ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Введение

Необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в настоящее время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей в данной теме.

С самого рождения ребенок начинает взаимодействовать с людьми и вступает с ними в различные отношения. Формирование межличностных отношений происходит на протяжении всей жизни, с возрастом они усложняются, дифференцируются. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим – взрослым и детям, — к деятельности, к самому себе.

Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека (А. Маслоу).

Общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека (Шабанов Л.В.).

При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личностные качества, отсюда и вытекают межличностные отношения. Лисина М.И., Маркова А.К. подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

В подростковом возрасте, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость (Мухина В.С.).

Это определяется ведущей деятельностью в данном возрасте – интимно-личностным общением со сверстниками (по Д.Б. Эльконину).

Одна из социальных задач в этот период – расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся пониманию себя и сверстников. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценным. Подросток менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои планы, дела, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.

17 стр., 8162 слов

Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

... м учебнике по общей психологии кратко определяет темперамент как динамические характеристики психической деятельности (общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности). Другими словами, ... Коломинский. При изучении проблемы влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками были использованы следующие методики: . Метод наблюдения, предложенный Б.С. ...

Дружеские отношения как подвид межличностного общения необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой – помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых.

Актуальность исследования дружеских отношений обусловлена анализом различных личностных планов развития ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой раскрываются личностные качества ребенка, и определяют природу дружбы. Подростки стремятся к более тесному общению, проявлению себя как личности.

Эмоциональный компонент является одним из важнейших в межличностных отношениях (Райс Ф., Долджин К.).

Он включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию; чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников. У подростков с задержкой психического развития эмоционально-волевая сфера и личностная сфера имеет ряд особенностей, часто является не зрелой; что вносит особую специфику в представления о дружеских отношениях.

По мере взросления ребенка, межличностные отношения могут углубляться, становятся более личными, например, интимными. Они подразумевают соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другими свое духовное и практическое бытие, оно обеспечивается понимание мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактуализация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения — дружба и любовь.

Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Проблема отношений детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления, однако наиболее близкие – дружеские отношения практически не исследованы. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. Большое количество исследований посвящено изучению сути и особенностям дружеских отношений в дошкольном (Кон И.С., Коломинский и др.) и младшем школьном возрасте (Мохов В.А., Лилиан Рубин, Мохова Е.Е.).

У наблюдаемых подростков с задержкой психического развития обеднены содержательные, эмоционально-нравственные компоненты общения. В связи с этим исследование дружеских отношений приобретает особую значимость.

6 стр., 2560 слов

Особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в ...

... социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Учитывая определяющую роль межличностных отношений и общения с ... дестабилизирующими факторами социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Ограниченный опыт применения ...

Актуальность исследования определяется противоречием между важностью дружеских отношений для подростков (в том числе подростков с задержкой психического развития) и недостаточностью теоретических и эмпирических данных об особенностях таких отношений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Межличностное общение подростков

«Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей».

«Это возраст межличностных влечений, близкой дружбы, первой любви. Эмоциональные отношения оказывают существенное влияние на развитие психики подростка, выполняя следующие функции.

1. Подростки получают опыт социализации, необходимый для дальнейшего развития и установления гармоничных взаимоотношений с окружающими и создание собственной семьи.

2. Формирование идентичности. Перед подростком стоит задача обобщения и осмысления всего того, что он знает о себе, построения обобщенной картины мира и поиска своего места в нем. Одним из механизмов формирования идентичности является идентификация с теми людьми, с которыми подросток вступает в эмоциональные отношения: уподобление им себя, мысленные попытки поставить себя на их место.

3. Развитие Я-концепции (системы устойчивых представлений человека о самом себе), формирование адекватной самооценки. Подросток получает обратную связь от сверстников и взрослых и начинает воспринимать окружающих как своеобразное «зеркало», в котором отражается его собственная личность.

4. Преодоление эгоцентризма в социальной сфере. Подросток, вступающий в эмоциональные отношения, учится смотреть на самого себя и на окружающую действительность глазами другого человека, понимать мотивы и переживания окружающих».

«Существуют критерии, которые позволяют отличить межличностное общение как особый вид межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного:

— в нем участвуют небольшое число людей (чаще всего – группа из 2-3 человек);

— это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;

10 стр., 4870 слов

Общая характеристика особенностей общения подростков

... себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Тщательное ... в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения -- сильные, часто сменяющие друг друга -- характерны для подросткового возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность ...

— это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера».

«Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

  1. официальные и неофициальные;
  2. деловые и личные;
  3. рациональные и эмоциональные;
  4. субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношении, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения.

Рациональные отношения – это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке.

Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т.е. неравноправные отношения. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности».

Подробнее мы остановимся на определении товарищества и дружбы. «Товарищество – это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компании. Дружба- это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов».

«В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценным. Подросток менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои планы, дела, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении».

9 стр., 4276 слов

Примерные тезисы сочинения. o Близкие отношения, основанные на ...

... обязывают. Они легко возникают и легко могут исчезнуть. Дружеские отношения более крепкие. Друзей не бывает много. Порой дружба проносится через всю жизнь. o К сожалению, нередко крепкая ... должно быть просто хорошо и интересно друг с другом. o Дружба проверяется через поступки, действия людей. Можно много говорить о дружеских отношениях, однако в решительную минуту поставить на ...

«Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяет выделить различные уровни общения. Среди них:

— ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

— деловой, или манипулятивный уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я-Вы контакт;

— интимно-личностный уровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствия, сопереживания. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я-Ты контакт».

1.2 Дружеские отношения как подвид межличностного общения

«Одним из наиболее важных — социально и психологически — видов межличностного общения является дружба. В юности значение дружеских привязанностей и потребность в дружбе особенно велики. Обострение интереса к собственному Я в связи с половым созреванием и расширением диапазона социальных ролей, рост личной автономии и перестройка прежних «детских» взаимоотношений с родителями, расширение круга интересов и интенсификация общения со сверстниками, — все это усиливает потребность в глубокой и интимной дружбе. Кроме того, изучение данного вопроса представляется важным в силу того, что формирование глубоких эмоционально-насыщенных отношений в юношеском возрасте является мощным фактором развития личности. «Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения».

«Потребность в товарищеских отношениях подталкивает подростков к установлению устойчивых связей со сверстниками: выбору хорошего друга или нескольких друзей, как правило, того же пола. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, имеет то же этническое происхождение, получил схожее воспитание; живет по соседству, учится в той же школе и классе; находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Если товарищам удается удовлетворить взаимные потребности, узы их дружбы могут стать еще прочнее.

Почему друзья подростков обычно похожи на них? Одна из причин в том, что подростки сознательно выбирают друзей, похожих на самих себя. Похожие на нас друзья подтверждают наш статус и повышают самооценку. Другая причина похожести друзей-подростков в том, что после того, как они становятся друзьями, они проводят больше времени в совместных делах.

18 стр., 8974 слов

Психологическая характеристика межличностных отношений подростка ...

... введения, трех глав и заключения 1. Межличностные отношения подростков Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ... ведущая деятельность подростков - эмоциональное общение со сверстниками. Очень значимой ценностью в этом возрасте является система эмоционально нагруженных отношений со сверстниками. Однако подростки еще не ...

В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения. Подростки ожидают, что их близкие друзья буду всегда с ними и на их стороне, и они реагируют досадой и гневом, когда ожидания не оправдываются. Поскольку подростки часто эгоцентричны, у них могут возникнуть нереалистические ожидания об уровне поддержки, которую оказывают им их друзья. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений. Дружба ранних подростков, поэтому часто нестабильная и эмоциональная».

«По данным исследованиям «Подросток 2000 года» (С.В. Кривцова и др., 1997), ценность «Наличие хороших и верных друзей» занимает, в среднем, второе место из двенадцати основных (уступая только ценности «Счастливая семейная жизнь»), т.е. очень актуальна для современных подростков. 46 % респондентов обозначают данную сферу как высоко значимую для себя, 11%- как низко значимую».

«По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непосредственных дружеских связях. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.

В подростковом возрасте успех поддержания отношений со сверстниками положительно отражается на психологической и социальной адаптации и достижениях. Важным элементом успеха в сообществе сверстником в это период является стремление быть полезным, т.е. помогать и обеспечивать социальную поддержку, давать советы и информацию.

Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой – помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личностные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами».

«Рост стабильности дружеских связей определяется когнитивным развитием, снижением эгоцентризма и лучшими навыками общения.

Когда подростки покидают стены начальной школы для продолжения учебы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов, иных социальных классов и этнических групп.

Одна из социальных задач в этот период – расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Обычно в течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подростки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей уменьшается».

5 стр., 2406 слов

Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростков

... на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя. 2. Физиологическое развитие подростка Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что ... социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и фильмы, ...

«Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь».

«Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например, слишком теплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой также создает конфликтные ситуации. Пример — судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью; что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целым, остается один. Он запоздал с переходом в следующую стадию».

«Дружба подростков видоизменяется, главным образом, не с позиции целей, а с позиции используемых средств общения и способов структурирования времени. Сейчас в дружеских отношениях возрастает доля общения, опосредованного современными техническими средствами (электронная почта, Интернет-чаты, сотовый телефон и т.п.), подростки в этом плане более мобильны, чем представители старших поколений. Однако цели дружбы остаются прежними: эмоциональная поддержка, взаимопонимание, взаимная помощь».

1.2.1 Подходы к определению дружбы

«Аналитический период психологии дружбы, начавшийся в конце 1950-х годов, был связан с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. Слово «аттракция» (attraction), как и древнегреческое «филия», буквально означает притяжение, влечение. В социальной психологии понятие «межличностной аттракции» определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия (социальной перцепции).

Психодинамическая теория, представленная, в частности, психоанализом, усматривает истоки дружбы, как и всех прочих привязанностей, в неосознаваемых эмоциональных потребностях личности. Основоположник психоанализа 3игмунд Фрейд считал, что все человеческие влечения и привязанности, будь то дружба, родительская любовь или преданность идее, имеют, в конечном счете, инстинктивную природу, являясь формами полового влечения, либидо, которое он, впрочем, определял весьма расширительно.

Когнитивная психология положила начало систематическому изучению «языка дружбы» — тех терминов, в которых люди осмысливают и описывают свои взаимоотношения и представления друг о друге, а также «личностных конструктов» (Гарольд Келли, Стивен Дак и др.) — специфических оппозиций, противоположных понятий, используемых субъектом для категоризации себя или других людей.

Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Джордж Мак-Колл и др.) выдвигает на первый план социально-структурные (ролевые) и культурно-символические (значение) аспекты личных отношений в связи с развитием самосознания. Поскольку личность формируется и осознает себя только во взаимодействии с другими людьми, приверженцы этого направления видят цель изучения дружбы в расшифровке психологического содержания этого процесса — уяснении, почему данное Я привязывается к данному Другому. Межличностная аттракция, по определению Мак-Колла, отличается от формальных или деловых взаимоотношений тем, что в ней присутствует Я, желающее на основе своей положительной привязанности к другому, установления личных взаимно активных отношений с ним». «Аристотель подходит к определению дружбы одновременно с нескольких сторон.

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

... рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он ... Выполняется по команде. Игра “Коршун” Цель: развитие чувства безопасности. Звучит веселая музыка. Мамы-домики ... человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе. 3. Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, ...

Во-первых, в зависимости от типа партнера он различает отношения отеческие, братские, родственные, супружеские, соседские, политические, товарищеские, эротические и основанные на гостеприимстве. Такая классификация объективна, но вместе с тем содержит указание на специфику связанных с данными отношениями эмоциональных переживаний.

Во-вторых, он разграничивает равные отношения и отношения, основанные на социальном или нравственном превосходстве одного партнера над другим.

В-третьих, он дифференцирует характер испытываемых человеком чувств, различая спокойное дружелюбие, расположение и приязнь вообще, индивидуализированные дружеские чувства и страстную любовь, влечение.

В-четвертых, он классифицирует мотивы заключения и поддержания дружеских отношений: утилитарная дружба — ради пользы, выгоды; гедонистическая дружба — ради удовольствия, приятности; совершенная дружба, в которой эти мотивы подчинены бескорыстной любви к другу как таковому».

Н.Н. Обозов определяет дружбу как «взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности прийти друг другу на помощь».

«В 75% случаев дружеские отношения подростков устанавливаются со сверстниками, приблизительно равными по возрасту (И.С. Кон, В.А. Лосенков).

Ключевыми моментами, которые характеризуют дружбу и позволяют надежно отличать ее от других видов отношений, являются:

1. высокая степень избирательности: у подростков редко бывает больше, чем 2-3 близких друга;

2. ориентация на индивидуальные цели и ценности партнера по общению (в этом состоит отличие от товарищества, ориентированного на групповые цели);

3. относительно длительное существование отношений во времени: школьные друзья часто остаются таковыми на всю жизнь». Следующие определение дружбы, мы можем встретить в словаре, это « вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств».

4 стр., 1912 слов

Тренинг по развитию уверенности в себе, формированию чувства ...

... его особенности, и соответствующие выводы.Что касается самого тренинга, я решил провести с участниками некоторые упражнения, посвященные теме, связанной с развитием уверенности в себе и чувства собственного достоинства. ... мнения чужих ему людей. Конечно, нельзя отбрасывать людей, входящих в его референтную группу его семью, близких друзей и т.д это тоже было отражено в тесте, ...

1.2.2 Аспекты дружбы

В современной психологии развития дружба может рассматриваться как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка.

«Выделяют следующие аспекты:

  1. Поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, уровень селективности такого отбора; преобладающие формы общения (диады, триады или многолюдные компании); степень устойчивости таких образований и т.д.
  2. Когнитивные аспекты дружбы: представление о дружбе, характерные для данного возраста; термины, в которых описываются друзья и взаимоотношения с ними; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития, и т.п.
  3. Эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии и т.д.
  4. Коммуникативные аспекты дружбы: уровень межличностной компетенции индивида; доступный ему спектр ролевого взаимодействия и соответствующие коммуникативные навыки (умения завязывать знакомство, переходить от низших уровней общения к высшим и т.д.).
  5. Ценностно-нормативные аспекты дружбы, связанные с развитием самосознания: тип личностных потребностей, удовлетворяемых дружбой; характер основных «личностных конструктов»; нравственный кодекс и основные ценности дружбы».

1.3 Особенности межличностного общения подростков с задержкой психического развития

Достаточно большое количество исследований межличностных отношений рассматривают дошкольный возраст (Е.Н. Васильева; М.И.Лисиной) и младший школьный (Р.Д. Тригер; О.В. Защиринская).

«Приобретаемый в дошкольном и младшем школьном возрасте негативный опыт закрепляется в виде социально-культурных навыков взаимодействия с окружающими людьми, устранение которых требует длительной психологической коррекции. Дальнейшее изучение особенностей общения школьников с задержкой психического развития, в том числе его вербального и невербального компонентов, формирования коммуникативных навыков в зависимости от социальных условий развития, разработка концепции дизонтогенеза общения позволит решать практические вопросы их социализации в современном обществе».

«Личностная значимость общения со сверстниками начинает возрастать для школьников с задержкой психического развития в подростковом возрасте».

«Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что коммуникативная компетентность личности — единое сложное образование, сумма трех различных по своим психологическим основаниям компонентов; когнитивного, поведенческого и эмоционального.

Teoreticheskie_osnovy_druzheskih_otnosheniy — Стр 2

Когнитивный компонент связан с познанием другого человека. Данный компонент включает способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и пр. Обычно эти способности выражаются терминами «социальный интеллект» или «социальные когниции».

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр. Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию; чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников.

Остановимся на характеристике некоторых составляющих каждого из обозначенных выше компонентов.

Эмпатия как способность понять другого человека представляет собой сложное психологическое образование, которое позволяет откликаться на эмоциональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В эмпатии выделяют непосредственно эмоциональный компонент (способность к сопереживанию, разделению эмоций) и «интеллектуализированный» (способность к действенному сочувствию на основе эмоционального дистанцирования от захватывающих другого человека эмоций).

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности (Кэмпбэлл, 1977).

В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии».

«Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте, по тонкому замечанию И.С.Кона, заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимающего другого человека».

«Общение и складывающиеся в связи с ним межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на формирование личности (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин)».

1.4. Тренинг как метод коррекции представлений о дружеских отношениях у подростков с задержкой психического развития

«В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста».

В тоже время «психологический тренинг представляет собой один из наиболее востребованных видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями (развития эмоциональной гибкости), корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознание и самопринятие, изменением отношения к себе и другим, выработка навыков саморегуляции, для улучшения социальной адаптации участников. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Навыки конструктивного общения развиты у подростков с задержкой психического развития недостаточно, что связано с малым социальным опытом, с особенностями эмоционально-волевой сферы и т.д. Подростковый возраст сенситивен для развития соответствующих навыков, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — эффективный метод их формирования».

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Так, Л.А. Петровская и Л.Ф. Анн обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Мы исходим из следующего рабочего определения « социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена. У подростков с задержкой психического развития жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

«Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связано с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они сильно отличаются друг от друга. Можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

— исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

— изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

— развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

— овладение социально-психологическими знаниями;

— развитие способности познания себя и других людей;

— повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я – концепции».

Помимо задач, которые должны решаться в процессе тренинга группой, огромная роль отводится психологу, который выступает в роли «фасилитатора». «Позиция тренера в работе с подростками является одним из элементов группового процесса, влияющих на достижение цели реализации той или иной программы. На наш взгляд, тренер в подростковой группе, прежде всего, выполняет следующие функции. Во-первых, функция «организатора процесса» (создание условий, предложение упражнений, поставки или акцентировании проблем, то есть создание среды).

Во-вторых, крайне продуктивной в связи с обсуждением позиции тренера в подростковой группе представляется идея о ведущем группы как модели желательного поведения. Психолог становится для подростков своеобразной моделью «взрослого» поведения, имея при этом шанс продемонстрировать «другого взрослого» — неавторитарного, открытого, понимающего и принимающего. Это является безусловной ценностью для всех участников групп. Третья функция тренера — функция источника информации».

«Основные задачи группового психолога в работе с подростками таковы:

— побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;

— создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;

Разработка и поддержание в группе определенных норм, проявлений гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия».

Разнообразие психологических тренингов велико, одного они имеют специфические черты, «совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

  • соблюдение ряда принципов групповой работы;
  • нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
  • наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
  • определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
  • акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
  • применение активных методов групповой работы;
  • объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности».

«Тренинг, будучи формой практической психологической работы, всегда отражает своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

  1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
  2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

В литературе (Т.В. Зайцева, И.В. Вачков, С.И. Макшанов и др.), посвященной групповой работе, выделяют принципы, на которых будет построена наша программа тренинга.

  1. «Здесь и сейчас – разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.
  2. Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т.п., замена их адресными: «я считаю», « я полагаю».
  3. Акцентирование языка чувств – избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний».
  4. «Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников. Творческая и исследовательская позиции участников тренинга связаны с тем, что в ходе его участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем.
  5. Конфиденциальность – предполагает, что информация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет осуждаться с кем бы то, ни было за пределами группы. Соблюдение этого принципа позволяет формировать открытую атмосферу взаимодействия между участниками тренинга, а также сохранять мотивацию участников на обсуждение вопросов и проблем в рамках группы».
  6. «Искренность и открытость. Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе».
  7. «Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
  8. Самодиагностика, т.е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнении и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
  9. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышения самооценки, снятии напряжения и релаксации.
  10. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале – к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.

11. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия, которая используется в программе тренинга».

Мы полагаем, что выделенные принципы будут полезны нам в разрабатываемой программе тренинга. Возможность структурировать общение в соответствии с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом занятии. «Одна из основных трудностей проведения тренинга с подростками с задержкой психического развития – это организация их деятельности, привлечение внимания, выработка правил общений для всех. Соблюдение принципов психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростков позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу. Возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий. Наиболее продуктивным в тренинге признаются ориентирование группы на подростка, поддержание совместной ответственности, работа по направлению внимания, мышления детей на определенные идеи или стороны поведения, установлению связи между детьми и психологом».

Так как организация, подбор игр в тренинге для подростков с задержкой психического развития имеет свою специфику, не менее важным является выбор методов, которые будут интересны подросткам, а так же соответствовать цели программы. В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного типа, психогимнастика и т.д.

«Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко и др.).

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении.

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Медитативные техники, по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В. Райх (W.Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха – йога, тайчи, айкидо)».

Психологический тренинг был, выбрал нами как метод коррекции представлений о дружеских отношениях, потому что он проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Вачков, 2000).

В частности, отмечаются такие «преимущества групповой формы работы:

  1. групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;
  2. группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
  3. возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти тоже самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
  4. в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
  5. в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
  6. взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
  7. группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе».

Наиболее ярко проявляют себя данные преимущества тогда, когда программа тренинга не только имеет организацию деятельности участников, логику, соответствует целям и задачам, в ней полностью реализуются принципы; не менее важным является подбор и число участников тренинга.

«В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, – это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека. Неудобство большого числа членов группы особенно заметно при фиксации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений. Келлерманом (1979) сформулировано «правило восьми», согласно которому число участников не должно превышать восьми человек, поскольку, по его мнению, в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы».

При формировании группы необходимо учитывать особенности подростков с ЗПР, которые предполагают ограничения в количестве детей — участников группы (их число не должно превышать 10 человек).

Время проведения занятия 45—50 минут, это обосновывается особенностями работоспособности подростков, так как от этого напрямую зависит эффективность тренинга.

Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно сделать вывод, что, несмотря на различные концептуальные платформы, представители различных направлений выделяют стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга.

В первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания (Петровская, 1982; 1989).

Другой блок изменений касается социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения (Вачков, 1999).

Отдельно можно рассматривать и такой эффект тренинга, как умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии (Большаков, 1996).

Помимо вышеперечисленных блоков следует упомянуть и следующие последствия направленного группового воздействия:

  1. Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.
  2. Повышение самооценки, уверенности в себе.
  3. Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.
  4. Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию (Арнольд, 1989).

В настоящее время психологический тренинг как одна из наиболее популярных форм группового воздействия приковывает к себе повышенное внимание практиков. В то же время существует явное отставание в теоретическом осмыслении накопленного богатого фактического материала. В связи с этим мы попытались выявить и обоснованно показать, что психологический тренинг можно рассматривать как особое культурное орудие, помогающее участникам овладеть своим поведением, и предполагает значительную степень участия ведущего в качестве «более умелого другого».