Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
По предмету Теория и методика физического воспитания и спорта
Тема: «Влияние занятий баскетболом на физическое развитие детей подросткового возраста»
Выполнил: студент III курса 732 группы
специальности
«Физическое воспитание»
Овчинникова Юлия Николаевна
Руководитель: преподаватель
Ижевск, 2014
Введение
Баскетбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепление здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в баскетбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
Баскетбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми разнообразными движениями и технически-тактическими действиями. Современный баскетбол отличается сложностью и разнообразием технических приемов. Систематическое занятие баскетболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на будущих баскетболистов: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятие спортом способствует так же воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам и соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики.
Тематика практических занятий
... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ... нашего времени” М. Ю. Лермонтова // Зарубіжна література. – 2002. – № 12. – С. 12. Практическое занятие № 6 художественное мастерство н. В. Гоголя-реалиста в “петербургских повестях” (2 часа) ...
Занятие в секции баскетбола содействует как физическому, так и нравственному развитию детей и подростков. Занятия баскетболом дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечно сосудистой системы, нервной системы, повышать общую тренированность юного спортсмена. Командный характер игры и высокий техническо-тактический уровень современного баскетболиста предъявляет повышение требования ко всем сторонам психики воспитанников секции. Баскетбол воспитывает не только силу, быстроту и ловкость, но и мужество, волю к победе, чувства коллективизма.
Поэтому тема данного исследования актуальна и современна. Влияние баскетбола на физическое развитие подростков рассматривается во многих теоретических методичках, авторами: Холодов, Железняк, Лях и многие другие. Но новизна и актуальность данного исследования в том, что эта проблема рассматривается на примере конкретной школы и конкретного класса.
Цель:изучить влияние занятий баскетболом на физическое развитие детей подросткового возраста.
Объект: процесс физического развития детей подросткового возраста.
Предмет: влияние занятий баскетболом на физическое развитие детей подросткового возраста.
Гипотеза:влияние занятий баскетболом на физическое развитие детей подросткового возраста будет успешно, если баскетбол будет использоваться чаще в проведении уроков физической культуры.
Задачи:
- Изучит состояние проблемы влияния занятий баскетболом на физическое развитие подростков теоретических источниках.
- Выявить начальный уровень физического развития детей подросткового возраста для занятий баскетболом.
Методы: анализ отечественной литературы, педагогические наблюдения, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследования были проведены на базе общеобразовательной средней школы № 34 Устиновского района г.Ижевск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
Глава I теоритические подходы и основные понятия в изучении влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся подросткового возраста………………
1.1Психофизиологические особенности учащихся подросткового возраста.
1.2Научные и методические предпосылки влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся любого возраста……………………………..
1.3Особенности организации и методики проведения занятий баскетболом, влияющих на физическое развитие учащихся подросткового возраста…….
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………
Глава II экспериментальное выявления влияния занятий баскетболом на физическое развитие учашихся подросткового возраста…………………………………………………………………………………
2.1Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся подросткового возраста………………………………………………………………………………………
Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте
... Цель: анализ и описание особенностей формирования и развития интересов в подростковом возрасте. Объект: развитие личности в подростковом возрасте. Предмет: формирование и развитие интересов в подростковом возрасте. Задачи: 1.Уточнить сущность понятия "интерес", как составляющей ...
2.2Описание методики(диагностики) и ее проведение в рамках исследования………..
2.3Анализ и оценка результатов уровня влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся подросткового возраста………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………
Вывод по первой главе
Баскетбол, являясь популярным видом спорта среди детей и подростков, становится той средой, в которой развиваются не только здоровые и полезные привычки учащихся, где формируется здоровый образ жизни коллектива, но и становится теми условиями, где закладывается фундамент будущей личности спортсмена, с такими чертами характера, как сила воли, целеустремленность, уверенность в победе. В баскетболе формируются и специфические спортивные качества (скоростные, маневренные, технико-тактические ): умение подчинять личные интересы коллективным, взаимопомощь, уважение к партнерам и соперникам по игре, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, пунктуальность, спортивная этика.
Вместе с тем, формируя спортивные личные качества, учителю физической культуры следует учитывать особенности возраста, которые могут повлиять на результаты юных спортсменов. Если в младшем школьном возрасте учащиеся полностью подчиняются требованиям учителям физической культуры, то в подростковом школьном ученике все чаще присматриваются к своим сверстникам, берут пример с них. И тренеру надо использовать в первом случае свой личный пример и авторитет, а в подростковом школьном возрасте использовать групповое влияние и пример сверстника.
Таким образом, учителю физкультуры надо знать особенности данного вида спорта, использовать эти особенности в тренировочном процессе для того, чтобы добиться результатов. А так же учитывать особенности возраста учащихся, занимающихся данным видом спорта, чтобы развивать их индивидуальные и личностные качества и приобщить их к здоровому спорту.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
Приложение к курсовой работе
По дисциплине Теория и методика физического воспитания и спорта
Тема: «Влияние занятий баскетболом на физическое развитие детей подросткового возраста»
Выполнил: студент III курса 732 группы
специальности 050720
«Физическое воспитание»
Овчинникова Юлия Николаевна
Руководитель
Ижевск 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сопоставительный анализ понятия «физическое развитие»
№ |
источник |
автор |
определиние |
ст. |
1 |
Теория и методика физического воспитания и спорта — учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия» 2000 |
Ж.К. Холодов |
Физическое развитие-это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. |
7 |
2 |
http://ru.wikipedia.org |
— |
Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства |
— |
3 |
– ura.ru |
— |
Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. |
— |
4 |
http://medbooka.ru |
— |
Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. |
— |
5 |
http://xreferat.ru |
— |
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. |
— |
Вывод: в данной работе будет использовано определение понятия «физическое развитие», источником Теория и методика физического воспитания и спорта — учебное пособие, Москва, Издательский центр «Академия» 2000,так как определение более полное и обширное
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
Сопоставительный анализ понятия « в подростковый период»
№ |
источник |
автор |
определение |
ст |
1 |
Психология, учебное пособие, Москва, издательский центр «Академия» 2000 |
Дубровин |
Подростковый период — это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. |
— |
2 |
|
— |
Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. |
— |
3 |
http//dic.academic.ru |
— |
Подростковый период — период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. |
— |
4 |
http://vashpsixolog.ru |
— |
Подростковый период — период жизни между детством и взрослостью. |
— |
Вывод: таким образом, в данной работе будет использовано определение понятия « подростковый период», источником Психология, учебное пособие, Москва, издательский центр «Академия» 2000,так как определение более полное и обширное.
Глава I теоретические подходы и основные понятия в изучении влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся подросткового возраста.
1.1Психофизиологические особенности учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.
Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят по-разному, в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Психическое развитие происходит не равномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости» которая проявляется в изменения внешнего облика в соответствий с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчужденности от взрослых. Ярко выражено как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную точку зрения, независимость, права, так и ожидание от взрослых помощи, поддержки, доверия, важность их одобрения и оценок. Динамический характер развития то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период принимает активную форму с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт – с другой стороны, приводит к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым результатам. Все это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как в учебной деятельности подростка, так и в других сторонах его жизни. Центральное новообразование этого периода – становление уровня самосознания, «я-концепции».«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.Подростки – особая социально-психологическая группа, имеющая свои нормы, установки, формы поведения, которые образуют собственную подростковую субкультуру. Этот возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни человека, или периодам возрастных кризисов.Подростковый кризис наступает в 12—14 лет, а психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.Этот кризис, как и остальные, обусловлен внешними и внутренними факторами. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Симптомы кризиса зависимости противоположны:
чрезмерное послушание;
зависимость от старших или сильных;
регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Кризис подросткового возраста так же можно определить по отклоняющемуся поведению данной группы личностей. Отклонением в поведении подростков принято называть такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают взрослых. Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок-подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися отношениями со сверстниками в коллективе, неправильным отношением к нему со стороны родителей, товарищей по классу;
в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического типа;г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятость последними видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптации, смешением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
В итоге зарождаются чувство одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни, по отношению к взрослым, стремление к объединению в кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности, судьбы, интересов и склонностей.
Подростковый возраст это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма.Вследствие этого ряд авторов предлагает различать первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация – это собственно нормальное поведение, имеющее различные причины (стремление к реализации, которое почему-то не осуществляется в рамках нормального поведения).
Вторичная девиация – подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения. Но значимость для подростка принадлежности к неформальными группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями; его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существенную систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становиться основой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка часто оказываются противоречивыми.Исходя из целей и задач нашего исследования, мы выработали свое понимание термина «Девиантное поведение», отражающего его психологическую сущность. Девиантное поведение, по-нашему мнению – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступки и т.д. С одной стороны подросток нуждается в постоянном сопротивлении, для полноценного существования, и стремлении к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда представляет собой напряжение, а при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.
1.2Научные и методические предпосылки влияния занятий баскетболом на физическое развитие учащихся любого возраста
Развитие основных двигательных качеств у учащихся 12-14 лет строится на использовании изучаемых ими упражнений. Особое внимание
следует обращать на ловкость, быстроту, выносливость к умеренным
нагрузкам, так как от уровня их развития во многом зависит физическая работоспособность ребенка, результаты таких естественных движений, как бег, прыжки, метание. Недопустимо изучать технику движений без достаточного развития двигательных качеств. Спортивные игры, уровень их развития, может быть оценен только при выполнении двигательных действий, контрольных упражнений, тестов. Уровень владения техникой выполнения тех или иных упражнений в определенной мере способствует проявлению того или иного двигательного качества. Поэтому развитие двигательных качеств теснейшим образом связано с формированием двигательных навыков, закреплением и совершенствованием двигательных умений. Важнейшей стороной обучения двигательным действиям, является приведение в целесообразное соответствие мышечных усилий устранения излишней напряженности, умение в правильной последовательности чередовать фазы напряжения и расслабления, выделять активные моменты в приложении основных усилий. Большое значение для успешного развития физических качеств имеют возраст и пол школьников, занимающихся физкультурой и спортом. Главным содержанием занятий баскетболом должны быть движения, требующие проявления аэробной выносливости,- ходьба, бег. Кроме того, необходимо использовать упражнения для развития физических качеств. Сила-это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают собственно-силовые и скоростно-силовые способности. Сила проявляется в большей или в меньшей степени в любых движениях. Примерами высоких проявлений силы могут служить поднимание штанги, подтягивание на руках, лазание по канату, упражнения в парах на тренажерных устройствах. В физическом воспитании для развития качеств силы применяются упражнения с предметами (набивными мячами, гантелями), упражнения в преодолении сопротивления партнера, упражнения с упругими предметами(резинка, эспандер).
В 12-14 лет силу продолжают воспитывать у детей, как основу для развития быстроты и выносливости. Развитие скоростно-силовых качеств требует определенной осторожности. Используется динамические упражнения, не требующие длительного напряжения. Лучше применять упражнения в виде беговых и прыжковых заданий. Одновременно с воспитанием силы необходимо вырабатывать у детей способность расслаблять мышцы после их напряжения, не держать их в напряженном состоянии, когда они не участвуют в перемещении звеньев тела или в поддержании его положения. Сила характеризуется, как умеренными напряжениями в течение длительного времени, так и предельными напряжениями многих мышечных групп в относительно короткое время. Для развития силы часто используют подвижные, спортивные игры. Эмоциональная окраска заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения, как личной, так и командной победы. Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют элементарные и комплексные формы проявлений быстроты. Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты удается достигнуть положительных результатов при обучении. Развитию быстроты у детей в 12-14 лет способствует выполнение упражнений в постепенно ускоряющемся темпе, в заранее заданном и постоянном темпе, в максимально-быстром темпе с возможной частотой движений. Начальные упражнения для развития быстроты не должны создавать затруднений в работе сердечно-сосудистой системы. Они должны быть короткие по времени и сопровождаются упражнениями, успокаивающими дыхание. Кроме этих сторон развития быстроты необходимо развивать быстроту двигательной реакции, что в период занятий должно стать основным направлением. При развитии быстроты у детей решают две основные задачи : увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений. Быстрота реакции ребенка в очень большой степени зависит от типа его нервной системы, и являются качеством, наследуемым от родителей, но и его можно развивать с помощью соответствующих упражнений. С возрастом быстрота изменяется, причем в 12-14 лет при специальной тренировке быстрота развивается более интенсивно, чем у старшеклассников. Быстрота тесно связана с силой мышц, техникой гибкости и способностью к расслаблению, степенью волевого усилия занимающегося.Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями, перестраивать двигательную деятельность. Различают общую и специальную ловкость. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении сложных гимнастических упражнений, в спортивных играх, прыжках в высоту. Развитие ловкости у детей 11-12 лет имеет первостепенное значение. Воспитание ловкости связано с важным совершенствованием чувства пространства и времени. Вначале применяются простые гимнастические упражнение только для улучшения пространственной ориентации, но постепенно они усложняются. Для успешного развития ловкости необходимо использовать подвижные, спортивные игры. Они придают занятиям физической культурой эмоциональную окраску. Выносливость — способность человека выполнять какую-либо работу в заданном режиме возможно продолжительное время. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, специальную и силовую. Выносливость детей 9-13 лет развивают постепенным увеличением нагрузок. Организм ребенка постепенно приспосабливается к утомлению, приобретает способность выполнять движения продолжительное время быстрее восстанавливать силы. Нагрузка, которую выполняет занимающийся, регулируется продолжительностью и интенсивностью выполнения упражнений средней трудности. Выносливость к статическим усилиям наиболее быстро увеличивается в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что дети в этом возрасте более подвижны, чем старшеклассники. Под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Выносливостью является время, в течение которого возможно выполнение работы заданного характера и интенсивности. Для развития выносливости необходимо продолжительное время двигательного или иного воздействия на организм. Гибкость — это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Различают активную и пассивную гибкость. Ошибочно мнение, что младшие школьники обладают развитым от природы качеством гибкости. Развитие общей гибкости можно определить по способности в опорном положении на одной ноге совершать другой маховые движения по амплитуде во всех направлениях, по способности выполнять наклоны туловища к ноге, поставленной на опору (например, на гимнастическую скамейку) на уровень пояса. Необходимо развивать гибкость позвоночного столба, но не усердствовать в этом из-за значительного поясничного прогиба у детей. Крайне важно развивать эластичность мышц. Нагрузка должна быть равномерна на мышцах правой и левой руки. Важное условие успешного развития гибкости — систематичность использования специальных упражнений. Уровень развития физических качеств учащихся в период, когда происходят их возрастные изменения, естественно возрастает за счет изменения форм и функций организма. В процессе развития двигательного аппарата изменяется двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость, выносливость. Их развитие идет не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения к 12-14 годам достигает уровня взрослого. К этому времени достигает взрослого уровня и время простой двигательной реакции, которая обусловлена скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков 7-10 лет она выше чем у девочек, с 11-12 лет частота движений у девочек превышает этот показатель у мальчиков. До 12 лет завершается в основном развитие ловкости, которая связана со способностью детей осуществлять точные, координированные и быстрые движения. Следовательно, ловкость связана со способностью детей и подростков производить пространственно точные движения, также ловкость зависит от времени и быстроты решения сложных двигательных задач. Способность воспроизводить амплитуду движений до 40°-50° максимально увеличивается к 12 годам и после 13 лет практически не изменяется. Наибольший прирост силы наблюдается в среднем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10- 12 до 13 — 15 лет. У девочек прирост силы наблюдается несколько раньше, с 10 — 12 лет, у мальчиков с 13- 14. Тем не менее, мальчики, по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13- 14 лет. Развитие гибкости направленно на поддержание подвижности во всех суставах, так как к 13 годам наблюдается сокращение подвижности в суставах, уплотнение мышечной ткани и тоническое сопротивление мышц растягиванию, увеличению массы сухожилий. Применяются активные пассивные и статистические упражнения. Особенности развития нервно-мышечного аппарата, его высокая лабильность способствует развитию быстроты движений. У подростков скорость мышечных сокращений достигает максимума, поэтому целесообразно развивать у них динамическую силу и быстроту. Значительное место занимают скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание, спрыгивание и выпрямление в быстром темпе, переменные ускорения в беговых видах спорта. Скоростные упражнения сочетаются с упражнениями для расслабления мышц. Для развития выносливости применяется бег в равномерном переменном темпе до 2 километров. Формирование координационных механизмов движений заканчивается к подростковому возрасту, и все виды движений становятся доступными для мальчиков и девочек. Таким образом, развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет до подросткового возраста. Их совершенствование всегда тесно связано с развитием нервной системы. Большое значение для поддержания правильной осанки и формирования мышечного корсета имеет развитие силы мышц туловища, спины и живота. Скелет в этом возрасте отличается значительной эластичностью. Для развития силы мышц рекомендуется использовать общие развивающие упражнения с предметами, упражнения с само отягощением. Дети хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения Поэтому разумная организация физических упражнений, направленных на развитие физических качеств детей 12 — 14 лет будет способствовать не только физическому развитию, но и совершенствованию нервных процессов, повышению внимания, стимуляции психо–эмоционального фона, повышению функциональных возможностей физиологических систем детского организма
1.3 Особенности организации и методики проведения занятий баскетболом, влияющих на физическое развитие учащихся подросткового воз литература
1Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 57.
2 Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008. – с. 38.
3 Губа В., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. – М.: Олимпия Пресс, 2006. – с. 17.
4 Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – с. 127.
5 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).
– М.: Академия, 2009. – с. 109.
6 Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008. – с. 72.
7 Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2009. – с. 84.
8 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).
– М.: Академия, 2009. – с. 115.
9 Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Академия, 2008. – с. 84.
10 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009. – с. 127.
11 Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. – М.: Высшее образование, 2007. – с. 62.
12 Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский Спорт, 2007. – с. 74.
13 Психология спорта. Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007. – с. 63.
14 Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2007. – с. 27.
15 Слимейкер Р., Браунинг Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. – М.: Тулома, 2007. – с. 45.
16 Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. – с. 62.
17 Китаева М.В. Психология победы в спорте. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 41.
18 Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – с. 94.
19 Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. – с. 78.
20 Частные методики адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2009. – с. 41.
21 Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – с. 99.
22 Психология спорта. Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007. – с. 92.
23 Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – с. 101.