Культурная компетенция

14

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире активно происходит экономическая и политическая интеграция, развиваются средства массовой коммуникации, стало возможным свободное передвижение по странам и континентам. Всё это приводит к постоянным межкультурным контактам на самом разном уровне, к тесному соприкосновению различных культур. Поэтому особенно актуальными становятся проблемы устранения «культурного непонимания», улучшения межкультурного взаимодействия. В западном мире, особенно в США, ещё в середине ХХ века начали исследовать проблемы межкультурной коммуникации, проблемы повышения эффективности взаимодействия представителей различных культур, то есть проблемы межкультурной компетентности.

Социально-психологические аспекты межкультурной компетентности

В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, поскольку согласно официальной идеологии Советского Союза все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения, связанных с культурными различиями, у них просто не могло возникнуть. При этом с распадом СССР, с падением железного занавеса, с началом интеграции России в мировое сообщество разработка проблем межкультурной компетентности, как в теоретическом, так и в практическом направлении становится особенно актуальной.

Самое общее оп ределение межкультурной компетентности может звучать следующим образом: это способность человека эффективно общаться с представителями других культур, то есть достигать своих целей при общении и при всём этом соответствовать ожиданиям своих партнеров. Большинство исследователей подчеркивают важность категорий «эффективность» и «адекватность» (уместность) при оп ределении компетентности. Эффективность можно объяснить как достижение в общении поставленных целей, нужных результатов; адекватность — как отсутствие нарушений значимых правил, действующих в данном культурном контексте, и соответствие ожиданиям противоположной стороны. В структуре межкультурной компетентности целесообразно выделять четыре основных компонента: мотивационный, аффективный (эмоционально-личностный), когнитивный и поведенческий.

Вопрос о том, что является ключевым в понятии межкультурной компетентности: компетентность в общении или культурная специфика, можно назвать одним из основных. Существуют различные точки зрения по поводу того, нужно ли сначала изучать культурные различия, а затем их влияние на компетентность или же сначала исследовать саму компетентность в общении в рамках одной культуры. Таким образом, одной из важнейших проблем, как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики, является проблема разграничения общекультурной и культурно-специфической компетентности.

5 стр., 2137 слов

Социальные проблемы общения

... группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение ... одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, ...

Культурно-специфическая или этнокультурная компетентность — это способность эффективно взаимодействовать с представителями той или иной конкретной культуры. Общекультурная компетентность — это в принципе способность к взаимодействию с людьми, имеющими другие ценности, поведенческие коды. Таким образом, можно говорить о том, что общекультурная компетентность является как бы фундаментом, первой ступенью, на которую накладывается уже компетентность в отношении оп ределенной культуры или множества различных культур. Учитывая структуру межкультурной компетентности, рассмотренную выше, можно говорить о том, что мотивационный и аффективный блок относятся скорее к общекультурной компетентности, тогда как когнитивный и поведенческий — к культурно-специфической. Хотя, конечно, нужно учитывать, что подобное разделение достаточно условно. Представляется, что для развития культурно-специфической компетентности зачастую достаточно лишь дидактических способов обучения, в то время как для того, чтобы человек приобрел общекультурную компетентность, необходимы специальные, в первую очередь, тренинговые методы обучения. Отсюда можно сделать важные для практики выводы: можно предположить, что основная работа психологов и других специалистов должна быть направлена на развитие именно общекультурной компетентности.

Общекультурная компетентность является многокомпонентным образованием. Но существует точка зрения, что одной из основных составляющих общекультурной компетентности является межкультурная сензитивность — чувствительность к различиям между культурами, осознание возможности возникновения трудностей в межкультурном общении. Можно сделать несколько парадоксальный вывод, что более компетентным в межкультурном общении будет человек, который сам себя считает недостаточно компетентным в силу осознания отличий собственной культуры от других. Чувствительность к различиям настолько важна, что в некоторых концепциях межкультурная сензитивность рассматривается как отдельный конструкт, заменяя собой межкультурную компетентность. Такова, например, достаточно известная в нашей стране теория Милтона Беннетта. При этом всё же более целесообразным предполагается рассмотрение межкультурной сензитивности как одного из важнейших факторов общей компетентности во взаимодействии с представителями других культур. Таких взглядов придерживаются американские исследователи Г. Чен и В. Староста, которые используют метафору «зонта»: межкультурная компетентность, по их мнению, объединяет межкультурную сензитивность, осведомленность и навыки взаимодействия с представителями конкретных культур.

Рассматривая межкультурную сензитивность как фактор общекультурной компетентности, представляется важным исследовать вопрос соотношения общекультурной и культурно-специфической компетентности и успешности межкультурного общения. Цель проводимого нами сегодня исследования — выявление связи между уровнем общекультурной компетентности и культурно-специфической компетентности и уровнем адаптированности в инокультурной среде. Отслеживание этих корреляций позволило бы понять, насколько способны к эффективному межкультурному общению люди, в разной степени обладающие общекультурной компетентностью, но поставленные в условия необходимости постоянного общения с представителями другой культуры, например, иностранные студенты в России. Поэтому в качестве выборки к исследованию привлекаются китайские студенты московских ВУЗов.

3 стр., 1331 слов

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

... нервных процессов – обеспечение реализации психической деятельности. - особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых) - темперамент, черты характера. Способности существуют в скрытом, нереализованном ... возможности. Способность – возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свойство или состояние делать что-либо, индивидуальные данные, обуславливающие предрасположенность к какой-либо ...

Предполагается, что данное исследование поможет сделать вывод о наиболее эффективных методах подготовки к межкультурному общению и развития межкультурной компетентности.

Особенности восприятия эмоционального состояния собеседника в разных культурах

Универсальность эмоциональных состояний человека была доказана во многих исследованиях, однако существуют оп ределённые культурные различия в проявлении и оценке этих состояний. Прежде всего, это происходит за счёт того, что культура нормирует эти процессы — поскольку культура суть некоторая совокупность норм и ценностей. В исследованиях Г.Хофстеде было показано, что любую культуру можно описать по 4 параметрам: индивидуализм-коллективизм, дистанция от власти, толерантность к неоп ределённости, маскулинность-феминность, и, следовательно, представить как область на четырёхмерном пространстве. При общении представителей двух разных культур возникает проблема социальной перцепции эмоциональных состояний одного индивида другим и наоборот. Иными словами, исследовательский интерес представляет вопрос о том, насколько точно представитель одной культуры воспринимает эмоциональные состояния представителя другой культуры в процессе общения. Мы предполагаем, что на процесс межличностного восприятия эмоциональных состояний у представителей двух различных культур будет также оказывать влияние уровень эмоционального интеллекта собеседников. Тем самым интересным представляется вопрос о том, что в большей степени обусловливает восприятие эмоциональных состояний — параметры культуры или эмоциональный интеллект.

Можно выделить следующие процессы, сопровождающие восприятие эмоциональных состояний собеседника в случае принадлежности его к другой культуре: категоризация по дихотомии свой/чужой, т.е. оп ределение, принадлежит ли собеседник к той же культуре или он представитель другой культуры; в результате которой могут проявиться эффекты установки и ореола; взаимодействие когнитивной и эмоциональной сфер личности, проявляющееся в: 1) ожидании и предугадывании эмоциональной реакции собеседника; 2) построении своего поведения таким образом, чтобы произошла ожидаемая и предугадываемая реакция; 3) получении/восприятии эмоционально окрашенной обратной связи от собеседника; 4) перестроении поведения/установок/когниций на её основе.

При этом можно предполагать и совершенно противоположную ситуацию, когда на восприятие эмоциональных состояний влияет исключительно категоризация по дихотомии свой/чужой, а именно — на восприятие эмоций будет влиять реальная или воображаемая принадлежность собеседника к какой-нибудь группе, к которой принадлежит и «воспринимающий субъект». (Например, если собеседник к референтной группе воспринимающего субъекта, то этот собеседник будет категоризоваться как свой, и, соответственно, это повысит точность восприятия его эмоций.) В таком случае можно сказать, что процесс категоризации, при всём этом по самому общему, «грубому», основанию происходящий при восприятии эмоциональных состояний собеседника приобретает оп ределяющую роль. В этом случае остальные факторы (конкретная культура, к которой принадлежит собеседник, а также уровень эмоционального интеллекта воспринимающего) имеют по отношению к выше обозначенной категоризации вторичное значение.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... рис.2). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может с наибольшими основаниями рассматриваться как фундаментальная. Рис 2. ... (рис.1). Левая часть рисунка изображает наиболее фундаментальный аспект интеллекта, именуемый нами биологическим интеллектом. Он служит физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой ...

На степень точности восприятия эмоционального состояния собеседника влияет принадлежность его к категории «своих» или «чужих», и первоначально восприятие направлено на категоризацию собеседника.

Не существует прямой зависимости между степенью точности восприятия эмоций собеседника и «дистанцией» между культурами, оп ределяемой по 4 параметрам (индивидуализм/коллективизм, дистанция от власти, устойчивость к неоп ределенности, маскулинность/феминность).

Измерение параметров культуры — измерение индивидуализма-коллективизма; дистанции от власти; отношения к неоп ределённости; феминности-маскулинности, что будет являться координатами культуры в 4-х-мерном психологическом пространстве.

Измерение параметров эмоционального интеллекта — понимание своих эмоций, понимание эмоций Другого.

Измерение собственно процессов восприятия — степень точности восприятия эмоционального состояния как некоторой количественной характеристики.

Выборка — студенты московских вузов, девушки и юноши в равном соотношении. Измеряются параметры культуры и уровень эмоционального интеллекта (методики Г.Хофстеде, Г.Триандиса, С.Бэм, Д.Люсина).

Формируются под выборки респондентов: 1)с высокими показателями эмоционального интеллекта; 2)с низкими показателями эмоционального интеллекта; 3)сообразно тем или иным параметрам культуры.

На основе атласов эмоциональной экспрессии (FACES) испытуемым в индивидуальном порядке предъявляются фотографии представителей «других культур», переживающих сильные эмоции, при всём этом половине испытуемых предъявляются фотографии в ситуации, которая задаёт, что воспринимаемый представитель «другой культуры» «свой» (является студентом того же факультета), а половине — в ситуации, которая задаёт, что он «чужой» (является максимально «далеким» по своей профессиональной деятельности).

Испытуемые отвечают на ряд вопросов, касающихся изображенных на фотографиях людей (оп ределяют эмоциональное состояние, его возможные причины и следствия и пр.).

Сравнивается точность ответов в ситуации, когда изображён «свой», и в ситуации, когда изображён «чужой».

Подсчитываются корреляции между характером культуры и точностью восприятия, а также уровнем эмоционального интеллекта и точностью восприятия.

Шкала межнациональной толерантности: опыт исследования и возможности применения

Проблема межнациональной толерантности на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых острых, что обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в современном российском обществе, продолжающимися межэтническими конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политических целей, ростом национального экстремизма.

7 стр., 3257 слов

Традиции и особенности Японии

... Социальная регуляция поведения в Японии Особенности японского образа жизни во многом открываются через понимание регуляции поведения, сложившейся в японской культуре. Религиозная традиция нам ключ к пониманию ... иностранцы могут только восхищаться. Повышенная восприимчивость к красоте сделала японцев чрезвычайно эмоциональными. Им свойственно смотреть на все с точки зрения личного переживания даже ...

Представленные материалы основаны на результатах исследования, полученных в ходе опроса учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и студентов вузов в четырех регионах: Москва, Московская область (г. Истра), Томск, Ставрополь. Общее число опрошенных — 758 человек. Этот опрос был проведен сотрудниками Центра социологии образования РАО в 2006 году.

В ходе наших предыдущих социологических исследований была разработана шкала по измерению толерантных/интолерантных установок в сфере межнациональных отношений. В шкалу межнациональной толерантности (далее шкала МНТ) были включены конкретные вопросы, отобранные в результате специально проведенного факторного анализа ответов респондентов (1429 учащихся) на широкий круг вопросов, которые касаются сферы межнациональных отношений. Сами вопросы были сориентированы относительно различных содержательных кон текстов: фиксация особенностей эмоционального отношения к собственной национальной идентичности, характеристика социальной дистанции к представителям других национальностей (барьеры), проявление толерантных/интолерантных установок на идеологическом уровне (армия, образование, культурные традиции), отношение к межнациональным конфликтам, эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальностей. Для каждого респондента или группы респондентов можно посчитать индекс толерантности/интолерантности по формуле, которая суммирует разные варианты ответов.

Подчеркнем, что шкала МНТ подтвердила свою содержательную валидность на примере сопоставления ответов подростков-представителей различных неформальных групп (скинхедов, футбольных фанатов и толкиенистов), а также на примере корреляционного анализа шкалы МНТ с личностными характеристиками .

Обозначим некоторые возможности применения шкалы межнациональной толерантности.

Специальный интерес представляет возможность применения шкалы МНТ для фиксации особенностей проявления толерантных/интолерантных установок в различных регионах и среди разных групп учащейся молодежи. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, полученные результаты.

Результаты показывают, что студенты в целом склонны к более толерантным установкам в сфере межнациональных отношений по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. При этом региональные особенности также имеют принципиальное значение. Если в Москве и Томске школьники (мальчики и девочки) склонны к проявлению толерантных установок в сфере межнациональных отношений, то в Ставрополе и Московской области картина противоположна, в этих регионах доминируют интолерантные позиции.

Этнокультурные особенности вербальных и невербальных компонентов коммуникации

Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношении, влияющий на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Выразительные движения неразрывно связаны с деятельностью и общением, так как экспрессивное поведение — это не просто внешнее сопровождение психических процессов, эмоций, а форма их проявления и существования, зависящая от ограничений, накладываемых культурой. Порой эти ограничения настолько жесткие, что они существенно затрудняют взаимодействие между представителями разных культур, даже при достаточной компетентности во владении вербальным кодом, языком.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс ... интереса к разговору; - скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние; - положение (сидя ...

Как отмечает С.Е. Ренчинова, нравственность человека буряты считали мерилом его человеческой сущности, «социализации и общественного бытия», стержнем других личностных качеств. В течение всей многовековой истории ими выработана целая система нравственного воспитания, реализуемая с первых дней жизни ребенка, а ее составной частью являются народные обычаи, обряды и традиции, возникшие и совершенствующиеся под благотворным влиянием буддийской религии. Тем самым признается роль религии на этнокультурные стереотипы поведения людей. Важно где они происходили: в моно- или полиэтнической среде. Что касается идентичности или детерминированной национальной культурой психологии, то она сама может служить почвой, на которой формируются специфические черты духовного облика членов национальной общности, их поведения и образа жизни. Более того, особенности национальной идентичности обнаруживают себя именно в деятельности, поведении, поступках людей.

Кроме того, достаточно важным для обоснования этнопсихологических особенностей является ранее не затронутый фактор микросреды, в частности, семьи, анализ современного состояния которой подтверждает необходимость экспрессивной регламентации внутри семейного взаимодействия. В современной семье нередко отвергаются нормы почтительного отношения младших к старшим, снизился уровень воспитания культуры сдержанных эмоций при общении родителей с детьми, весьма произвольной становится экспрессия супругов, не всегда адекватна эмоциональная реакция детей на оценки взрослых, являющаяся объектом изучения психологов (Н.М.Трунова).

Анализируя этнокультурные особенности бурят, необходимо отметить следующие особенности. Во-первых, в связи с буддийской культурой традиции социального поведения отражены в контроле и ярко выраженной регламентации деятельности каждого члена общества, особенно ребенка, вплоть до его морального облика. Что обусловлено актуальными стереотипами общинного поведения и мышления («коллективизм»), находящими свое отражение в родовых отношениях, в которых признается главенство, необходимость уважения старших рода и семьи и даже в оп ределенной степени подчинения, послушания им, независимо от возраста.

Заключение

Таким образом, культуры могут отличаться, помимо прочего, и правилами «культурного поведения», свойственного той или иной этнокультуры. Иными словами, под влиянием социально-психологических факторов, среди которых можно назвать: микросреду — семью, ближайшее окружение и макросреду, коллектив, социальное окружение, важно проследить специфику психологии семейного воспитания у русских и бурят в контексте влияния этнокультурных особенностей. Именно обычаи и традиции бурятского народа, национальные особенности народной педагогики, формировавшиеся веками под влиянием буддийской религии, транслирующей развитие сочувствия, сострадания и запрет не только на выражение, но и чувствование негативных эмоций. Такое знание, на наш взгляд, способствует взаимопониманию и продуктивному взаимодействию не только в условиях быта, семьи, но и шире — но и в межнациональном общении.

4 стр., 1875 слов

Психология национальной идентичности 2

... национальную государственность. Пример тому – СНГ. Ростэтнической идентичности может привести к кровопролитным войнам. Если настолько важно осознание человеком своейпринадлежности к определённому народу, поиски его особенностей ... ориентированные на предков и традиции, этнолог Маргарет Мидназвала постфигуративными. ... группами оказались межпоколенные общности –семья и этнос. Этническая идентичность ...

Список литературы

1. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: Привет, 2004.

2. Chen G., Starosta W. The Development and Validation of the Intercultural Communication Sensitivity Scale // Human Communication, 3, 1-15. 2008.

3. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Исследование и применение. Харьков, 2007

4. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб, 2006

5. Мацумото Д. Психология и культура. СПб, 2003

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2007

7. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье //Психология семьи. — Самара: Издат. дом «Бахрах-М»., 2007.

8. Крысько В.Г.Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций/ В.Г.Крысько.- М.: Издательство «Экзамен», 2008.

9. Бал ханов И.Г. Двуязычие в социокультурной инновации и социализации. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Р.И. Пшеничниковой. — Улан-Удэ, Изд-й полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2008.

10. Ренчинова С.Е. Народные традиции бурят в нравственном воспитании личности. Культура народов Сибири: традиции и современность. / Под ред. Пшеничниковой Р.И. — Улан-Удэ, Изд-ский полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2007.

11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Аспект Пресс, 2009.