Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «УГТУ»)

Филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске

(УФ УГТУ)

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: Микроэкономика

 

тема: Вариант №2

 

студентки 1 курса , направление Экономика (группа) Э(б) — 12

 

шифр зач. кн. 122672

 

Ф.И.О. Иванова Екатерина Вячеславовна

 

Телефон 8(912)5643746

 

г.Усинск, 2012

 

Содержание

1. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита.

2. Социально-психологическая организация социальных групп.

3. Психология межличностных отношений.

 

 

Социально- психологическая организация социальных групп

Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке «психического» тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских «моржей», как недоверие рассеивается.

4 стр., 1615 слов

изучение психики организма ее развитие и рассмотрение структуры психических процессов

Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие, структура психики и основные психические процессы 5 1.1 Понятие психики человека 5 1.2 Структура психики человека 9 1.3 Основные психические процессы человека 15 Глава 2. Психические состояния и свойства человека 19 2.1 Психические состояния и их воздействие на деятельность людей 19 2.2 Типы характеров 23 Глава 3. Законы психики человека 29 3.1 Закон ...

Каждый читающий эти строки может и сам привести множество примеров подобного рода. При этом важно, что человеку дана возможность целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Узловым моментом, психическим толчком, дающим начало внутренним процессам, а затем и видимым внешним проявлениям, является воображаемый чувственный образ, который должен быть возможно более ярким и устойчивым. Используя эту эмпирически найденную закономерность, закаленный и привыкший к холоду тибетский йог, отключив внимание от реальных раздражителей и активировав в памяти чувственный образ ранее испытанного зноя, получает возможность произвольно расширить кровеносные сосуды, интенсифицировать обмен веществ, а следовательно, и максимально повысить теплопродукцию организма. Особенность человеческой психики в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей или убеждением).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... каким заболеванием. Так еще глубже намечается связь Миров и наше участие в Них. При ... различие в памяти. Отправляясь жить на далекий Север или в тропики, человек учитывает различие ... На койке, опутанная датчиками, лежала крохотная женщина, скрючившаяся в позе новорожденного. У нее ... пола. Во время экспериментов проводились измерения волн мозга (электроэнцефалограмма), движений глаз и сердцебиения ( ...

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как «субъективный образ объективного мира». Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т.e. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... условиях непосредственного контакта между людьми. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, ... в процессе слушания декодирует эту информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст.   К ... и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах: Красивых женщин мужчины охарактеризовали как ...

Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена природы. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М. Бехтеревым. В США 90-е гг. объявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Естественно-научные основы психики будут рассмотрены позже на примере механизма возникновения ощущений.

Общение как социальная связь. Средства и техника общения

 

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек – это узел связи», – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ) Филиал РГГУ в г. Балашихе Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин Реферат по информатике Восприятие информации человеком студентки 2 курса заочной формы обучения специальности 080504 Щеглова Юлия ...

Различаются содержание, функции и средства общения.Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

Одним из важнейших элементов характеристики человека является его речь. Еще древний философ Плутарх заметил, что «в речи гораздо более, нежели в лице, Как думают некоторые, открывается характер человека». Речь несет в себе информацию сразу о нескольких очень важных особенностях человека. Так, например, сложность и правильность языка свидетельствует об уровне образования (или самообразования) и ...

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием).

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчикпросто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик простооткрывался».)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый», более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический университет «ЛЭТИ» Кафедра БЖД Отчёт По лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Студент: Семёнов Ю.В. Еремеев А. Ларченко С. Группа: 1211 Факультет: ЭЛ Преподаватель: Санкт-Петербург, 2004г. Цель работы:исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики ...