Содержание
- Введение
- 1. Каузальная атрибуция как социально-психологический феномен
- 2. Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера и Г. Келли
- 2.1 Теория каузальной атрибуции Ф. Хайдера
- 2.2 Теория каузальной атрибуции Г. Келли
- 3. Ошибки каузальной атрибуции
- 3.1 Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции
- 3.2 Мотивационные ошибки каузальной атрибуции
- Заключение
- Библиография
Введение
Данная работа посвящена каузальной атрибуции как социально-психологическому феномену.
Актуальность данной темы объясняется тем, что каузальная атрибуция определяет социальное поведение, включена в структуру многих социально-психологических процессов, и поэтому ее исследование приобретает существенное теоретическое и практическое значение. Теоретический аспект состоит в том, что сейчас в социальной психологии назрела потребность в создании единой научной теории, объясняющей особенности и механизмы социального восприятия, а один из механизмов социального восприятия — это каузальная атрибуция. Помимо этого, изучение каузальной атрибуции имеет и практическое значение, так как для оптимизации совместной деятельности и межличностных отношений необходимо, помимо прочего, принимать во внимание каузальную атрибуцию как один из основных механизмов социальной перцепции.
Цель работы заключается в рассмотрении каузальной атрибуции как социально-психологического феномена.
Объект исследования: процесс социального познания.
Предмет исследования: каузальная атрибуция как социально-психологический феномен.
казуальная атрибуция социальный психологический
1. Каузальная атрибуция как социально-психологический феномен
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина + attribuo — придаю, наделяю) — это феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов; 3.Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально ... и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ ...
Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг).
Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности. [5, стр.297]. Говоря проще суть данного феномена можно определить как приписывание причин того или иного поведенческого акта внутренним или внешним источникам.
Явление каузальной атрибуции имеет место быть тогда, когда люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах, то есть осуществляется своеобразное достраивание информации. При этом «сфера приписывания становится значительно более широкой — причины приписываются не только поведению отдельного человека, но вообще различным социальным явлениям» и значение явления каузальной атрибуции сводится к тому, что «придать смысл окружающему» [1].
2. Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера и Г. Келли
2.1 Теория каузальной атрибуции Ф. Хайдера
Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него «вырабатывается «житейская психология» как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы» [5, стр.297]. При этом важно, «объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его» [5, стр.297] (например, объяснить ошибку человека можно его низкими способностями, что будет представлять внутреннюю причину, либо трудностью задачи, что будет являться внешней причиной).
Причем характер объяснения «в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс» [5, стр.298]. Примером может служить то, что при несовпадении ожидаемых действий и реакций, исходящих от знакомого человека нарушается когнитивное равновесие, и у познающего вступают в действие психологические силы, стремящиеся его восстановить.
Многие положения концепции Ф. Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально, сам же он ссылается на эксперимент М. Циллига, проведенный еще в 1928 году. «В этом эксперименте две группы детей — популярных и непопулярных — выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. [5, стр.298].
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
2.2 Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на вопрос о том, откуда берутся причины, приписываемые объекту восприятия. В данной теории разбираются два случая:
1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения.
2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события,
которых может быть несколько.
Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй — в теории каузальных схем [1].
Модель анализа вариаций включает в себя такие структурные элементы атрибутивного процесса, как: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. «Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные» [1], при этом «три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство», которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции» [1], а сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы «находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации» [1]. В данном случае, «когда воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения, он «подбирает» причину к тем факторам, с которыми, как ему кажется, будет ковариировать результат» [1]. Важно отметить то, что данную схему нельзя рассматривать как абсолютную, так как в ряде случаев «индивид может демонстрировать выбор и сложных причин, например «личностно-объектную»» [4].
Суть принципа конфигурации заключается в том, что «если в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул (т.е. не может использовать критерии подобия, различия и соответствия), то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них» [1], и для облегчения этого процесса предлагается учитывать следующие возможные характеристики причин: а) обесценивания (субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива по причине их «обесценивания»), б) усиления (чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается: например, она кажется более вероятной, потому что встречает препятствие), в) систематического искажения информации (ошибки атрибуции), образующих в совокупности «принципы конфигурации» [1].
3. Ошибки каузальной атрибуции
3.1 Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции
В целом фундаментальные ошибки представляют собой «склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных» [1], то есть их характер представляет собой переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин.Л. Росс, назвавший это явление «сверхатрибуцией», обрисовывает условия возникновения подобных ошибок:
«Ложное согласие» выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения, иначе вина ложится на «личность» воспринимаемого.
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
... партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. ... под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, ...
«Неравные возможности» отмечаются в ролевом поведении: в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним, то есть так же к личности человека, но в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя, что приводит к переоценке личностных причин поведения без принятия в расчет ролевой позиции действующего лица.
«Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям», проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности.
«Легкость построения ложных корреляций» состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу, тем самым автоматически приписывая причину поведения наблюдаемой личности посредством произвольной «связки» черт и причин.
«Игнорирование информационной ценности неслучившегося», при котором поверхностно воспринимается именно «случившееся», и к личности как субъекту «случившегося», апеллирует наивный наблюдатель [1].
3.2 Мотивационные ошибки каузальной атрибуции
Мотивационные ошибки «представлены различными «защитами», пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия» [1]. Первоначально эти ошибки были выявлены в ситуациях, когда испытуемые стремились сохранить свою самооценку в ходе приписывания причин поведения другого человека. Величина самооценки зависела в большой степени от того, приписываются ли себе или другому успехи или неудачи. [1]. Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру, предложившему рассматривать три измерения в каждой причине:
внутреннее — внешнее;
стабильное — нестабильное;
контролируемое — неконтролируемое.
Так различные сочетания этих измерений дают восемь моделей — возможных наборов причин. Вайнер предположил, что выбор каждого сочетания обусловлен различной мотивацией [1].
При рассмотрении всех экспериментов, касающиеся использования первых двух пар причин (наиболее изученных), то «результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха — внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты» [1], описанные Б. Вайнером.
Заключение
В ходе данной работы был рассмотрен социально-психологический феномен каузальной атрибуции, для чего было составлено представление о происхождении и сущности такого понятия, как каузальная атрибуция в социальной психологии, рассмотрены наиболее значимые теории каузальной атрибуции, а также выявлены виды и суть ошибок каузальной атрибуции. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Атрибутивный процесс представляет собой феномен социального восприятия, который мотивирован желанием индивида понять причины и следствия поступков других людей, то есть смысл человеческих отношений, а также потребностью предсказать дальнейший ход этих отношений, что являются важнейшим условием ориентации человека в окружающем его социальном мире.
Тема: Современные теоретические концепции причин социальных отклонений и
... должны иметь комплексное содержание. Что же представляет собой социальная девиация и девиантное поведение, в чем его сущность, причины, механизмы и основные характеристики? Девиация (deviatio) – в переводе ... исчезают со зрелостью, для более атавистичных типов эти черты становятся основой их личности и поведения. В качестве практических мер борьбы с преступностью Ломброзо предлагал своевременное ...
Наиболее значимые теории по данной теме включают в себя теорию каузальной атрибуции Ф. Хайдера, теорию корреспондентского выведения Э. Джонса и К. Дэвиса, а также теорию каузальной атрибуции Г. Келли. Но все эти теории, несмотря на интересные находки в описании атрибутивных процессов, рассматривают их вне социального контекста, что приводит к многочисленным разногласиям. Данное упущение пытается преодолеть теория социальной атрибуции, где атрибуция рассматривается с учетом принадлежности познающего и познаваемого индивидов к определенной социальной группе.
Ошибки каузальной атрибуции включают в себя фундаментальные (переоценка личностных и недооценка обстоятельственных причин) и мотивационные (представлены различными «защитами», пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия) и являются скорее не «ошибками», а искажением воспринимаемого.
Библиография
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Изд. 2-ое, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/70298/ (дата обращения: 18.04.13 г.).
2. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб: Питер, 2010. — 672 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/irina-meyzhis/ludmila-pochebut/socialnaya-psihologiya/ (дата обращения: 18.04.13 г.).
3. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования: Часть 1. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. — 152 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/370750/ (дата обращения: 18.04.13 г.).
4. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 256 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/653230/ (дата обращения: 18.04.13 г.).
5. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 672 с.
6. Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии / А.В. Юревич // Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С. 168-175.
Размещено на