«Социология и психология управления» Контрольно измерительные материалы

31

Российский Государственный Социальный Университет

Факультет социального управления

Л.Б. Садовникова, А.В. Кириллов

Специальность № 080505.65 — управление персоналом.

Москва 2011

Контрольно измерительные материалы подготовлены доктором психологических наук, профессором Садовниковой Людмилой Борисовной и профессором кафедры управления персоналом, доктором исторических наук, профессором Кирилловым Андреем Владимировичем

Контрольно измерительные материалы утверждены на заседании кафедры управления персоналом факультета социологии и социального управления 30 августа 2011 г. (протокол № 1)

Планы групповых занятий по дисциплине «Социология и психология управления»

Семинар по теме 1. Управление как общественное явление

Цель изучить ключевые понятия дисциплины, сформировать представление об управлении как общественном явлении.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие управления. Сравните 2-3 понятия разных авторов, ”вступите” с ними в дискуссию, отметьте плюсы и минусы каждого варианта.

  2. Принципы, современные тенденции и законы управления.
  3. Место предмета “Социология и психология управления ” в системе связанных с ним дисциплин.
  4. Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления.

Темы докладов/рефератов:

  1. Управление как целенаправленная деятельность людей.
  2. Управление в системе рыночных отношений
  3. Общие принципы управления

Формы текущего контроля знаний:

8 стр., 3651 слов

Психологические методы управления персоналом

... психологов, которые будут способны решать проблемы, составляющие содержание психологии менеджмента. Именно поэтому вопрос об использовании психологических методов в управлении персоналом является столь актуальным. Цель работы – изучить проблему ...

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Дайте свое или выберите соответствующее вашему пониманию определение управления и управленческой деятельности и покажите преимущества выбранного определения по отношению к другим.
  2. Определите место предмета “Социология и психология управления ” в системе связанных с ним дисциплин.
  3. Докажите правомерность постановки вопроса о допустимости и опасности развития теории социального управления и выберите историческую точку, с которой, по вашему мнению, следует вести отсчет развития теории научного управления.
  4. Опишите схематично систему управления и проиллюстрируйте полученную схему примерами из личного опыта: кто из участников выбранной вами ситуации выступал в роли субъекта управления, кто — в роли объекта, в какой степени ими достигались собственные цели и на каких факторах базировалась их соподчиненность.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Раскрыть принципы, современные тенденции и законы управления.

Задание 2. Описать социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления

Задание 3. Показать связи социологии и психологии управления с другими управленческими дисциплинами

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Семинар по теме 2. Объект и предмет психологии управления

Цель: рассмотреть теоретические основы и закономерности психологии управления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психология в системе наук об управлении, объект, предмет и методы психологии управления.

  2. Структура психических явлений человека.
  3. Траектория развития психически здоровой личности.
  4. Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления

Темы докладов/рефератов:

  1. Эффективность управления: психологические критерии
  2. Личность руководителя и эффективность управления

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Покажите структуру психических явлений человека
  2. Опишите траекторию развития психически здоровой личности
  3. Охарактеризуйте методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Показать структуру психических явлений человека.

Задание 2. Описать траекторию развития психически здоровой личности.

Задание 3. Охарактеризовать методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления

Формы контроля самостоятельной работы студентов

12 стр., 5809 слов

Основные проблемы психологии управления командира

... Объект исследования. Объект исследования – наука об управлении. Предмет исследования. Предмет исследования - вопросы психологии управления. Гипотеза. Основными вопросами психологии управления будут: управленческие отношения (групповые и личностные ... из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной ...

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

“Круглый стол ” по теме3. Феноменология, структура и динамика личности.

Цель: Раскрыть феноменологию, структуру и динамику личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Подходы к описанию и пониманию личности.

  2. Основные направления развития личности.
  3. Структура проявлений личности.
  4. Основные сферы личности.
  5. Виды описаний личности.

Темы докладов/рефератов:

  1. Психологическая структура индивидуальности.
  2. Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
  3. Основные черты (факторы) личности

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Раскройте подходы к описанию и пониманию личности
  2. Обозначьте основные сферы личности
  3. Определите структуру проявлений личности
  4. Воспроизведите изученные вами схемы, отображающие структуру человеческой личности, и опишите основные ее разделы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Раскрыть подходы к описанию и пониманию личности.

Задание 2. Обозначить основные сферы личности

Задание 3. Определить структуру проявлений личности

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Семинар-диспут по теме 4. Основные элементы и потенциалы личности.

Цель: рассмотреть основные элементы и потенциалы личности

Вопросы для обсуждения:

  1. Темперамент, характер, способности, направленность.

  2. Потенциалы личности.
  3. Интегральная характеристика личности.
  4. Основные черты (факторы) личности.

Темы докладов/рефератов:

  1. Под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
  2. В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Определите роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
  2. Выявите основные черты (факторы) личности
  3. Перечислите известные вам определения человека и личности и укажите свойства и характеристики, упущенные, по вашему мнению, в этих определениях.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

9 стр., 4426 слов

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

... таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ... процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, ... Подготовка учащихся к уроку. Домашнее задание. 5. Оценка правильности определения целей ... и фиксироваться в учебно-тематическом плане. ü Устный опрос; ü Решение задач; ü Лабораторная работа; ü Практическая ...

Задание 1. Воспроизвести изученные схемы, отображающие структуру человеческой личности, и описать основные ее разделы.

Задание 2. Определить роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.

Задание 3. Выявить основные черты (факторы) личности

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

“Круглый стол ” по теме 5. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.

Цель: Определить проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении

Вопросы для обсуждения:

  1. Ключевые системообразующие признаки личности

  2. Формирование нравственно развитой личности.
  3. Индивидуальный стиль деятельности.
  4. Индивидуальные характеристики, влияющие на управленческое (организационное) поведение индивида.
  5. Ценностные качества персонала.

Темы докладов/рефератов:

  1. В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
  2. Учет индивидуальных особенностей личности в работе с подчиненными.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Объясните, под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
  • Назовите, опишите и проанализируйте типы темперамента, определения которых даны Гиппократом и усовершенствованы И. П. Павловым. В какой степени они оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении?
  • Охарактеризуйте понятия «экстраверт» и «интроверт» в изложении К. Юнга. Как они сказываются на процессе социальной интеграции личности, а также в каком направлении, по вашему мнению, данная теория может быть усовершенствована?

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Описать индивидуальные характеристики, влияющие на управленческое (организационное) поведение индивида.

Задание 2. Раскрыть ценностные качества персонала.

Задание 3. Охарактеризовать понятия «экстраверт» и «интроверт» в изложении К. Юнга. Как они сказываются на процессе социальной интеграции личности, а также в каком направлении, по вашему мнению, данная теория может быть усовершенствована

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Учебно-теоретическая конференция по теме 6. Мотивация поведения личности в организации

6 стр., 2613 слов

Социология личности. План

... ограничение, возможно, правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но с точки зрения социологии, личностью становится любой человек, и не только выдающийся, чем-то выделяющийся из ... В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, ...

Цель: Обсудить проблему мотивации поведения личности в организации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нравственная оценка поступка человека: содержание мотивов.

  2. Место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
  3. Мотивация в менеджменте.
  4. Типы и уровни мотиваций.
  5. Анализ ситуационного развития мотива.

Темы докладов/рефератов:

  1. Суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
  2. Мотивация в системе управленческих действий. Мотивация и стимулирование.
  3. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Объясните суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
  2. Определите место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
  3. Проведите анализ ситуационного развития мотива

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Объяснить суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.

Задание 2. Определить место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности

Задание 3. Провести анализ ситуационного развития мотива

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Дискуссия по теме 7. Ситуационные требования к личности управленца.

Цель: Выявить ситуационные требования к личности управленца

Вопросы для обсуждения:

  1. Ситуационные требования к личностным функциям менеджера.

  2. Концепции стилей управления.
  3. Проблема анализа деятельности личности.
  4. Ситуационные модели эффективного управления.

Темы докладов/рефератов:

  1. Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе
  2. Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Раскройте ситуационные требования к личностным функциям менеджера
  2. Опишите типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации
  3. Аргументируйте проблему анализа деятельности личности

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

4 стр., 1638 слов

Становление и развитие отечественной социологии организаций

... из них не мог еще рассматриваться как представитель социологии организаций. Книги Д.М.Гвишиани “Социология бизнеса”, а также “Организация и управление” служили своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли для ... -первых, с формированием социологии организаций как специальной социологической дисциплины, обозначением круга ее проблем, предмета и места в системе научного знания; во-вторых, с ...

Задание 1. Раскрыть ситуационные требования к личностным функциям менеджера.

Задание 2. Описать типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации

Задание 3. Аргументировать проблему анализа деятельности личности

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Коллоквиум по теме 8. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.

Цель: Сформировать представление о психодиагностике предпринимательских и организаторских способностей

Вопросы для обсуждения:

  1. Психодиагностика как специальная психологическая дисциплина.

  2. Теоретическое зарождение психологической диагностики.
  3. Психодиагностика исследования личности в системе управления.
  4. Функции, специфика и результирующие показатели психодиагностических средств.
  5. Теоретико-методологичекие и концептуальные основы психодиагностики.

Темы докладов/рефератов:

  1. Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
  2. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности с целью их изучения
  3. Профессионально-значимые для управленца психологические составляющие

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Охарактеризуйте роль психодиагностики в научной организации управления производством.
  2. Раскройте функции, специфику и результирующие показатели психодиагностических средств.
  3. Объясните, чем соответствует или противоречит вашим взглядам тезис об изначальной (естественной) способности и подверженности каждого человека к управлению

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Охарактеризовать роль психодиагностики в научной организации управления производством.

Задание 2. Раскрыть функции, специфику и результирующие показатели психодиагностических средств.

Задание 3. Объяснить, чем соответствует или противоречит вашим взглядам тезис об изначальной (естественной) способности и подверженности каждого человека к управлению

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Семинар по теме 9. Объект и предмет социологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями.

5 стр., 2497 слов

Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология ...

... Должностная структура - штатно-должностной состав организации. Социальная структура - формы внутреннего взаимодействия сотрудников организации. Функциональная структура -управленческий персонал. Социально-демографическая ... интересами самой организации. Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют ...

Цель: Рассмотреть теоретические основы и закономерности социологии управления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объект и предмет исследования социологии управления, ее место в системе научных знаний.

  2. Цели и значение социологии управления.
  3. Законы и закономерности социальных отношений.
  4. Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями.

Темы докладов/рефератов:

  1. Подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, их достоинства и недостатки.
  2. Различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
  3. Значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Дайте определение объекта исследования социологии управления, проанализировав понятие объекта исследования общей социологии.
  2. Рассмотрите различные подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, указав их достоинства и недостатки.
  3. Охарактеризуйте понятия «социальное», «социум» и приведите собственные примеры проявления собственно социологических факторов социальных отношений.
  4. Покажите различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
  5. Докажите, приведя аргументы «за» и «против», необходимость и целесообразность развития социологии управления как самостоятельной научной дисциплины. Соотнесите свою аргументацию с историей развития социологии.
  6. Дайте схематичное определение структуры социологических знаний, определите роль и место социологии управления, попытайтесь самостоятельно дополнить ряд общественных институтов, процессов и явлений, сопоставимых по значимости с процессом управления, которые заслуживают самостоятельного социологического исследования.
  7. Сформулируйте основные принципы и методологию исследования, применяемые в социологии управления.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Дать определение объекта исследования социологии управления, проанализировав понятие объекта исследования общей социологии..

Задание 2. Доказать, приведя аргументы «за» и «против», необходимость и целесообразность развития социологии управления как самостоятельной научной дисциплины. Соотнесите свою аргументацию с историей развития социологии.

Задание 3. Описать значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

“Круглый стол ” по теме 10. Аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации.

10 стр., 4977 слов

Управление как социальное явление и объект познания

... Управление как социальное явление су­ществует тысячелетия (бюрократические организации в Китае и Риме, религиозные организации типа католической Церкви, воен­ные организации), теория управления и обучение управлению ... без опоры на исследовательский потенциал, теории и методов социологии управления. К настоящему времени социология управления еще не полу­чила общепринятого, завершенного оформления в ...

Цель: Рассмотреть аппарат управления как социальную группу; структуру и потенциал социальной организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные категории темы.

  2. Социальные структуры и отношения.
  3. Потенциал социальной организации.
  4. Социальный аспект управления.
  5. Влияние социальных факторов на процесс управления.

Темы докладов/рефератов:

  1. Формы организаций, выделяемых российским законодательством, их свойства и различия.
  2. Виды социальных групп и характеризующие их свойства.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Проиллюстрируйте историческими примерами теорию господства М. Вебера.
  2. Оцените, в какой степени реализуема и реализована модель идеальной бюрократической организации М. Вебера.
  3. Термины и понятия, используемые при анализе группы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Раскрыть потенциал социальной организации.

Задание 2. Объяснить, каким образом анализ целей, достигаемых в процессе управления, позволяет понять содержание этого процесса и повысить его эффективность.

Задание 3. Показать влияние социальных факторов на процесс управления

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Коллоквиум по теме 11. Личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.

Цель: Рассмотреть взаимодействие личности и малых групп в организации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Условия, позволяющие признавать человека личностью.

  2. Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство.
  3. Общество и общность, организация и толпа.
  4. Личность в малых группах.
  5. Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.

Темы докладов/рефератов:

  1. Влияние социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности.
  2. Характерные черты малых групп. Закономерности, проявляющиеся в малых группах.
  3. Влияние статусно-ролевых отношений на социальную структуру группы.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Чем характеризуется референтная группа.
  2. Какие роли присущи людям в группе.
  3. Какие стадии зрелости выделяют для коллектива.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

3 стр., 1473 слов

Тема 13: Психология управления мультикультурными организациями

... Учет этнопсихологических факторов является важной предпосылкой, повышения эффективности деятельности управления и организации трудового процесса. Национальные культура, традиции страны накладывают значительный отпечаток ... особенностей микрогруппы (язык, культура, традиции и пр.); 2. Их поведения, формы и действия в различных стандартных ситуациях межличностных отношений, общения, взаимодействия; ...

Задание 1. Провести самостоятельный анализ известных Вам проявлений феноменов «толпы» и «организации», обусловленных различными типами социального единения.

Задание 2. Указать, чем «трудовой коллектив» отличается от прочих социальных групп; как зависят друг от друга и в чем противоречат друг другу формальная и неформальная структуры трудового коллектива

Задание 3. Раскрыть, какие отличительные признаки присущи малым группам

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Семинар-диспут по теме 12. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема.

Цель: Привить навыки профессиональной аргументации при разборе стандартных социально-управленческих ситуаций в организации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления.

  2. Анализ и регулирование социально-управленческой ситуации.
  3. Уровни и типы организационной культуры.
  4. Моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам.

Темы докладов/рефератов:

  1. Суть, причины возникновения и способы устранения ролевого напряжения и ролевого конфликта.

  2. Организационные нововведения в коллективе и их социально-психологические последствия.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Понятие, формы проявления, структура, направленность и свойства культуры организации.
  2. Классификация методов управления, социально-психологические аспекты, присутствующие в них.
  3. Изложите свою оценку целесообразности конфликтов; опишите виды, масштаб, стадии протекания, причины и способы их разрешения.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Описать анализ и регулирование социально-управленческой ситуации

Задание 2. Изложить свою оценку целесообразности конфликтов; описать виды, масштаб, стадии протекания, причины и способы их разрешения.

Задание 3. Раскрыть моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Семинар по теме 13. Социальные роли руководителя организации; социальная ответственность менеджера.

Цель: Рассмотреть социальные роли руководителя организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Стремление личности к самоутверждению и власти. Социальные роли руководителя.

  2. Формальный и неформальный лидер.
  3. Условия и факторы достижения успеха в профессиональной деятельности управленца нового типа.
  4. Социальная ответственность менеджера. Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении.

Темы докладов/рефератов:

  1. Виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
  2. Влияние через участие работников в управлении как обращение к потребностям более высоких уровней.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Почему люди манипулируют друг другом, в чем и в каких сферах это проявляется.
  2. Дайте собственную аргументированную оценку возможности и целесообразности актуализационного поведения в управлении и в общении.
  3. Опишите изученные вами виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
  4. Охарактеризуйте понятие «лидер» и «руководитель»

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Раскрыть социальные роли руководителя.

Задание 2. Объяснить, что означает быть лидером — реализация собственного повышенного потенциала личности или ответ на потребности группы в организации. Каковы права и ответственность лидера и в чем их различия с полномочиями руководителя?

Задание 3. Показать из чего складывается авторитет руководителя

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Дискуссия по теме по теме 14. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.

Цель: Изучить социальные и психологические основы принятия управленческих решений.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и классификация управленческих решений.

  2. Качество управленческих решений и степень подготовленности (субъективная и объективная) менеджера.
  3. Принципы, методы и технология принятия решения.
  4. Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений.

Темы докладов/рефератов:

  1. Управленческие действия и управленческие решения.

  2. Типы управленческих решений.
  3. Психологические критерии эффективности управленческих решений.

Формы текущего контроля знаний:

  • опросно-ответный метод;
  • участие в дискуссии;
  • контрольный опрос.

Темы для самостоятельного изучения

  1. Характер взаимного влияния организации и внешней среды.
  2. Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

Задание 1. Раскрыть принципы и методы принятия решения.

Задание 2. Описать технологию принятия решения

Задание 3. Показать влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  • заслушивание докладов;
  • экспресс-опрос;
  • проверка письменных заданий.

Примерный перечень тем рефератов по дисциплине «Социология и психология управления»

  1. Управление как целенаправленная деятельность людей.
  2. Управление в системе рыночных отношений
  3. Общие принципы управления
  4. Эффективность управления: психологические критерии
  5. Личность руководителя и эффективность управления
  6. Психологическая структура индивидуальности.
  7. Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
  8. Основные черты (факторы) личности
  9. Под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
  10. В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
  11. В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
  12. Учет индивидуальных особенностей личности в работе с подчиненными.
  13. Суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
  14. Мотивация в системе управленческих действий. Мотивация и стимулирование
  15. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
  16. Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе
  17. Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.
  18. Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
  19. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности с целью их изучения
  20. Профессионально-значимые для управленца психологические составляющие
  21. Подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, их достоинства и недостатки.
  22. Различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
  23. Значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей.
  24. Процесс перерастания толпы в организацию.
  25. Формы организаций, выделяемых российским законодательством, их свойства и различия.
  26. Виды социальных групп и характеризующие их свойства.
  27. Влияние социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности.
  28. Характерные черты малых групп. Закономерности, проявляющиеся в малых группах.
  29. Влияние статусно-ролевых отношений на социальную структуру группы.
  30. Суть, причины возникновения и способы устранения ролевого напряжения и ролевого конфликта.
  31. Организационные нововведения в коллективе и их социально-психологические последствия.
  32. Виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
  33. Влияние через участие работников в управлении как обращение к потребностям более высоких уровней.
  34. Управленческие действия и управленческие решения.
  35. Типы управленческих решений.
  36. Психологические критерии эффективности управленческих решений.

Примеры тестовых заданий

Ф.И.О. преподавателя: Кириллов А.В. весенний семестр 2006-2007 уч. года

Название дисциплины: Социология и психология управления

4 Курс упп

Тест № 1 ОЦЕНКА __________/ _______________________________

(Фамилия имя)

_____ ______________ 200__ г. Время: с ____________ до ________

Выполните задания, закончите определения (вставьте пропущенные слова), приведите примеры:

1).

Объект и предмет исследования социологии и психологии управления

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2).Основные принципы, которыми руководствуется социология управления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3).

Конечной целью исследований, проводимых в рамках социологии управления, является _______________________________________ социальных _______________, связанных с управлением.

4).

В задачи социологии управления входят:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5).

Раскройте влияние социальных факторов на процесс управления

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя: Кириллов А.В. весенний семестр 2006-2007 уч. года

Название дисциплины: Социология и психология управления

4 Курс упп

Тест № 2 ОЦЕНКА __________/ _______________________________

(Фамилия имя)

_____ ______________ 200__ г. Время: с ____________ до ________

Выполните задания, закончите определения (вставьте пропущенные слова), приведите примеры:

1).

В числе особо значимых проблем, обусловивших возникновение социологии управления в качестве самостоятельной научной дисциплины, можно отметить следующие:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2).Основные методы, которые использует социология управления:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3).

Назовите виды социальных законов и закономерностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4).

Раскройте социальный аспект управления

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5).

Изложите собственное мнение о влиянии социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Социология и психология управления»

  1. Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления
  2. Принципы, современные тенденции и законы управления.
  3. Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления.
  4. Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями
  5. Структура психических явлений человека.
  6. Траектория развития психически здоровой личности.
  7. Опережающее отражение действительности — важнейшая для управления функция сознания руководителя.
  8. Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления
  9. Подходы к описанию и пониманию личности.
  10. Физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.
  11. Структура проявлений личности: индивид, персона, индивидуальность.
  12. Виды описаний личности: теория черт, теория типов, теория инстанций.
  13. Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека
  14. Познавательный, морально-нравственный, творческий, эстетический потенциал личности.
  15. Основные черты (факторы) личности.
  16. Ключевые системообразующие признаки личности: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение.
  17. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида.
  18. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.
  19. Ситуационные требования к личностным функциям менеджера.
  20. Концепции стилей управления.
  21. Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.
  22. Аппарат управления как социальная группа
  23. Влияние социальных факторов на процесс управления.
  24. Структура и потенциал социальной организации
  25. Условия, позволяющие признавать человека личностью.
  26. Факторы формируют образ человека в глазах окружающих.
  27. Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности.
  28. Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство.
  29. Общество и общность, организация и толпа.
  30. Группа и коллектив.
  31. Личность в малых группах.
  32. Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя
  33. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования
  34. Организационная культура как социально-психологическая проблема
  35. Социальные роли руководителя организации
  36. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений
  37. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  38. Мотивация поведения личности в организации
  39. Нравственная оценка поступка человека: содержание мотивов.
  40. Место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
  41. Анализ ситуационного развития мотива.
  42. Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
  43. Теоретическое зарождение психологической диагностики.
  44. Психодиагностика исследования личности в системе управления.
  45. Функции, специфика и результирующие показатели психодиагностических средств.
  46. Теоретико-методологичекие и концептуальные основы психодиагностики.
  47. Психодиагностика деловых и личностных качеств.
  48. Законы и закономерности социальных отношений
  49. Социальный аспект управления
  50. Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления.
  51. Анализ и регулирование социально-управленческой ситуации.
  52. Моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы
  53. Стремление личности к самоутверждению и власти.
  54. Социальные роли руководителя.
  55. Лидеры и лидерство.
  56. Формальный и неформальный лидер.
  57. Взаимосвязь личностных качеств менеджера и управленческой ситуации.
  58. Условия и факторы достижения успеха в профессиональной деятельности управленца нового типа.
  59. Социальная ответственность менеджера.
  60. Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении.
  61. Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений

Примерный перечень тем дипломных работ (проектов)

  1. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования.
  2. Использование методов социологии в диагностике состояния организации и качества управления.
  3. Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Социология и психология управления»

  1. Управление как общественное явление

  2. Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями
  3. Объект и предмет социологии и психологии управления
  4. Цели и значение социологии управления
  5. Социально-психологические критерии эффективного управления
  6. Социально-психологический аспект методов управления
  7. Психодиагностика деловых и личностных качеств управленца
  8. Управленческое общение: сущность и специфика
  9. Функции психики человека и их взаимосвязь с управленческой деятельностью
  10. Психологическая сущность и значение целеполагания
  11. Структура личности человека
  12. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
  13. Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интелектуальных и духовных свойствах человека
  14. Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности
  15. Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство
  16. «Организация» и «толпа». Условия зарождения организации
  17. Индивидуальное (личное) и общественное сознание. Основные функции сознания
  18. Формы проявления общественного мнения, его функции
  19. Лидер и сущность его поведения. Процесс возникновения лидера. Типы лидеров
  20. Факторы, формирующие образ человека в глазах окружающих
  21. Сравнительный анализ стилей управления.
  22. Социально-психологический климат коллектива
  23. Основные критерии, характеризующие группу
  24. Личность и малые группы в организации
  25. Основные типы поведения (роли в группе), необходимые для успешной работы трудового коллектива
  26. Аппарат управления как социальная группа
  27. Бюрократическая рационализация управления.
  28. Признаки бюрократизации аппарата управления.
  29. Коммуникативные потоки и их психологические особенности
  30. Характеристика социопсихологических фаз (этапов) коммуникации
  31. Психология переговоров
  32. Социальные роли руководителя организации
  33. Общие и специфические организаторские способности
  34. Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность
  35. Сущность, принципы, социальные и психологические основы принятия управленческих решений
  36. Роль волевых качеств человека при принятии управленческих решений
  37. Социально-психологические аспекты планирования
  38. Социально-психологические аспекты организации, как функции управления
  39. Структура и потенциал социальной организации.
  40. Мотивация поведения личности в организации.
  41. Социально-психологические аспекты контроля.
  42. Организационная культура как социально-психологическая проблема.
  43. Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.
  44. Социальная ответственность менеджера
  45. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы оценки и регулирования.

Содержание

Примерные планы групповых занятий 3

Примерный перечень тем рефератов 18

Примеры тестовых заданий 20

Примерный перечень тем курсовых работ 24

Примерный перечень тем дипломных работ (проектов) 26

Вопросы для подготовки к экзаменам и зачетам 27