Концепции формирования российского менталитета

Введение
К числу факторов, обуславливающих особенности развития России, относится менталитет русского народа. Сущностью современного глобального кризиса, поразившего человечество, является всё возрастающая зависимость человека от общества и государства, утрата всё большим количеством индивидов смысла собственной жизни.

Обращение к особенностям формирования менталитета русского народа дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, определяющего социально-психологические и нравственные установки народа, особенности их характера.

Знание условий формирования, а, следовательно, и изменения российского менталитета, необходимо для определения оптимальных путей дальнейшего развития российского общества. В связи с этим комплекс понятий, характеризующих русский менталитет, требует уточнения смысла. Этим и обуславливается актуальность темы данной контрольной работы.

Также формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.

Следовательно, предметами проводимого исследования в данной работе являются российский менталитет и менеджмент. Данные понятия очень важны для страны, для государства, так как на управление людьми большое влияние оказывает менталитет руководителя, управляющего организации.

Целью данной контрольной работы является определение условий формирования и функционирования российского менталитета, а также и менеджмента.

9 стр., 4486 слов

О менталитете немецкого народа

... народа, социальной группы или индивида, проявляющихся в культуре, языке, поведении и т.п.; мировосприятие, умонастроение. Русский менталитет, английский, немецкий, армейский менталитет, менталитет правительства. ... явления немецкой культуры, характеризующие ментальность немецкого народа; - показать взаимосвязь языка и ментальности. В данной работе рассматривается "Ментальная деятельность" и " ...

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

        понятие менталитета;

        определение факторов, влияющих на формирование российского менталитета;

        рассмотрение концепций формирования российского менеджмента;

        изучение закона соответствия менеджмента менталитету, и его формы.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.



1. Понятие менталитета
1.1 Подходы к определению понятия «менталитет»
Менталитет – система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети 20 в. введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества, так как каждый народ имеет свой образ мышления, общую духовную настроенность, связанную с этическими особенностями его развития [4, с.145].

Между тем, однозначного представления о сущности понятия «менталитет» не сложилось. Интерес к менталитету восходит к ранним психологическим исследованиям, но разработка его проблематики носит достаточно неопределенный характер, по образному выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы».

Слово «менталитет» в переводе с латинского языка означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Впервые это слово стало использоваться еще в 14 в.

В соответствии с взглядами Ф. Граус: «Словом «менталитет» называется часто все то, что не подпадает под определение понятий «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы». Понятие «менталитет» так же неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако, возможности его описания. Менталитет – это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций – собственно, он является их механизмом [2, с.243].

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

... 5]. Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное ...

В начале 90-х российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину определение. Вклад в разработку внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории – А.Я. Гуревич, А.П. Ястребитская, В.П. Даркевич.

Одни из первых определений менталитета были довольно размытыми, например, «менталитет – духовно-психологический облик общества». Позднее менталитет стали определять как совокупность представлений, воззрений общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный – грузинский, русский, немецкий).

Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным.

Менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть психического склада нации. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Он выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются, по сути, стержневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе классифицировать эти культуры. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем перестройки, а посредством наслаивания поверх древних архетипов новых и новых смысловых пластов.

Для менталитета характерны подсознательный характер реагирования и высокая устойчивость, неподатливость населения воздействию со стороны государства и социальных институтов при попытках коренного изменения его образа жизни, социальных и культурных условий.
1.2 Факторы, определяющие тип менталитета
Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для нее наборов убеждений.

Основными факторами, определяющими тип менталитета, являются:

        индивидуальная эволюция;

        биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);

        менталитет родителей;

        воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, случайных прохожих;

9 стр., 4272 слов

Концепция функционального питания

... (БАДы), содержащих разнообразные физиологически активные нутриенты или группы их. Только на российском рынке в настоящее время присутствует около 6-8 тысяч наименований БАДов, ... пищевых продуктов с дополнительными функциональными характеристиками (функциональные продукты питания - ФПП). Концепция «Функциональное питание» как самостоятельное научно-прикладное направление в области здорового питания ...

        школа и иные социальные учреждения;

        литература, прочитанная в детстве и юности;

        кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

        иные формы искусства (кроме литературы и кино);

        случайные или намеренные медитации.

Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает «конфликт целей».



2. Концепции формирования российского менеджмента и менталитета
2.1 Формирование российского менеджмента
Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 вв., но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 в.

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации [5, с.276]. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.
2.1.1 Концепция копирования западной теории менеджмента

Данная концепция формирования менеджмента не учитывает особенностей российского менталитета. России надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.
2.1.2 Концепция адаптации западной теории менеджмента

Эта концепция менеджмента предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента нужно адаптировать. При любом выборе Россия рискует использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. В России конца 80-х гг. опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции стали нормальным явлением и сохранились вплоть до настоящего времени. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, вводить новые методы повышения качества. В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.
2.1.3 Концепция создания российской теории менеджмента

Данная концепция исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.


2.2 Особенности формирования российского менталитета
Формирование российского менталитета происходит под влиянием следующего комплекса факторов [2, с. 156]:

1        Геоклиматические (географическое положение, рельеф, климат местности).

2        Этноисторические (общность исторических изменений (образ жизни славян в лесах, занятие переложным земледелием и всем тем, что связано с этим процессом)).

3        Социально-экономические изменения (длительное господство в системе земельных отношений России общины, как определенного социального института).

4        Религиозные (формирование спектра нравственных ценностей русского народа на основе православной ветви христианской религии).

Формирование особенностей менталитета русского народа происходит, во-первых, под влиянием всего комплекса необходимых условий, причем необходимые условия здесь выступают достаточными.

Хотя понятие «необходимые условия» не совпадают с понятиями «обстоятельства, среда, обстановка». Во-первых, эти понятия отражают полную совокупность объектов, составляющих окружение в данном случае особенностей русского менталитета. Во-вторых, эти понятия отражают лишь те обстоятельства, которые являются внешними по отношению к российскому менталитету, тогда как в условия входят и внутренние характеристики самого объекта (менталитет русского народа).

Особое значение приобретает выделение типов условий, влияющих на формирование особенностей менталитета русского народа:

        структурные условия (природные, социальные, духовные);

        функциональные, играющие определенную роль в деятельности по формированию особенностей российского менталитета (длительная консервация общины в России приводила к формированию целого ряда особенностей русской ментальности: таких особенностей поведения русских, как коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка в труде; формирование специфических нравственных качеств людей, таких как сострадательность, сочувствие чужому горю).

Таким образом, под влиянием всего комплекса условий возможно формирование особенностей российского менталитета. Эти условия начинают действовать разновременно: вначале включаются природные факторы, затем особенности жизни и занятий сельским хозяйством населения, а отсюда уже особенности формирования менталитета русской нации.



3. Закон соответствия менеджмента менталитету
3.1 Основные черты закона соответствия менеджмента менталитету
В настоящие время признано, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.

Существует ряд определений менталитета.

Менталитет – это совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации, это определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не «в памяти народа» , а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета.

Менталитет – подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.

Проявление данной программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: быту, общении, производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. Следовательно, управление есть форма выражения ментальности.

Если человек привык к групповой жизни, то специфической основой, формирующей систему управления, является опора на коллектив, коллективный контроль и принятие решений.

Преобладание трудолюбия, бережливости, пунктуальности также будут определять формы и методы управления, пронизывать поведение, действия управленцев. Последним необходимо учитывать их, играя на человеческих слабостях и сильных сторонах характера.

Таким образом, управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

Наличие соответствия не отрицает противоречий между менеджментом и менталитетом. Противоречия возникнут, если начать осуществлять наказание на производстве, при построении системы управления без опоры на коллективизм, уважения к старшим.

Итак, «менталитет – менеджмент», их соотношение, соответствие и противоречие выступает как содержание и форма, как сущность и явление. Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как «закон соответствия менталитета и менеджмента». Соответствие между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных ситуаций. Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов. Пример этого, экономическое развитие США, Франции, Англии и Германии в 90-х гг. 20 в.

Противоречие в системе «менталитет – менеджмент» является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Яркий пример Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает приведение ее в соответствие со спецификой российского менталитета.
3.2 Формы проявления закона соответствия менеджмента и

менталитета
Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента. Исходя из этого, можно составить общую таблицу соответствия менеджмента менталитету (Таблица 1).
Таблица 1 Соответствие менеджмента менталитету

№ п/п Черты менталитета

Обусловленные чертами менталитета особенности управления
А 1
1         Индивидуализация сознания, повышенное чувство собственного достоинства Ориентация на личность, оплата по личному вкладу, личные способности – двигатель карьеры
2         Стремление к обособленности Формальные отношения на производстве, формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; управленческое решение зависит от чувства собственного достоинства работника
3         Прагматизм Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению поставленной цели
4         Рационализм Главной чертой управления становится выбор оптимального решения, рациональные отношения в коллективе, отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления
5         Стремление к богатству Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы, управленческие решения основаны на выгоде, основной мотив управленческих решений – деньги
6         Пунктуальность Облегченные формы контроля за рабочим процессом, высокий уровень дисциплины, слаженность систем управления
7         Консерватизм Неприемлемость нововведений, почитание руководителя, высокое качество, поддержка существующей организации труда, установившейся производственной структуры
8         Трудолюбие Высокая производительность при всех прочих равных условиях, отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу
9         Аккуратность Высокое качество, высокая культура управления, управленческая установка на непрерывный рост качества, высокая исполнительность



Заключение
В заключении необходимо отметить, что менталитет русского народа сказывается практически на всех сферах их жизнедеятельности. Он оказывает большое влияние на окружающих. Если рассматривать конкретно на примере организации, то руководитель с определенным сформировавшим у него менталитетом будет управлять людьми. А от этого уже будет зависеть эффективность деятельности организации.

Вообще, менталитет человека, в данном случае руководителя организации, заложил позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения руководителей с новыми взглядами и установками. Теперь они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже организации.

Подводя итоги сказанного, выявлено, что, знания условия формирования российского менталитета, можно определить оптимальные пути развития российского общества, организации и всего мира в целом.

Цель, поставленная в начале контрольной работы, была выполнена. В данной работе были рассмотрено такое понятие, как менталитет, также рассмотрены основные концепции формирования российского менеджмента и менталитета, были определены основные особенности и моменты закона соответствия менеджмента менталитету.



Список использованных источников
I Научно-методическая литература

1        Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 399с.

2        Баринов В.А. Организационное проектирование: уебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 398с.

3        Карташова Л.В. Организационное поведение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 219с.

4        Сергеев А.М. Организационное поведение: учебник. – М.: Академия, 2005. – 298с.

5        Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 394с.

6        Шаталова Н.И. Организационная культура: учеб. изд. – М.: Экзамен, 2006. – 653с.