Формирование внимания в дошкольном возрасте

Содержание

Введение…3

1.Формирование непроизвольного внимания…4

2.Формирование произвольного внимания…6

3.Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте…8

4.Формирование внимания в разные возрастные периоды…9

Заключение…12

Список использованной литературы…13

Введение

Успех в обучении, овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка. Внимание является основой любого, успешно протекающего процесса, выступая в единстве со всеми психическими процессами. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. [7]

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нём. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно — предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. [3]

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6−7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3−4 года), средний (4−5 лет) и старший (5−7 лет).

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... . Библиографический список Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб, 2000. – 271 с. Ананьев Б. Г. Формирование восприятия пространства и пространст­венных представлений ... результатов практических действий. Важнейшим компонентом внешней деятельности яв­ляются совершаемые человеком движения. Внешняя деятельность обязательно проявляется в тех или иных движениях ...

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность. [2]

Целью данной работы является исследование особенностей формирования внимания у детей дошкольного возраста.

1.Формирование непроизвольного внимания

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.

Непроизвольное внимание — вид внимания, который возникает независимо от сознательного намерения человека и заключается в непринужденном её сосредоточении на определенном реальном или идеальном объекте.

Этот вид внимания не имеет в своей основе волевого фактора частности, это заметно в детской поведении: внимание детей привлекают объекты, которые появляются внезапно, меняют свою интенсивность или являются необычными. Внимание ребенка отражает интересы к предметам, которые его окружают, и действий, с ними выполняются. Она сосредоточена, пока не погаснет интерес. Появление в её поле зрения нового предмета переключает внимание на него, поэтому младшие дошкольники редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

В дошкольном возрасте непроизвольное внимание постоянно развивается и совершенствуется. На ранних стадиях развития внимание ребенка зависит от новизны, силы и других специфических раздражителей, позже — от раздражителей, имеющих сигнальное значение вследствие их связи с удовлетворением потребностей ребенка, а также с обстоятельствами, которые обусловливают яркие, эмоциональные переживания.

Со временем непроизвольное внимание дошкольников достигает высокого уровня развития. Решающее значение в этом имеет организация учебно-воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отражать её в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности. Воспитатель стимулирует интерес к новым предметам и явлениям, непроизвольное сосредоточение на них внимания.

20 стр., 9765 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... . От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в ... действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими ...

Воспитатель, знакомя детей с тем, что их окружает, должен подбирать интересные объекты для наблюдения, организовывать увлекательные игры, занятия с дидактическим материалом, возбуждать непроизвольное внимание, добиваясь благодаря этому должного усвоения знаний и умений. [1]

2.Формирование произвольного внимания

Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. [2]

Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в зарождении её нового вида — произвольного внимания, связанной с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Это особенно заметно в дидактических них играх, когда ребенку приходится сознательно сосредоточиваться в процессе игры, изготовление игрушек, во время выполнения поручения воспитателя.

Произвольное внимание — вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

4−5-летние дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять ее и удерживать на определенных предметах, явлениях, применяя при этом определенные способы.

Возникновение произвольного внимания — важное новообразование в психике ребенка, находящегося за её личностью. Основным из них является взаимодействие ребенка с взрослым, который привлекает к новым видам деятельности, язык и организует детскую внимательность. Благодаря этому ребенок приобретает способность самостоятельно управлять своим вниманием.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется ... важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте: формируется осознание необходимости выполнять ...

Эту особенность формирования произвольного внимания охарактеризовал Л. Выготский. По его словам, каждый человек в своем развитии благодаря общению с другими людьми овладевает способами организации собственной внимательности. Первые этапы этого процесса наблюдаются в старшем дошкольном возрасте.

Формирование произвольного внимания дошкольника зависит и от характера деятельности: однообразие ослабляет её, многообразие усиливает. Это обусловлено особенностями его нервной системы. Постоянные изменения деятельности обеспечивают отдых и накопления новых сил, способность детей непрерывно действовать. Ребёнок, которого заставили идти, прыгать, стоять или сидеть, очень быстро устанет. Однако он может все день неутомимо безобразничать, играть, изменяя эти виды деятельности. Подобное происходит и в процессе обучения.

Овладение произвольным вниманием является важным достоянием дошкольников, однако непроизвольное внимание остается основной для них на протяжении всего дошкольного детства. [1]

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображении (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя).

Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие — нельзя).

9 стр., 4339 слов

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

... детей дошкольного возраста. М.: Гном и Д, 2009. 13. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт [Электрон­ный ресурс] ... 2005. 10. Выгодский Л. С. Педагогическая пси­хология [Электронный ресурс] uchebika.ru/ pshologiya/160615 (дата обращения 05.04. ... 131 с. 26. Ушинский К.Д. Дидактическая концеп­ция [Электронный ресурс] otherreferats. allbest, ruI... копия (дата обращения 04.04. ...

Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять — двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. [4]

Список использованной литературы

1. Внимание ребёнка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/mimovilna_uvaga_umovi_rozvitku_doshkilnomu_vitsi.htm [1]

2. Восприятие, внимание и память у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / 77/2548−1-vospriyatie-vnimanie-i-pamyat-u-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.html [2]

3. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. — М., «Академия», 1999. — 464с. [3]

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студ. вузов. / В.С. Мухина. — М.: «Академия», 2003. — 456 с. [4]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... . Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим на примере ... путем подражания, независящее от самого творца , либо на деятельность по организации психологического опыта человека (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор).[19] Несмотря ...

5. Особенности внимания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / all/psihologia/5919.html [5]

6. Соловьёва, Е.В. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Электронный ресурс] / DswMedia/programma_raduga_4mb.pdf [6]

7. Характеристика внимания как психического познавательного процесса [Электронный ресурс] / 9_74 305_osnovnie-osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste.html [7]

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector