Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Понятие детского церебрального паралича……………………………..…..5
2.Сущность предметно-практической деятельности…………………………..…6
3.Предметно-практическая деятельность как средство интенсификации мышления………………………………………………………………………..…..8
4.Предметные действия, как важная форма активного познания ребенком окружающего мира…………………………………………………………………8
5.Предметно-практическая деятельность детей с ДЦП…………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………….…….16
Введение
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.
Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза).
Известно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира проходит путем ощупывания предметов руками. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность, термические свойства, размеры, пропорции, фактуру и др. Стереогноз является врожденным свойством, а приобретается в процессе зной предметно-практической деятельности ребенка. У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание узнавание предметов на ощупь затруднены. По данным Н. В. Сиюновой [ 4 ], у детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития возникают наибольше затруднения в формировании стереогноза. Недостаточность акгеного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления, их свойствах, фактуре, го ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.
Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
... в особых формах психологического сопровождения. Объект – проблемное развитие ребенка Предмет – нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекции направленных на оптимизацию ... психического развития особенного ребенка в сравнении с нормально развивающимся Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными ...
В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
Целью нашей работы является изучение предметно-практической деятельности детей с ДЦП
1.Понятие детского церебрального паралича
Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. [ 4 ]
Причиной развития детских церебральных параличей бывают различные факторы. К первой группе этих факторов следует отнести инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму……
Заключение
У детей с церебральным параличом становление предметно-манипулятивной деятельности задерживается в связи с проблемами в формировании хватательной функции рук. Для развития сенсомоторной координации полезно привлекать внимание ребенка к собственным рукам, используя пальчиковые игры.
Развитие способности к манипуляции у ребенка следует проводить систематически, обязательно на положительном эмоциональном фоне. Прежде всего, нужно чаще брать младенца на руки, расправлять его ладони (для снятия спастичности можно использовать легкую вибрацию — потряхивание кистей рук, поколачивание их пальцами), манипулировать руками малыша в поле его зрения. Далее нужно пытаться вкладывать в руки ребенка предметы разной формы и фактуры, формируя при необходимости сначала пассивный их захват вторым — пятым пальцами, затем с привлечением первого пальца и далее — щипцеобразный захват. Манипуляции следует переводить в предметно-практическую деятельность, сопровождаемую элементарной речью, а предметно-практическую деятельность — в игровую.
В то же время перевод ребенка к качественно новой форме общения определяется не наличием манипуляций с предметами, а возникновением сотрудничества с взрослым. Учитывая, что в мотивах ситуативно-делового общения «опредмечиваются» потребности в новых впечатлениях, в двигательной активности и в психологической поддержке, можно использовать следующие виды взаимодействия с ребенком для развития коммуникативных потребностей.
Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...
... развития изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста, содержание которых было бы мотивировано для ребенка, а также направлено на формирование умений одного или нескольких видов изобразительной деятельности детей, развития ... предпосылок творчества. Анализ литературы и практический опыт педагогов по развитию творчества ...
Список литературы
1.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев , 1988.
2.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007 г
3.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
4.Основы специальной психологии — Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. (Букинистическое издание)/Редактор Людмила Кузнецова — М.: Издательство: Академия, 2010
5.Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Шаргородская Л.В. — Теревинф,2006
6.ШипицынаЛ.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов высш. Учеб заведений- М.: Гумнит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368