Контрольная работа по этике

План работы Введение 1. Объясните смысл высказывания: Деловой этикет в структуре общения. 2. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности. 3. Объясните смысл высказывания: «Если добро имеет побудительную причину, оно же не добро. Добро вне цепи причин и следствий». (Л.Н. Толстой) Заключение Список литературы Введение Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением.Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям ». В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система.

Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма.

В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определённые нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнёром. Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху.

Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и правильно оценивать. 1.

Объясните смысл высказывания: Деловой этикет в структуре общения

Деловой этикет – это комплекс норм поведения выработанных многолетней международной практикой делового общения. Деловым этикетом называется принятый порядок и форма обхождения в деловой сфере. Он основывается на всех видах этикета. Основными функциями делового этикета является формирование правил, способствующих взаимопониманию людей.

Этика (от греч, – обычай, нрав) – это учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с иностранными фирмами, из-за того что они не знают правил делового этикета.

24 стр., 11832 слов

Лекции по деловому этикету

... и нормативного поведения в бизнесе. 3.4. Правила делового этикета как частный вид социальных норм. 3.5. Принципы делового этикета ВВЕДЕНИЕ Курс «Деловой этикет» – одна из дисциплин психологического цикла, читаемых ... боссом: справочник по психологии управления. - Новосибирск: ЭКОР, 1994 7. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1974 8. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, ...

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона – эстетическая – она свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры.

Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес — это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами, твердо усвойте, что соблюдение делового этикета — один из элементов вашей профессиональной стратегии. Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений.

А их великое множество: как и когда, сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д и т.п и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных. Правила этикета могут разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. Вы обязаны знать эти особенности в каждом конкретном случае.

Кроме того, глобальность экономических связей обязывает людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта. В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты:  к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;  правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.

Следующими составными частями рассматриваемой сферы являются три основных правила:  золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения, так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам;  пять волшебных слов: пожалуйста, благодарю Вас, отлично сделано;  не смешивайте спиртное и наркотики с бизнесом. Но просто быть вежливым, доброжелательным и т.д. недостаточно. В деловом этикете общие принципы правильного поведения приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих его основных принципах.  Делай все вовремя.  Не болтай лишнего.  Думай не только о себе, но и о других.  Одевайся как положено.  Говори и пиши хорошим языком.

8 стр., 3944 слов

Правила этикета в деятельности руководителя

... этикета про­сто обязательно. Какие же правила поведения надо знать руководителю? Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, ... стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы пер­сонала, ... этикете деловых людей большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, поло­жительную оценку деятельности в бизнесе, ...

Рассмотрим подробнее эти положения. Мало того, что опоздания мешают работе они есть признак того, что на человека нельзя положиться и он скверный исполнитель. Вполне очевидно, что наличие такого отрицательного качества, как несвоевременность выполнения обязательств влияет на служебное продвижение.

Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время. Всегда имейте в виду известный закон Мерфи и следствия из него. Закон Мерфи. «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается.» Следствие. 1. Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете. 2. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая. 3. Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. 4. Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, всегда находится другая, которую надо сделать раньше.

Кроме того, полезно держать в уме и второй закон Чизхолма: «Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем». Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать. «Не болтай лишнего». Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации.

Причем речь идет о всех делах фирмы или учреждении, где он работает от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы. «Думай не только о себе, но и о других». Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнение и интересы покупателя, клиента или партнера — все равно что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями.

Один из бизнесменов сказал по этому поводу: «Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности на своих интересах, например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения». Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его. Кстати, терпимость и скромность отнюдь не помешают вам быть уверенным в себе. «Одевайся как положено». В этом принципе самое главное — необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня.

Ваша одежда должна быть выбрана со вкусом — соответствовать моде по фасону и цветовой гамме.

То же касается обуви и прочих аксессуаров. Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес. «Говори и пиши хорошим языком». Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами — записки, письма и т.д должны не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... 4) Из (4 ) следует: cki = ckj cji (5) При оперировании с оценками (эмоциями) в большинстве случаев важен знак, ... — принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими). Например: « ... их нет». Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов логики оценок обычно выделяют такие как: - ...

В случае трудностей с грамматикой и правописанием пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников. Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения — даже чужие, которые вы пересказываете. Правила поведения, которые нужно знать предпринимателю: 1) Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. 2) Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна оказывать гипнотического влияния на делового партнера. 3) Культурный предприниматель должен в равной степени уважительно относиться к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы то есть всем показывать искренне уважение.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами манерами речи, словарным запасом, то есть со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой заданный вопрос. В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – это “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!” “Желаю успеха”. Общий этический принцип общения «по горизонтали» то есть между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы).

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками. Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами: • Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого. • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных. 2. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности. Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и коммуникативными процессами, она включает в себя также эмоциональные, волевые и мотивационные процессы.

Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — форма психического отражения, состоящая в непосредственном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. По сравнению с чувствами эмоции являются более простой формой оценочного, субъективного отношения к действительности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высокой стабильностью, сложностью и осознанностью; они менее «привязаны» к ситуации и в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Сходство между эмоциями и чувствами в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к себе самому и к окружающей действительности.

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...

... умственной и физической деятельности эмоциями; 2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; 3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой ... свои переживания. во-вторых, ребенок-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», ...

Чувства и эмоции выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую. Выделяют две их основные группы: положительные и отрицательные. Первые обозначают как сте-нические (усиливающие психические возможности человека), вторые — как астенические (негативно влияющие на состояние и деятельность).

Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) чувств и эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.

Эмоциональные процессы состоят из определенных фаз, первая из которых — нарастание эмоционального напряжения, затем следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для чувств нехарактерен параметр фазовости, так как они являются стабильными формами отношений. Выделяют интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis — дело, занятие).

Эмоции классифицируются по степени их интенсивности.

При минимальной выраженности они выступают как окраска какого-либо психического процесса — в форме эмоционального фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они приобретают форму эмоционального переживания, а в предельно выраженном виде — форму аффекта. Стрессовые состояния и настроения тоже считаются основными формами эмоциональных отношений.

Воля как психический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком своего поведения и деятельности. Она обеспечивает преодоление трудностей при достижении целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые свойства личности. Структура волевого акта включает в себя три основных этапа: 1) осознание человеком цели и желание ее достичь; 2) «борьба мотивов», связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при этом трудностей.

Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанного с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним помехам. Наиболее значимые волевые процессы — самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание. Производные от них свойства — дисциплинированность, смелость, стойкость.

Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неразделимы и переживаются человеком в форме психических состояний. Это — вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функционирования. Психические состояния изучает специальная область психологии — психология функциональных состояний. Все основные типы состояний с их закономерностями сохраняются в деятельности руководителя, но и часто проявляются в наиболее отчетливой форме.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так ... во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают ... времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека; • самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в ...

Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, воодушевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные), по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

Структура любого состояния состоит из двух компонентов: содержательного и динамического. На эффективность выполнения деятельности большое влияние оказывает как содержание состояний, так и его интенсивность.

Энергетический фон, сопровождающий выполнение деятельности, обозначают понятием уровня активации. Он меняется в широком диапазоне значений, для обозначения которого в психологии используется понятие «континуум активации» или «шкала уровней бодрствования». Следующие состояния рассматриваются в качестве таких уровней: кома, глубокий сон, быстрый сон, поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.

Эффективность деятельности руководителя зависит от уровня активации: она снижается на слишком высоком и слишком низком уровнях. Впервые эту зависимость обнаружили американские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Называется она «закон Йеркса — Додсона», или закон «оптимума активации». Существует также связь между степенью деструктивного (негативного) влияния психических состояний и сложностью процессов, на которые оказывается это влияние.

Например, под действием утомления или стресса сначала снижаются интеллектуальные функции, а затем, и в значительно меньшей мере, более простые — моторные, исполнительские. В управленческой деятельности мощная группа эмоцио — генных факторов связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализации в сочетании с ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Именно такая деятельность требует постоянного включения волевых процессов.

В психологии управленческой деятельности выделяют круг наиболее типичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, наиболее значимых для ее организации. Это — проблемы стресса, фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистенции руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности. Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей.

Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения. Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

4 стр., 1689 слов

Психологические особенности деятельности по выработки и исполнению ...

... управленческих решений. Целью контрольной работы является изучение психологических особенностей деятельности по выработки и исполнению управленческих ... обнаружившиеся расхождения между реальным и желаемым состоянием организации. Следует отметить, сто выявление проблемы ... постоянной задачей не только руководителя, но любого человека, который вынужден принимать множество разнообразных решений. Решение ...

Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса. Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.

Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования. Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное.

Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции.

В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Рейковский Я. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

19 стр., 9229 слов

Влияние цвета на психику и деятельность человека

... различных областях деятельности людей. Произвести диагностирование психического состояния личности с ... деятельность человека. Цель: Объяснить феномен цветовосприятия, особенности взаимодействия человеческого организма с цветом, влияние различных цветов на нервно-психические процессы человеческого организма, деятельность . Воздействие на эмоции ... нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас ...

Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат.

Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям.

Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия.

Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает. Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние называется фобией. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.

Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное. С. Д Резник выделяет следующие основные функции воли: 1) выбор мотивов и целей; 2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; 3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему; 4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели. Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; рациональное ... при их воздействии на органы чувств. Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи резонно ...

Волевые усилия необходимы: 1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; 2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте; 3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.).

Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.

Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности. В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли: 1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире); 2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека); 3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения; 4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей.

Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира»; 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила: 1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания; 2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности; 3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах[9]. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны.

Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность.

Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования.

Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии — психология функциональных состоянии. В изучении управленческой деятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации.

Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетическую»).

Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние.

Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые.

Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполнительские функции (как более простые).

Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью.

По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая. Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями.

Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность.

Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации.

К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности. 3. Объяснил смысл высказывания: «Если добро имеет побудительную причину, оно же не добро.

Добро вне цепи причин и следствий». (Л.Н. Толстой) Добро — это истина или неотъемлемая часть всего, что существует? Как понимать добро и его проявления в различных жизненных ситуациях? Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми — соответствующими добру, либо злыми — исходящими из зла и к нему ведущими.

Поэтому добро и зло — фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления. Добро и зло — понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания. Поэтому на первых подступах к раскрытию их содержания мы сталкиваемся с ситуацией, когда о них почти нечего сказать.

Добро есть добро Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со всеми универсальными понятиями, которые выступают предпосылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее определение интересующего нас понятия, а затем постепенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизируя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро? Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро — это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага, они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова характеризуют не только нравственное поведение, но и материальный достаток. Мы говорим: «Он накопил много добра» или «Там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как благ основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, т. е. некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он — источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие.

На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу. Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями — доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, оставляя другим свободу выбора. Доброта — качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть добрым в душе, но жестким, грубым, авторитарным в поведении.

Такое поведение разрушает доброту. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична. Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость — гордыня — напротив, причисляется к порокам. В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра.

Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

В моральном сознании истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал добра для всех — это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. Полезное для человечества может быть неполезным для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений — жадности, похоти, зависти — трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали потакать своим темным страстям? Наверное, люди уже истребили бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические желания, он в определенном смысле жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и хотений, следуя благу социокультурного целого.

Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького добра, от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгоистического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь надеяться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства.

Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь — тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.

Заключение. Целью данной контрольной работы выступал анализ этики как науки и были реализованы следующие задачи: 1. Объяснить смысл высказывания: Деловой этикет в структуре общения. 2. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности. 3. Объяснить смысл высказывания: «Если добро имеет побудительную причину, оно же не добро.

Добро вне цепи причин и следствий». (Л.Н. Толстой) Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения.

В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Список литературы. 1.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие М 2001. 2.Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник-М: Финансы и статистика 2007-192с. 3.Волмянская О.А Волмянский Э.И. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха/Пер. с англ Мн: ООО «Новое знание», 2002. 4.Г.В. Бороздина.

Психология делового общения. Изд-во г. Москва: Инфра-М 2000. 5.Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной практики М: Консалтбанкир; 2002. 6.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд перераб. и доп. – М. : Юнити – Дона, 2005. – 511с. 7.Корпоративная культура: учебное пособие.

Автор – сост. И.Н Кузнецов – МН. : Книжный Дом; Мисанта 2006 – 304с. 8.Назаров Ю.А. Основы менеджмента: курс лекций Волгоград, ИПК «Царицын»,2000. 9.Ниренберг Дж Калеро Г. Читать человека как книгу М 2000 (жесты или невербальный этикет).

10.Опаев А.В. Умение общаться с людьми…этикет делового человека-М 2003. 11.Управление человеческими ресурсами: учеб./М. И. Соколова, А.Г. Деменьтьева М: ТК Велби Изд-во Проспект,2007 240с. 12.Шеламова Галина Михайловна Этикет делового общения.

Учебное пособие. Москва ACADEMIA,2005. 13.Э. Соловьев Современный этикет и деловой протокол-ТОО «Интел Тех» Москва, 2006. 14.Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса/Пер. с англ М 2003.