ИнститутТранспорта и Связи
/>
/>
ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова
Рига-2004
Контрольная работа № 1.
ЭТИКА- УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Цельконтрольнойработы:
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в
жизни общества.
Основные вопросы:
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.
* * *
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1.Укажите, какиеприведенныенижепонятияиопределениясоответствуютдругдругу:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;
б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок;
в) этика; 3)философское учение о морали, ее развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4)традиционно установившиеся правила
Мораль и этика в медицине: от Гиппократа до наших дней
... напрямую зависит от уровня его нравственности. Но еще большая нравственная ответственность ложится ... намного опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждена ... труда медика - его жизненного подвига. Основные цели медицинской деонтологии наглядно характеризуют ... и принимается медицинскими работниками как профессиональное учение о должном в медицине, о ...
общественного поведения;
д) мораль 5)нравственные нормы поведения, отношений с
людьми;
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.
2. Какиеформыпознанияморалипредшествовалиэтическойнауке?
Способомпознания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.
3.Сименами,какихмыслителейпрошлогосвязаноразвитиеэтических
исследований?
Сократ – фактически родоначальникдиалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага идобродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его библиограф итолкователь, создал ряд трудов по морали, космогонии, политике. В труде«Государство, политика, закон» определил типы государств и предложил макетсовершенного государства, основанного на 4 доблестях — мудрости, мужестве,благоразумие, справедливости.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувшийего учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил иклассифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические,практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущностичеловека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов.Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек естьмера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они несуществуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основнаяидея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий своиестественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считатьсясчастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению исчастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение являетсясвободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой ибезмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение кудовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
4. Назовитепричины, обусловливающиеинтересмногихфилософовкэтическойпроблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественныхотношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождениеи историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или инуюее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существеннозависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философскихсистемах. Когда становиться ясным, то поведением человека управляют обычаилюдей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не — вещнуюприроду, эта «вторая природа» предстает как результат выбора ипродукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самимчеловеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Для многихфилософов процесс развития морали, образа мышления, проблемы добра и злапредставлял и представляет огромный интерес. Каждый, выдвигая ту или иную точкузрения, пытается объяснить поступки людей и создать модель идеальной морали,идеального человека, общества и государства. Возможно, кого-то к этомупобуждает тщеславие, а кого-то искреннее желание изменить мир к лучшему. Датьлюдям идеал, к которому они будут стремиться.
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...
5. Вкакойисторическийпериодэтикаоформиласькаксамостоятельнаянаучнаядисциплина?
а) IV в.дон.э.;
б) XI-XII вв.;
в) конец XVIII в.
г) XIX в.;
д) середина ХХ в.
6. НазовитеизвестныхВаммыслителей, внесшихнаибольшийвкладвпроцесс
становлениясовременнойэтикииоказавшихнаибольшеевлияниенаее
дальнейшееразвитие.
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Ктоизмыслителейввелвнаучныйобиходтермин«этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) И. Кант;
г) Л. Толстой.
8. Чтоизперечисленногонижеявляетсяпредметомэтикикакнауки?
а) общество в целом;
б) общественные отношения;
в) мораль общества;
г) мораль индивида;
д) моральное сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупностьправилинормповедения;
з) само поведение людей;
и) свойства и способности человеческого характера.
9. Вчемзаключаетсягносеологическаяфункцияэтики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) впознаниимеханизмовфункционированияобщества;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
поведения.
10. Вчемзаключаетсяпрогностическаяфункцияэтики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) вразработкеэффективныхспособовпреобразованияобщества;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.
11. Вчемзаключаетсяинструменталистскаяфункцияэтики?
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
Семейный конфликт как фактор отклоняющегося формирования личности ...
... получают. Данная работа посвящена изучению влияния семейных конфликтов на формирование личности и отклоняющегося поведения конфликтантов. Типы и причины семейных конфликтов В зависимости от субъектов ... внутри скрыто одно желание: уладить конфликт и сохранить взаимоотношения. Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, - разные темпераменты ...
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
г) вопределениииразработкевозможныхсценариевобщественногоразвития.
12. КакговорилАристотель,юноша–неподходящийслушательдлялекцийпо
этике. КакВысчитаете,чтоимелввидудревнегреческиймыслитель?Всегда
лиэтикаможетповлиятьначеловека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодостьесли не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы моралии нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либовехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностнымисуждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда незадумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, торазницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основнойзапас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственныхвзглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п.Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этическиевзгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем пониманииповлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека.Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступитьморально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека,если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или инаярелигия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Ноотбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позициикакой-либо моральной концепции не способен никто.
13.Какойсмыслвкладываетсявпонятие«мораль»?Счемсвязанамногозначностьэтоготермина?
Слово «мораль» означает всовременном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтомубольшинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью инравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие «мораль»чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали.Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляциидействий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и видобщественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностейхарактерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени.Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственнойвласти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится натрех важнейших основаниях.
Во-первых,это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в средеданного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционныенормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовногомира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этомформулируются следующим образом: «так принято» или «так непринято», «так все делают», «как люди, так и я»,«так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будемтак же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, чтопринято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошои „что такое плохо“.
Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности ...
... группах, в условиях совместной деятельности и общения. 2. Понятие личности в современном обществе Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего ... к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, ...
Во-вторых,мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобренияодних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает еесоблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с однойстороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятсяследствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонногособлюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжениечеловека, нарушившего нормы морали.
В-третьих,мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на пониманииею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этимопределяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет местотогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история.Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом,аморальном человеке: „Ни стыда, ни совести“. Значит, общественноемнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью непроймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанныена низкий уровень сознательности. (»Кого честь не берет, того палкапроймет», — говорит одна из пословиц).
Указанныетри обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Дляморали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особоезначение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственногоповедения.
Таким образом, мораль включает в себя совокупностьнорм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностейчеловека, становления и утверждения человеческой личности.
Трудности изучения морали обусловлены тем, что онисвязаны с очень «тонкими» психологическими и социальными механизмами.Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но этиотношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживаниясвязаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести,счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясновыраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения — это психическиеотношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.
Сложностивозникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее издругих связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что моральобладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то однойобласти: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действиеможет оказаться моральным, аморальным, внеморальным — все зависит от того,выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей.Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок,совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо онотражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишатьчеловека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задачвооруженной защиты Отечества, на поле боя, это во все времена признавалось иморальным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность,моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступкови действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любымикачествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит.Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека можетподтвердить или опровергнуть его утверждение.
Тема 3. Философские проблемы человека и общества
... человека и общества 1.Проблема человека в истории философии. Проблема «природы» (сущности) человека. Индивид, личность, индивидуальность. Дихотомичность бытия человека. 2.Экзистенциализм как учение человеке. ... о государстве, «естественном праве» и «общественном договоре». 17. ... человека и его нравственного самосовершенствования в философии Августина Блаженного. Основные принципы христианской морали. ...
Всеэто надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но икаждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаютсяиспользовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам,оправдать с ее помощью свой образ жизни.
14. Совпадаетлитеоретическоесодержаниетерминов«этика», «мораль»,
«нравственность» сихповседневнымупотреблением?
В повседневном употреблении эти терминысходны, но в тоже время они и сильно разняться. Термин «Этика» — в основномиспользуют как обозначение поведения, и зачастую смешивают с эстетикой.«Мораль» — используют как отдельное нравственное практическое наставление,нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность»применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно идостойно ли это. О «нравственности» говориться при описании качеств какого-либодостойного человека, священника, просветителя и т.п.
15.1. Назовите«золотоеправилонравственности».
«Золотоеправило нравственности» являетсядревнейшей этической нормой поведения человека. Его наиболее распространеннаяформулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не)хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило»уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В ученииКонфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера идр.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстаетв виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
15.2.СогласнылиВы, чтоданныйпринципдолженлежатьвосновевзаимоотношенийлюдей?
Да, согласен. В таком случае мы достиглибы рая на земле и при жизни, воплотили идеал древних и античных философов,свели на нет войны и любые разногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, чтона данном этапе существования человека осуществления этих надежд ждать неприходиться – слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости.Можно ли построить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? Аих количество является мерилом престижа?
Роль и место пожилых людей в обществе
... Социологическая характеристика роли и места пожилых людей в обществе в Республике Дагестан 1.1 Социально-демографическая характеристика пожилых людей Одна из тенденций, наблюдаемых в ... 1.определение основных социальных проблем пожилых людей; 2.исследование проблем взаимоотношений поколений как средство определения места пожилых людей в современном обществе .анализ различных программ поддержки ...
16.Вусловияхродоплеменногострояиндивидцеликомотождествляетсебяс
коллективом, аегоповедениехарактеризуетсянерасчлененностью, слитностьюповеденияисознания. КакВысчитаете,существуетливэтихусловияхморалькаксистеманорм? Обоснуйтесвойответ.
На ранних ступенях человеческого обществамораль выступает в основном в эмоциональных, наглядно-чувственных формах. Онаскудна на рациональном уровне, то есть на уровне понятий, принципов,обоснований, носит преимущественно конкретный и чувственный характер, неосознаваясь в виде абстракций. Нравственность сводится к восхвалению физическойсилы, утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим. Лишь постепенно,позднее конкретно-чувственное обобщение приходит к абстракциям моральногозначения — принципам, нормам, оценкам, понятиям. Мораль закреплялась в сознаниилюдей через сказания, мифы, песни, ритуалы и т.п. Этическое и эстетическое ещене отделились друг от друга. Мораль проявлялась в равенстве всех членовродоплеменного коллектива. Все равно трудятся, имеют равное отношение крезультатам труда, накрепко закрепленные в обычаях, табу (запретах) и т.д.Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени, но нена других людей, „чужаков“. Моральные оценки распространяются наявления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет в миредобрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит „доброго“ медведяили оленя, „позволившего“ убить себя на охоте).
Мышление первобытногочеловека сориентировано на внешний мир. Самосознание, самооценка толькозарождались, он еще не в состоянии абстрактно рассуждать. В период родовогостроя люди, как правило, не отличают мотивов поступка от самого поступка, не различают,например, убийство с умыслом от убийства в результате несчастного случая (наохоте и т.д.).
В обоих случаях в силу вступал закон возмездия — кровная месть.
17. Какиерегуляторыпоступковиобщественныхотношенийсуществовалидо
появленияморали?
Поскольку человекпервобытного общества не был развит как личность, моральное регулированиеповедения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций,табу и различных ритуалов.
18. ВчемВывидитесходствоиразличиеобычаевиморали? Заполнитетаблицу.
Сходство Различие Обычаи
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. Дает возможность к духовной жизни, выводит из животного состояния, препятствует регрессу.
1. Не являются результатами сознательного личного выбора
2. Имеют четкую сферу действия и применения
Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...
... Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают глубокий ... жизни. Данная этическая проблематика возникла из потребности соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, необходимости понимания роли и значения ...
3. Учат по старому, в них нет места иным трактовкам или импровизациям
Мораль
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе
1. Оставляет выбор совершения поступка
2. Стремиться к всеобщему распространению
3. Учит на будущее и требует творческого подхода
19. Аналогичнымобразомсравнитеморальиправо. Заполнитетаблицу.
Сходство Различие Право
1. Позволяет разграничить, что допустимо, а что нет.
2. В определенной степени ограничивает личность в свободе выбора
1. Закрепляется и поддерживается государством
2. Имеет четкие рамки и границы действия и применения
3. Право имеет законодателей
Мораль
1. Заставляет подчиняться определенным ранее установленным правилам.
2. Ориентирована на благо человека и общества в целом
1. Опирается на общественное мнение
2. Возникает стихийно и носит обезличенный характер
3. Нигде не зафиксирована и имеет место лишь в сознании людей
20. Учитываяданныевышеприведенныхтаблиц, определитеспецификумораликаксамостоятельнойсферыобщественнойжизни.
Ритуализированые действия первобытныхлюдей фиксировались, повторялись и превращались в ритуалы и традиции и обычаи.Обычаи и традиции не являются результатами сознательного личного выбора вотличие от морали. Обычаи имеют четко выраженную и локализованную сферудействий, на свой народ страну и т.д. а мораль не имеет границ, она стремитьсяк всеобщности. Кроме того, если обычай учит нас как по старому, то мораль учитна будущее. Обычаи не дают возможности импровизации – мораль требуеттворческого отношения и подхода, как к себе, так и к окружающим.
В отличие от морали – право закрепляется иподдерживается государством. Мораль не имеет конституционного характера, аопирается на общественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникаетстихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, как бы отвсех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть только в сознаниилюдей. Спецификой морали является также и её бескорыстный характер.
21. Каксоотносятсяморальиправовкачествемеханизмоврегуляции
общественнойжизни?
Мораль, как и право регламентирует нашужизнь, налагает на неё определенные рамки. Поставить себя за рамки права,значит, выйти за грань закона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти загрань общественных правил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль настраже права. Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже времямногие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия –мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга они воздействуютна общество.
22. Каксоотносятсяморальиполитика?КакимисВашейточкизрениядолжныбытьихвзаимоотношения?
Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д
... действиям. Социальные институты: Домашние (семья, брак) - межиндивидуальные отношения. Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д. Полит институты (ex. государство, армия и т.д.) ... группа, тем более диффер ее части) 2) централизация власти 3) развитие общей морали Законы социальной динамики: 1. Непрерывность. Социальный прогресс исходит из инстинкта непрерывно улучшать. ...
а) мораль определяет политику;
б) политика и мораль существуют автономно;
в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.
23. Какиефункцииморальвыполняетвобществе? Выделите,наВашвзгляд,
наиболееважныеизнихиаргументируйтеВашвыбор.
Мораль регламентирует нормы поведениячеловека в обществе их взаимоотношение. В противном случае каждый исходил изсвоих сиюминутных потребностей и видел других людях исключительно как орудиядля достижения собственных целей.
Моральпринимает огромное участие в воспитанииличности. Родившийся ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим онможет стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственностьпропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценностижизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества начеловека, а также целенаправленных педагогических воздействий человекстановится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, темсильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Мораль также воздействует на психологию иидеологию людей. Мораль вносит изменение в личность человека, его психологию иидеологию. С течением времени, в поколениях, при условии морального прогрессацивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностныхотношений.
24. Каковхарактерсанкцийморали? Вкакихформахонипроявляются?
Мораль санкционирует и поддерживаетопределенные общественные устои, либо строй жизни требует их изменения.Моральное регулирование поведения человека существенно отличается от правовогорегулирования. Мораль опирается не на организационные структуры государственныхи общественных организаций, а на силу общественного мнения, которое с помощьюодобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности,приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются содной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятсяследствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонногособлюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд,пристыжение человека, нарушившего нормы морали. У морального регулирования неттой жестокости, которая присуща правовому регулированию. Моральные санкции болеегибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения,одобрения общественным мнением, в виде самооценки — удовлетворенной чистойсовести или ее угрызений. Мораль поддерживается особыми психологическимимеханизмами — совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — эточеловек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру исопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять своиобязанности, сохранять свою честь и достоинство.
25. КакВысчитаете,существуетлиперспективаотмиранияморали?
Мне кажется, что пока существуетчеловечество, мораль будет существовать вместе с ним. Человеку свойственноприслушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока этопроисходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясьи обрубая тупиковые ветви, будет существовать.