Изучение феноменологии

Федеральное агентство по образованию РФ

Российский государственный

торгово-экономический университет

Омский институт (филиал)

Контрольная работа

по курсу «Философия»

Вариант № 4

Феноменология

Выполнила:

студентка 1 курса з/о ТЭТ

№ зачетной книжки Т-09-14

Бочкарёва Мария Александровна

Проверила:

Ефимова Светлана Владимировна

Омск – 2010 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Феноменология…………………………………………………………………5

1.1 Предмет феноменологии……………………………………………….5

1.2 Проблема сознания. Различие психических и физических феноменов…………………………………………………………………………7

2. Интенциональность, значение, предмет…………………………..………….11

3. Время и истина………………………………………………………………..15

4. Интерсубъективность и историчность………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список……………………………………………………..22

Введение

Феноменология – направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт[2, с. 98].

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля – опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как

6 стр., 2739 слов

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

... природу психических процессов. . Сущность сознания Сознание - важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной ... которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения ...

« трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность).

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще[1, C. 50]. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[1, с. 88]. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир[1, с. 134]

Цель данной работы изучить и теоретически обосновать философское направление «Феноменология».

Поставленная цель определила следующие задачи:

— раскрыть сущность феноменологии;

— охарактеризовать общие принципы феноменологии, а именно: предмет, проблему сознания в феноменологии, а так же интенциональность, время и бытиё;

— сделать выводы.

1. Феноменология

1.1 Предмет феноменологии

Человеческое бытие раскрывается как бытие в мире с другими, как сознание и самосознание, как любовь и ненависть, как познание и художественное творчество, как воля и желание, страх и совесть, свобода и смерть, как духовное и телесное, как трагическое, комическое и ничтожное бытие. Эти фундаментальные феномены и их иерар­хия — предмет феноменологии, или феноменологической философии.

Основной принцип феноменологии — «к самим вещам», что озна­чает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, из­начальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как пред­меты уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрыва­ется перед нами в первичном опыте. «Сами вещи» раскрываются нам, когда мы раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им пред­стать пред нами такими, каковы они суть — так же как другой чело­век раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки.

Феноменоло­гия предлагает изучать человеческую субъективность для того, чтобы четко различить, что же принадлежит нашему сознанию, а что — предмету. В этом аспекте феноменология — это антикантианское направление, хотя в некоторых других пунктах можно найти опре­деленное сходство.

4 стр., 1945 слов

ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

... неизвестно куда и кому. Традиционно в истории философии категория сознания определяется через категорию материи, поэтому в решении проблемы сознания четко прослеживается позиция идеализма и материализма. ... мира человека прозвучала в античной философии в устах Сократа: «Познай самого себя». Однако в силу господства космоцентрического мировоззрения проблема сознания как самосознания была только ...

Лишь описание, с одной стороны, предмета, или вещи (опять-таки в самом широком смысле), а с другой стороны, постигающей эту вещь субъективности, может нам дать доступ к «самой вещи». Поэтому в основе феноменологического метода — описание, но не конструкция или воображение[5, с. 182].

В академическом плане возникновение феноменологии во втором половине XIX — начале XX в. было вызвано разделением, во-первых, предметов и методов психологии и естествознания, во-вторых, психо­логии и философии (в аспекте проблемы сознания), в-третьих, психо­логии и логики.

Основатель феноменологии — Эдмунд Гуссерль, непосредственные предшественники — Франц Брентано и Карл Штумпф. Феноменоло­гия — это не замкнутая философская школа, но широкое философ­ское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля — учения М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др.).

Эволюцию феноменологии харак­теризуют, во-первых, применение феноменологического метода в пси­хологии (А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер, В. Франкл), этике (М. Шелер и Д.Ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штамп, А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, Е. Финк), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и мета­физике (Л. Ландгребе), во-вторых, влияние на экзистенциализм, пер сонализм, герменевтику и другие философские течения, в-третьих, широкое распространение после Второй мировой войны в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии, Китае и некоторых других странах Азии. В России быстрое распространение идей Гуссерля в им чале XX в. (одним из непосредственных учеников Гуссерля был Г.Г. Шпет) было обусловлено определенной традицией философии со знания в русской философии XIX в., которая затем была прервана по политическим причинам в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменоло­гических текстов[3, C.156].

1.2 Проблема сознания. Различие психических и физических феноменов

Сознание — это нечто нам непосредственно присущее и в то же время нечто загадочное. Сознание кажется чем-то само собой разуме­ющимся, самопонятным и в то же время неуловимым и непостижи­мым. Мы непосредственно владеем нашим сознанием: воспринимаем, судим, радуемся или огорчаемся и т.д. Однако стоит задать вопрос о сущности сознания — и то, что было непосредственно доступным, превращается в нечто неопределенное и почти недоступное. О созна­нии можно сказать то же самое, что утверждал о времени Августин: пока меня не спрашивают — знаю, когда просят разъяснить — не знаю.

Проблему сознания можно считать одной из традиционных фи­лософских проблем — об этом говорит, например, трактат Аристо­теля «О душе», и вместе с тем это сравнительно новая проблема. Лишь во второй половине XIX в. с возникновением современной психологии и феноменологии проблема сознания выделяется из тео­рии познания.

11 стр., 5109 слов

Проблема «предметов сознания» в философии А.Мейнонга

... другой стороны, для философа очень важно сохранить предмет исследования - феномены сознания, в которых в синкретичном виде находятся абсолютные ... Мейнонга оказало учение Брентано об интенциональном, или интенциональных отношениях. Ф. Брентано полагал, что философия должна начинаться с ... этом плане учитывается его влияние на развитие феноменологии Э. Гуссерля: тот же М. Финдлей указывает ...

Как особая и основная проблема философии и психологии пробле­ма сознания была поставлена только немецким философом Францем Брентано (1838—1917) в его основной работе «Психология с эмпи­рической точки зрения» (1874).

В феноменологии впервые был задан вопрос: как является нам наше собственное сознание, отличаются ли явления, или феномены сознания, от явлений предметов внешнего опыта, скажем, от вещей, которые мы можем воспринимать органами чувств. На каком пути решать этот вопрос? Каков должен быть метод философии сознания? Брентано, определивший круг этих проблем, ставших исходной про­блематикой феноменологии, не стал искать ответы, прибегая к мета­физическим конструкциям или абстрактным дефинициям[7, c.19].

Основой основ философского метода Брентано считает описание и разделение: он не ищет общего определения феномена (у Брентано термины «феномен» и «явление» равнозначны, однако в определен­ном контексте, как мы увидим далее, их можно различать), но сразу же разделяет феномены на два класса — психические и физические.

Брентано ставил своей целью провести резкое, радикальное разли­чие между психическими и физическими феноменами. Это различие он полагал в основу классификации наук: предмет психологии — пси­хические феномены, предмет естественных наук — физические. Отсю­да разница в методах, в способах исследования. Брентано полемизиро­вал с Э. Махом, который развивал позитивистскую точку зрения — между психическим и физическим нет принципиальной разницы. Все зависит от точки зрения: свет, изучаемый в аспекте его источника, — это физическое явление, а свет, воздействующий на сетчатку глаза, — психическое. Согласно Маху, и методология этих наук должна быть общей. Брентано решительно возражал, проводя различие между пси­хическими и физическими феноменами, и это явилось отправной точ­кой феноменологии.

Приведя примеры психических и физических феноменов, мы те­перь должны выявить характерные признаки психических феноме­нов и тем самым указать критерии отличия одного класса феноме­нов от другого. Психические феномены — это акты сознания, акты представления, суждения, любви, ненависти и т.д., а не то, что представлено, что обсуждается, что любится и т.д. Слова, которыми обозначаются психические феномены (представление, суждение и т.д.), могут вводить нас в заблуждение, пока мы четко не разделим: сам акт представления и представленное в нем, сам акт суждения и то, что признается (утверждается) или отвергается (отрицается) в нем, само чувство • любви или ненависти, симпатии или антипатии и т.д. и то, что любится, ненавидится и т.д. Психические феномены могут быть даны только во внутреннем опыте. Это означает, что мы не можем их наблюдать, как это мы можем делать в отношении внешних объектов. Психические феномены мы можем по­стигать с очевидностью. Наличие внутреннего восприятия, или внут­реннего сознания, т.е. сознания сознания — один из признаков со­знания, т.е. психических феноменов. Таким, образом, наше сознание обладает принципиальной возможностью рефлексии, и рефлексия, так впоследствии развил эту мысль немецкий философ ЭдмундГуссерль (1859—1938), это не наблюдение за сознанием извне, но видоизменение (модификация) сознания.

9 стр., 4263 слов

Гуссерль. Начало геометрии. Фрагмент

... будущего; такой она выступает для каждого геометра, наделенного сознанием (устойчивым, имплицитным знанием) ее как поступи и познавательного ... в качестве истины, - [но] идеальные гео­метрические предметы, положения дел и т.д. Тематиче­ское, то, о чем ... в котором она представляет собой образования в пространстве сознания души первого изобретателя, достигает своей идеальной объективности? Нам ...

Несмотря на всю важность указанных критериев: 1) психически феномены или сами суть представления, или имеют представления в качестве своей основы; 2) источник знания о психических феноменах — внутреннее восприятие (соответственно, о физических феноменах — внешнее), все же основной признак психических феноменов это интенциональность, смысловая направленность на предметы, вещи, ситуации (на предметность в самом широком смысле).

Брента­но ввел в современную философию термин средневековой философии «интенция», или «интенциональное существование». Каждый психи­ческий феномен, т.е. акт сознания, характеризуется направленностью на содержание: в представлении нечто представляется, в суждении нечто признается или отвергается, в любви — любится, в ненависти — ненавидится, в желании — желается. На первый взгляд кажется, что такое определение интенциональности тривиально и тавтологично.

Обратим, однако, внимание на то, что, во-первых, это нечто может быть одним и тем же предметом, а во-вторых, вообще может не су­ществовать. Если предмет, который представлен, о котором высказано суждение, к которому мы так или иначе эмоционально относимся, один и тот же, то это означает, что наши различные акты сознания не зависят от предмета и не являются его «субъективным образом», как это считается в теории отражения. Тем более, когда предмет не суще­ствует, когда мы один предмет принимаем за другой. Такие аргументы выдвигал Брентано и вслед за ним Гуссерль. И хотя эти аргументы могут быть подвергнуты критике, все же они оказались необходимы­ми для открытия такой сферы исследования, как сознание и способ человеческого бытия в мире. Если Брентано сосредоточился на разли­чии акта сознания и его содержания, то Гуссерль в силу своих исход­ных научных интересов (статус математических объектов, предмет ло­гики, сущность теоретического знания вообще) в ходе анализа понятия «содержание» провел различие между содержанием как смыслом, или значением (у Гуссерля — это синонимы), и содержани­ем как предметом.

2. Интенциональность, значение, предмет

Гуссерль форму­лирует программу «чистой логики», теории всех теорий; теория со­стоит из значений как гомогенного материала; связи значений, ко­торые лежат в основе теоретических связей — связей истин, отличаются, с одной стороны, от связей переживаний в познании, т.е от связей психических актов, а с другой стороны, от связей познаваемых в науке вещей. Между вещами может быть обнаружена причинная связь, между элементами теории нет причинной связь, связь идеальная, логическая связь значений.

9 стр., 4275 слов

Гуссерль э Феноменология

... существенно соотносительный характер феноменов. Всякое сознание "ин-тенционально". В нерефлективном сознании мы "направлены" на объекты, мы ... рефлексию же позволяет осуществить любой опыт. Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот ... в конкретной связи пространственно-временных реальностей рассматривает в качестве своего материала то, что присутствует в мире в ...

Эти два различия послужили отправной точкой гуссерлевской феноменологии сознания — учения о непсихологической субъективности. Феноменология, по Гуссерлю, нейтральная по отношению к логике и психологии наука. Отвлекаясь от «метафизического» вопроса о существовании внешнего мира, она служит и логике, проясняя сущность, логического, и психологии, выявляя сущностное основание психологических фактов.

Гуссерль отходит от традиционного понимания, согласно которому значение — это характеристика слова или утверждения, для него не только утверждение, но и сам предмет обладает значением, причем благодаря интенциональному акту, который придает предмету значение или открывает его значение: если речь идет об идеальных предметах, таких, как, например, геометрические фигуры. Гуссерль тщательно отделяет акт придания значения от самого значения и стремится не только выделить интенциональные акты, но и описать их структуру. Единственным методом, позволяющим осуществить такое описание, является постоянное и последовательное проведение различий. Речь при этом идет не только о проведении различий как бы со стороны — со стороны невозможно описать сознание как смыслообразующий акт, но о выявлении таких различий, или, точнее, различений, без проведения которых сознание невозможно. Иначе говоря, различение оказывается не только приемом исследователя, но и сущностью описываемого «объекта». Гуссерль близко подошел к мысли, что различение составляет фундаментальный слой человеческого опыта.

Основное различие, характеризующее акт сознания, — это различие между первичной, достаточно неопределенной и даже направленностью сознания (интенцией значения) и реализованной интенцией (осуществлением значения).

Первичная интенция может быть реализована в фантазии, в рисунке, знаке, символе и, наконец непосредственном восприятии, когда подразумеваемый предмет наиболее полно и адекватно. Здесь можно провести следующую тавтологию: замысел определенного сооружения может быть представлен архитектором и его окружением в виде образа, затем в виде символа, затем в виде чертежа, но только тогда, когда замысел осуществлен, сам архитектор и все остальные могут наиболее полно оценить этот замысел.

Сознание в своей сущности принципиально непредметно, оно не может быть представлено как объект, причинно определяемый или функционально регулируемый. Сознание обнаруживает себя как на­правленность на предмет (это и есть значение), как бытие осознаннос­ти, но не как осознанная предметность.

«Строгость» в учении о сознании подразу­мевает, во-первых, отказ от высказываний, в которых «просто», т.е. без рефлексии, нечто утверждается о существовании предметов в их про­странственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей пережива­ний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестают суще­ствовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного ме­тода изучения сознания. Гуссерль вводит особые термины для обозна­чения процедур феноменологического метода, благодаря которым со­вершается переход от естественной установки к феноменологической: «эпохе» (воздержание от суждений) и «феноменологическая редук­ция» — выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира и просмотр сквозь нее всех многообразных отношений человека и мира.

13 стр., 6319 слов

Понятие жизненного мира Э. Гуссерля и его эвристическая значимость ...

... метафизическими понятиями, которая, по Гуссерлю, непосредственно описывает процесс конституирования смысла сознанием. Эта непосредственность обусловлена тем, что феноменология "выносит за скобки" как аппарат умозаключений, так и традиционные ... и место в учении э. гуссерля понятия "жизненный мир" 1.1 Основные черты философского окружения э. гуссерля Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 г. и прожил до ...

Другое направление феноменологической редукции (трансценден­тальная редукция) — отказ от объективистского понимания психи­ческого: в эмпирическом Я как «вещеобразном предмете» открывает­ся феноменологический поток переживаний. Смысловая связь (связь назначений) реализуется в потоке феноменов, которые не содержат в себе различия между бытием и явлением: явление психического и есть его бытие. Предмет (вещь) является, однако само явление предмета не является, но переживается. Постижение смысловых связей Гус­серль называет «созерцанием сущностей», причем сфера анализа со­знания — изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фанта­зии, сомнения, актов воли и т.д. — сравнима по объему с естество­знанием.

Не только сознание, но и человеческое бытие в целом интенционально. Невозможно, утверждал М. Мерло-Понти, один из основных представителей французской феноменологии, представить себя про­сто кусочком мира, только объектом биологических, психологических и социологических исследований. Тема непредметности и несводи­мости сознания и человеческого бытия к чему-либо иному, нежели они сами, остается одной из главных для послегуссерлевской феноме­нологии, однако приоритет здесь отдан проблеме неразрывности че­ловеческого бытия и мира.

Сфера соприкосновения и неразрывности сознания, человеческо­го бытия и предметного мира — это сфера феноменов, «себя-в-себе-самом-показывающего» (Хайдеггер).

Самораскрытие феномена ра­дикально отличается от отношения явление—сущность, однако явление, как и видимость, имеет основания в феномене: явление как то, что указывает на нечто, не показывающее себя (температура, превышающая 37°С, указывает на нарушения в организме), само должно все же показывать себя. Феномен, например самодостаточ­ное и самоценное произведение искусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежит на поверхности — произведение искусства доступно не всякому, кто находится рядом с ним. Самораскрытие феномена первичнее, чем отношения субъек­та и объекта. Средства «реактивации» феноменов, позволяющие многократно вос­производить горизонты значений, — рефлексия и феноменологичес­кая редукция как ее исходный пункт.

3. Время и истина

Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «ис­тины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный вре­менной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет — два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы. Гуссерль отождест­вляет идеальное и общее; усмотрение общего — это не интеллектуаль­ная операция, но особое, «категориальное созерцание». Опора на многообразные акты восприятия, памяти и фантазии есть, во-первых, основа многообразия в «созерцании сущ­ностей»: универсум не задан одной или рядом идей, но принципиаль­но открыт, и во-вторых, основа для радикального различения идеали­зации и идеации (усмотрения идеи).

7 стр., 3280 слов

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

... человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях - повседневном (обыденном) и ... существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Идеализм - это философское направление, ...

Первая осуществляется как конструирование понятий и объектов вне реальной сферы восприятия (точка, масса, социальная структура и т.д.), вторая отдает предпочте­ние миру восприятия — фундаментальной структуре жизненного мира.

Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как и сущест­вование объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания, и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти, фантазии (Гуссерль), человеческого бытия (Хай­деггер), человеческой реальности (Сартр), субъективности (Мерло-Понти).

При этом в феноменологии следует различать две тенденции в понимании времени: а) время как синтез внутренних фаз переживания, как син­тетическое единство потока значений — «интенциональная линия», пронизывающая и объединяющая поток феноменов (Гуссерль), опре­деляющая точка которой — настоящее; б) время как чистая экстатичность, «Бременящаяся из будущего»[4, с. 98]. Истоком всех феномено­логических анализов времени послужила темпоральная структура восприятия, предложенная Гуссерлем в 1905 г.: 1) теперь-точка (пер­воначальное впечатление), 2) ретенция, т.е. первичное удержание этой теперь-точки, и соответственно цепочка ретенций; 3) протенция, т.е. первичное ожидание, или предвосхищение, конституирующее «то, что приходит». Темпоральность раскрывает сознание как одновремен­но активное и пассивное, как сочетание переднего плана воспри­ятия — предметов, их форм, цветов и т.д. и заднего плана, или фона. Временность — основа единства сознания, абсолютный поток созна­ния соединяет в себе все характеристики сознания в феноменологи­ческом понимании: непредметность, несводимость (самоявленность потока), отсутствие извне заданного направления, воспроизводимость и уникальность. Время в феноменологии — основа совпадения фено­мена и его описания, посредник между спонтанностью сознания и рефлексией: восприятие раскрывает себя как феномен именно пото­му, что рефлексия выявляет и воспроизводит присущие ему вре­менные фазы.

Принципиальным для феноменологии является разработка онто­логического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-пер­вых, как саму определенность бытия, т.е. единство значений, сущест­вующее независимо от того, усматривает ли его кто-то или нет, так и само бытие — «предмет, свершающий истину». Истина — это тожде­ство предмета самому себе, «бытие в смысле истины»: истинный друг, истинное положение дел и т.д. Во-вторых, истина — это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть, т.е. возможность тождества (адеквации) мыслимого и созерцаемого, иначе говоря, интенции значения и его осуществления; очевидность как критерий истины является не особым чувством, сопровождающим некоторые суждения, а пережи­ванием этого совпадения. Истина, по су­ществу, тождественна бытию; история бытия — это история его заб­вения, история истины — это история ее гносеологизации.

8 стр., 3851 слов

Гуссерль

... сознания и познания оказал большое влияние на последующую эволюцию феноменологии. К проблеме времени, которая стала для феноменологии одной из основных, Гуссерль ... оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или ... и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг ...

4. Интерсубъективность и историчность

Проблема интерсубъективности — путь к проблеме объективнос­ти познания. Мир дан нам в сознании, но дан как независимый от него. Прояснить принципиальную возможность такой данности — одна из задач, которая до Гуссерля не ставилась. Для этого необходимо найти абсолютную границу между своим и чужим. Здесь дело не в том, что мы не можем проникнуть в духовный или душевный мир другого человека — как раз это мы можем делать, мы можем угадывать мысли и улавливать настроения других людей без всякой телепатии; однако мы не можем психически проникнуть в чужую телесность и управлять психически, «изнутри» телом другого человека, точно так же как и другой не в состоянии управлять нашим телом «изнутри» нашей пси­хики. Чуждость Другого прежде всего не в его чуждой нам телесности и не в его чуждом для нас духовном или душевном мире. Чуждость Другого в чуждости связи души и тела, связи, которая доступна нам непосредственно в нашем «мире», т.е. в нашей душе и нашем теле, и недоступна в «мире» Дру­гого. Именно поэтому первое (и принципиально) чуждое есть другой человек, его возможность непосредственно управлять своей телес­ностью; именно этот опыт чуждости изначален — это исходный пункт чуждости других объектов являющегося мира. Этот опыт — источник (зачастую скрытый) нашего понимания объективности предметного мира, его независимости от нашего сознания.

Мир, который мы обнару­живаем в сознании, есть интерсубъективный мир (мир для каждо­го), т.е. пересечение и переплетение объективированных смыслов. «Парадокс человеческой субъективности» состоит в том, что она ус­танавливает, или «учреждает», многообразие смысловых связей ок­ружающего мира (субъект, конституирующий мир), и одновременно существует как определенное смысловое звено в этом мире (объект мира).

Этот парадокс расширяется затем до парадокса универсаль­ной интерсубъективности: человечество, включающее в свой мир «всю совокупность объективного», есть часть мира и в то же время конституирует весь мир. Пред­посылка интерсубъективности — конкретный мир-феномен, жиз­ненный мир. Это мир «субъективно-соотносительного», мир-гори­зонт всех наших целей и устремлений, которые так или иначе, реализуются в предметах; в нем наличествуют как вещи обыденного опыта, так и культурно-исторические реалии, нетождественные объ­ектам научного анализа (хотя они могут быть ему подвергнуты), а также связи, не тождественные связям, устанавливаемым в научном исследовании. Жизненный мир можно рассматривать как в естест­венной, так и в феноменологической установке. В первом случае, по Гуссерлю, мы (в том числе и ученые) просто погружены в него, во втором — осознаем его как преданный и соотнесенный с нашей субъективностью, непрерывно наделяющей значениями (смыслами) предметы и отношения мира.

Согласно Гуссерлю, «исторический мир дан, прежде всего, конеч­но, как общественно-исторический мир. Но он историчен только бла­годаря «внутренней историчности индивидуумов»[6, с.12].

В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жиз­ненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (пред­метная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техни­ка) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого обретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексии этот опыт дает возможность устранять невыявленные, т.е. не соотнесенные с определенным способом смыслообразования пред­посылки. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы».

Варианты феноменологии различаются прежде всего исходной точкой описания фундаментального круга «человек-мир-сознание-бытие-личность-телесность-человек». Инвариант феноменологии — учение об интенциональности сознания, которое невыводимо из «фак­тических последствий» и несводимо к ним (прагматизм), к иррацио­нальному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или кол­лективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к комму­никативной практике, «следам» и т.п. (постструктурализм, постмодер­низм), к интерпретации (герменевтика), к логическому и лингвисти­ческому анализу (аналитическая философия).

В то же время феноме­нология имеет определенные точки соприкосновения практически со всеми течениями современной мысли и некоторыми школами древ­ней и классической философии. Существенная близость обнаружива­ется там, где на первом плане оказывается проблема формирования смысла (значения) и возможности его усмотрения, там, где анализ наталкивается на несводимость значения к тому, что не является значе­нием или смыслообразующим актом. В феноменологическом учении о сознании выявляются предельные возможности многообразных спо­собов смыслообразования: от простейшей фиксации пространствен­но-временного положения объекта до усмотрения идеальных предме­тов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смы­словых основах культуры[8, c. 2].

Заключение

В заключении следует отметить, что если смотреть на любую философию со стороны феноменологии, то она – философия – непременно окажется опытом.

Основной принцип феноменологии — «к самим вещам», что озна­чает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, из­начальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как пред­меты уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрыва­ется перед нами в первичном опыте.

Изучив данную работу, я сделала выводы о том, что:

— Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «ис­тины в себе» и абсолютный вре­менной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет — два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы.

— Феноменология, нейтральна по отношению к логике и психологии наука. Отвлекаясь от «метафизического» вопроса о существовании внешнего мира, она служит и логике, проясняя сущность, логического, и психологии, выявляя сущностное основание психологических фактов.

— Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как и сущест­вование объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания, и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти, фантазии, человеческого бытия, человеческой реальности, субъективности. При этом в феноменологии следует различать две тенденции в понимании времени: а) время как синтез внутренних фаз переживания, как син­тетическое единство потока значений — «интенциональная линия», пронизывающая и объединяющая поток феноменов (Гуссерль), опре­деляющая точка которой — настоящее; б) время как чистая экстатичность, «Бременящаяся из будущего». Темпоральность раскрывает сознание как одновремен­но активное и пассивное, как сочетание переднего плана воспри­ятия — предметов, их форм, цветов и т.д. и заднего плана, или фона.

Библиографический список

1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ.: Наука, 2001;

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 частях. /Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

3. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2001;

4. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии.: М., 1988

5. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998. Философия: Учебник./Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В.П. Филатова.– М., 2005.

6. Гуссерль Э. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991. №1;

7. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. //Вопросы философии – 2001. – № 6.

8. www.Deport.Ru

23