Коррекционная работа со старшими школьниками

Возможны следующие отклонения от хода конструктив­ного развития в период ранней юности:

диффузия идентичности: кратковременная или длитель­ная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в со­стоянии завершить психосоциальное самоопределение, избе­гают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в извест­ной степени оправдывающую их поведение;

диффузия времени: нарушение чувства времени, про­являющееся двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одно­временно и очень, молодым, и старым как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх или желание смерти;

застой в работе: нарушение естественной работоспо­собности, в большинстве случаев сопровождающееся диф­фузией идентичности. В этом случае молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответст­вующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. У них вновь приобретают акту­альность инфантильные цели и фантазии;

отрицательная идентичность: отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональ­ные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.).

Более утонченная форма — выбор отри­цательной идентичности, т. е. ориентация на образцы, роли или свойства, которые окружающими расцениваются как нежелательные или опасные (Ремшмидт X., 1994).

Вышеописан­ные отклонения по боль­шей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами антисоциального пове­дения.

Психолог оказывается тем Человеком, в профессиональную ком­петенцию которого должны входить и раннее распознава­ние соответствующего неблагополучия, и возможная про­филактика.

Аддиктивное поведение

Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для опи­сания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, ког­да еще не сформировалась физическая зависимость.

2 стр., 959 слов

разностороннее развитие личности как ключевую цель образования.

... развитие личности как ключевая цель образования» Цель исследования – теоретически изучить разностороннее развитие личности как ключевую цель образования. Объект исследования – процесс образования. Предмет исследования – разностороннее развитие личности как ключевая цель образования. Достижение цели ...

Во всем мире не­изменно растет число молодых людей с аддиктивным пове­дением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. Поэтому практические психологи должны уделять этой проблеме большое внимание.

Как показали исследования, прием различных психо­активных веществ юношами, по существу, представляет собой попытку «самолечения» психологи­ческого неблагополучия, однако в результате это только подрывает психическое здоровье молодого человека. При этом происходит задержка развития социальных и трудо­вых навыков, представления подростков и юношей о мо­ральных нормах остаются стереотипными и недоразвиты­ми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к осо­бому существу, на которое не распространяются общие законы, растет количество суицидов.

Для ведения эффективной психопрофилактической работы, психолог прежде всего должен понять, в чем суть того психологического неблагополучия, от которого хочет уйти подросток или юноша, каковы мотивы употребления алкого­ля или токсикоманических веществ.

Можно выделить определенные закономер­ности развития личности, факторы, в частности семейные, ведущие к формированию аддиктивного поведения.

Среди них: во-первых, наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями; во-вторых, большую частоту перенесенных детских инфекций; в-тре­тьих, распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).

Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более харак­терны случаи задержек психического развития в детстве, что служит неблагоприятной почвой для возникновения инфантилизма в подростковом и юношеском возрастах.

Причины возникновения нарушений поведения: отставание в уче­бе, негативная оценка способностей учителями и ученика­ми, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требования родителей соответствовать их представлениям — с другой, создают выраженное психичес­кое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребенок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пы­тается снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.

В работе с такими юношами психологу важно учитывать мотивы аддиктивного поведения. Несмотря на то, что боль­шинство юношей с аддиктивным поведением стремятся ис­пытать эйфорию, приводящие к этому причины различны. Для тех, кто употребляет токсикоманические вещества, субъ­ективно более значима мотивация, связанная с редукцией эмоционального напряжения («После вдыхания клея мне было безразлично, что творится вокруг», «Я забывал о ссо­рах с родителями и неприятностях в школе», «Я хотел изба­виться от плохого настроения»).

Для юношей, упот­ребляющих алкоголь, более характерна мотивация, связан­ная с гиперактивацией поведения. Прием алкоголя одним облегчает общение, помогает преодолеть замкнутость, при­дает чувство уверенности в своих возможностях; другим — дает возможность продемонстрировать свои способности, блеснуть «сексуальными подвигами».

18 стр., 8700 слов

Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением

... 1. Особенности девиантного поведения подростков. 1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология ... поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. ...

Для подростков и юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, т. е. те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца.

Отсутствие мотивов, выходящих за пределы ближайшего будущего, отсутствие способности планировать свое будущее приводит к возникновению дефицита резервной мотивации, а это влечет за собой ощущение скуки, увеличивает уязвимость к стрессу, что ком­пенсируется созданием иллюзорного мира с помощью пси­хоактивных веществ.

Изучение мотивационной сферы подростков и юно­шей с аддиктивным поведением показало, что многие по­требности у них блокированы: потреб­ность в достижении, в безопасности, во временной перспективе и т. д.

Если принять во внимание тот факт, что эти потребности закладываются до­статочно рано и становятся актуальными уже к 7 годам, то становится очевидным, что сохранение их блокировки в подростковом, а тем более в юношеском возрасте свидетельствует о значительном эмоциональном неблагополучии, в первую очередь — в семье.

Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне негармоничных. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологически- ми проблемами родителей, как «неразвитость родительских -Я чувств», «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств», «проекция женских качеств», игнорирование потребностей подростков.

У родителей подростков и юношей, склонных к употреблению алкоголя, нередко проявляется и такая психологическая проблема, как «предпочтение в подростке детских качеств», способствующая типу неправильного воспитания в виде «потворствующей гипопротекции». Таким образом, если юношу, употребляющего токсикоманические вещества, родители своим отвержением по сути, выталкивали из семьи, то юноша, употребляющий алкоголь, сам пыта­ется избавиться от отношения родителей, не соответствую­щего его возрастным потребностям.

Психологический анализ показывает, что существует прямая зависимость между высоким удельным весом не­правильного семейного воспитания (по типу «эмоциональ­ного отвержения» особенно из-за такой проблемы родите­лей, как «проекция нежелаемых качеств») и количеством юношей с неустойчивой акцентуацией характера и сужен­ной временной перспективой.

Длительная фиксация роди­телей на негативных чертах личности ребенка ведет к фор­мированию низкой самооценки, неустойчивости. На фор­мирование «инфантильной» временной перспективы в первую очередь влияют недостаточный уровень и качество общения, ограниченность обсуждаемых с ребенком в семье тем. Воспитание по типу «эмоционального отвержения» ведет также к фрустрации такой важной потребности, как потребность в безопасности.

16 стр., 7850 слов

Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности ...

... подростков и юношей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач коррекции поведения ... поведения личности в юности не менее актуальна. В связи с этим в данной работе перед нами стоит цель изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей. ...

Таким образом, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фик­сации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее, низкой фрустрационной толерантности.

Психоак­тивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный характер, или эйфорию с измене­нием сознания, являются своеобразной формой психологи­ческой защиты, в какой-то мере компенсирующей подрост­ку или юноше дефицит родительского тепла, создавая ил­люзию переноса в «детский мир радостей».

С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в соче­тании с работой с родителями.

Групповая психотерапия должна решать следующие задачи: повышение самооцен­ки, тренировка механизмов совладения с патогенными воз­действиями, приходящимися на место наименьшего сопро­тивления, увеличение чувства ответственности за свое поведение, поиск путей для семейной реадаптации, рас­ширение временной перспективы, разрушение инфантиль­ной психологической защиты.

Психотерапия оказывается более эффективной, если соблюдаются следующие условия отбора в психотерапевтическую группу:

— способность подростка/юноши сформулировать основную жалобу, проблему;

— наличие мотивации для изменения существующих отношений, характера, проблем, форм специфического поведения;

— учет критерия парности однотипных акцентуа­ций характера.

Количество подростков/юношей в такой группе не должно превышать 10 человек при наличии двух (желательно разнополых) психотерапевтов. Более эффек­тивны закрытые группы.

В работе с семьей следует выделить два основных этапа:

— на первом усилия целесообразно направлять на налажива­ние контакта и создание надежды на исправление поведе­ния;

— на втором при желании сотрудничать с врачом — на изменение аффективного фона семьи.

Практика показыва­ет, что труднее всего преодолеть у родителей такую психо­логическую проблему, как «неразвитость родительских чувств», что часто приводит к отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и юноши, даже в случае успешного участия в групповой психотерапии, вновь возвращаются к экспериментированию с психоак­тивными веществами.

Необходимо отметить, что проведение психокоррекционной работы с подростками и юношами, которые характеризуются аддиктивным поведени­ем, требует очень высокой квалификации психолога, пси­хотерапевта, в противном случае результаты могут быть от­рицательными. Наибольшей будет польза психолога в профилактике аддиктивного поведения, которую целесообразно начинать как можно раньше.

Юношеская сексуальность

Существует обширная научная литература по вопросам подростковой и юношеской сексуальности (Кон И. С, 1988), еще больше популярной литературы на эту тему. Однако проблемы, связанные с половым развитием, формировани­ем половой роли (половой идентичности), с сексуальными проявлениями в предпубертатном, пубертатном и следую­щим за этим периодом взросления, с различными формами отклонений от нормального хода развития половой ориен-тации и т. п., остаются одними из самых нере­шенных.

8 стр., 3742 слов

ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ)

... Цель исследования: разработать лекцию по психологическому просвещению для родителей подростков. Задачи исследования: · Дать общую характеристику психологическому просвещению; ... подростков» Часть 2………...….45 2.6 Лекция на тему: «Соотношение акцентуаций характера и сексуального поведения в ... тему: «Особенности половой любви»…………………………30 2.4 Лекция на тему: «Сексуальная жизнь у подростков» Часть 1……………37 ...

У современных старшеклассников заметно повысился интерес к проблемам секса, что, волнует и взрослых — родителей, педагогов, медиков прежде всего из-за снижения возраста первых сексуаль­ных контактов.

Раннее начало половой жизни в обыденном сознании ассоциируется с различными отрицательными явлениями — плохой успеваемостью, преступностью, алкоголизмом, нерв­но-психическими расстройствами и т. п. Существует ста­тистика, в известной мере эту связь подтверждающая.

В последние тридцать лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Зафикси­рованы следующие основные тенденции:

1. Сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса. Отношение к самоудовле­творению и гомосексуализму стало гораздо терпимее, по­ловая жизнь начинается раньше и редко сочетается со страхом и ощущением вины; добрачные и внебрачные сексу­альные связи считаются само собой разумеющимися.

2. Юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство. Добрачные сексуальные отноше­ния больше не рассматриваются как обещание и обязатель­ство вступить в брак. Молодые люди придают большое зна­чение продолжительности и надежности таких связей. Со­здаются устойчивые пары, которые, впрочем, могут сменяться новыми.

3. Представители обоих полов, разных социальных сло­ев, городская и сельская молодежь все меньше отличаются друг от друга своим поведением. И юноши, и девушки все раньше и чаще вступают в половые отношения и чаще ме­няют сексуальных партнеров.

Итак, отношение моло­дых людей к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой об­ласти, разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте.

Но эти «упрощение» и «облегчение» отношения к сексу у юношей и девушек создают новые проблемы. Ска­жем, проблема формирования у некоторых молодых людей гомосексуальной ориентации просто видоизменяется, но отнюдь не исчезает из-за того, что в целом отношение к гомосексуализму становится терпимее. Упрощение отно­шения к ранним сексуальным связям обостряет такие про­блемы, как ранняя беременность, рождение детей у слиш­ком молодых матерей, еще обучающихся в школе и т. п.

Американ­ские ученые обследовали значительную выборку американских подростков 12—18 лет по восьми автономным параметрам биологического, внутриличностного, межлич­ностного и социокультурного аспектов развития:

1) вовле­ченность в свидания и сексуальная активность;

2) принятие себя, самоуважение;

3) феминистские полоролевые установ­ки;

13 стр., 6212 слов

Гендерные особенности межличностных отношений подростков

... изучить гендерные особенности межличностных отношений подростков. Объект исследования - межличностные отношения подростков. Предмет исследования - гендерные особенности межличностных отношений. Задачи исследования: .        ... раскрыл картину влияния "социальной психики" на поведение людей и отношения между ними. Определяя предмет своего исследования, Бехтерев ...

4) девиантная среда общения;

5) значение свиданий и сексуальной жизни, какие субъективные потребности они удовлетворяют;

6) коммуникативные трудности разнополо­го общения, недостаток сексуальной компетентности;

7) напряженные жизненные события и ситуации;

8) сексуаль­но-активная среда общения.

В результате оказалось, что сексуальное поведение подростков и юношей (фактор 1 непо­средственно зависит только от фактора 5), т. е. от того, на­сколько важное и какое именно субъективное значение ему придается (см.: Кон И. С, 1988, с. 203).

Этот вывод принципиально важен, поскольку говорит о том, что именно помощь психолога, ориентированного на субъ­ективное отношение молодого человека к проблеме, на его мо­тивацию, может иметь первостепенное значение.

Часто в вопросах, связанных с юношеской сексуальностью, люди бывают склонны апел­лировать либо к биологии (слишком напряженное сексу­альное влечение и т. п.), либо к отрицательному социально­му влиянию («у него вся семья такая», «на нее так влияют подружки» и т. п.)

Из­вестный американский рок-музыкант Ди Снайдер ( «Курс выживания для подростков») проанализировал возможные мотивы вступления молодых девушек в сексуальные отношения:

Причина 1. Чтобы чувствовать себя менее одинокой или стать популярной. Поскольку такие девушки вступают в сексуальные отношения из ложных по­буждений, то их партнеры так­же руководствуются соображениями ложными, и девушки, спасающиеся сексом от одиночества, потом чувствуют себя еще более одинокими и, что хуже всего, использованными.

Причина 2. Чтобы продемонстрировать свою незави­симость от родителей. А половая жизнь, в которую вступают, руководствуясь чувством враждебнос­ти, не приносит никакого удовольствия и радости.

ПРИЧИНА 3. Подсознательный крик о помощи. Девушки пытаются утвердить свое «я» через секс только потому, что очень неуверенны, они чувствуют себя неза­щищенными, хотят таким образом подчеркнуть свою привлекательность. Мужчины пытаются подтвердить свое мужское начало, женщины — доказать всему миру и самим себе, что они желанны, что их могут любить.

ПРИЧИНА 4. Чтобы удержать любовь. Секс — важная часть любых отно­шений, но это не может быть единственным основанием для того, чтобы быть вместе. Парень, который угрожает разрывом, если девушка с ним «на это» не пойдет, на самом деле интересуется вовсе не ею, он интересуется исключительно сек­сом. Это для него — спорт.

ПРИЧИНА 5. Потому что «все это делают». Давлению сверстников сопротивляться трудно. На подростков по этой части оказывается такое давление, что некоторые вступают в сексуальные отношения, только чтобы выполнить свой «долг».

Перечисленные причины не исчерпывают всех возможных оснований, или мотивов, лежащих за ранним вступлением в половые связи. Пси­холог должен понять, какой мотив лежит за той или иной формой сексуального поведения девушки или юноши, и уже затем думать о том, как помочь ей, или ему, или их родителям в осознании проблемы, в изменении субъек­тивного отношения к ней.

7 стр., 3226 слов

Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного ...

... ситуацию клиента. Вот пример гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей. Такое может быть, когда мать, испытывая досаду ... 22]. Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на ...

Психологические факторы имеют решающее значение и при оценке такого типичного явления подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. По данным разных исследователей, ею занимаются от 70—90% подрост­ков и юношей до 30—60% девушек.

Подростковая и юношеская мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздра­жение гениталий и т. д.), но в то же время она стимулиру­ется и психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свою половую потенцию и т. п.

Как известно, сегодня существуют различ­ные отношения к мастурбации — от однозначно отрицатель­ной оценки «рукоблудия», до признания ее большой полезности. Например, А. М. Свядощ пишет, что «умеренная мастурбация в юно­шеском возрасте обычно носит характер саморегуляции по­ловой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной» (Свядощ А. М., 1974).

И. С. Кон приводит данные разных авторов, свиде­тельствующие о том, что больше всего мастурбантов среди сексуально здоровых и, наоборот, больше всего никогда не мастурбировавших — среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами потенции; у женщин, занимавшихся мастур­бацией до начала половой жизни, аноргазмия встречается втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших.

Какую бы точку зрения в этом вопросе ни занял практический психо­лог, необходимо учитывать, что оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что половое удовлетворение замыкается на самого субъекта, исключая такой важнейший компонент взрослой сексуальности, как комму­никация. Мастурбация закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то грязном и низменном и может тормозить вступление в более слож­ные и проблематичные гетеросексуальные отношения.

Пытаясь бороться с «дурной привычкой», юноша обычно, как миллионы людей до него терпит поражение. Это вызывает у него сомне­ние в ценности собственной личности, особенно волевых качеств, снижает самоуважение. Это не только доставляет неприятные переживания, но иногда способствует развитию невротических реак­ций.

По мнению И. С. Кона, тревожить должен не сам факт мастурбации а превращение мастурба­ции в навязчивость, вредно влияющую на самочувствие и поведение старшеклассника.

Значительно продуктивнее вместо того, чтобы втолковывать подростку или юноше, как плохо быть онанистом, что только увеличивает его тревогу, помочь ему улучшить его коммуникативные способности, занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь ка­кой-то интересной деятельностью.

Очень сложную проблему юношеской сексуальности представляют гомоэротические чувства и контакты. Это может быть одной из сторон сексуального экспериментирования в процессе поиска своей половой идентичности, но чаще эта проблема носит пограничный с медициной характер. Исследования И. С. Кона (1988), А. М. Свядоща (1974), содержат достаточное количест­во сведений по данному вопросу.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Подростковая делинквентность Особо пристальный интерес в ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая ...

Проблемой этого возраста является обретение половой идентичности. Более того, последствия несформированности, спутанности половой идентичности про­являются, как правило, значительно позднее. В более сложных случаях следствием могут быть гомосексуальная ори­ентация и другие серьезные отклонения.

Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:

— половые роли родителей, семейные установки и ка­чество отношений родителей с ребенком. Отрицательно могут сказываться: несчастная юность, пренебреже­ние к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесни­ками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;

— личностные особенности. Отрицательно влияют: чрез­мерная интроверсия, аскетическое поведение (пубертатная аскеза), слишком сильные интеллектуализация и иденти­фикация с одним из родителей;

— неблагоприятными факторами являются также физи­ческие недостатки, изоляция от группы из-за недостатка со­циальных способностей или из-за принадлежности к отвер­женному меньшинству.

Безусловно, помощь практического психолога в реше­нии юношей/девушкой сложной задачи формирования половой идентичности заключается в проведении индивидуальной беседы или групповых тренинговых занятий.

Психо­лог может помочь старшеклассникам получить необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания. (Снайдер Д., 1995; Стоппард М., 1991).

Важно — чтобы психолог был таким человеком, к которому школьник мог обратиться со столь интим­ными вопросами, как вопросы, связанные с сексом.

Асоциальное поведение

Целе­сообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы).

Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицатель­ное девиантное поведение, в свою очередь, может быть раз­делено:

— на аморальное (человек совершает поступки, проти­воречащие нормам морали);

— противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного);

— преступное, или криминальное (когда чело­век преступает нормы уголовного законодательства).

В зарубежной психологии в последнее время избегают употребления термина «девиантное поведение» и предпочитают говорить о так называемом проблемном пове­дении.

Проблемное поведение подразделяют на интернализованное (направленное на себя) и экстернализованное (на­правленное на других).

Тогда асоциальное поведение ока­зывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.

В отечественной психологии истоки девиантного пове­дения и соответственно правонарушений подростков и юношей принято искать в трудновоспитуемости и педаго­гической или социально-культурной запущенности.

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом ...

... теоретических подходов изученить гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Реализация цели теоретического исследования предполагает постановку и разрешение ряда ... с целью обоснования необходимости данной традиции для исследования проблемы полоролевого поведения личности в социальной психологии. - Предпринять сравнительный анализ гендерных особенностей ...

Трудновоспитуемость как невосприимчивость к положительно­му социальному опыту является следствием педагогичес­кой запущенности, которую определяют как длительное, неблагоприятное для развития состояние личности ребен­ка, связанное с недостаточным, противоречивым или нега­тивным воздействием микросреды, преломленным через внутренние условия.

Существуют следующие стадии развития асоциального поведения {Невский И. А., 1990):

— неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);

— порицаемое поведение (связанное с более система­тическим осуждением со стороны воспитателей);

— девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);

— делинквентное (предпреступное) поведение;

— преступное поведение;

— деструктивное поведение.

Перво­источником антиобщественного поведения выступает со­вокупность объективных и субъективных факторов, де­терминирующих неприспособленность юно­шей к конкретным условиям социально-полезной деятельности (их дезадаптацию).

Дезадаптация влечет от­чуждение несовершеннолетних от социально-позитивных связей и отношений и вызывает десоциализацию его личности. «Десоциализация неразрывно свя­зана с деморализацией личности, первоначальным выра­жением которой является трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации личности лежит в основе соответствующих форм антиобщественного поведения» (Миллер А. И., 1985).

Влияние делинквентности подростка на его судьбу неоднозначно: многочисленные статистические данные говорят о том, что средняя делинквентность у боль­шинства подростков с возрастом прекращается.

Попытка выяснить субъективное значение конкретного поступка привела к следующим интересным выводам: во-первых, многие действия, рассматриваемые как криминальные, на самом деле являются отражением стремления к необычным ситуациям, приключениям и представляют собой нормальные игровые ситуации; во-вторых, подростки с помощью криминальных действий пытаются решить некоторые проблемы — например, завоевать признание в школе, в-третьих, большая часть действий, определяемых как криминальные, есть нормальный опыт в рамках процесса по­знания, испытания границ дозволенного и недозволенно­го (Мяло К. Г., 1991).

— потребность в престиже, в самоуважении (у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12- 13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законо­послушных сверстников;

— потребность в риске;

— наличие так называемых искусственных потребностей;

— эмоциональная неустойчивость;

— агрессивность;

— наличие акцентуации характера (к «группе риска» от­носят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоцио­нально-лабильную акцентуации);

— отклонения в психическом развитии;

— низкое самоуважение;

— неадекватная самооценка и др.

Каждый из этих факторов, в свою очередь, требует объ­яснения истоков происхождения. К примеру, И. Ю. Борисов предлагает теорию «гедонистического риска», определяя его как «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуали­зация потребностей достигается путем создания опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций». Целью «гедо­нистического риска» является получение чрезвычайно силь­ных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности. Это объясняет многие формы отклоняющегося поведения — особенно те, которые кажутся «немотивированными»

Ю. Е. Алешина и Е. В. Лекторская, изучая процесс ус­воения половой роли, пришли к выводу о том, что много­численные проявления отклоняющегося поведения подрост­ков мужского пола связаны со сложностями становления половой идентичности, маскулинности. Сущест­вование в нашем обществе «жесткого» набора качеств, входящих в сте­реотип «настоящего мужчины», засилье женщин в воспи­тательном процессе и т. п., — все это приводит мо­лодого человека к поиску альтернативных сфер проявле­ния мужественности — уходу в асоциальное поведение.

Таким образом, каким бы «испорченным» или жестоким ни казалось со стороны отклоняющееся поведение подростков и юно­шей, оно практически всегда выполняет важную функцию для самого подростка — способствует (конечно, в извра­щенной форме) его самореализации.

Такой подход к проблеме девиантного поведения несо­вершеннолетних значительно отличается от господствовавшего у нас педагогического подхода, который видит источник отклонений в поведении юноши в его деморализации, в системе сложившихся анти­общественных установок.

Ис­точник такого поведения состоит в деформации глубинных пси­хологических структур, либо в ограничениях ресурсов — внешних, если ситуация не способна обеспечить необхо­димые средства, и внутренних, если юноша не знает, что преследуемая им цель может быть до­стигнута социально приемлемым путем.

Обсуждение смысла «ужас­ного» поступка с юношей, его совершив­шим, является мощным средством переформирования, «рефрейминга» тех когнитивных рамок, в которых он при­вык видеть себя постоянным источником своих и чужих несчастий.

Для психолога полезно и знание социаль­ных факторов, которые могут приводить к правонарушени­ям у несовершеннолетних. К микросоциальным факторам обычно относят три ос­новные сферы жизнедеятельности подростка: семью, шко­лу и референтную группу сверстников (иногда говорят о «группе досуга»).

В сфере семейного воспитания психологи указывают на возможные неблагоприятные последствия таких сти­лей воспитания, как гипер- и гипоопека. Причем, гипер­опека оказывается особенно опасной для подростков с неустойчивым типом акцентуации характера с истероидными и гипертимными чертами, а гипоопека — для шизоид­ного и эмоционально-лабильного типов.

Существуют два «фрустрационных» типа делинквентности — агрессивно-защитный и оппозицион­ный. Первый формируется в об­становке эмоционального отвержения в семье, а второй — при воспитании по типу «кумира семьи».

Агрессивно-защитный тип делинквентности характери­зует юношей, отличающихся особенно труд­ным, агрессивным характером. Они являются дезорганизаторами дисциплины в школе, склонны к грубым хулиганским вы­ходкам, к ранней алкоголизации. Это связано с отвержением ребенка в семье, которое проявляется в различных формах: от затаенного, не осознаваемого самими родителями неприятия до открытой враждебности и в крайних случаях до жестокого обраще­ния с ними. Часто это происходит в недружной семье, пол­ной конфликтов.

Постоянное нервное напряжение, необходимость защи­щаться от обид, наносимых старшими членами семьи, фор­мирует агрессивно-защитную установку. В такой атмосфе­ре стимулируется развитие эгоизма, грубости, недоброжелательности. Позиция «один против всех», постоянная готовность к самозащите фиксируется и сохраняется за пределами се­мьи, мешая установлению контактов с людьми. Перенося опыт семей­ных взаимоотношений за пределы семьи, подросток своим поведением создает конфликтные отношения с людьми, его начинают отвергать, считая злым, эгоистичным, упрямым.

Переживание обиды и несправедливости дает моральное право подростку или юноше считать себя хорошим, а других — плохими. Мысль о том, что причи­на всех бед лежит в нем самом, не допускается в сознание. Самооценка юно­ши характеризуется регидностыо: сформи­ровавшись в детстве под влиянием отвержения со стороны окружающих, она начинает оказывать существенное влия­ние на его поведение в последующие годы. Возникающее несоответствие между реальным опытом и «Я-концепцией» приводит к дезорганизации личности, к фрустрационному состоянию: молодой человек постоянно ощущает неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, он несчас­тен, одинок, обижен. В результате он начинает с враждебностью относиться к среде, которая пренебрегла им, и тяготеть к таким же «отверженным» делинквентным сверстникам, у которых находит, наконец, признание и одобрение своего поведения.

Для формирования агрессивно-защитного типа делинквентности недостаточно одного не­правильного воспитания, а нужен определенный консти­туциональный фон, каким является акцентуация характера эпилептоидного, истероэпилептоидного или шизоэпилептоидного типа, поскольку фиксации агрессив­но-защитной установки способствуют такие качества эпилептоидной психики, как торпидность, склонность к за­стреваниям, чрезмерный эгоизм.

Коррекционная работа с подростками и юношами с аг­рессивно-защитным типом делинквентности представляет значительные трудности. Се­мейная психотерапия эффективна в более раннем возрасте, когда агрессивно-защитная установка еще не зафиксирова­лась как поведенческий стереотип. Психотерапия может сводиться к разъяснению родителям того, какую роль они играют в формировании самооценки ребенка, к осо­знанию ими своих эмоциональных проблем, к признанию необходимости их решения не за счет ребенка, а путем реконструкции внутрисемейных отношений. Родители должны признать необ­ходимость учитывать интересы ребенка, его право на при­знание, заботу, эмоциональную теплоту.

В подростковом и юношеском возрасте наилучшие ре­зультаты обнаруживаются при групповой личностно-ориентированной психотерапии {Карвасарский Б. Д., 1985).

Формированию мотивации к групповой психотерапии спо­собствует обсуждение с подростками и юношами результа­тов психологического обследования, анализ информации об их характерологических и личностных осо­бенностях (Патохарактерологический диагностический опросник Яич­ко А. К.).

В процессе групповой психотерапии юноша должен осознать деструктивный характер своего поведения, привести свою самооценку в соответствие с реальным опы­том, с тем, как его воспринимают и оценивают окружаю­щие. Реализация этих целей возможна при ус­ловии соблюдения психотерапевтической «триады Роджер­са»: безусловного принятия пациента, эмпатического от­ношения к нему и конгруэнтности.

Безусловное принятие пациента подразумевает не одобрение его деструктивного, дезадаптивного поведения, а признание его права на выра­жение своих чувств, переживаний без риска потерять ува­жение психотерапевта.

Недирективный стиль руководства особенно показан в подростковых и юношеских психоте­рапевтических группах. В этом возрасте ярко выражена реак­ция эмансипации, и любое давление со стороны психоте­рапевта может вызвать протестное поведение. Позиция «старшего товарища», настроенность на «юношескую вол­ну» являются наиболее адекватными в работе с трудными подростками и юношами.

Оппозиционный тип делинквентности наблюдается, как правило, при воспитании по типу «кумира семьи». Сле­пая родительская любовь, постоянное восхищение ребен­ком, удовлетворение любых его капризов, снисходитель­ное отношения к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях.

Искаженные представления о социаль­ных отношениях, полученные в семье, приходят к резко­му столкновению с реальными отношениями, когда ре­бенок выходит за рамки «тепличной атмосферы» своей семьи. Притязания таких подростков и юношей оказы­ваются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. Учителей об­виняют в предвзятости, занижении отметок, недооценке способностей и т. п.

К одноклассникам такие учащиеся относятся как к соперникам, постоянно стремятся выде­литься, показать себя, командовать. Не удовлетворив сво­их амбиций, они стремятся реабилитировать себя «ори­гинальностью» суждений, демонстративным отвержени­ем общепринятых ценностей, неконформным поведением. В конечном счете, начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваться в компании «трудных». Основную массу в этой группе составляют акцен­туированные и психопатические личности истероидного типа.

У некоторых инфантильных, эмоционально-лабильных, истероидных юношей фрустрационное состо­яние может быть вызвано трудностями, связанными с про­цессом эмансипации. Стремление к независимости от ро­дителей сочетается у них с притязаниями на их безраздель­ную любовь, внимание и заботу. Это приводит часто к психо­логическому конфликту, который разрешается инфантиль­но окрашенным оппозиционным поведением. Суицидаль­ный шантаж, делинквентные проступки, прием наркоти­ков — эти и другие формы нарушения поведения являются в подобных случаях протестными реакциями подростка (юноши) в ответ на жесткий диктат родителей и преследу­ют цель обратить их внимание на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.

В ходе коррекционной работы с юноша­ми, характеризующимися оппозиционным типом делинквентности, необходимо объяснить подростку иррациональ­ный характер его поведения, показать, что выбранный им способ достижения цели является неэффективным и вызы­вает лишь негативное отношение у окружающих. При патологической реакции эмансипации эффективной бывает работа с семьей. Родителям необходимо разъяснить психо­логические особенности подросткового, юношеского воз­растов, неизбежность процесса «психологического отлуче­ния».

Полезна также групповая личностно-ориентированная психотерапия. В процессе группового взаимо­действия благодаря оптимальному соотношению конфрон­тации и поддержки чувство обиды, уверенность в неспра­ведливости оценок, отношения со стороны других людей — весь этот комплекс психологической защиты, ограждаю­щий от болезненных для личности переживаний и позво­ляющий сохранять удовлетворяющую самооценку, посте­пенно редуцируется. В результате юноши с оппозиционным типом поведения постепенно отказываются от необоснованных претензий и начинают осознавать, что трудности во взаимоотношениях с окружающими кро­ются в них самих.

Если перейти от отрицательных влияний семьи к та­ким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то можно сказать, что недостатка­ми воспитательного процесса в школе считаются обычно так называемые дидактогении (изменения в психике уче­ника под влиянием ошибок учителя) — результат психо­логической безграмотности и непроработанности лич­ностных проблем учителей.

К не­гативным воздействиям референтной группы причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное время­препровождение и др.

Сейчас появляется все больше исследований влияния макросоциальных факторов, существующих в обществе идеологических, экономических тенденций на психоло­гию подростков и юношей.