ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ВОПРОС № 1. ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ ОСУЖДЕННЫХ.…………………………………………………………………………4
ВОПРОС №2. ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ-ЖЕНЩИН.………………………………………………………………………………11
ВОПРОС № 3. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТА, ПРЕСТУПНИКА, ПОДСЛЕДСТВЕННОГО И ОСУЖДЕННОГО.……………………………………………………………………………………15
ВОПРОС № 4. ЗАДАЧА……………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…22
ВВЕДЕНИЕ
Еще Ю. Ю. Бехтерев подчеркивал, что изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья исправительных учреждений, обеспечивая решение следующих задач: правильной классификации в пределах одного исправительного учреждения; установление соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; повышение педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений.
Все эти положения, являются на наш взгляд, актуальными и сегодня, они требуют дальнейшей разработки и внедрения с учетом современных достижений пенитенциарной психологии. Поэтому изучение личности осужденного необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку индивидуализации карательных и воспитательных воздействий, повышения их эффективности.
ВОПРОС № 1. ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ ОСУЖДЕННЫХ.
При изучении свойств личности, сторон деятельности осужденного, группы, коллектива необходимо руководствоваться следующими основными принципами.
1. Изучение различных явлений, как в жизни отдельного осужденного, так и группы, коллектива, должно объективно учитывать конкретные действия, поступки, обстоятельства, а не зависеть от субъективных оценок и личных впечатлений воспитателя.
В. И. Ленин, подчеркивая необходимость объективной оценки личности, писал: «…по каким признакам судить нам о реальных помыслах и чувствах реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей…».
Личность необходимо изучать такой, какая она есть, во всех ее связях и отношениях, во всех проявлениях в конкретной действительности.
Понятие личности. Аспекты научного изучения личности
... Реан, Н.В. Бордовской, В.Сластенина. 1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности Личность - система социально значимых качеств индивида, ... понятием ситуации. Понятие черты необходимо исследователю для объяснения согласованности поведения личности, а понятие ситуации – ... Соответственно, любая теория личности призвана ответить на следующие вопросы. Каково строение личности и образующие ее ...
2. В сложных случаях, при противоречивости данных, а также для того чтобы избежать предвзятого подхода со своей стороны, используется система взаимосвязанных методов. Личное наблюдение проверяется анализом независимых характеристик, полученных от мастера, учителя, сотрудников ИУ. При расхождении мнений необходимо выяснить причину этого.
3. Между изучением и воспитанием не должно быть границы, а должна существовать органическая связь. В свое время А. С. Макаренко подчеркивал: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной работы с ним и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».
4. Изучая личность осужденного, необходимо помнить и о том, что проявление ее положительных или отрицательных сторон зависит часто от того, как она относится к окружающей ее среде, отдельным людям, То есть необходимо учитывать многообразие социальных связей. Например, осужденный Брюханов из ИУ-9 по обучению в школе характеризовался как один из самых отстающих и недостаточно дисциплинированных осужденных, а на производстве, где требовались его сила и ловкость, был отличным работником.
5. Большое значение в изучении личности имеет учет принципа развития. Жизнь не стоит на месте, поэтому к изучению каждого явления необходимо подходить с таких позиций: как оно возникло, какие этапы прошло, как видоизменялось. Очень часто разовое наблюдение бывает ошибочным. То, что сегодня является нормой в поведении осужденного, через некоторое время может серьезно измениться. Константность восприятия — негативное явление, которое нельзя допускать.
К основным принципам изучения личности необходимо также отнести:
— непрерывность изучения осужденных (с первого до последнего дня);
— целеустремленность (какие сведения и для чего нужны воспитателю);
— оперативность использования полученных данных в том случае, если их достоверность не вызывает сомнений.
Известно, что А. С. Макаренко вел обширную, сложную картотеку на своих воспитанников, которая была его дневником, и он всегда подчеркивал, что воспитатель должен хорошо знать своего воспитуемого, он должен знать «…жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, слабости и достоинства… Достаточно ли точно представляет свое положение, свои силы, понимает ли необходимость трудового пути? Насколько сильны у него наклонности к тайным антиобщественным группировкам… Понимает ли необходимость собственного усовершенствования и пользу его…, читает ли газеты, книги, получает ли их сам в библиотеке или читает случайные книги…, какие способности обнаруживает…, посильна ли для него работа, нравится ли ему она…, не проявляются ли в работе слабости воли»». Данный перечень наглядно показывает, какое внимание уделял А. С. Макаренко изучению воспитанника, глубине и характеру этого процесса.
ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .ИЗУЧЕНИЕ ...
... вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, ... трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. ...
Как минимум, программа изучения личности осужденного предполагает изучение следующих ее аспектов:
— социально-демографические данные об осужденном, условия жизни на свободе, характер совершенного преступления или преступлений, условия формирования преступных взглядов и установок, характер связей с родственниками, друзьями, их влияния на осужденного;
— главные мировоззренческие установки, жизненная философия, отношение к совершенному преступлению, признает ли свою вину полностью, намечает ли пути исправления тех или иных недостатков в характере, в сознании;
— характер осужденного, особенности темперамента, уровень развития способностей, воли, логического мышления, эмоциональной сферы, доминирующие психические состояния;
— отношение к труду, обучению в школе, испытывает ли в чем-либо трудности, отношение осужденного к режиму содержания, формируются ли навыки дисциплинированности. Если допускает нарушения режима, то каков их характер, причины;
— каково место осужденного в коллективе, группе. Уровень развития коллектива, доминирующих малых групп в коллективе, их направленность, взаимоотношение групп между собой, влияние малых групп на коллектив, на общественное мнение;
— ближайшие цели, планы на будущее, характер их достижения, их реальность, осознанность осужденным.
Это далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые должен знать начальник отряда, оперативный работник, другие сотрудники для того, чтобы профессионально и грамотно строить, прежде всего, индивидуальную работу с осужденными.
В состоянии ли получить данную информацию сотрудники ИУ обо всех или, по крайней мере, о большинстве осужденных? Безусловно. И прежде всего потому, что в этом им помогут работники школы, производства, сотрудники других частей и служб, взаимодействие и взаимное информирование которых должны быть как можно более полными.
Методом называется путь, способ достижения чего-либо. К основным методам изучения как отдельных осужденных, так и групп осужденных, относятся:
— наблюдение;
— беседа;
— анализ документов, личного дела;
— обобщение независимых характеристик;
— изучение результатов деятельности;
— естественный и лабораторный эксперимент;
-……..
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
— Режим доступа: .
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
Научная и методическая литература:
1. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: Автореферат кандидат психологических наук Рязань, 1997 — С. 5-7.
Характер в структуре личности. Мотивация
... В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. ... действительности, а также о структурности мотивации. Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, ...
2. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. — М.: Проспект. — 2000. — 25с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2008. — 63с.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009. -70с.
5. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 2010. — 15с.
6. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. В 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 2. — 352 с.
7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. — СПб.: Питер, 2006. — 657 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.