Введение 3
1. Характеристика невербальной коммуникации 5
1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации и невербального проявления 5
1.2. Единицы коммуникации 6
2. Невербальные проявления как индикаторы психологического состояния коммуникантов 8
2.1. Элементы невербальной коммуникации 8
2.2. Невербальные индикаторы психологического состояния коммуникантов 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.
В XX веке изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин. Рубинштейн считал, что они «выполняют определенную актуальную функцию, а именно — функцию общения; они — средство сообщения и воздействия, они — речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».
Сейчас психологи называют невербальное общение формой существования, развития, а также способом целенаправленного формирования личности как индивидуальности и субъекта общения в социуме. Таким образом, еще одним важным достижением психологии можно считать включение социального контекста в изучение невербального поведения.
В настоящее время потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной в прикладной социологии. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи ставят перед собой все более сложные задачи в процессе изучения человека, пытаются все глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки.
Считается, что человек в процессе общения и взаимодействия использует около двадцати тысяч различных выразительных движений, при этом сознательному контролю, идентификации и оценке подлежат значительно меньше.
Средства коммуникации невербальные средства общения
... процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению ... невербального общения…………………………………………………19 Заключение……………………………………………………………………….21 Список литературы……………………………………………………………....22 Введение В настоящее время в процессе общения ... считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Общаясь, ...
Психологические механизмы невербального поведения в настоящее время активно изучаются. Теоретической основой объяснения их действия являются труды выдающегося русского ученого И.М. Сеченова, поэтому в дальнейшем при рассмотрении невербального поведения мы часто будем опираться именно на них. Конкретные методы анализа невербального поведения изложены в работах популярных ныне А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др.
1. Характеристика невербальной коммуникации
1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации и невербального проявления
Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
Невербальные проявления — это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нервных импульсов, идущих от органов чувств. Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при невербальных проявлениях позволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, но и угадывать задуманное собеседником. Иначе говоря, невербальные акты при восприятии могут выполнять не всегда осознаваемую обратную связь, позволяющую определить и предугадать поведение собеседника.
Невербальный канал общения, практически не несет в себе обмана. Психологические исследования подтверждают эту мысль — во многих случаях именно по невербальным компонентам можно судить об истинных, а не декларативных, намерениях, только по ним можно по-настоящему оценить действительный смысл сказанного. Часто непроизвольный жест или тон сказанного намного правдивее произнесенных слов.
Рассмотрим сущность невербальных коммун……..
Список использованной литературы
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М., 2011.
2. Латфуллин Г. Р., Громова О. Н. «Организационное поведение: Учебник для вузов»: ЗАО Издательский дом «Питер»; Санкт-Петербург, 2004 < povedenie-organizatsionnoe/organizatsionnoe-povedenie-latfullin.html>
3. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: Практическое руководство. — М.: Книжный мир, 2008.
4. Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.
5. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. — Волгоград, 2009.
6. biblioteka/alan-piz
7. files/File/Socis/2004-02/lagun.pdf