АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ на примере ООШ № 28 с. Малоивановка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ……………………………….5

1.1. Адаптация ребенка к школьной жизни, как сфера его социальной адаптации……… …………………………………………………………..5

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………..8

1.3. Социально-педагогические аспекты школьной адаптации…………….14

Выводы по первой главе ………………………………………………………..18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ ……………………………………………19

2.1. Методы диагностики адаптации первоклассника к школе………………19

2.2. Изучение уровня адаптации первоклассников к школе ООШ № 28 с. Малоивановка……………………………………………………………………22

2.3. Практические рекомендации по преодолению трудностей адаптации первоклассника ………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Начальное образование — это первая и самая важная ступенька в образовании. Именно в данный жизненный период малыши получают свои первые знания об окружающем их мире, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, решают различные прикладные задачи. На этом же этапе начинает формироваться и развиваться личность и характер ребёнка.

Поступление в школу открывает для ребенка новый вид деятельности – учение. И если раньше ведущей деятельностью малыша была игра, то теперь к нему со стороны взрослых предъявляются новые требования. Важно не допустить на начальном этапе, когда проходит адаптация первоклассников, потери интереса и мотивации к учебе, ведь именно на этом будет строиться все дальнейшее обучение.

Психологи выделяют три важных периода, после которых будет проведена диагностика. Адаптация первоклассников к школе измеряется в конце первой недели, первого полугодия и учебного года. Только суммировав общие показатели, которые при этом будут получены, и проследив динамику, можно говорить о том, насколько успешно первоклассник адаптировался. Давно замечено, что меньше трудностей испытывают дети, посещавшие детский сад. Они уже имеют опыт нахождения в коллективе, умеют подчиняться взрослому и соблюдают определенные правила при общении со сверстниками. К этому необходимо прибавить и более-менее устойчивый иммунитет к детским инфекциям, что позволяет меньше пропускать занятий, а значит, уменьшает возможность отставания в школьной программе. Если же ребенок дошкольное детство провел дома, то вероятность того, что период адаптации будет проходить дольше и с большими проблемами, возрастает. Объясняется это не только тем, что родители ему чего-то не объяснили или плохо подготовили, а неумением общаться в детском коллективе и под руководством взрослого. Обычно эти дети чаще устают на занятиях, внимание их рассеянное, да и адаптация первоклассников проходит труднее.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные ... ответов и т.п. Эти при­емы дают положительный эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность ...

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе;

Объект исследования: проблема адаптации первоклассников к обучению в школе.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты адаптации первоклассника к школьной жизни;

— провести исследование уровня адаптации первоклассников к школьному исследованию на базе школы;

— разработать практические рекомендации педагогам и родителям первоклассников по преодолению адаптационного периода.

Во время выполнения курсовой работы нами использовались такие методы, как реферирование, анализ, анкетирование педагогической, методической и психологической литературы.

Базой исследования является ООШ № 28 с. Малоивановка.

Данная работа представляет собой, как теоретическую, так и практическую ценность. Материалы, предоставленные в данной работе, будут полезны студентам педагогических вузов и начинающим педагогам, также результаты исследований могут быть использованы в качестве лекционного и дополнительного материала при обучении студентов.

В ходе выполнения курсовой работы использовались научные труды таких авторов как Н.Г. Аверина, В.С. Леднев, И.П. Смирнов, Т.Г.Жарковская, также были использованы современные научно-методические статьи и журналы.

Курсовая работа состоит из двух логически связанных глав, содержит соответствующие выводы, заключения и рекомендации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1.1. Адаптация ребенка к школьной жизни, как сфера его социальной адаптации

Социальная адаптация – это процесс, в результате которого личность или социальная группа приспосабливается к постоянно изменяющейся социальной среде [2,с.86]. Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить. Попадая в определённую группу и выполняя установленные нормы данной группы, человек в процессе адаптации может быть почитаем и уважаем, но разрушая эти нормы, не подчиняясь им, может быть отвергнут группой. Каждый человек в той или иной степени зависит от людей, окружающих его, поэтому адаптация оказывает большое влияние на развитие человека как личности.

В обществе существуют установленные нормы и законы, выполнять которые обязан каждый. Но есть и неписаные законы и правила, присущие только для той или иной группы общества. Например, ребёнок, пойдя в детский сад, должен приспособиться к группе своих сверстников. Более серьёзные проблемы появляются у первоклассника, когда он не посещал детский сад, а сразу пошёл в школу. Человек обычно принадлежит одновременно нескольким социальным группам, и ему приходится соответствовать требованиям каждой из них. К примеру, взрослый в семье является главой семейства, а на работе – представителем какой-то профессии или должности. В каждой из социальных групп человеку приходится приспосабливаться к нормам и правилам, которые присущи каждой из них. Это означает, что адаптация – процесс постоянный.

25 стр., 12233 слов

Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе

... на этапе адаптации первоклассников к школе Заключение Список использованной литературы Приложение школьник обучение адаптация Введение Наша работа посвящена особенностям адаптации первоклассников к обучению в школе. Этому ... являться таковым на протяжении нескольких лет обучения в начальной школе. Ребенку необходимо научиться гармонично интегрировать свои переживания, нередко противоречивые стили ...

Итак, социальная адаптация — это естественное состояние индивида, проявляющееся в приспособлении к новой деятельности, к контактам, к ролям [6,с. 45]. Значение периода, когда ребенок идет в школу, выражается в возможности с наименьшими потерями подготовить его к непривычным условиям, коллективу одноклассников, взаимоотношениям с учителем, новым правилам и требованиям. От этого будет зависеть его отношение к школе, к учебе, и даже состояние здоровья.

Принятие новой роли достигается рядом условий, а именно:

— Развитие умения слушать и адекватно реагировать на действия педагога, анализировать, планировать свою деятельность и объективно оценивать результаты. Это поможет быстро и эффективно «влиться» в сложный образовательный процесс….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

10 стр., 4858 слов

Школа психологии и человеческих отношений 2

... Цель: Проанализировать возникновение, формирование и содержание школы психологии и человеческих отношений. Задачи: 1. рассмотреть особенности школы человеческих отношений, опираясь на исследования М. ... ограничивающейся чисто материальными элементами, а распространяющейся на этические нормы и психологию работников. В это время возникла потребность приведения масштаба административных структур ...

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

В первую очередь это связано с переменой социальной позиции ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена а основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

24 стр., 11675 слов

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...

... и проблем адаптации к школе детей с ЗПР. Объект исследования - адаптация к школе детей. Предмет исследования - особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Гипотеза исследования: уровень адаптации к школе будет выше у тех детей с ЗПР, ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2007.

2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2008. – 153с.

3. Амосов, В. В. Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста как средство социализации / В. В. Амосов // Новые исследования в психологии. — 2009. — № 2. — С. 6-8.

4. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : Избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева. — М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии : МОДЭК, 2006. — 386 с.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. 1989, №1.

6. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. — JI. : Наука, 2008. — 346 с.

7. Безруких, М. М. Адаптация первоклассников к учебным нагрузкам по динамике некоторых вегетативных показателей / М. М. Безруких, И. А. Лаптева, Т. С. Володенкова // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе : материалы симп. — М., 1977. — С. 66-67.

8. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Бович. – М., 2008. – 267с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2003. – 251 с.

10. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. — СПб.: Сфера, 2004. -158 с. : ил. — (Серия «Здоровье человека»).

11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном воз-расте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 2010.

12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 2007.

13. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. – 182с

14. Дрягалова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника в школе. Автореферат канд.дисс. Нижний Новгород. 2010.

15. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / Коган А.Б. – М.: Высшая школа, 2008.

16. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2008. – 265с.

17. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / Кулагина И.Ю. – 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2011.

19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Леонтьев А.Н. – М., 2001.

20. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / Лурия А.Р. – М.: Педагогика, 2004.

21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / Люблинская А.А. – М.:Просвещение, 2007.

22. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,2007. – 234с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... в учебно-воспитательном процессе, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др. В процессе изучения ... изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся ... -воспитательного процесса Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования 072500.62 Дизайн. ...

23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / Матюхина М.В. — М., 1984; Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 2008.

24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / Мухина В.С. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 456 с.

25. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2005. – 352с.

26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. . – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2003. – 208с.

27. Основы психофизиологии / под ред. Ю.И. Александрова. – М.: Инфра-М, 2007.

28. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 2008. – 321с.

29. Овчарова, Р.В. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М. : Физкультура и спорт, 2004. — 206 с.

30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта : пер. с фр. / Ж. Пиаже. — М. : Просвещение, 2009. — 659 с.

31. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

32. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив / Петровский А.А. – М., 2012.

33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М., 2004.

34. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер – 2008. – 652 с.: ил.

35. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. –Пермь, 2013.

36. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2011.

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2006.

38. Северцов, А. С. Введение в теорию эволюции : учеб. пособие для биол. спец. ун-тов / А. С. Северцов. — М. : Изд-во МГУ, 2001. — 317 с. : ил.

39. Селье, Г. На уровне целого организма : пер. с англ. / Г. Селье. — М. : Наука, 2002. — 122 с.

40. Селье, Г. Стресс без дистресса : пер. с англ. / Г.Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. — Рига : Виеда, 2002. — 109 с.

41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Талызина Н.Ф. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

42. Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. — Л. : Просвещение, 2007. — 266 с.

43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Эльконин Д.Б. – М., 2008.