Введение
Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).
Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы есть направленность его деятельности и профессионализм знаний. Антон Семёнович Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приёмами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввёл для обозначения этого явления понятие «педагогическая техника», которое может напоминать педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, а и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Ведь «воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас». Педагогическая техника как совокупность профессиональных умений оказывает содействие гармоническому объединению внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. И тогда мастерство педагога проявится в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.
1. Понятие «педагогическая техника».
Понятие «педагогическая техника» появилось сравнительно недавно. Слово «техника» необходимо понимать в его первоначальном значении. Греческое technike значит ловкий, опытный, умелый. Древние греки techne называли искусство, мастерство.
Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.
Инновационные технологии обучения в повышении эффективности преподавания ...
... деятельность. Целью данной статьи является определение наиболее актуальной технологии обучения для повышения эффективности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла при подготовке инженеров-педагогов. ... развиваются познавательные навыки студентов, формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, активно развивать ...
2.Педагогическая техника, ее компоненты.
Педагогическая техника — это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния. Это — владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в воспитательной работе. Понятие «педагогическая техника» содержит две группы составляющих его частей. Первая группа связана с умением педагога руководить своим поведением: техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой); управление эмоциями, расположением духа для снятия лишнего психического напряжения, пробуждение творческого самочувствия; овладение умением социальной перцепции (техника управления вниманием, воображением); техника речи (управления дыханием, дикцией, громкостью, темпом речи).
Вторая группа связана с умением повлиять на личность и коллектив: техника организации контакта, управления педагогическим общением; техника внушения и т.п.
Из вышеизложенного следует, что основными элементами педагогической техники являются: — умения педагогического общения; — техника и культура речи преподавателя ( дыхание, голос, дикция, паузы, логическое ударение, грамотность, интонация и т.д. ); — саморегуляция педагогом своего психического состояния ( самоконтроль, актёрско — режиссёрские умения, выдержка и т.п.) — показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик преподавателя).
Педагогическая техника подразделяется на внутреннюю (техника саморегуляции, то есть умение управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий) и внешнюю (техника контактного взаимодействия: осанка, одежда, макияж, причёска, украшения, мимика, пантомимика, культура общения, культура и техника речи).
Самочувствие педагога не является личным делом, так как расположение духа его отражается и на учениках, и на коллегах, и на родителях школьников. Каждое слово учителя не только несёт информацию, а и передаёт отношение к ней. Оценка ученику за ответ — это и проявление того, как воспринимает его работу педагог, который влияет на отношения в классе, создаёт определённую атмосферу в обучении.
Учитель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над выработкой такого синтеза качеств и свойств личности, которые дадут возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:
· педагогического оптимизма;
· уверенности в себе как в учителе, отсутствия страха перед детьми;
Техники управления учебной деятельностью учащихся
... и общении, а также в признании и уважении. Этому могут помочь эффективные техники управления учащимся в учебном процессе, направленные на реализацию детьми потребностей третьего, четвертого ... в текстовом описании, в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, представление которых сопровождается речью учителя. Вторым условием успешности обучения является использование учебных и управляющих метафор. ...
· умения владеть собою, отсутствия эмоционального напряжения;
· наличия волевых качеств (целеустремлённости, самообладания, решительности).
Важная предпосылка творческого процесса — гармоническое единство внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Педагогу следует научиться адекватно и эмоционально выразительно выражать своё внутреннее состояние, мысли и чувства.
Элементами внешней техники учителя есть вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.
3. Пути овладения педагогической техникой.
Владение основами педагогической техники — необходимое условие для разработки педагогической техно……..
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Понятие «педагогическая техника»………………………………………………….4
2. Педагогическая техника, её компоненты…………………………………………..4
3. Пути овладения педагогической техникой……………………………………..….6
4. Принципы педагогической техники……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….……..20