Содержание
Введение…………………………………………………………………….………3
1. Функциональные обязанности педагога-психолога…………………………..4
2. Этические основы профессиональной деятельности педагога-психолога….7
3. Основные этические принципы деятельности психолога…………………..15
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………….22
Введение
Под термином «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.
Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции).
Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.
Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.
1. Функциональные обязанности педагога-психолога
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности.
Психолог: личность и ремесло
... которые совершенно не нужны носителям других языков. Соответственно, множество терминологических оттенков нужны психологам, чтобы они провели какую-то тонкую дифференциацию, которая избыточна в просто жизненном ... Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться ...
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих ...
... средств выражения. Проблеме соотношения этапов развития речи и изобразительной деятельности слепоглухих детей посвящена специальная работа Е.Л.Гончаровой (1986). Рисунки слабовидящих глухих детей, овладевающих словесной речью, как ... и подтверждение в новейших исследованиях психологов и лингвистов, изучающих детскую речь. Отмечается, что взрослые, находящиеся в контакте с ребенком, уже с первых дней ...
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.
2. Этические основы профессиональной деятельности……..
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 1998. — 10 декабря.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: ETS № 005. Рим, 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №2. — Ст.163.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Выпуск XLVI.
4. Белобрыкина, О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал / О.А. Белобрыкина. // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — № 2. — С. 64 — 71.
5. Бозаджиев, В.Л. Компетенция социально-профессиональной ответственности психолога / В.Л. Бозаджиев. // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 6. — С. 58 — 59.
6. Бурмистрова, Е.В. Роль личностных и профессиональных качеств в становлении психолога / Е.В. Бурмистрова, М.С. Лукова. // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — № 4. — С. 64 — 71.
7. Горбунова, В.В. Этические дилеммы в психологической практике / В.В. Горбунова. // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 4. — С. 113 — 119.
8. Федоренко, А.В. Особенности адаптации педагога-психолога к профессиональной деятельности / А.В. Федоренко. // В мире научных открытий. — 2010. — № 2. — С. 92 — 94.
Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
... профессиональной деятельности является личностная готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов. В настоящее время наблюдается большой спрос на специалистов – психологов. ...
9. Хорни Карен Наши внутренние конфликты: Апрель-Пресс / пер. с англ. Старовойтова В. и др., Хорни Карен — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2010. — 558 с.