Возможны следующие отклонения от хода конструктивного развития в период ранней юности:
— диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение, избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;
— диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очень, молодым, и старым как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх или желание смерти;
— застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности. В этом случае молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. У них вновь приобретают актуальность инфантильные цели и фантазии;
— отрицательная идентичность: отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.).
Более утонченная форма — выбор отрицательной идентичности, т. е. ориентация на образцы, роли или свойства, которые окружающими расцениваются как нежелательные или опасные (Ремшмидт X., 1994).
Вышеописанные отклонения по большей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами антисоциального поведения.
Психолог оказывается тем Человеком, в профессиональную компетенцию которого должны входить и раннее распознавание соответствующего неблагополучия, и возможная профилактика.
Аддиктивное поведение
Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.
разностороннее развитие личности как ключевую цель образования.
... развитие личности как ключевая цель образования» Цель исследования – теоретически изучить разностороннее развитие личности как ключевую цель образования. Объект исследования – процесс образования. Предмет исследования – разностороннее развитие личности как ключевая цель образования. Достижение цели ...
Во всем мире неизменно растет число молодых людей с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению. Поэтому практические психологи должны уделять этой проблеме большое внимание.
Как показали исследования, прием различных психоактивных веществ юношами, по существу, представляет собой попытку «самолечения» психологического неблагополучия, однако в результате это только подрывает психическое здоровье молодого человека. При этом происходит задержка развития социальных и трудовых навыков, представления подростков и юношей о моральных нормах остаются стереотипными и недоразвитыми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к особому существу, на которое не распространяются общие законы, растет количество суицидов.
Для ведения эффективной психопрофилактической работы, психолог прежде всего должен понять, в чем суть того психологического неблагополучия, от которого хочет уйти подросток или юноша, каковы мотивы употребления алкоголя или токсикоманических веществ.
Можно выделить определенные закономерности развития личности, факторы, в частности семейные, ведущие к формированию аддиктивного поведения.
Среди них: во-первых, наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями; во-вторых, большую частоту перенесенных детских инфекций; в-третьих, распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).
Для юношей, употребляющих токсикоманические вещества, более характерны случаи задержек психического развития в детстве, что служит неблагоприятной почвой для возникновения инфантилизма в подростковом и юношеском возрастах.
Причины возникновения нарушений поведения: отставание в учебе, негативная оценка способностей учителями и учениками, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требования родителей соответствовать их представлениям — с другой, создают выраженное психическое напряжение, служат источником фрустрации; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребенок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пытается снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.
В работе с такими юношами психологу важно учитывать мотивы аддиктивного поведения. Несмотря на то, что большинство юношей с аддиктивным поведением стремятся испытать эйфорию, приводящие к этому причины различны. Для тех, кто употребляет токсикоманические вещества, субъективно более значима мотивация, связанная с редукцией эмоционального напряжения («После вдыхания клея мне было безразлично, что творится вокруг», «Я забывал о ссорах с родителями и неприятностях в школе», «Я хотел избавиться от плохого настроения»).
Для юношей, употребляющих алкоголь, более характерна мотивация, связанная с гиперактивацией поведения. Прием алкоголя одним облегчает общение, помогает преодолеть замкнутость, придает чувство уверенности в своих возможностях; другим — дает возможность продемонстрировать свои способности, блеснуть «сексуальными подвигами».
Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением
... 1. Особенности девиантного поведения подростков. 1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология ... поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. ...
Для подростков и юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, т. е. те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца.
Отсутствие мотивов, выходящих за пределы ближайшего будущего, отсутствие способности планировать свое будущее приводит к возникновению дефицита резервной мотивации, а это влечет за собой ощущение скуки, увеличивает уязвимость к стрессу, что компенсируется созданием иллюзорного мира с помощью психоактивных веществ.
Изучение мотивационной сферы подростков и юношей с аддиктивным поведением показало, что многие потребности у них блокированы: потребность в достижении, в безопасности, во временной перспективе и т. д.
Если принять во внимание тот факт, что эти потребности закладываются достаточно рано и становятся актуальными уже к 7 годам, то становится очевидным, что сохранение их блокировки в подростковом, а тем более в юношеском возрасте свидетельствует о значительном эмоциональном неблагополучии, в первую очередь — в семье.
Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне негармоничных. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологически- ми проблемами родителей, как «неразвитость родительских -Я чувств», «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств», «проекция женских качеств», игнорирование потребностей подростков.
У родителей подростков и юношей, склонных к употреблению алкоголя, нередко проявляется и такая психологическая проблема, как «предпочтение в подростке детских качеств», способствующая типу неправильного воспитания в виде «потворствующей гипопротекции». Таким образом, если юношу, употребляющего токсикоманические вещества, родители своим отвержением по сути, выталкивали из семьи, то юноша, употребляющий алкоголь, сам пытается избавиться от отношения родителей, не соответствующего его возрастным потребностям.
Психологический анализ показывает, что существует прямая зависимость между высоким удельным весом неправильного семейного воспитания (по типу «эмоционального отвержения» особенно из-за такой проблемы родителей, как «проекция нежелаемых качеств») и количеством юношей с неустойчивой акцентуацией характера и суженной временной перспективой.
Длительная фиксация родителей на негативных чертах личности ребенка ведет к формированию низкой самооценки, неустойчивости. На формирование «инфантильной» временной перспективы в первую очередь влияют недостаточный уровень и качество общения, ограниченность обсуждаемых с ребенком в семье тем. Воспитание по типу «эмоционального отвержения» ведет также к фрустрации такой важной потребности, как потребность в безопасности.
Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности ...
... подростков и юношей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач коррекции поведения ... поведения личности в юности не менее актуальна. В связи с этим в данной работе перед нами стоит цель изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей. ...
Таким образом, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее, низкой фрустрационной толерантности.
Психоактивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный характер, или эйфорию с изменением сознания, являются своеобразной формой психологической защиты, в какой-то мере компенсирующей подростку или юноше дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в «детский мир радостей».
С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в сочетании с работой с родителями.
Групповая психотерапия должна решать следующие задачи: повышение самооценки, тренировка механизмов совладения с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления, увеличение чувства ответственности за свое поведение, поиск путей для семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты.
Психотерапия оказывается более эффективной, если соблюдаются следующие условия отбора в психотерапевтическую группу:
— способность подростка/юноши сформулировать основную жалобу, проблему;
— наличие мотивации для изменения существующих отношений, характера, проблем, форм специфического поведения;
— учет критерия парности однотипных акцентуаций характера.
Количество подростков/юношей в такой группе не должно превышать 10 человек при наличии двух (желательно разнополых) психотерапевтов. Более эффективны закрытые группы.
В работе с семьей следует выделить два основных этапа:
— на первом усилия целесообразно направлять на налаживание контакта и создание надежды на исправление поведения;
— на втором при желании сотрудничать с врачом — на изменение аффективного фона семьи.
Практика показывает, что труднее всего преодолеть у родителей такую психологическую проблему, как «неразвитость родительских чувств», что часто приводит к отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и юноши, даже в случае успешного участия в групповой психотерапии, вновь возвращаются к экспериментированию с психоактивными веществами.
Необходимо отметить, что проведение психокоррекционной работы с подростками и юношами, которые характеризуются аддиктивным поведением, требует очень высокой квалификации психолога, психотерапевта, в противном случае результаты могут быть отрицательными. Наибольшей будет польза психолога в профилактике аддиктивного поведения, которую целесообразно начинать как можно раньше.
Юношеская сексуальность
Существует обширная научная литература по вопросам подростковой и юношеской сексуальности (Кон И. С, 1988), еще больше популярной литературы на эту тему. Однако проблемы, связанные с половым развитием, формированием половой роли (половой идентичности), с сексуальными проявлениями в предпубертатном, пубертатном и следующим за этим периодом взросления, с различными формами отклонений от нормального хода развития половой ориен-тации и т. п., остаются одними из самых нерешенных.
ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ)
... Цель исследования: разработать лекцию по психологическому просвещению для родителей подростков. Задачи исследования: · Дать общую характеристику психологическому просвещению; ... подростков» Часть 2………...….45 2.6 Лекция на тему: «Соотношение акцентуаций характера и сексуального поведения в ... тему: «Особенности половой любви»…………………………30 2.4 Лекция на тему: «Сексуальная жизнь у подростков» Часть 1……………37 ...
У современных старшеклассников заметно повысился интерес к проблемам секса, что, волнует и взрослых — родителей, педагогов, медиков прежде всего из-за снижения возраста первых сексуальных контактов.
Раннее начало половой жизни в обыденном сознании ассоциируется с различными отрицательными явлениями — плохой успеваемостью, преступностью, алкоголизмом, нервно-психическими расстройствами и т. п. Существует статистика, в известной мере эту связь подтверждающая.
В последние тридцать лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Зафиксированы следующие основные тенденции:
1. Сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса. Отношение к самоудовлетворению и гомосексуализму стало гораздо терпимее, половая жизнь начинается раньше и редко сочетается со страхом и ощущением вины; добрачные и внебрачные сексуальные связи считаются само собой разумеющимися.
2. Юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство. Добрачные сексуальные отношения больше не рассматриваются как обещание и обязательство вступить в брак. Молодые люди придают большое значение продолжительности и надежности таких связей. Создаются устойчивые пары, которые, впрочем, могут сменяться новыми.
3. Представители обоих полов, разных социальных слоев, городская и сельская молодежь все меньше отличаются друг от друга своим поведением. И юноши, и девушки все раньше и чаще вступают в половые отношения и чаще меняют сексуальных партнеров.
Итак, отношение молодых людей к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области, разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте.
Но эти «упрощение» и «облегчение» отношения к сексу у юношей и девушек создают новые проблемы. Скажем, проблема формирования у некоторых молодых людей гомосексуальной ориентации просто видоизменяется, но отнюдь не исчезает из-за того, что в целом отношение к гомосексуализму становится терпимее. Упрощение отношения к ранним сексуальным связям обостряет такие проблемы, как ранняя беременность, рождение детей у слишком молодых матерей, еще обучающихся в школе и т. п.
Американские ученые обследовали значительную выборку американских подростков 12—18 лет по восьми автономным параметрам биологического, внутриличностного, межличностного и социокультурного аспектов развития:
1) вовлеченность в свидания и сексуальная активность;
2) принятие себя, самоуважение;
3) феминистские полоролевые установки;
Гендерные особенности межличностных отношений подростков
... изучить гендерные особенности межличностных отношений подростков. Объект исследования - межличностные отношения подростков. Предмет исследования - гендерные особенности межличностных отношений. Задачи исследования: . ... раскрыл картину влияния "социальной психики" на поведение людей и отношения между ними. Определяя предмет своего исследования, Бехтерев ...
4) девиантная среда общения;
5) значение свиданий и сексуальной жизни, какие субъективные потребности они удовлетворяют;
6) коммуникативные трудности разнополого общения, недостаток сексуальной компетентности;
7) напряженные жизненные события и ситуации;
8) сексуально-активная среда общения.
В результате оказалось, что сексуальное поведение подростков и юношей (фактор 1 непосредственно зависит только от фактора 5), т. е. от того, насколько важное и какое именно субъективное значение ему придается (см.: Кон И. С, 1988, с. 203).
Этот вывод принципиально важен, поскольку говорит о том, что именно помощь психолога, ориентированного на субъективное отношение молодого человека к проблеме, на его мотивацию, может иметь первостепенное значение.
Часто в вопросах, связанных с юношеской сексуальностью, люди бывают склонны апеллировать либо к биологии (слишком напряженное сексуальное влечение и т. п.), либо к отрицательному социальному влиянию («у него вся семья такая», «на нее так влияют подружки» и т. п.)
Известный американский рок-музыкант Ди Снайдер ( «Курс выживания для подростков») проанализировал возможные мотивы вступления молодых девушек в сексуальные отношения:
Причина 1. Чтобы чувствовать себя менее одинокой или стать популярной. Поскольку такие девушки вступают в сексуальные отношения из ложных побуждений, то их партнеры также руководствуются соображениями ложными, и девушки, спасающиеся сексом от одиночества, потом чувствуют себя еще более одинокими и, что хуже всего, использованными.
Причина 2. Чтобы продемонстрировать свою независимость от родителей. А половая жизнь, в которую вступают, руководствуясь чувством враждебности, не приносит никакого удовольствия и радости.
ПРИЧИНА 3. Подсознательный крик о помощи. Девушки пытаются утвердить свое «я» через секс только потому, что очень неуверенны, они чувствуют себя незащищенными, хотят таким образом подчеркнуть свою привлекательность. Мужчины пытаются подтвердить свое мужское начало, женщины — доказать всему миру и самим себе, что они желанны, что их могут любить.
ПРИЧИНА 4. Чтобы удержать любовь. Секс — важная часть любых отношений, но это не может быть единственным основанием для того, чтобы быть вместе. Парень, который угрожает разрывом, если девушка с ним «на это» не пойдет, на самом деле интересуется вовсе не ею, он интересуется исключительно сексом. Это для него — спорт.
ПРИЧИНА 5. Потому что «все это делают». Давлению сверстников сопротивляться трудно. На подростков по этой части оказывается такое давление, что некоторые вступают в сексуальные отношения, только чтобы выполнить свой «долг».
Перечисленные причины не исчерпывают всех возможных оснований, или мотивов, лежащих за ранним вступлением в половые связи. Психолог должен понять, какой мотив лежит за той или иной формой сексуального поведения девушки или юноши, и уже затем думать о том, как помочь ей, или ему, или их родителям в осознании проблемы, в изменении субъективного отношения к ней.
Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного ...
... ситуацию клиента. Вот пример гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей. Такое может быть, когда мать, испытывая досаду ... 22]. Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на ...
Психологические факторы имеют решающее значение и при оценке такого типичного явления подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. По данным разных исследователей, ею занимаются от 70—90% подростков и юношей до 30—60% девушек.
Подростковая и юношеская мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т. д.), но в то же время она стимулируется и психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свою половую потенцию и т. п.
Как известно, сегодня существуют различные отношения к мастурбации — от однозначно отрицательной оценки «рукоблудия», до признания ее большой полезности. Например, А. М. Свядощ пишет, что «умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной» (Свядощ А. М., 1974).
И. С. Кон приводит данные разных авторов, свидетельствующие о том, что больше всего мастурбантов среди сексуально здоровых и, наоборот, больше всего никогда не мастурбировавших — среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами потенции; у женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, аноргазмия встречается втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших.
Какую бы точку зрения в этом вопросе ни занял практический психолог, необходимо учитывать, что оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что половое удовлетворение замыкается на самого субъекта, исключая такой важнейший компонент взрослой сексуальности, как коммуникация. Мастурбация закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то грязном и низменном и может тормозить вступление в более сложные и проблематичные гетеросексуальные отношения.
Пытаясь бороться с «дурной привычкой», юноша обычно, как миллионы людей до него терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности, особенно волевых качеств, снижает самоуважение. Это не только доставляет неприятные переживания, но иногда способствует развитию невротических реакций.
По мнению И. С. Кона, тревожить должен не сам факт мастурбации а превращение мастурбации в навязчивость, вредно влияющую на самочувствие и поведение старшеклассника.
Значительно продуктивнее вместо того, чтобы втолковывать подростку или юноше, как плохо быть онанистом, что только увеличивает его тревогу, помочь ему улучшить его коммуникативные способности, занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь какой-то интересной деятельностью.
Очень сложную проблему юношеской сексуальности представляют гомоэротические чувства и контакты. Это может быть одной из сторон сексуального экспериментирования в процессе поиска своей половой идентичности, но чаще эта проблема носит пограничный с медициной характер. Исследования И. С. Кона (1988), А. М. Свядоща (1974), содержат достаточное количество сведений по данному вопросу.
Поведение как психофизиологический феномен
... в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания. Подростковая делинквентность Особо пристальный интерес в ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая ...
Проблемой этого возраста является обретение половой идентичности. Более того, последствия несформированности, спутанности половой идентичности проявляются, как правило, значительно позднее. В более сложных случаях следствием могут быть гомосексуальная ориентация и другие серьезные отклонения.
Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:
— половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;
— личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение (пубертатная аскеза), слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей;
— неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.
Безусловно, помощь практического психолога в решении юношей/девушкой сложной задачи формирования половой идентичности заключается в проведении индивидуальной беседы или групповых тренинговых занятий.
Психолог может помочь старшеклассникам получить необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания. (Снайдер Д., 1995; Стоппард М., 1991).
Важно — чтобы психолог был таким человеком, к которому школьник мог обратиться со столь интимными вопросами, как вопросы, связанные с сексом.
Асоциальное поведение
Целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы).
Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено:
— на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали);
— противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного);
— преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).
В зарубежной психологии в последнее время избегают употребления термина «девиантное поведение» и предпочитают говорить о так называемом проблемном поведении.
Проблемное поведение подразделяют на интернализованное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других).
Тогда асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.
В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношей принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности.
Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом ...
... теоретических подходов изученить гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Реализация цели теоретического исследования предполагает постановку и разрешение ряда ... с целью обоснования необходимости данной традиции для исследования проблемы полоролевого поведения личности в социальной психологии. - Предпринять сравнительный анализ гендерных особенностей ...
Трудновоспитуемость как невосприимчивость к положительному социальному опыту является следствием педагогической запущенности, которую определяют как длительное, неблагоприятное для развития состояние личности ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием микросреды, преломленным через внутренние условия.
Существуют следующие стадии развития асоциального поведения {Невский И. А., 1990):
— неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
— порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
— девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);
— делинквентное (предпреступное) поведение;
— преступное поведение;
— деструктивное поведение.
Первоисточником антиобщественного поведения выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность юношей к конкретным условиям социально-полезной деятельности (их дезадаптацию).
Дезадаптация влечет отчуждение несовершеннолетних от социально-позитивных связей и отношений и вызывает десоциализацию его личности. «Десоциализация неразрывно связана с деморализацией личности, первоначальным выражением которой является трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации личности лежит в основе соответствующих форм антиобщественного поведения» (Миллер А. И., 1985).
Влияние делинквентности подростка на его судьбу неоднозначно: многочисленные статистические данные говорят о том, что средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.
Попытка выяснить субъективное значение конкретного поступка привела к следующим интересным выводам: во-первых, многие действия, рассматриваемые как криминальные, на самом деле являются отражением стремления к необычным ситуациям, приключениям и представляют собой нормальные игровые ситуации; во-вторых, подростки с помощью криминальных действий пытаются решить некоторые проблемы — например, завоевать признание в школе, в-третьих, большая часть действий, определяемых как криминальные, есть нормальный опыт в рамках процесса познания, испытания границ дозволенного и недозволенного (Мяло К. Г., 1991).
— потребность в престиже, в самоуважении (у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12- 13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников;
— потребность в риске;
— наличие так называемых искусственных потребностей;
— эмоциональная неустойчивость;
— агрессивность;
— наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);
— отклонения в психическом развитии;
— низкое самоуважение;
— неадекватная самооценка и др.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, требует объяснения истоков происхождения. К примеру, И. Ю. Борисов предлагает теорию «гедонистического риска», определяя его как «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций». Целью «гедонистического риска» является получение чрезвычайно сильных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности. Это объясняет многие формы отклоняющегося поведения — особенно те, которые кажутся «немотивированными»
Ю. Е. Алешина и Е. В. Лекторская, изучая процесс усвоения половой роли, пришли к выводу о том, что многочисленные проявления отклоняющегося поведения подростков мужского пола связаны со сложностями становления половой идентичности, маскулинности. Существование в нашем обществе «жесткого» набора качеств, входящих в стереотип «настоящего мужчины», засилье женщин в воспитательном процессе и т. п., — все это приводит молодого человека к поиску альтернативных сфер проявления мужественности — уходу в асоциальное поведение.
Таким образом, каким бы «испорченным» или жестоким ни казалось со стороны отклоняющееся поведение подростков и юношей, оно практически всегда выполняет важную функцию для самого подростка — способствует (конечно, в извращенной форме) его самореализации.
Такой подход к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних значительно отличается от господствовавшего у нас педагогического подхода, который видит источник отклонений в поведении юноши в его деморализации, в системе сложившихся антиобщественных установок.
Источник такого поведения состоит в деформации глубинных психологических структур, либо в ограничениях ресурсов — внешних, если ситуация не способна обеспечить необходимые средства, и внутренних, если юноша не знает, что преследуемая им цель может быть достигнута социально приемлемым путем.
Обсуждение смысла «ужасного» поступка с юношей, его совершившим, является мощным средством переформирования, «рефрейминга» тех когнитивных рамок, в которых он привык видеть себя постоянным источником своих и чужих несчастий.
Для психолога полезно и знание социальных факторов, которые могут приводить к правонарушениям у несовершеннолетних. К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка: семью, школу и референтную группу сверстников (иногда говорят о «группе досуга»).
В сфере семейного воспитания психологи указывают на возможные неблагоприятные последствия таких стилей воспитания, как гипер- и гипоопека. Причем, гиперопека оказывается особенно опасной для подростков с неустойчивым типом акцентуации характера с истероидными и гипертимными чертами, а гипоопека — для шизоидного и эмоционально-лабильного типов.
Существуют два «фрустрационных» типа делинквентности — агрессивно-защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй — при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует юношей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером. Они являются дезорганизаторами дисциплины в школе, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации. Это связано с отвержением ребенка в семье, которое проявляется в различных формах: от затаенного, не осознаваемого самими родителями неприятия до открытой враждебности и в крайних случаях до жестокого обращения с ними. Часто это происходит в недружной семье, полной конфликтов.
Постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид, наносимых старшими членами семьи, формирует агрессивно-защитную установку. В такой атмосфере стимулируется развитие эгоизма, грубости, недоброжелательности. Позиция «один против всех», постоянная готовность к самозащите фиксируется и сохраняется за пределами семьи, мешая установлению контактов с людьми. Перенося опыт семейных взаимоотношений за пределы семьи, подросток своим поведением создает конфликтные отношения с людьми, его начинают отвергать, считая злым, эгоистичным, упрямым.
Переживание обиды и несправедливости дает моральное право подростку или юноше считать себя хорошим, а других — плохими. Мысль о том, что причина всех бед лежит в нем самом, не допускается в сознание. Самооценка юноши характеризуется регидностыо: сформировавшись в детстве под влиянием отвержения со стороны окружающих, она начинает оказывать существенное влияние на его поведение в последующие годы. Возникающее несоответствие между реальным опытом и «Я-концепцией» приводит к дезорганизации личности, к фрустрационному состоянию: молодой человек постоянно ощущает неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, он несчастен, одинок, обижен. В результате он начинает с враждебностью относиться к среде, которая пренебрегла им, и тяготеть к таким же «отверженным» делинквентным сверстникам, у которых находит, наконец, признание и одобрение своего поведения.
Для формирования агрессивно-защитного типа делинквентности недостаточно одного неправильного воспитания, а нужен определенный конституциональный фон, каким является акцентуация характера эпилептоидного, истероэпилептоидного или шизоэпилептоидного типа, поскольку фиксации агрессивно-защитной установки способствуют такие качества эпилептоидной психики, как торпидность, склонность к застреваниям, чрезмерный эгоизм.
Коррекционная работа с подростками и юношами с агрессивно-защитным типом делинквентности представляет значительные трудности. Семейная психотерапия эффективна в более раннем возрасте, когда агрессивно-защитная установка еще не зафиксировалась как поведенческий стереотип. Психотерапия может сводиться к разъяснению родителям того, какую роль они играют в формировании самооценки ребенка, к осознанию ими своих эмоциональных проблем, к признанию необходимости их решения не за счет ребенка, а путем реконструкции внутрисемейных отношений. Родители должны признать необходимость учитывать интересы ребенка, его право на признание, заботу, эмоциональную теплоту.
В подростковом и юношеском возрасте наилучшие результаты обнаруживаются при групповой личностно-ориентированной психотерапии {Карвасарский Б. Д., 1985).
Формированию мотивации к групповой психотерапии способствует обсуждение с подростками и юношами результатов психологического обследования, анализ информации об их характерологических и личностных особенностях (Патохарактерологический диагностический опросник Яичко А. К.).
В процессе групповой психотерапии юноша должен осознать деструктивный характер своего поведения, привести свою самооценку в соответствие с реальным опытом, с тем, как его воспринимают и оценивают окружающие. Реализация этих целей возможна при условии соблюдения психотерапевтической «триады Роджерса»: безусловного принятия пациента, эмпатического отношения к нему и конгруэнтности.
Безусловное принятие пациента подразумевает не одобрение его деструктивного, дезадаптивного поведения, а признание его права на выражение своих чувств, переживаний без риска потерять уважение психотерапевта.
Недирективный стиль руководства особенно показан в подростковых и юношеских психотерапевтических группах. В этом возрасте ярко выражена реакция эмансипации, и любое давление со стороны психотерапевта может вызвать протестное поведение. Позиция «старшего товарища», настроенность на «юношескую волну» являются наиболее адекватными в работе с трудными подростками и юношами.
Оппозиционный тип делинквентности наблюдается, как правило, при воспитании по типу «кумира семьи». Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношения к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях.
Искаженные представления о социальных отношениях, полученные в семье, приходят к резкому столкновению с реальными отношениями, когда ребенок выходит за рамки «тепличной атмосферы» своей семьи. Притязания таких подростков и юношей оказываются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. Учителей обвиняют в предвзятости, занижении отметок, недооценке способностей и т. п.
К одноклассникам такие учащиеся относятся как к соперникам, постоянно стремятся выделиться, показать себя, командовать. Не удовлетворив своих амбиций, они стремятся реабилитировать себя «оригинальностью» суждений, демонстративным отвержением общепринятых ценностей, неконформным поведением. В конечном счете, начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваться в компании «трудных». Основную массу в этой группе составляют акцентуированные и психопатические личности истероидного типа.
У некоторых инфантильных, эмоционально-лабильных, истероидных юношей фрустрационное состояние может быть вызвано трудностями, связанными с процессом эмансипации. Стремление к независимости от родителей сочетается у них с притязаниями на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Это приводит часто к психологическому конфликту, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением. Суицидальный шантаж, делинквентные проступки, прием наркотиков — эти и другие формы нарушения поведения являются в подобных случаях протестными реакциями подростка (юноши) в ответ на жесткий диктат родителей и преследуют цель обратить их внимание на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.
В ходе коррекционной работы с юношами, характеризующимися оппозиционным типом делинквентности, необходимо объяснить подростку иррациональный характер его поведения, показать, что выбранный им способ достижения цели является неэффективным и вызывает лишь негативное отношение у окружающих. При патологической реакции эмансипации эффективной бывает работа с семьей. Родителям необходимо разъяснить психологические особенности подросткового, юношеского возрастов, неизбежность процесса «психологического отлучения».
Полезна также групповая личностно-ориентированная психотерапия. В процессе группового взаимодействия благодаря оптимальному соотношению конфронтации и поддержки чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок, отношения со стороны других людей — весь этот комплекс психологической защиты, ограждающий от болезненных для личности переживаний и позволяющий сохранять удовлетворяющую самооценку, постепенно редуцируется. В результате юноши с оппозиционным типом поведения постепенно отказываются от необоснованных претензий и начинают осознавать, что трудности во взаимоотношениях с окружающими кроются в них самих.
Если перейти от отрицательных влияний семьи к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то можно сказать, что недостатками воспитательного процесса в школе считаются обычно так называемые дидактогении (изменения в психике ученика под влиянием ошибок учителя) — результат психологической безграмотности и непроработанности личностных проблем учителей.
К негативным воздействиям референтной группы причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное времяпрепровождение и др.
Сейчас появляется все больше исследований влияния макросоциальных факторов, существующих в обществе идеологических, экономических тенденций на психологию подростков и юношей.