Невербальные проявления как индикаторы психологического состояния коммуникантов

Введение 3

1. Характеристика невербальной коммуникации 5

1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации и невербального проявления 5

1.2. Единицы коммуникации 6

2. Невербальные проявления как индикаторы психологического состояния коммуникантов 8

2.1. Элементы невербальной коммуникации 8

2.2. Невербальные индикаторы психологического состояния коммуникантов 11

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.

В XX веке изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин. Рубинштейн считал, что они «выполняют определенную актуальную функцию, а именно — функцию общения; они — средство сообщения и воздействия, они — речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».

Сейчас психологи называют невербальное общение формой существования, развития, а также способом целенаправленного формирования личности как индивидуальности и субъекта общения в социуме. Таким образом, еще одним важным достижением психологии можно считать включение социального контекста в изучение невербального поведения.

В настоящее время потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной в прикладной социологии. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи ставят перед собой все более сложные задачи в процессе изучения человека, пытаются все глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки.

13 стр., 6386 слов

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального общения

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В КОММУНИКАЦИИ 1.1 Невербальное общение и его виды 1.2 Роль невербального способа общения в межкультурной коммуникации ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 2.1 Межкультурная компетенция как показатель владения иностранным языком 2.2 Дидактические возможности ...

Считается, что человек в процессе общения и взаимодействия использует около двадцати тысяч различных выразительных движений, при этом сознательному контролю, идентификации и оценке подлежат значительно меньше.

Психологические механизмы невербального поведения в настоящее время активно изучаются. Теоретической основой объяснения их действия являются труды выдающегося русского ученого И.М. Сеченова, поэтому в дальнейшем при рассмотрении невербального поведения мы часто будем опираться именно на них. Конкретные методы анализа невербального поведения изложены в работах популярных ныне А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др.

1. Характеристика невербальной коммуникации

1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации и невербального проявления

Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Невербальные проявления — это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нервных импульсов, идущих от органов чувств. Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при невербальных проявлениях позволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, но и угадывать задуманное собеседником. Иначе говоря, невербальные акты при восприятии могут выполнять не всегда осознаваемую обратную связь, позволяющую определить и предугадать поведение собеседника.

9 стр., 4371 слов

Средства коммуникации невербальные средства общения

... Челябинск 2011 Содержание Введение………………………………………………………………………..….3 1.Понятие невербального общения………………………………………………5 2.Формы невербальной коммуникации……………………………………...….7 2.1. Кинесика……………………………………………………………………....7 2.2. Тактильное поведение……………………………………………………....12 2.3. Сенсорика…………………………………………………………………....14 2.4. Проксемика ...

Невербальный канал общения, практически не несет в себе обмана. Психологические исследования подтверждают эту мысль — во многих случаях именно по невербальным компонентам можно судить об истинных, а не декларативных, намерениях, только по ним можно по-настоящему оценить действительный смысл сказанного. Часто непроизвольный жест или тон сказанного намного правдивее произнесенных слов.

Рассмотрим сущность невербальных коммун……..

Список использованной литературы

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М., 2011.

2. Латфуллин Г. Р., Громова О. Н. «Организационное поведение: Учебник для вузов»: ЗАО Издательский дом «Питер»; Санкт-Петербург, 2004 < povedenie-organizatsionnoe/organizatsionnoe-povedenie-latfullin.html>

3. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: Практическое руководство. — М.: Книжный мир, 2008.

4. Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).

Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

5. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. — Волгоград, 2009.

6. biblioteka/alan-piz

7. files/File/Socis/2004-02/lagun.pdf