Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Психология развития

Контрольно-измерительные материалы по теме 1.

1. Выберите правильный вариант ответа. Предмет психологии развития – это:

А) психика человека

Б) развитие психических функций

В) закономерности психического развития человека на разных этапах онтогенеза

Г) психические функции человека на разных этапах онтогенеза

Д) личностные новообразования на разных этапах онтогенеза

2. Выберите правильный вариант ответа. В психологию развития входит:

А) общая психология

Б) возрастная психология

В) психология индивидуальных различий

Г) социальная психология

Д) педагогическая психология

3. Выберите правильный вариант ответа. Сензитивным периодом называется:

А) определенный период жизни человека

Б) период наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям

В) период с года до трех

Г) пубертатный период

Д) стабильный период развития

4. Выберите правильный вариант ответа. Назовите показатели развития психики:

А) появление новых элементов, перестройка связей между психическими функциями, их дифференциация

Б) увеличение количества знаний, умений, навыков

В) изменение реакций на стандартные ситуации

Г) изменение отношений с близкими людьми

Д) увеличение количества знаний об окружающем мире

5. Выберите правильный вариант ответа. Психологический возраст — это:

А) период, характеризующийся физиологическими особенностями развития человека

Б) период, характеризующийся качественным своеобразием психики

В) основные паспортные данные человека

Г) психологическое ощущение человека

6. Выберите правильный вариант ответа. Основными методологическими принципами психологии развития являются…

А) принципы индивидуализации и гуманности

Б) принципы системности и доступности

В) принципы развития и детерминизма

5 стр., 2221 слов

Выберите правильный ответ…

... части Г) 5 частей     26. Направление в социальной психологии, в котором считается, что человек - это совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия ( ... стимулы)… А) бихевиоризм Б) психоанализ В) гештальтпсихология Г) гуманистическая психология   27. ...

Г) принцип единства деятельности и сознания

7. Выберите правильный вариант ответа. Принцип детерминизма означает…

А) причинно-следственную обусловленность поведения и сознания

Б) возможность предсказать поведение человека

В) определенность содержания жизни взрослого его ранним детским опытом

Г) преформированность всего психического развития

8. Выберите правильный вариант ответа. Под гетерохронностью развития подразумевается…

А) непостоянность темпов развития

Б) различие темпов созревания составляющих одной и той же функциональной системы

В) различие темпов развития разных детей

Г) чередование критических и стабильных периодов в развитии

9. Выберите правильный вариант ответа. К видам близнецового метода относятся…

А) метод контрольных близнецов

Б) метод дизиготных близнецов

В) генеалогический метод, генограмма

Г) метод приемных детей, биографический метод

10. Вставьте пропущенное слово. Предмет психологии развития – это ….

11. Вставьте пропущенное слово. Цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, называется …

12. Вставьте пропущенное слово. Какие понятия в психологию развития ввел Л.С. Выготский для обозначения «вчерашнего дня развития» и «завтрашнего дня развития»?

13. Вставьте пропущенное слово. Согласно … концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

14. Вставьте пропущенное слово. Л.С. Выготский утверждал: «Сначала … формируется в совместной деятельности, потом переходит на внутренний план, интериоризируется.»

  1. Установите соответствие между психологической дисциплиной и ее предметом:

А. Пихология развития

1. Факты, закономерности и механизмы психики

Б. Общая психология

2. Психические явления в процессе взаимодействия людей в коллективе

В. Социальная психология

3. Факты и закономерности развития психики человека

Г. Педагогическая психология

4. Психологические закономерности обучения и воспитания

16. Установите соответствие между теорией и её автором:

А. К.Бюлер

  1. Теория созревания

Б. А.Геззел

  1. Теория рекапитуляции

В. С.Холл

  1. Культурно-исторический подход

Г. Л.С.Выготский

  1. Теория трех ступеней развития

17. Установите соответствие между методами и требованиями к ним:

А. Наблюдение

1. Стандартизированность

Б. Эксперимент

2. Наличие зависимой и независимой переменной

В. Тестирование

3. Объективность, систематичность

Г. Лонгитюд

4. Исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени

18. Установите соответствие между закономерностями психического развития и их содержанием:

А. Цикличность

1. Психическая функция проходит периоды подъема, интенсивного развития и затухания

Б. Неравномерность

2. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений

В. Метаморфозы

3. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется

Г. Инволюция

4. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются в разное время

19. Установите соответствие между основными понятиями и характеристиками, относящимися к ним:

А. Закономерности психического развития

1. Формируются в совместной деятельности, потом переходят во внутренний план и становятся внутренними психическими процессами ребенка

Б. Высшие психические функции

2. Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции»

В. Факторы психического развития

3. Наследственность, внутриутробное развитие, среда

Г. Сензитивный период

4. Период наибольшей чувствительности к разного рода воздействиям

20. Восстановите правильную последовательность в порядке от общего к частному.

А) психология

Б) науки о человеке

В) возрастная психология

Г) психология развития

21. Восстановите правильную последовательность этапов психологического эксперимента.

А) методический (подбор методик и составление плана эксперимента)

Б) теоретический (формулировка темы, задач исследования, определение объекта и предмета)

В) аналитический (качественный и количественный анализ результатов)

Г) экспериментальный (создание экспериментальной ситуации, измерение реакций испытуемых)

22. Восстановите правильную последовательность появления в онтогенезе стадии детского развития по к. Бюлеру (теория трех ступеней детского развития).

А) дрессура

Б) инстинкт

В) интеллект

23. Установите последовательность формирования высших психических функций по л.С. Выготскому:

А) формируются в совместной деятельности

Б) переходят во внутренний план

В) становятся внутренними психическими процессами ребенка

Контрольно-измерительные материалы по теме 2. Периодизации психического развития

1. Выберите правильный вариант ответа. Особенностью периодизации Д.Б. Эльконина является…

А) внешний критерий

Б) незначительное количество периодов развития

В) ее графическое представление

Г) биогенетический критерий

2. Выберите правильный вариант ответа. Своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой Л.С. Выготский назвал…

А) условием психического развития

Б) окружающей средой

В) причиной психического развития

Г) социальной ситуацией развития

3. Выберите правильный вариант ответа. Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э. Эриксоном, называется…

А) личностной

Б) эпигенетической

В) психомоторной

Г) социальной

4. Выберите правильный вариант ответа. Согласно концепции Э. Эриксона, человек в своем развитии проходит восемь стадий жизненного пути, связанных с формированием…

А) эго-идентичности

Б) морали

В) мышления

Г) деятельности

5. Выберите правильный вариант ответа. В качестве критерия периодизации развития ребенка П.П. Блонский выделил

А) появление и смену зубов

Б) рост волос на теле

В) вес ребенка

Г) психосексуальное развитие

6. Вставьте пропущенное слово. З. Фрейд выбрал в качестве критерия для построения своей периодизации ____ аспект.

7. Вставьте пропущенное слово. Ж. Пиаже в качестве критерия периодизации психического развития выбрал …

8. Вставьте пропущенное слово. В периодизации детского развития Д.Б. Эльконина мотивационно-потребностная сфера личности развивается в системе …, а операционально-техническая сфера личности – в системе … .

9. Установите соответствие между авторами периодизаций и характеристиками раннего детства:

А. Фрейд З.

1. Предметно-орудийная деятельность

Б. Эриксон Э.

2. Дооперациональная стадия развития интеллекта

В. Пиаже Ж.

3. Автономность – стыд, сомнение

Г. Эльконин Д.Б.

4. Фаллическая стадия

10. Установите соответствие между особенностями дооперационального мышления детей и их проявлениями:

А. Необратимость

1. Неспособность принять во внимание точку зрения другого человека

Б. Центрация

2. Сосредоточение внимания лишь на одной характеристике объекта или ситуации

В. Эгоцентричность

3. Уверенность в том, что события и связи могут осуществляться только в одном направлении

11. Установите соответствие между компонентами в структуре личности по З.Фрейду и их характеристиками:

А. Оно

1. Рациональное поведение

Б. Я

2. Сосредоточение инстинктов – агрессивных и сексуальных

В. Сверх-Я

3. Совесть, чувство вины, мораль

12. Установите соответствие между авторами психоаналитического направления и их основными идеями:

А. З. Фрейд

1. Сексуальность (либидо) — основной человеческий мотив поведения

Б. Э. Эриксон

2. Для каждой стадии развития характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом

3. Понятие эго-идентичность

4. Понятие механизм психологической защиты

13.Установите правильную последовательность появления ведущих видов деятельности по периодизации Д.Б. Эльконина

А) учебно-профессиональная деятельность

Б) эмоционально-непосредственное общение

В) сюжетно-ролевая игра

Г) предметно-орудийная деятельность

Д) учебная деятельность

Е) интимно-личностное общение

14. Установите правильную последовательность развития интеллекта, согласно теории Ж. Пиаже:

А) дооперациональная стадия (ограниченные представления о причинах и следствиях)

Б) сенсомоторная стадия (познание мира только посредством различных действий)

В) стадия конкретных операций (начинают классифицировать объекты по нескольким признакам, способность к рассуждению, доказательствам)

Г) стадия формальных операций (проводят анализ решения конкретных задач, строят планы на будущее, вспоминают прошлое)

15. Установите последовательность стадий развития морального сознания по Л.Колбергу:

А) ориентир на наказание

Б) ориентир на поощрение

В) ориентир на оправдание ожиданий близких

Г) ориентир на авторитет

Д) ориентир на обязательства перед обществом

Е) ориентир на общечеловеческие этические принципы

Контрольно-измерительные материалы по теме 3.

Психическое развитие новорожденного и в младенчестве

1. Выберите правильный ответ. Ведущей деятельностью в младенчестве является:

А) предметно-манипулятивная

Б) научно-познавательная

В) непосредственно эмоциональное общение с мамой

Г) игровая

Д) большую часть времени младенец спит

2. Выберите правильный ответ. Кризис 1 года находится на границе возрастов:

А) новорожденность-младенчество

Б) младенчество — раннее детство

В) раннее детство — дошкольный возраст

Г) между первой и второй фазой младенчества

Д) между внутриутробным и внеутробным образом жизни

3.Вставьте правильный ответ.

Бурная эмоционально-положительная сенсомоторная реакция месячного ребенка на близкого для него человека, которая выражается в проявлениях радости и повышенной общей двигательной активности, называется …

4. Вставьте пропущенное слово.

Необходимое условие для нормального созревания головного мозга в период новорожденности – поступление сигналов из внешнего мира, источник и организатор впечатлений для новорожденного — ……….

5. Установите соответствие понятиями и их характеристиками:

А. Объективно необходимые отношения со взрослым

1. Социальная ситуация развития

Б. Слитность ребенка и матери

2. Новообразование младенчества

В. Непосредственно эмоциональное общение ребенка с мамой

3. Ведущая деятельность младенчества

Г. Голосовые реакции

4 Первая форма воздействия на взрослого

Д. Стремление к независимости, но объективная зависимость от взрослого

5. Главное противоречие кризиса 1 года

6. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

А. Новообразование младенчества

1. Комплекс оживления

Б. Новообразование новорожденности

2. Пра-мы (слитность ребенка и мамы)

В. Физиологический критерий окончания периода новорожденности

3. Появление зрительного и слухового сосредоточения

Г. Симптом кризиса 1 года

4. Всплеск самостоятельности

Д. Зрительное и слуховое сосредоточение

5. Кратковременная задержка импульсивных движений ручек и ножек ребенка

7. Расставьте в порядке появления в онтогенезе:

А) условный рефлекс

Б) безусловный рефлекс

В) пра-мы

Г) комплекс оживления

Д) кризис 1 года

8. Расставьте в порядке появления в онтогенезе:

А) движения рук направлены к предмету

Б) соотносящие действия (закладывает мелкие предметы в большие и т.д.)

В) схватывание предмета

Г) функциональные действия (катает машинку, подносит ко рту чашку с соком и т.д.)

Д) действия-игры

9. Расставьте в порядке появления в онтогенезе:

А) затихает, прислушивается

Б) подражание ритму

В) лепет (повторяющиеся звукосочетания)

Г) гуление (издавание звуков при радостном оживлении)

Д) появление автономной речи

10. Расставьте в порядке появления в онтогенезе:

А) узнает себя в зеркале

Б) появляется лепет

В) называет себя по имени в третьем лице

Г) гуление (издавание звуков при радостном оживлении)

Д) появляется первичная самооценка, сознание «Я»

Контрольно-измерительные материалы по теме 4. Психическое развитие в раннем детстве

1. Выберите правильный ответ.

Ведущим видом деятельности в раннем детстве является:

А) сюжетно-ролевая игра

Б) учебная деятельность

В) предметно-орудийная деятельность

Г) непосредственно-эмоциональное общение

Д) словотворчество

2. Выберите правильный вариант ответа.

Основным новообразованием раннего детства является:

А) комплекс оживления

Б) осознание общественной значимости статуса школьника

В) поло-ролевая идентификация

Г) сознание «Я», «Я сам»

Д) слуховое сосредоточение

3. Вставьте пропущенное слово.

Л.С. Выготский выделяет 7 характеристик кризиса трех лет: … , упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, обесценивание.

4. Вставьте пропущенное слово.

Доминирующей психической функцией в раннем детстве является…, и дети максимально связаны наличной ситуацией – тем, находится непосредственно в поле их … .

5. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

А) Негативизм

1. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности

Б) Деспотизм

2. Настаивание на своем первоначальном решении

В) Своеволие

3. Отказ выполнять требование или просьбу взрослого

Г) Упрямство

4. Жесткое проявление ребенком власти над окружающими его взрослыми, диктат

над ними

6. Установите соответствие между характеристиками кризиса трех лет и их проявлениями:

А. Игра, моделирующая жизнь взрослых

1. Самостоятельная деятельность

Б. Структура игры

2. Роль, игровые действия, правила

В. Компоненты игры

3. Игровые условия, сюжет, содержание

Г. Развитие игры

4. Ролевая, образно-ролевая, сюжетно-ролевая

7. Выберите правильный ответ.

Причиной кризиса 3-х лет является:

А) переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения со взрослыми

Б) избалованность ребенка

В) психопатология

Г) «трудный» характер ребенка

8. Выберите правильный ответ

На рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти, который протекает на фоне __________ амнезии

А) Ретроградной

Б) Антероградной

В) Лакунарной

Г) Феномена детской

9. Выберите правильный ответ.

Деятельность, направленная на овладение ребенком предметами как социальными орудиями является ведущей в …

А) Младенчестве

Б) Подростничестве

В) Раннем детстве

Г) Дошкольном детстве

10. Выберите правильный ответ.

Память в раннем детском возрасте носит … характер

А) произвольный

Б) непроизвольный

В) послепроизвольный

Контрольно-измерительные материалы по теме 5. Психическое развитие в дошкольном возрасте

1. Выберите правильный вариант ответа.

Основными новообразованиями дошкольника:

А) соподчинение мотивов, самосознание

Б) послушание

В) овладение речью

Г) появление игровой деятельности

Д) интерес к миру взрослых

2. Выберите правильный вариант ответа.

Кризис 7 лет – это:

А) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности

Б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх

В) тревожность, демонстративность, вербализм

Г) произвольность всех процессов

Д) возникновение чувства взрослости

3. Вставьте пропущенное слово.

… — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

4. Вставьте пропущенное слово.

Даша и Лера играли в больницу. Даша – доктор, она делает уколы. Лера громко плачет – она больной. Назовите возраст детей и вид их деятельности.

5. Установите соответствие между особенностями дооперационального мышления детей и их проявлениями:

А. Виды деятельности дошкольника

1. Игра, восприятие сказки, элементарный труд, рисование соподчинение мотивов, произвольность

Б. Новообразования дошкольника

2. Первое мировоззрение и этические инстанции

В. Содержание игры

3. Действия, отношения, правила

Г. Предмет ведущей деятельности дошкольника

4. Взрослый как носитель определенных общественных функций

6. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:

А) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения

Б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами

В) ребенок поступает согласно указаниям взрослых

7. Установите последовательность развития содержания сюжетно-ролевой игры:

А) ребенок воспроизводит в игре только действия взрослых

Б) содержанием игры становятся отношения между людьми

В) воспроизведение в игре правил взаимоотношений между людьми согласно взятой на себя роли

8. Установите последовательность стадий развития изобразительной деятельности:

А) Стадия каракули. Ребенка интересует карандаш, а не изображение. Удовольствие от движения.

Б) Примитивная выразительность. Изображению дается название, которое может меняться «по настроению».

В) Стадия интерпретация. Изображению дается конкретное название.

Г) Стадия схематичный рисунок. Объект изображается с теми качествами, которые ему принадлежат

9. Установите последовательность развития игры в дошкольном возрасте:

А) образно-ролевая

Б) сюжетно-ролевая

В) игры с правилами

10. Установите последовательность возникновения новообразований в психическом развитии ребенка от младенческого к раннему и дошкольному возрасту:

А) комплекс оживления -> потребность в постоянных контактах со взрослым -> открытие самосознания -> открытие точек зрения других людей, соподчинение мотивов, воображение и творческое мышление

Б) кризис новорожденности -> развитие речи -> предметно-манипулятивная деятельность -> первые слова -> готовность к школе

В) комплекс оживления -> предметная деятельность -> воображение и творческое мышление -> сюжетно-ролевая игра

Г) связанность с матерью -> непосредственно-эмоциональные отношения -> Эдипов комплекс -> умение оценивать

Контрольно-измерительные материалы по теме 6. Психологические особенности школьника (младший школьный возраст)

1. Выберите правильный ответ

Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

А) учебные действия

Б) отношение к учителю

В) осознанность

Г) произвольность

Д) внимательность

2. Выберите правильный ответ.

Определите доминирующую психическую функцию младшего школьника:

А) ощущение

Б) восприятие

В) внимание

Г) память

Д) мышление

3. Вставьте правильный ответ.

В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.

  1. Вставьте пропущенное слово:

В 7 лет ребенок обретает социальный статус … .

5. Установите соответствие между характеристиками основных познавательных процессов в младшем школьном возрасте и познавательными процессами:

А. Становится доминирующей функцией, интенсивно развивается в процессе учебной деятельности

1. Мышление

Б. Недостаточная дифференциация этого процесса в начале возраста является причиной того, что ребенок путает похожие по написанию буквы и цифры

2. Восприятие

В. Совершенствование этого процесса в младшем школьном возрасте дает возможность усвоения большого количества необходимого

материала и извлечения его из системы связей и значений в любой нужный момент

3. Память

6. Установите соответствие между понятием и его содержанием:

А. Соотнесение хода выполнения действий учения и его результата с заданным образцом

1. Учебное действие

Б. Определение того, в какой степени усвоен способ решения и соответствует ли результат конечной цели

2. Контроль

В. Средство воспроизведения и усваивания школьниками образцов общих способов решения задач.

3. Оценка

Г. Это то, что ученик должен освоить

4. Учебная задача

7. Установите последовательность этапов формирования умственного действия:

А) материализованное действие

Б) ориентировочная основа действия

В) внешнеречевое действие

Г) речевое действие про себя

Д) действие в уме

8. Выберите правильный ответ.

Учебная деятельность младших школьников имеет такие мотивы, как:

А) наказания

Б) уважение значимых для него сверстников

В) позитивная оценка родителей, признание и ободрение старших товарищей

Г) получение профессиональных знаний

9. Выберите правильный ответ.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

А) игровая

Б) общение

В) труд

Г) учебная

10. Выберите правильный ответ.

Центром социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте является:

А) родители

Б) близкий друг

В) сверстники

Г) учитель, школа

Контрольно-измерительные материалы по теме 7.

Психологические особенности школьника (подростковый возраст)

1. Выберите правильный ответ.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является:

А) сюжетно-ролевая игра

Б) учеба

В) интимно-личностное общение

Г) предметно-манипулятивная деятельность

Д) учебно-профессиональная деятельность

2. Выберите и вставьте правильный ответ.

Выберите особенность поведения, которая не имеет отношения к новообразованию подростничества — чувству взрослости.

А) желание, чтобы все считались с его мнением

Б) претензии на равноправие

В) стремление отгородиться от вмешательства родителей

Г) требование соблюдения некоего морального кодекса (один за всех, все за одного; охрана тайны и т.д.)

Д) желание интеллектуального превосходства

3. Выберите правильный ответ.

Наглядно-действенное мышление характерно для возраста:

А) подросткового

Б) раннего

В) дошкольного

Г) младшего школьного

Д) младенчества

4. Вставьте пропущенное слово:

Интимно-личностное общение – это … в подростковом возрасте.

5. Вставьте пропущенное слово:

В подростковом возрасте … отходит на второй план, на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками.

6. Установите соответствие между явлениями подростничества и их значениями

А. Освобождение от родительской опеки

1. Реакция группирования

Б. Вхождение в группу сверстников

2. Явление эмансипации

В. Самоутверждение среди сверстников

3. Мотив общения

Г. Ощущение себя в центре пристального внимания окружающих

4. Эффект воображаемой аудитории

7.Установите соответствие между уровнями тревожности и возрастом:

А. Высокая тревожность с родителями

1. Младший школьный возраст

Б. Низкая тревожность со сверстниками

2. Юношеский возраст

В. Высокая тревожность по отношению к оценке учителя

3. Подростковый возраст

7. Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания:

А) интерес подростка к собственной личности — эгоцентрическая доминанта

Б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) − доминанта дали

В) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтики

8. Установите последовательность фаз в подростничестве по Д.И. Фельдштейну:

А) сниженный эмоциональный фон, возбудимость, обидчивость

Б) общее положительное отношение к себе как к личности, зависимость самооценки от оценки окружающих (особенно сверстников)

В) появление оперативной самооценки, основанной на сопоставлении своей личности с идеалом

9. Установите последовательность появления новообразований в подростковом возрасте:

А) Я- концепция

Б) Чувство взрослости

10. Выберите правильный ответ.

Ключевая роль в становлении эго-идентичности принадлежит:

А) детству

Б) подростковому возрасту

В) любому кризисному периоду

Г) взрослости

Контрольно-измерительные материалы по теме 6 (часть 3). Психологические особенности школьника (юношеский возраст)

1. Выберите правильный ответ.

Ведущей деятельностью юношеского возраста является:

А) интимно-личностное общение

Б) любовь

В) поиски своего призвания

Г) учебно-профессиональная деятельность

Д) дружба

2. Выберите правильный ответ.

Центральным новообразованием юношества является:

А) реализация планов на будущее

Б) самоопределение

В) чувство взрослости

Г) Я-концепция

Д) профессиональная компетентность

3. Вставьте правильный ответ:

В юношестве интерес к общению со взрослыми усиливается. Обычно на сознательном уровне восстанавливается контакт с родителями. Это происходит потому, что юноши нуждаются в ……..

4. Определите возраст девочки:

Центральным новообразованием юношества является……. – это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

5. Установите соответствие понятиями и их признаками:

А. Для старшеклассников не характерно

1. Подражательность

Б. Старшеклассникам свойственно

2. Максимализм

В. Ведущая деятельность юношеском возрасте

3. Необходимость профессионального самоопределения

Г. Главная характеристика социальной ситуации развития в юношеском возрасте

4. Учебно-профессиональная

6. Установите соответствие возрастом и его характеристиками:

А. Подростковый возраст

1. Оценивают себя применительно к своему настоящему

Б. Юношеский возраст

2. Оценивают себя относительно своего будущего

3.Самооценка сильно завышена

4.Самооценка относительно правильная

7. Установите соответствие между возрастом и его характеристикой:

А. «Ребенок — раб своего зрительного поля» (Л.С.Выготский)

1. Подростковый возраст

Б. Половое развитие опережает органическое и социальное

2. Ранний возраст

В. Выработка мировоззренческих установок

3. Юношество

Г. Возрастом «почемучек» называют

4. Дошкольный возраст

8. Выберите правильный ответ.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте

определяется:

А) близостью реального вступления во взрослую жизнь

Б) влюбленностью

В) близостью экзаменов

Г) выходом родителей на пенсию

9. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (дошкольник, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

А) самоопределение

Б) чувство взрослости

В) произвольность

Г) самосознание

10. Выберите правильный ответ.

Специфическим противоречием, выступающим в качестве движущей силы психического развития в период ранней юности, является противоречие между:

А) необходимостью выполнять самостоятельные действия и невладением способами действия с предметами

Б) потребностью в самостоятельной волевой деятельности и зависимостью от наличной ситуации

В) максимальной зависимостью от взрослых и отсутствием специфических средств воздействия на них

Г) потребностью в самоутверждении и ограниченными возможностями самореализации

Контрольно-измерительные материалы по теме 7. Психическое развитие в зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза.

1. Выберите правильный вариант ответа

Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют:

А. Акмеографией

Б. Акмеологией

В. Акмеоникой

Г. Акметехникой

Д. Геронтопсихология

2. Выберите правильный вариант ответа.

Новообразование, обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста:

А. Новое чувство времени

Б. Продуктивность

В. Развитое чувство ответственности

Г. Осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением

Д. Создание семьи

3. Вставьте пропущенное слово.

Отсутствие эго-интеграции в позднем возрасте приводит к отчаянию, безысходности, по мнению американского ученого…….

4. Вставьте пропущенное слово.

Кризис среднего возраста обусловлен осознанием расхождения между….. и …….

5. Вставьте пропущенное слово.

Основным новообразованием старости является …….

6. Установите соответствие между центральными новообразованиями и возрастными периодами.

Центральное новообразование

Возрастной период

А. Мудрость

1. Юношество

Б. Самоопределение

2. Подростничество

В. Я-концепция

3. Зрелость

Г. Профессиональная компетентность

4. Старость

7.Установите соответствие между феноменом и возрастным периодом.

Феномен

Возрастной период

А. Феномен опустевшего гнезда

1. Зрелость

Б. Выбор спутника жизни

2. Молодость

В. Экзистенциальная проблематика

3. Кризис среднего возраста

Г. Эффект воображаемой аудитории

4. Подростничество

8.Установите соответствие основной задачей возраста по Э.Эриксону и возрастным периодом.

Задача возраста по Э. Эриксону

Возрастной период

А. Эгоинтеграция

1. Зрелость

Б. Выбор спутника жизни

2. Молодость

В. Выбор между продуктивностью и инертностью

3. Поздняя зрелость

9. Восстановите правильную последовательность. Выстройте цепочку смены социальной ситуации развития по мере взросления человека

А. Фаза наставничества

Б. Познание мира окружающих вещей совместно со взрослым, сотрудничество

В. Выбор спутника жизни

Г. Первый социальный статус

Д. Познание мира человеческих отношений и их имитация

Е. Эмансипация от взрослых и группирование со сверстниками

Ж. Первоначальный выбор жизненного пути

10. Восстановите правильную последовательность стадий родительства в период зрелости

А. Формирование образа родителя

Б. Авторитет

В. Интерпретативная

Г. Расставание

Д. Взаимозависимость

Е. Вскармливание

Контрольно-измерительные материалы по теме 8. Психологическое сопровождение развития человека

1. Выберите правильный вариант ответа. Модель сопровождения (модель деятельности школьной психологической службы) предполагает

А. Научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом

Б. Психологическую помощь детям с трудностями психологической природы

В. Психологическую помощь детям с трудностями психологической природы, их выявление и профилактика

Г. Психологическое сопровождение ребенка в процессе всего обучения в школе

Д. Психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения в начальном звене

2. Выберите правильный вариант ответа. В психологическую диагностику, кроме диагноза и психологической помощи, входит

А. Гипноз

Б. Психокоррекция

В. Терапия

Г. Психологический прогноз

Д. Психологическая поддержка родителей

3. Вставьте пропущенное слово

Цель сопровождения не переделать среду вокруг ребенка, а создать в рамках нее условия для …личности и обучения.

4. Вставьте пропущенное слово.

Самым важным для успешного обучения первоклассника является ……….. учиться.

5. Установите соответствие

А. Профконсультационная беседа

1. Актуализируются знания и представления о предпочитаемых профессиях, проводится соответствие между особенностями личности и требованиями, предъявляемыми данными профессиями

Б. Первичный выбор профессии

2. Реальное формулирование задачи выбора будущей сферы деятельности ( с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов)

В. Профессиональное самоопределение

3. Ориентировка на внешние признаки профессии, отсутствие адекватного представления о собственных возможностях.

6. Установите соответствие.

А. Первичная психопрофилактика

1. Психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психологического неблагополучия; она включает реабилитационные мероприятия и др.

Б. Вторичная психопрофилактика

2. Ранняя диагностика, своевременная помощь в ситуации психологического неблагополучия, комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникшего психологического неблагополучия, уменьшению патологических проявлений

В. Третичная психопрофилактика

3. Тесно связана с психогигиеной, она включает мероприятия, направленные на предупреждение психологического неблагополучия личности, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профессиональную ориентацию, профессиональный отбор и т.д.

7. Восстановите правильную последовательность алгоритма диагностико-коррекционной деятельности школьного психолога

А) изучение запроса

Б) осуществление психо-коррекционной программы

В) подбор психодиагностического инструментария

Г) формулировка психологического диагноза

Д) гипотеза о причинах психологического неблагополучия

8. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного не относится к психопрофилактике

А) беседа

Б) тренинг

В) определение психологической готовности к школьному обучению

Г) предупреждение психологической перегрузки

Д) работа с психологическим неблагополучием

9. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного не относится к целям и задачам психологического сопровождения детей в школе

А) гармонизация эмоционального состояния ученика

Б) развитие навыков совладающего поведения

В) развитие внутренней мотивации учения

Г) предоставление опыта позитивных отношений

Д) предоставление ученику выбора программы обучения

10. Выберите правильный ответ. Какому требованию не должны соответствовать психодиагностические методики

А) цели должны быть однозначно сформулированы

Б) область применения должна быть выделена (возраст и т.д.)

В) четкая система обработки результатов

Г) система обработки результатов компьютеризирована

Д) валидность и надежность

Контрольно-измерительные материалы по теме 9. Онтогенез личности, деятельности, общения, психических функций

1. Выберите правильный вариант ответа. Восприятие выступает ведущей психической функцией в возрасте

А. Младенческом

Б. Раннем

В. Дошкольном

Г. Младшем школьном

Д. Новорожденности

2.Установите соответствие

Формы общения по М.И. Лисиной

Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении

А. Ситуативно-деловое общение

1. Потребность в доброжелательном внимании (до 1г.)

Б. Ситуативно-личностное общение

2. Потребность в сотрудничестве (1-3г.)

В. Внеситуативно-познавательное общение

3. Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив (3-5 л.)

Г. Внеситуативно-личностное общение

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании (4 – 6 л.)

3. Установите правильную последовательность развития интеллекта, согласно теории ж. Пиаже

А) дооперациональная стадия (ограниченные представления о причинах и следствиях)

Б) сенсомоторная стадия (познание мира только посредством различных действий)

В) стадия конкретных операций (начинают классифицировать объекты по нескольким признакам, способность к рассуждению, доказательствам)

Г) стадия формальных операций (проводят анализ решения конкретных задач, строят планы на будущее, вспоминают прошлое)

4. Восстановите правильную последовательность.

Расположите в правильной последовательности стадии психосоциального развития в зрелости по Э.Эриксону.

А) интимность – изоляция

Б) интеграция – разочарование в жизни

В) творчество – застой

5. Восстановите правильную последовательность. Расставьте в порядке появления в онтогенезе виды ведущей деятельности в классификации Д.Б. Эльконина.

А) эмоционально-личностное общение

Б) предметно-манипулятивная деятельность

В) сюжетно-ролевая игра

Г) учебная деятельность

Д) учебно-профессиональная деятельность

6. Восстановите правильную последовательность. Расставьте в порядке появления в онтогенезе приведенные ниже соотношения (по А.В. Петровскому).

А) адаптация преобладает над индивидуализацией

Б) индивидуализация преобладает над адаптацией

В) интеграция преобладает над индивидуализацией

7. Восстановите правильную последовательность развития действия в онтогенезе.

А) движения рук направлены к предмету

Б) соотносящие действия (закладывает мелкие предметы в большие и т.д.)

В) схватывание предмета

Г) функциональные действия (катает машинку, подносит ко рту чашку с соком и т.д.)

Д) действия-игры

8. Восстановите правильную последовательность онтогенеза речи.

А) затихает, прислушивается

Б) подражание ритму

В) лепет (повторяющиеся звукосочетания)

Г) гуление (издавание звуков при радостном оживлении)

Д) появление автономной речи

9.Установите последовательность этапов формирования умственного действия в онтогенезе.

А) материализованное действие

Б) ориентировочная основа действия

В) внешнеречевое действие

Г) речевое действие про себя

Д) действие в уме

10. Установите последовательность развития мышления в онтогенезе.

А) наглядно-образное

Б) наглядно-действенное

В) образное

Г) понятийное

13