Понятие конфронтация.Методы конфронтации

Содержание

Введение

1. Понятие конфронтация

2. Методы конфронтации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с психологической помощи клиенту.">помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

1. Понятие конфронтация

Конфронтация — это реакция консультанта, в которой проявляется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению. Конфронтация — это всегда обращение внимания клиента на то, что он стремиться избежать, это выявление и демонстрация противоречий между различными элементами его психического опыта [9]. Эта техника, по мнению Н.Олифирович, «..поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения»[11].

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

Оглавление Введение. 1.История группового психокоррекционного движения. 2.Специфика групповой формы психокоррекции. 3.Особенности комплектования группы. 4.Руководство психокоррекционной группой. Заключение. Список источников литературы. Введение.Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от ...

Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения, используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности[4]. Эта техника в оказании психологической помощи взаимодействует с другими методами психотерапевтического воздействия[1; 6; 7]. Так, например, Н.Олифирович говорит, что «конфронтация — сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники. Этот термин имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, второе, деструктивное, не используется. При конфронтации клиент ставится перед фактом, что он говорит не то, что думает, и делает не то, что говорит. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью. (Да…но).

В предложении клиент дает два посыла в одном предложении или фразе, демонстрируя смешанные чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования — идентификация и конфронтация главных противоречий клиента»[11].

На современном этапе становления психологической помощи ряд специалистов негативно относятся к конфронтационным приемам и противопоставляют их эмпатическим (эмпатическая психотерапия).

Базируется это заблуждение на смешении психотерапевтического и социально-психологического смысла термина, когда конфронтация понимается как «противоборство» психотерапевта и клиента (пациента) или группы; на переоценке значения эмпатических приемов, являющихся основой установления контакта и диагностического этапа в работе с клиентами (пациентами), но недостаточных для психокоррекционных вмешательств, эффективного завершения большинства краткосрочных форм психотерапии; на личностном избегании «жестких, психохирургических» техник, ставящих под угрозу «до……..

20 стр., 9828 слов

Отчет по психологической практике в клинической больнице

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет управления и психологии Кафедра прикладной психологии ОТЧЕТ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Студентки  1  курса  очно-заочного (вечернего) отделения Место прохождения практики:  МУЗ «Городская клиническая больница ...

Список использованных источников

1. Браун Д. Кристесен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 352с.

2. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи.-К.,1996.-192 с.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160с.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005. — 240 с.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб: Питер, 2002. — 736с.

6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. — К.: Наукова думка, 1995. — 128с.

7. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. — М: Эксмо, 2002. — 448с.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240с.

9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. — М., 2005.

10. Меткин М.В. Теоретические и практические апекты разрешения конфликтов / < libr/soirl/i119metk/index.htm>

11. Н.И.Олифирович Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика. / < ckw>

12. Психотерапевтическая энциклопедия / [под общей редакцией Б. Д. Карвасарского]. — СПб: Питер Ком, 1999. — 752 с.

13. Сидоренко Е. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. < articles/858>

14. Чаплак Я.В. Современные тенденции использования конфронтации в оказании психологической помощи/ Я.В.Чаплак, О.М.Чернописький, И. Солийчук / < ua/vykorystannya-konfrontatsiyi-v-protsesi-nadannya-psykholohichnoyi-dopomohy>

15. Чибисова М.Ю. Материалы курса «Психологическое консультирование: от диагностики к путям решения проблем»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011. — 64 c.

3 стр., 1492 слов

Отчет по психологическому аспекту практики

ДНЕВНИК Прохождения преддипломной педагогической практики (психологический аспект) в УО «Полоцкая государственная гимназия №2» В период с 22 октября по 24 ноября 2012 г.   Студентки историко-филологического факультета   Группа 08 - ФЯ ________ А. Н. Сергеенко   Руководитель практики от кафедры ______ Е. Г. Вышинская   Директор школы ____________ В. П. Колядко   Новополоцк ...