Копия Заключение психолога ПМПК

Заключение психолога ПМПК

Это заключение состоит из двух частей — обязательной и дополнительной.

В обязательной части даются:

— Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий).

Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития.

— Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2)характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов.

— Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.).

Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

— Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.

— Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности.

— Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания).

Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность).

— Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительнуючасть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:

— первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;

— беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);

— коллегиально согласованной диагностической гипотезы;

— психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

В общей схеме дополнительныхпсихологических исследований должны быть отражены следующие параметры:

— умственная работоспособность;

структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение ... известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что ...

— характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части);

— пространственные синтезы (наглядные, символические);

— речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления); нейропсихологический анализ при подозрении на алалические или афазические речевые нарушения;

— эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

Психологические сведения обязательно сопоставляются с медицинскими и педагогическими.

Итогом психологического заключения является вывод о соотношении отклонений в развитии, сохранных компонентов развития и иных резервных возможностей развития, а также о прогнозе развития в зависимости от социальной ситуации развития, включая характер образовательных условий.

Психологический анамнез Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств(сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики. Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте: Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности(особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния(сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем(самостоятельно или с помощью других специалистов)и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез(особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).Психосоциальный анамнез(значимые межличностные отношения): раннее детство(обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье); дошкольный период(рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно ...

... Дети с отклонениями в развитии , атакже монографии Б.И. Пинского Психологические особенности деятельностиумственно отсталых школьников , а также ряд других монографий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время происходит дальнейшее изучениеособенностей психического развития личности ... в отходе отизучения собственно психологических закономерностей развития психики умственноотсталого ребенка. Все без исключения ...

младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность(отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст(социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Leary (1957)тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании: информации о его социальном поведении; информации по данным самооценки; информации, получаемой при тестировании(ТАТ)и анализе сновидений; информации о бессознательном(учет тематики, которая постоянно избегается); информации о системе ценностей. В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду: Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента(никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному. Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

3