ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА: « МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ВЫПОЛНИЛ:
ПРОВЕРИЛ:
ЧЕЛЯБИНСК
2007
Содержание
Введение
1. Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основных движений
2.1 Контроль за движением головы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с ...
... движения 1.3.2 Мозговые структуры и механизмы, обеспечивающие психомоторную деятельность 2. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка 2.1 Классификация и характеристики нарушений ... речью, которая становится основным средством коммуникации. В результате развития в этот период происходит "отделение" ребенка от значимого взрослого, т.е. происходит переход ...
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкой моторики
5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
Заключение
Список литературы
Введение
Известно, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Формирование у слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.
Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5 — 7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ребенок (2 — 4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего.
Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность).
С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.).
Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.
Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения велика. Люди, имеющие нарушения зрения (с незначительным остаточным зрением или полной слепотой), могут по интонации голоса, по особенностям речевого общения совершенно точно определить душевное состояние, понять, какое настроение, как бы человек ни старался его скрыть.
Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детей каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.
Одна из таких особенностей — дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений. В задачу тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории детского сада детей учили различать крики птиц; на занятиях по ознакомлению, например, с кошкой они не только внимательно зрительно-осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.
1. Возрастные особенности развития моторики
Возраст |
Навыки поведения |
||
Развитие общей моторики |
Развитие тонкой моторики |
||
3-6 мес. |
Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес); на вытянутые руки (5 мес); поднимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес); садится (6 мес). |
Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес), держит в каждой руке по предмету (6 мес). |
|
6-12 мес |
Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес); уверенно стоит без опоры и приседает, делает несколько шагов без опоры и падает (11 мес); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес). |
Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес). Манипулирует 2-3 предметами (8 мес); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес); вкладывает пальцы в отверстия под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес). Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес). Вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, расческой (12 мес). |
|
1-2 года |
Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на вы соте от пола 15-20 см. |
Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. |
|
2-3 года |
Учится бегать, ходить на нос-1 ках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. |
Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии. |
|
3-4 года |
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. |
Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища (головонога). |
|
4-5 лет |
Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах. |
Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды. |
|
5-6 лет |
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной или другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей, катается на лыжах. |
2. Развитие основных движений
В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними.
Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения.
В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильная чувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающее лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.
Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации «рот — рука» или «рука — рука».
Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.
Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие.
Лежа на спине в кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. Он настолько нетребователен, что занятая мать может оставлять его одного до тех пор, пока ребенок доволен. Между тем проходит несколько месяцев, и у родителей возникает тревога из-за того, что малыш не прогрессирует в своем развитии, как это происходит со зрячим ребенком. В связи с этим очень часто слепой ребенок семи, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке просто потому, что родители не знали, что они должны были его этому научить.
Часто детей с нарушением зрения, отставанием в моторном развитии и навязчивыми движениями считают умственно отсталыми и неспособными к обучению, несмотря на нормальный интеллект, именно потому, что в раннем возрасте им не были созданы условия восприятия объектов для обучения движению к ним. Ведь слепого ребенка многому из того, чем овладевает зрячий, подражая взрослому, приходится учить.
2.1 Контроль за движением головы
Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и «занимательными» упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят,— это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят.
Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми.
Необходимо класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Можно положить малыша к себе на грудь, разговаривать с ним, и его головка будет подниматься на голос.
В три-четыре недели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Иногда родители считают, что их ребенок слишком хрупкий, чтобы держать голову, и они продолжают поддерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда берут его на руки. Специальные рюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди или на спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.
Начиная с трех месяцев, ребенок должен два или три раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх, при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие интересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо разложить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.
Перевертывание со спины на живот. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине.
Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назвать следующие.
- Положение — лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом.
- Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее.
- Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище.
- Когда ребёнок лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и говорить о необходимости поднять голову и спину.
- Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённые звуки.
- Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание.
2.2 Сидение
Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы.
Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое.
Слепые младенцы, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх, где низ, и должны научиться этому. До того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства без зрительного контроля. Когда он еще очень мал (в возрасте от шести до восьми недель), следует сажать его себе на колени так, чтобы он спиной опирался на тело матери, и постепенно малыш привыкнет находиться в сидячем положении, ему это будет нравиться.
В четыре месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец.
В шесть месяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. Манеж можно заменить картонной коробкой и возить ребенка на полу, играя в машинку.
В семь-восемь месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель привязывайте его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он закончил есть, снимите его со стула, иначе он будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений.
Ко времени от восьми до одиннадцати месяцев ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться.
Вот некоторые упражнения для занятий с ребенком:
- Учить ребёнка хвататься за пальцы рук взрослого или за руки и тянуть его до положения “ сидя ”. Эти упражнения будут проводиться постепенно, и по мере того, как спина укрепляется – удлиняется время сидения ребёнка.
- Помогать ребёнку находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем положить ребёнка на спину, вновь поднять его в положение “ сидя ”. Поднимать ребёнка, поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку.
- Подушку держать в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке соответствующую форму. Это делается для того, чтобы у ребёнка создалось впечатление, что он сидит сам.
- Посадить ребёнка на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор, пока он не устанет. По мере того, как ребёнок сможет поднимать свою голову от спинки стула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более вертикальное положение.
- Взять ребёнка за талию / ребёнок в положении стоя / так, чтобы спина ребёнка прислонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы ребёнок держал спину прямо. Это упражнение поможет ребёнку укреплять спинные мышцы – обязательное условие для того, чтобы ребёнок мог сидеть.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность так, чтобы он опирался на ладони, и начать сильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился опираться сначала на одну, затем на другую руку.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность. Толкать ребёнка таким образом, чтобы он был вынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначала взрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей рукой.
Очень важно создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и учился бы выполнять эти упражнения без опоры.
- Когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это положение. Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть.
2.3 Движения рук
Зрячий ребенок в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Определенное время он находит это очень забавным и интересным, наблюдая, как они двигаются. Потом он открывает для себя, что может свести их вместе. Это дает ему новые возможности в развитии движений. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки.
Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока», разговаривая с ним, загибать его пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку, во время купания ручками ребенка похлопать по воде, погладить его ручкой животик.
Ребенка можно научить держать легкую игрушку, специально сконструированные меленькие погремушки, пластиковые колечки, подвешенные на нити. Очень большой или очень тяжелой игрушкой ребенок может ушибиться. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она, уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти. Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом,— это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые в познании окружающего мира.
Примерно в возрасте семи-восьми месяцев малыш начнет брать игрушки в рот. К этому времени он должен держать в руках и есть печенье, сухарь, яблоко и т. д.
Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или интересной формой.
Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игры. Легкие маленькие погремушки, большие пирамидки, пластиковые формы, диски на короткой цепочке, маленькие и большие резиновые игрушки, бусы на крепких нитях, музыкальные игрушки, качалки, кухонный инвентарь — все это возбуждает ребенка, он старается потрогать все руками, схватить.
Пушистые меховые игрушки в раннем возрасте отпугивают ребенка, он боится их трогать. Но к четырем-пяти годам пушистые меховые игрушки, изображающие зверей, становятся одними из самых любимых.
3. Развитие моторики
После шести месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным.
Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие,— к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие.
Становление ходьбы, которая, по мнению М. И. Сеченова, является дробным анализатором пространства и времени, способствует развитию восприятия пространства в раннем детстве. Передвижение — есть упражнение мышечного чувства, школа пространственного видения, развитие дробного анализатора пространства. Никаким другим способом человек не может познать расстояние, местоположение предмета относительно наблюдателя, как только движением рук, корпуса, передвижением.
Самостоятельное освоение пространства как у слепого, так и у зрячего изменяет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка, увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельному достижению желаемых предметов.
Само по себе вертикальное положение не открывает больших возможностей в познании внешнего мира. Необходимо включение ребенка в активную деятельность с предметами, наполняющими пространство. В функциональном преобразовании структуры пространственной ориентировки у зрячего и слепого ребенка мышечное чувство, развивающееся в процессе овладения предметными действиями, все более задействуется статико-динамической регуляцией, т. е. связями с ощущением равновесия и ускорения. Это происходит у нормально видящего ребенка между годом и тремя годами жизни, когда закрепляется стереотип вертикального положения тела.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения слепого, боязнь нового пространства, новых предметов задерживает образование и укрепление связи «предмет—действие», не способствует выделению свойств этих предметов. Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом и всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет к ребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается по сравнению с развитием локомоций зрячего этого же возраста. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с восьми-десяти месяцев развитие моторики слепого становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела на носки предупреждает развитие плоскостопия, являющегося частым явлением в физическом развитии слепого ребенка.
Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка—это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для того чтобы снять напряженность, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, которыми пользуется ребенок, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение при движении. Слепой ребенок длительное время несамостоятелен и зависит от взрослых в передвижении в пространстве, а следовательно, и недостаточно активен в познании окружающего мира. Сами движения слепого нуждаются в серьезной коррекции, иначе они не смогут служить базой компенсации слепоты. Поэтому, чтобы компенсация осуществлялась наиболее продуктивно, необходимы не только сензитивность в развитии данной функции, но и отсутствие прямого влияния или незначительное влияние слепоты на данную функцию.
3.1 Вставание
Обычно в три или четыре месяца родители держат малыша вертикально, упирая его ножки в свои колени. Около семи месяцев ребенок начинает вставать на ножки.
Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать для того, чтобы они начали самостоятельно вставать. Так, например, отец и десятимесячный малыш вместе читают газету. Отец шутливо комментирует какие-либо события, а малыш стоит на ножках между отцовскими коленями и слушает, пытаясь дотянуться до газеты, или просто перебирает ножками по полу.
Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол так, чтобы взрослый мог придерживать его своими коленями, или прислонить малыша грудью к дивану.
Возможность постоять на стуле или диване около окна доставляет ребенку с остаточным зрением огромное удовольствие, так как он может следить за солнечными лучами и солнечными зайчиками — слепому ребенку приятно ощущать прохладное гладкое стекло и тепло солнца.
После того, как ребенок начнет самостоятельно вставать на ножки, пройдет достаточно много времени до первых самостоятельных шагов. Не следует его принуждать к самостоятельному хождению, так как у него выработается негативная реакция, и он будет всячески избегать ходить самостоятельно. Прежде чем ребенок сможет ходить, он должен научиться ползать. Но многие дети (в том числе и слепые) минуют стадию ползания. Не нужно видеть в этом какие-либо отклонения.
Детей с глубокими нарушениями зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале ребенку необходимо показать, как найти опору ручками, затем как, опираясь руками о край стула или журнального столика, встать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях, приподнимая его. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно.
Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно показать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое. И, наконец, он легко сможет сесть сам.
3.2 Ползание
Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию.
Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен перекатываться к дивану, стенке, под стол и т. д.
Когда малыш лежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери.
Ребенок с незначительным остаточным зрением может самостоятельно научиться приподниматься на локтях, вставать на четвереньки, а затем на ноги. Но он еще самостоятельно не ходит. Каждая семья вырабатывает свои собственные приемы, которые побуждают ребенка к движению. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлении схватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе».
Хорошо постелить на полу одеяло, простыню и позвенеть новой игрушкой: колокольчиками, мячом, поиграть на детском пианино и помочь ребенку сделать первые движения.
Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учат ребенка владеть своим телом. Он должен научиться взбираться по лестнице лицом вперед и опускаться назад в том же положении. Например, мать садится на четвертую ступеньку лестницы с журналом или книгой, а малыш может 15-20 минут заниматься упражнениями на лестнице: подниматься и спускаться по ней.
- Положить ребёнка на животик. Взять какую-нибудь звуковую игрушку и извлекать из неё звуки для того, чтобы привлечь внимание ребёнка. Дать ему потрогать игрушку. Убрать игрушку или отставить на такое расстояние, чтобы ребёнок не мог до неё дотянуться. Если ребёнку нужна помощь, то помочь ему двигаться, поддерживая его за ноги.
- Если ребёнок при ползании опирается на животик, то ему нужно помочь подняться при помощи его собственных рук и колен. Одну руку подставить под его животик. Другой рукой приподнять его спину так, чтобы ребёнок встал на колени.
- Поставить ребёнка на четвереньки и дать ему почувствовать, что он держится на своих собственных руках и ногах. В этом упражнении можно опираться на ногу взрослого, сидящего на полу. Можно также использовать подушку, валик и т.д.
- Когда ребёнок уже находится в положении готовом для ползания / на четвереньках/, подставим одну руку под его животик, другой рукой будем поддерживать ребёнка за спину. Таким образом, поможем ребёнку сохранить равновесие, / чтобы он не отрывал руки и ноги от пола /.
3.3 Ходьба
Прежде, чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки — он не готов к самостоятельной ходьбе.
Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, поскольку он не видит, как ходят другие люди. Родители часто находят ряд приемов и способов, чтобы показать малышу, как надо ходить, например, ставят ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки и т. д. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить.
Ориентировка. С первыми шагами ребенка окружающий его мир значительно расширяется. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов. Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен научиться сам преодолевать первые трудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие (сам поднялся, пошел и т. д.).
Ребенка необходимо приучать ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную, туалет и т. д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.
Большинство детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам. Это зависит от их физических данных, темперамента, а также от помощи и заботы, которые они получают в семье.
Начинать можно с таких упражнений:
- Когда ребёнок уже может стоять и держаться на ногах, взять его за пояс и побуждать к мелким прыжкам. Нужно стараться, чтобы эти прыжки превратились в некую игру.
- Привязать какую-нибудь звуковую игрушку к кроватке ребёнка или любой другой мебели на высоте рук ребёнка. Привязать нужно так, чтобы игрушка привлекала его внимание. Побуждать ребёнка к тому, чтобы он тянулся к игрушке и взял её.
- Побуждать ребёнка к тому, чтобы он опирался на какую-нибудь мебель.
- Ребёнка поставить на ноги и дать ему приказ “ иди ”. Одновременно взять его за бёдра и побуждать к движениям, чтобы он начал делать шажки.
- Ребёнок в положении стоя, мы берём его подмышки для того, чтобы он делал маленькие шажки. Слегка приподнимаем ребёнка за одну подмышку с тем, чтобы он поочерёдно переносил свою тяжесть с одной ножки на другую, таким образом, высвобождая ту ножку, которая впереди.
- Побудить ребёнка идти к человеку, который находится близко от него. Ребёнок может двигаться с помощью опоры, если это необходимо. Это может быть, например, палка, которую держат горизонтально два человека.
Ходить нужно начинать медленно. Это помогает ребёнку приобрести понятие о ходьбе. Также необходимо осуществлять связь ходьбы с другими видами движений.
Позднее нужно учить ребёнка поднимать одну ногу, при этом держаться на другой, сохраняя равновесие.
- Не позволять ребёнку ходить самостоятельно до тех пор, пока он не будет к этому готов.
- Некоторым детям легче ходить боком. Ребёнок держится за мебель. Нужно привлекать его внимание звуковой игрушкой или хлопками. Стараться, чтобы ребёнок шёл за звуком. Если это необходимо, то взять одну его ножку и направить её в направлении источника звука. В ту же сторону направить руки ребёнка.
- Для того, чтобы ребёнок при ходьбе поворачивался в сторону, где стоит взрослый, необходимо разговаривать с ним. Ребёнок должен пойти по направлению к голосу. Также нужно привлекать внимание ребёнка другими звуковыми средствами: текущей водой, шумом уличного движения, стуком различных предметов, звуками, которые издают различные животные. Это должно помочь ребёнку различать направление каждого из звуков.
- Через всю комнату натянуть верёвку на уровне пояса ребёнка. Можно помогать ребёнку двигаться держась за верёвку.
- Когда ребёнок научится ходить, он будет готов к тому, чтобы подниматься и спускаться по лестнице. Сначала он будет спускаться сидя, затем стоя, держась за перила, спустится с одной ступеньки на другую и таким же образом поднимется.
- Нужно подниматься или спускаться по лестнице, держа ребёнка за руку. Ребёнок другой рукой должен держаться за стенку или за перила лестницы.
- Слепые дети должны научиться приседать. Когда ребёнок стоит, показать ему звуковую игрушку, сказать, чтобы он её потрогал. Затем бросить игрушку на пол под его ноги. Ребёнку необходимо будет присесть, чтобы поднять игрушку.
- Для того, чтобы ребёнок приседал, нужно использовать каждодневные ситуации. Ситуации, когда ребёнок должен поднять с пола вещи, дотронуться до своих ботинок, прикоснуться к ногам взрослого и т.д.
4. Развитие мелкой моторики
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.
Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.
В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада, так как работает тифлопедагогом в ДОУ № 40 Центрального района. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветные прищепки на сетке
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.
Описание работы
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине).
Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).
Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)
В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.
Описание работы
Задания. Пальчиковая гимнастика.
Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)
Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)
Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)
Потешка «Этот пальчик» — Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.
Диагностические пробы
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в «Шариковом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
— сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
— рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
— подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
— бросание шариков вверх и сопровождение их взором;
— подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;
— перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики;
— катание шариков в ладонях из положения сидя;
— упор на шариках руками в положении лежа на животе;
— разбивание шариков правой, левой рукой в положении сидя;
— отодвигание шариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;
— перебрасывание шариков из одной руки в другую;
— поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;
— подбрасывание шариков ногами из положения лежа;
— отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в положении сидя, лежа;
— собирание шариков ногами в положении сидя;
— катание шариков вправо-влево из положения сидя;
— катание шариков ногами в положении стоя;
— отодвигание шариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и зарывшись в них;
— подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;
— поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;
— передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;
— ныряние в шарики;
— релаксация (лежа в шариках).
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой.
5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
ФОРМА
Знакомство с геометрическими фигурами:
— первичное знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
— накопление сенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов.
Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами:
— Сравнение и группировка фигур (абстрагирование от цвета и величины;
— Игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленить форму предмета на части и воссоздать предмет из частей.
ВЕЛИЧИНА
Обучение способам сравнения предметов:
— накопление сенсорного опыта, определение размера предмета (большой, поменьше, маленький);
— сравнение предметов способом наложения и приложения;
— сравнение предметов по длине;
— сравнение предметов по высоте;
— сравнение предметов по ширине;
— сравнение предметов по толщине;
— введение в активный словарь понятий «большой, поменьше, маленький, больше, меньше, длиннее, короче, одинаковые, выше, ниже, толще, тоньше, размер предмета».
Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам: выстраивание ряда с постепенным изменением величины с ориентировкой на образец; обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.
Подбор и группировка предметов по заданному признаку:
— выбор среди нескольких предметов такого же по образцу;
— классификация предметов с учетом одного качественного признака;
— классификация предметов с учетом нескольких качественных признаков.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Определение пространственного положения предметов относительно себя:
— повторение названий частей тела и лица;
— обучение определению на себе различных сторон и одновременные упражнения в различении взаимообратных направлений (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);
— закрепление правильного использования в активной речи точного значения предлогов (в-на-под-за-перед);
Обучение умению передвигаться в заданном направлении:
— передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
— формирование представлений (ближе-дальше, близко-далеко, высоко-низко);
— перенос навыков пространственной ориентировки на плоскость листа
— закрепление правильного использования предлогов (в-на-под-за-перед-между).
Заключение
В заключении хочется отметить, что ребенку, который плохо видит или совсем не видит, нужно больше времени для того, чтобы научиться пользоваться собственным телом. Так как первые три года жизни в развитии ребёнка наблюдается тесная взаимосвязь между психикой и моторикой такие авторы как Дюпре называют это психомоторными параллелизмами, многие из методов, которые используют в ранней стимуляции, являются психомоторными.
В ребёнке эти параллелизмы развиваются спонтанно, но слепой ребёнок не всё может воспринимать в окружающем мире самостоятельно из-за дефекта зрения. Поэтому необходимо использовать эти методы, чтобы помочь ребёнку развивать гармонические параллелизмы.
Список литературы
- Брамбринг Михаэль Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Уч. Пособие.- М.: «Академия», 2003.-143 с.
- Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Журнал Дефектология, 2001 №2
- Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. — М.: «Налоговый вестник», 2004. — 320 с.
- Солнцева Л. И. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М., 2003. — С. 194-201.
- Справочник ранней стимуляции слепых детей. Сборник / Под ред. Сесеня, пер. с исп. Языка. – Мадрид, 1988
- И.С. Мишустина Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения
- Л. И. Солнцева, С. М. Хорош — Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.
1