Психологические факторы стремления к изменениям в период взрослости

Контрольная работа

Психологические факторы стремления к изменениям в период взрослости

Выполнила Кун Е. В

5 курс соц. пед.

Содержание

Введение

1. Взрослость как психологический период

2. Изменения в период ранней взрослости (от 20 до 40 лет)

3. Изменения в период средней взрослости (от 40до 60 лет)

4. Изменения в период поздней взрослости (60…70 лет)

Заключение

Список литературы

Введение

Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности. Изучению психофизиологической эволюции взрослого человека посвящены многочисленные исследования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, С.Г. Вершловский, М.В. Гамезо, Ю.Н. Кулюткин, Е.И. Степанова и др.).

Динамика психических и психофизиологических особенностей человека в течение жизни подробно изучена в школе Б.Г. Ананьева: интеллекта (Л.А. Баранова, Л.М. Борисова, Л.Н. Грановская, М.Д. Дворяшина), внимания (Л.Н. Фоменко), мышления (А.К. Канатов, Е.И. Степанова), памяти (Я.И. Петров), сенсорно-перцептивных функций (Л.Н. Гольбина, В.Н. Парферов).

Наиболее полно отразили данную позицию А.А. Бодалев, Н.В. Васина. По их мнению, ступень взрослости человека — это многомерное состояние, которое никогда не является статичным образованием, а наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Цель работы: исследовать и рассмотреть психологические факторы стремления к изменениям в период взрослости.

Задачи: рассмотреть понятие периода взрослости в целом, исследовать особенности возрастного изменения развития личности в период взрослости.

Предмет исследования: раздел профориентологии, изучающий период взрослости.

Объект исследования: такие периоды взрослости, как ранняя взрослость, средняя и поздняя .

Теоретической базой послужили труды таких авторов, как: А.А. Деркача, Ананьева Б.Г., Анцыферова Л.И., Кулагиной И. Ю и др.

1. Взрослость как психологический период

Период взрослости -- это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше).

8 стр., 3920 слов

Социологическое исследование 3

... . Открытие феномена «подростковости» как психологического периода перехода во взрослость обычно приписывается Г. Стэнли Холлу. Считается, что исследования молодежи ведутся с тех пор, когда ... или неодобрение со стороны сотоварищей. Желая стать «своим», человек готов идти на изменение своих жизненных взглядов, идей, он уподобляется своим кумирам и ...

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками [4; c.19]. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте.

Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.

Возрастные часы -- внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др [2; c.40].

2. Изменения в период ранней взрослости (от 20 до 40 лет)

Развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30−35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни ... особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди - это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они ...

Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации -- мотивирующий стимул развития Я-концепции.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя -- подчиненного и гражданина и т. д.

У человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации.

С точки зрения Р. Бернса, рационализация, представляющая собой стремление человека защитить свою Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий, является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения личности. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение -- абсурдным. Отрицание и рационализация -- это уловки, посредством которых человек уклоняется от восприятия проблемной реальности, которая интерпретируется им таким образом, чтобы сохранить «Я-концепцию» достойной и разумной личности.

С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие -- уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Дифференциация Я-концепции человека выражается в существовании реального Я и идеального Я.

Человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным.

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40−45 лет

... . Немецкийантрополог Г. Гримм не расчленяет взрослость на отдельные периоды и называетвесь этот диапазон жизненных фаз трудоспособным возрастом, как это принято вдемографии. [ ... контекстомпсихотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека. Актуальность понятия зрелой личности в психологиивозросла параллельно появлению в анализе современного человека такихсоциально-психологических понятий, ...

Мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской -- более социализированной.

Итак, в соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Нормативный кризис 30−33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

В период ранней взрослости поведение человека связано:

с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием. В теории типов личностей Дж. Холланда (1968) утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет шесть типов личности (исследовательский, социальный, предпринимательский, реалистичный, конвенциональный, артистический) и утверждает, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов.

созданием собственной семьи, воспитанием детей. Стремление к обретению стабильности и уверенности перед лицом жизни приводит к тому, что абсолютное большинство браков заключается в возрасте 20−28 лет. При этом юноши женятся в среднем в возрасте 24 лет, девушки выходят замуж в 20−24 года (Калинин А. Ф.).

Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... к идее о необходимости внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Таким образом, требование ученых исследовать индивидуальные особенности детей здесь ... . Коменский является автором собственной возрастной периодизации раз­вития. Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый ...

3. Изменения в период средней взрослости (от 40до 60 лет)

В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь.

Хейвигхерст (1953) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, означив их как жизненные задачи [5; c.34]:

Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.

Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

Выбор подходящих способов проведения досуга.

Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.

Усиление личностного аспекта супружеских отношений.

Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.

Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер и в различных ситуациях проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной составляющей» их Я-образа.

В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.

13 стр., 6342 слов

Динамика психического развития в условиях недостаточности функций

... задерживает психо­физическое и психическое развитие ребенка в ранние периоды его жизни. Взаимодействие ребенка с недостатками сенсорных функций и повреждениями центральной нервной системы ... . Специфически идет и раннее развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения. Как известно из общей психологии, зрение поставляет человеку 80 % всей получаемой им ...

Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой -- пожилым родителям.

Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Одним из наиболее распространенных видов занятий людей в свободное время является работа на садово-огородном или дачном участке. Феномен «дачи» еще ждет своего исследования с точки зрения его места в психологическом жизненном пространстве наших соотечественников в современную эпоху. Дачный участок -- это место встреч и общения, а для многих возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачных участках сливаются, принося зримые плоды затраченных усилий, а ожидание нового летнего сезона вносит дополнительную крупицу в постижение человеком смысла собственного существования, вселяя надежду на будущее.

Ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

4. Изменения в период поздней взрослости (60…70 лет)

Этот период называют периодом геронтогенеза, или периодом старения, который начинается после 60 лет Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости [6; c.106]. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Несмотря на то, что психические проявления нивелируются, в поведении человека по-прежнему наблюдается постоянная настороженность, подозрительность, беспричинная ревность, преувеличенная обидчивость.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано ... часто эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ... окружающим миром. Это вызвано чувством тревоги за собственную жизнь и безопасность, и ребенок начинает приписывать всемогущество взрослым, ...

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.

Ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.

Заключение

В целом можно выделить следующие особенности механизмов развития психических функций взрослого человека [2; с.56]:

— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализация психофизиологических функций — начинает активно проявляться после 26 лет и достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным развитием ее специализации.

— Сложная, противоречивая структура развития психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.

— Гетерохронность, неравномерность развития психических функций — несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

— Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность.

— Возрастное развитие характеризуется переходным и критическим характером отдельных периодов.

— Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления человека возрастанием индивидуализации. По Б.Г. Ананьеву, возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Человек приобретает в своем индивидуальном опыте индивидуально неповторимое сочетание способов социальной адаптации, активно преобразующего влияние на окружающее [2; с.59].

Список литературы

психический взрослость личность развитие

1. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 424 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

— С. 298 — 329.

3. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. Т. 1. — № 2. -С. 52 — 60.

4. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? — СПб.: Речь, 2010. — 224 с.

5. Вадурина Е.Н. Развитие личности в период взрослости. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 9. С. 229−231.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector