с Горловой Е.Б. создали и экспериментально апробировали содержательную описательную модель. В процессе работы над моделью они опирались на следующие базовые понятия: научная организация учебной деятельности студентов, инновационные технологии обучения, опережающее профессиональное образование, развитие навыков самообразования у студентов, научно обоснованные способы формирования учебного труда студентов.

Разработанная ими модель имеет следующее графическое представление (см. рис. 1.2).

Рисунок 1.2 — Модель научной организации учебной деятельности студентов вуза

Как видно из модели, она включает в себя три этапа, четко связанных с временным промежутком обучения студентов в вузе.

Первый этап — адаптационный — связан с необходимостью приспособления к новым условиям обучения. В связи с этим роль преподавателя в процессе формирования научной организации учебной деятельности является определяющей, задающей алгоритм деятельности обучаемых. Это, в свою очередь, определяет использование традиционных технологий обучения, в рамках которых педагог выступает субъектом учебного процесса, а студент — объектом. На этом этапе формирования г НОУДС деятельность педагога состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность обучаемого — в выполнении действий по образцу. В целом можно сделать вывод, что ведущим подходом к обучению на этом этапе формирования НОУДС является репродуктивный. Отметим, что это вызвано объективными условиями: необходимостью заложить определенные основы для дальнейшего эффективного протекания процесса формирования НОУДС.

Второй этап — формирующий — связан с необходимостью перевода студентов на более высокий уровень самостоятельности по сравнению с предыдущим этапом. Отметим, что переход к большей самостоятельности не может быть быстрым, «резким», скачкообразным.

В связи с этим роль преподавателя в процессе формирования научной организации учебной деятельности становится сопровождающей, отслеживающей весь процесс. Это, в свою очередь, определяет ис-пользование не только традиционных технологий обучения, но и по-степенный переход к инновационным технологиям. Ведущим подходом к обучению на этом этапе формирования НОУДС является репродуктивный, переходящий в продуктивный, для которого характерно то, что деятельность педагога постепенно переходит от разработки и сообщения образца к постановке проблемы и показу пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия. При этом педагог показывает образцы научного познания, научного решения проблем. Деятельность обучаемого состоит уже не только в выполнении действий по образцу, но и в слежении за логикой решения проблемы, что влияет на формирование научного мышления. [1, c. 13]

Третий этап — итоговый — связан с переходом студентов на самый высокий уровень самостоятельности.

В связи с этим роль преподавателя в процессе формирования научной организации учебной деятельности становится координирующей. Это, в свою Очередь, определяет использование только инновационных технологий обучения, которые основываются исключительно на субъект-субъектных отношениях между преподавателем и студентами. [1, c. 17]

На этом этапе является важным переход к использованию в основном интерактивных и проблемных методов обучения и ограниченное применение объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов. На этом, заключительном, этапе у обучающихся происходит развитие таких общенаучных умений и навыков, как оценка и осмысливание результатов своих действий. Происходят изменения, связанные с интеллектуальной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной и предметно-практической сферами.

2. Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

2.1 Общая характеристика и методы исследования проблемы

Организационной базой, на основании которой выполнена курсовая работа, студенты 3 курса группы БУП-311, факультета Управление персоналом, СГУПС, г. Новосибирск.

Данная группа состоит из 21 человека вместе со старостой. Староста менялась только один раз, в начале первого курса, поскольку предыдущая была отчислена.

По половому составу можно отметить, что девушек ровно в два раза больше, чем парней, 7 человек мужского пола, 14 — женского. Соотношение представлено на гистограмме (Рисунок 2.1)

Рисунок 2.1 — Гистограмма полового состава группы БУП-311

Если касаться возрастного состава — средним возрастом членов группы является 21 год. 9 человека младше на год-два.

Рисунок 2.2 — Гистограмма возрастного состава группы БУП-311

Цель создания группы — учебная, задачи, которые перед собой ставит группа:

А) Получение высшего образования;

Б) Повышение уровня или приобретение профессиональных компетенций;

В) Самореализация.

Если смотреть показатели в динамке за 3 года (срок существования группы), можно сказать, что они постоянно меняются. Во-первых, количество членов группы резко сократилось. Основная причина — большое количество отчисленных и переведенных на заочную форму обучения. В 2013 году в группу перешли 4 человека с бывшей группы БУП-214.

Считается, что размер группы — малая группа (от 3 и более человек), что позволяет нам судить о том : группа больше настроена на сплоченность, так как в ней превалирует число «пар», но все же больше направлены на «Я», из-за разнородности и количества человек группы, больше вероятность конфликтов и несогласованность путей их разрешения, групповые(коллегиальные) решения принимаются редко, так как уже говорилось, что ориентация больше на себя, связи в группе размыты, из этого следует, что группа делится на подгруппы (примерно 4-5 людей в зависимости от неформальных лидеров в группе и ролей, которые в ней присутствуют).

Методами, которыми мы пользовались для исследования являются:

опрос (анкетирование);

наблюдение.

Опрос представляет способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам. Разновидностью опроса является анкетирование. Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый респонденту, возможность заполнения в одиночестве и анонимность.

Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях, описательный метод.

В рамках исследования использовался внутренний монито-ринг, предполагающий наблюдение за:

а) Познавательной мотивацией — в качестве опросника была выбрана Шкала оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова (см. прил. А).

Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

(см. таб. 2.1.)

Таблица 2.1 — Шкала оценки потребности в достижении.

Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

Сумма балов

2-9

10

11

12

13

14

16

17

18-19

Ключ к тесту — опроснику Орлова — ответы “да” на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы “нет” на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

б) познавательной самостоятельности;

в) познавательной активности;

г) успеваемости (в рамках промежуточного и итогового контроля).

2.2 Исследование организации учебной деятельности в СГУПСе

Результаты опроса по методике Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении» представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Динамика уровня мотивации в достижении Ю.М. Орлова

По результатам опросника видно, что у студентов группы БУП-311 преобладает средний уровень мотивации достижение — 55%. Обладатели низким уровнем потребности в достижении — 23%, высокого — 22%. Это обусловлено тем, что студенты с высшим уровнем мотивации по шкале Орлова стимулированы потребностью самоутвердиться, самореализоваться и отличаются особым оптимизмом.

Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:

настойчивостью в достижении своих целей

неудовлетворенностью достигнутым

постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше

склонностью сильно увлекаться работой

стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха

неспособностью плохо работать

потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел

готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.

У студентов с низким уровнем потребности достижения успеха преобладает мотивация избегание, объясняющий причину избегание ответственности, боязни перед сложных задач и проигрыша.

Но в основном в группе БУП-311 в большей степени учатся студенты со средним уровнем мотивацией достижения. Это можно объяснить тем, что в группе, как упоминалось выше, группа больше начинает стремится к сплоченности и совместной коллективной деятельности.

Уровень самостоятельности студентов был оценен нами в результате наблюдений за их работой во время контрольных и проверочных работ и самостоятельных работ (см. рис. 2.4)

Рисунок 2.4 — Динамика уровня самостоятельности

За время исследования наблюдалось неподготовленность к занятиям, неспособность работать самостоятельно в проверочных и самостоятельных работах, прокрастинация итоговых курсовых и контрольных работ и не сдача их вовремя.

Выполняя самостоятельную работу, студенты оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершают поисковую деятельность, чего можно сказать, судя по результатам наблюдений (см. рис. 2.4), не слишком активно наблюдались. Посещение библиотек, поиск дополнительных литератур, слишком активное участие на семинарских занятиях не проявлялось без сильного воздействия преподавателя на студентов во время учебной деятельности.

Рисунок 2.5. — Динамика уровня познавательной активности

Основой для оценки познавательной активности послужили присутствие таких признаки у студентов, как:

качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности,

в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Нельзя не почеркнуть жалование к преподавателю большинством студентов группы БУП-311 в случая, когда задается домашние или самостоятельные работы чуть больше нормы, которое принято в группе, не преобразуя это как цель к саморазвитию и получению больше знаний и превращая все это в наказание. Это и показывает очень низкий уровень познавательной активности, который предполагает инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний и проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

Таблица 2.2 — Динамика успеваемости за семестр, чел

Успеваемость, %

Контрольный срок

<50

50-70

70-90

Первый, чел

2

10

9

Второй, чел

3

8

10

Третий, чел

5

5

11

Рисунок 2.5 — Динамика успеваемости за семестр

Анализ результатов успеваемости за семестр показывает, что к концу семестра, т.е. к третьему контрольному сроку, наблюдается прирост количество студентов с высоким рейтингом. Это объясняется таким стимулирующим фактором, как приближение зачетной недели и экзаменационной сессии.

3. Проект улучшение учебной деятельности в группе БУП-311

3.1 Пути решения выявленных проблем

В результате проведенного исследования выбранными методами был выявлен ряд проблем:

А) Слабый уровень потребности и мотивации достижение успеха

Б) Низкие показатели познавательной самостоятельности

В) Познавательная активность слишком слабая

Мы предложим пути решения, выявленных в группе проблем:

А) При формировании мотивации достижения успеха используется два метода. Метод опосредованного воздействия, который включает в себя комплекс мер по коррекции мотивационной сферы у студента. И метод включенной коррекции — целенаправленная саморегуляция топологических особенностей мотивации учебной деятельности. Под топологическими особенностями понимается поведение студента в процессе учебной деятельности, внутри которой, возникают и изменяются его потребности (стремления, намерения…), имеющие определённую направленность, и характеризующие мотивацию поведения. Для коррекции мотивации разрабатываются и внедряются в практику блок-схемы педагогических воздействий. Одной из главных функций, которую должен выполнять преподаватель в своей деятельности — это организация совместной деятельности со своим учеником.

Для того, чтобы сформировать у учащихся устойчивую мотивацию достижения успеха, преподавателю или кафедре обязательно надо уделять внимание самоактуализации студента, его совершенствованию себя через обучение. учебный успеваемость студент

Б) Для улучшение познавательную самостоятельность необходимо в процессе учебы студентов постоянно проводить такие формы контроля самостоятельной работы, как:

1)решение задач, требующих обобщений, сравнения, выводов, а также структурного анализа явлений, уяснения структурно-системного единства и связи фактов; большое значение, при этом, имеют задачи, требующие не простой техники выполнения, а умения проследить за своей работой и оценить ее с точки зрения поставленной цели.

2)выполнение упражнений, предполагающих изменение ситуаций, нахождение закономерностей ряда явлений;

На занятиях преподавателю необходимо специально отводить время для привития навыков самостоятельной работы, наглядно показывая на конкретном материале, как нужно работать. Сформировать самостоятельность в познавательной деятельности возможно только при условии, если учащийся научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения.

Условия для формирование и развитие познавательной самостоятельности:

наличие цели и задания учителя;

наличие времени для его выполнения;

наличие результата в виде устных ответов, письменных, графических и других работ;

необходимость умственного напряжения;

обеспечение обучения учащихся творческому применению знаний и умению их добывать. [11, c. 257]

В) Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций.

Для развитие познавательной активности перед преподавателями должны стоять следующие задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы

Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения.

Поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента. [9, c. 12]

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

3.2 Мероприятия по совершенствовании организации учебной деятельности

Таблица 3.1 — Мероприятия по совершенствованию организации учебной деятельности

Проблема

Мероприятия

Ответственный за выполнение

1

2

3

1) Слабая мотивация достижения

1) Студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны преподавателя с целью создания условий повышения мотивации;

2) Вовлекать в творческую деятельность, в досуговые центры

3) Вся воспитательная деятельность в университете в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.

Преподаватель, Зав. кафедры

2) Необходимость в развитии познавательной самостоятельности

1) Осуществление дифференциации в обучении и применение коммуникативно-

Преподаватель, сам студент

ценностных технологий в обучении;

2) осуществлять поиск необходимой информации, что может оказать положительное влияние на познавательную самостоятельность и тем самым способствовать быстрому усвоению

материала;

3) объективно выявлять уровень освоения материала.

3) Недостаточная познавательная активность

1) Использование игровых технологий в образовательном процессе.

Например, интеллектуальная игра, которая наиболее полно воплощает в себе основные показатели активности: инициативность; энергичность, интенсивность, творчество.

Преподаватель

2) Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Выявлено, что в вузе преобладает традиционный подход к организации учебно-познавательной деятельности (транслирование знаний, умений и навыков).

Отмечается тенденция к приоритету самостоятельной работы студентов, расширению форм самоконтроля. Однако не учитывается слабая подготовленность к этому большинства студентов.

Заключение

Учебный труд студентов, как и любой другой, требует новых, глубо-ко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Прак-тика показывает, что при отсутствии такой организации учебной дея-тельности годы учебы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить подготовку современных специалистов высшей ква-лификации.

На основе новейших достижений психологии и современной педаго-гики высшей школы, изучения передовой практики вузов, а также соб-ственных наблюдений и опыта раскрывается целый комплекс проблем научной организации учебной деятельности студентов.

В процессе современной профессиональной подготовки обучающие-ся должны во все большей мере приобретать широкую профессионально-деятельностную компетентность, которая позволит им позднее, ког-да они уже овладеют той или иной профессией, самостоятельно плани-ровать, реализовывать и контролировать решение профессиональных задач, т.е. речь идет об опережающем профессиональном образовании.

Список использованных источников:

Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы развития личности студента в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 4.

Берулава М.Н. Основы современной педагогики — М., НОЦ РАО, 2004. -167 c.

Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 255 c.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990. -517 c.

Громова, Е.Н. Совершенствование процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков/ Е.Н. Громова. — Чебоксары, 2006. — 334 c.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., — 1981.- C 97.

Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961. — 324 с.

Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. 158 с.

Н. М. Епифанова Подготовка студентов-математиков педагогического университета к развитию познавательной активности учащихся — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2002. — 48 с.

Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.

Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях — М.: Мастерство, 2001. — 272 с

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1987. — 464 c.

Приложения А

Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

Мои близкие считают меня ленивым.

Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

Терпения во мне больше, чем способностей.

Мои родители слишком строго контролировали меня.

Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

Думаю, что я уверенный в себе человек.

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

Я усердный человек.

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей

Размещено на