Концепция социологии. Социальные факты.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ

АКАДЕМИЯ

 

Факультет заочного образования

Кафедра: «философии и политологии»

 

Контрольная работа

по социологии на тему №3:

«Социология Э. Дюркгейма»

 

 

Выполнил: Шкерин Д. С.

ЭАСХП-ССО гр. 55шифр: 09123

Проверил:

 

Челябинск 2011

Содержание.

1. Концепция социологии. Социальные факты.

2. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение механической и органической солидарности.

3. Понятие апатии и социологический анализ суицида.

 

Концепция социологии. Социальные факты.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917 гг.) – выдающийся ученый, клас­сик социологии XIX — начала XX в., крупнейший французский ис­следователь. Э. Дюркгейм разработал социологический подход, согласно которому общество рассматривается как социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов и составляет предмет социологии.

Э. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически: одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция).

По существу Э. Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.

Э. Дюркгейм – один из первых исследователей, который на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции основывается на теории социального факта. Цель Э. Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука (должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения).

Э. Дюркгейм считал, что социальные факты следует рассматривать как вещи, и отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1. Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч.

2. Социальная физиология. Она исследует «жизненные проявления общества». Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной ... факта ... социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ...

3. Общая социология. Она осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».

«Социологизм» Э. Дюркгейма, главное в его теории общества, ба­зируется на признании первичности социальной реальности, ее авто­номности и вторичности, подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» являются объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить соци­альное из него самого.

В этом понятии следует различать два аспекта: онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?») и Методологический аспект («как используется?»).

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода не сводимая к другим ее видам.

3. Онтологическая сторона «социологии» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальный реализм». Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе — социология — подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Э. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно, из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

«Рассматривать факты определенного порядка как вещи — это значит занимать но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», — писал Э. Дюркгейм.

10 стр., 4907 слов

Социология Э. Дюркгейма

... в трудах Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917). Он выделил социологию в самостоятельную науку. Социология, полагал он, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых ...

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Э. Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Э. Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии.

«Социологизм» как теория тесно сопрягался с социологичес­ким методом. Его суть состоит в том, что, во-первых, Э. Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существую­щие объективно, независимо от человека. Во-вторых, он считал необхо­димым таким же образом относиться к идеям, верованиям и иным кол­лективным состояниям сознания, полагая, что говорить о них можно лишь на основании объективных данных о поведении групп людей и де­ятельности социальных институтов. Другими словами, необходима со­циологическая объективизация общественного сознания, выраженная в независимых от субъекта показателях. В-третьих, социологический ме­тод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-четвертых, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем са­мым способствовать превращению социологии в сравнительную науку.

Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из его центральных идей о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами (социальными фак­тами и «вещами»), а не с представлениями о них.

Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, — социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие.

Социальные факты не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Э. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты». Он пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Социальные факты всеобщи, так как носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие.

«Социальные факты, по мнению Э. Дюркгейма, нужно рассматривать как вещи». Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.

10 стр., 4600 слов

Социология э. Дюркгейма 2

... концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений. Одной из особенностей социологии Дюркгейма также является идея преобладания коллективного ... предметом социологии является общество, вся обще­ственная жизнь. (Слайд 9) Дюркгейм полагал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые и об­разуют социальную ...

Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Э. Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.

Отношения индивида и общества — одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. Э. Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты», «индивидуальным представлениям» — «коллективные представления», «индивидуальному сознанию» — «коллективное сознание». Для Э. Дюркгейма личность — двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Причем социальное и индивидуальное не дополняют друг друга, не взаимопроникают, а именно противостоят.

Социальная реальность, «коллективные представления», «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека. Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Оно представляет собой более богатую и большую реальность, чем индивид, доминирует над ним и создает его, являясь источником высших ценностей.

Э. Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных фактов. Э. Дюркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.

Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений, новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, Э. Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов».

В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.

7 стр., 3431 слов

Социологические взгляды Эмиля Дюркгейма

... 1912 г. выходит еще один большой труд Дюркгейма под названием Элементарные формы религиозной ... психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и благодаря ему. Они составляют, ... добровольно сообразуется с правилами поведения, диктуемыми обществом, принуждение не чувствуется т.к. в ... в научный обиход термин социология, Дюркгейм первым среди западных социологов применил понятие прикладная ...

Дюркгейм дал социологии разработанную систе­му. Главными ее характеристиками были: а) по­нимание общества как саморегулирующегося, обладающего структу­рой и выполняющего определенные функции организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотре­ние в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных ин­ститутов воспитания.

Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании отделения социологии от философии и нахождения новых видов связей между ними.

 

Теория общественного разделения труда. Социологическое определение механической и органической солидарности.

В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Эмилем Дюркгеймом в его работе «О разделении общественного труда» (1893 г.).

Рассматривая вопрос о причинах существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства, автор приходит к выводу, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе, следовательно, они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции, в свою очередь это определяет различные вознаграждения. Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям (пол, возраст, профессия).

При этом как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство — характерная черта любого общества.

Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными), чем другие.

Э. Дюркгейм стремился найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Э. Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание. В следствии все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

В своей книге «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм сказал о том, что общество движется от механической солидарности (доиндустриальное общество) к органической (часть доиндустриального и все индустриальное общество).

Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества: на одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом – высокосложные общества, представляю­щие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из диф­ференцированных частей.

12 стр., 5981 слов

Тема 5: Социологизм э. Дюркгейма План

... завершить многое из задуманного. Основные труды Эмиля Дюркгейма: «Элементы социологии» (1889), «О разделении бщественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), Элементарные формы религиозной ... профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти ...

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом:

1) в сегментарном обществе растет население;

2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция;

3) отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой) и требует взаимозависимости специали­зированных индивидов и групп.

Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. Люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка.

Развитие разделения труда — главный фактор, ослабляющий единое коллективное сознание. Общественное сознание функционально дифференцируется, соответствуя все возрастающему разделению труда и все более сложной общественной организаций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Э. Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, — органической солидарностью.

При органической солидарности сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения – не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

6 стр., 2993 слов

Биография Дюркгейм, Эмиль

... полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ... Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди ... потребность и необходимость в совместном труде. Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг ...

Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.

Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.

Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Разделение труда, согласно Дюркгейму, — как раз тот механизм, который в современном обществе создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую недостатки, связанные с узкой специализацией.

Таким образом, общество не просто дифференцировано, оно иерархично структурировано, по принципу «выше» — «ниже». Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению. Э.Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение о том, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.

 

Понятие апатии и социологический анализ суицида.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к ос­новным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство).

По определению американского социо­лога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказа­ние.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской со­циологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызыва­ется аномическим состоянием общества, т.е. распадом суще­ствующей системы социальных ценностей и норм, регулиру­ющих жизнедеятельность людей. В своей работе «Само­убийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом матери­але показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность обще­ства, социальные связи становятся неустойчивыми и проти­воречивыми, появляются различные виды девиантного пове­дения.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические характеристики групп, ...

К наиболее распространенным формам девиантного поведения относят пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид.

Самоубийство рассматривается Э. Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый прежде всего социальной средой. Он считал, что самоубийство зави­сит в основном не от внутренних свойств индивида, а от внешних при­чин, управляющих его поведением.

Для анализа самоубийства социолог использовал данные офици­альной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерно­стей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди муж­чин самоубийц больше, чем среди женщин; среди протестантов больше, чем среди католиков; среди солдат больше, чем среди граж­данского населения; среди одиноких, вдовых, разведенных — больше, чем среди женатых. Э. Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств с детальным анализом каждого из них.

Самоубийство (суицид) — намеренное лишение себя жизни. Эта форма девиантного поведения, относится к отклонениям пассивного типа, т.е. представляет собой негативный способ ухода от неразрешаемых проблем, от самой жизни. Мотивация суицидных актов, их ближайшая непосредственная причина — это проблемы, прежде всего, психологические и социально-психологические. Са­моубийства в разных обществах в различное время приобретали различную нравственную и правовую оценку: от рели­гиозного (у католиков и мусульман) и правового запрета (в дореволюционной России была предусмотрена уголовная ответствен­ность за покушение на самоубийство) до ритуальных, социально одобренных или же обязательных самоубийств (самосожжение вдов в Индии, или харакири самураев).

Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирую­щим суицидальное поведение, выступают жизненные кризисы, зависящие от ситуации, в которую попал человек и обусловливаемые полом, возрастом, образованием, здоровьем, со­циальным и семейным положением, взаимоотношениями в группе и др.

Трактовка моральных проблем опиралась у Э. Дюркгейма на его антропологическую теорию, предполагавшую двойственность человеческой природы. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находится в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы).

Это обуславливает никогда не прекращающееся внутреннее беспокойство, чувство напряженности и тревоги, которое снимается только действием общества. Оно контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти и аппетиты, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, возникает состояние дезинтеграции общества и индивида, противоположные моральному порядку, регуляции, контролю, характеризующим нормальное, здоровое состояние общества. Создается своего рода моральный вакуум, в следствие того, что старые нормы и ценности уже не выполняют своей роли, а новые еще не утвердились.

Э. Дюркгейм отверг объяснение самоубийства в терминах индивидуальных психологических мотивов и выдвинул сугубо социальные причины. Даже такой фактор, как индивидуальная психическая предрасположенность рассматривался сквозь призму социальных условий.

10 стр., 4504 слов

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

... давление – «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии». Вильфредо Пар ... как Карл Маркс, Фердинанд Тённис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето, представители Чикагской школы социологии (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт ...

Согласно концепции Дюркгейма, процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных: отношений складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Главной чертой большинства социальных переменных является степень социальной интеграции или социальной связи.

Большое значение Дюркгейм придавал классификации самоубийств, которая помогла осветить некоторые типичные явления современного ему общества. Он подверг критике существующие концепции этого явления, главным образом основывающиеся на психиатрии. Для Дюркгейма было характерно раскрытие сущности самоубийства как явления, порождаемого кризисным состоянием общества.

Исследование Э. Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах.

Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Э. Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы).

Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. анемия.

 

 

 

Тесты.

1. – а)

2. – а)

3. 1) Дюркгейм – б)

2) Вебер – в)

3) Маркс – нет

4) Конт – а)

4. – б)

 

Список литературы.

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— (Исто­рия социологии в памятниках)

3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — 592 с.

4. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.