31
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет социального управления
Л.Б. Садовникова, А.В. Кириллов
Специальность № 080505.65 — управление персоналом.
Москва 2011
Контрольно измерительные материалы подготовлены доктором психологических наук, профессором Садовниковой Людмилой Борисовной и профессором кафедры управления персоналом, доктором исторических наук, профессором Кирилловым Андреем Владимировичем
Контрольно измерительные материалы утверждены на заседании кафедры управления персоналом факультета социологии и социального управления 30 августа 2011 г. (протокол № 1)
Планы групповых занятий по дисциплине «Социология и психология управления»
Семинар по теме 1. Управление как общественное явление
Цель изучить ключевые понятия дисциплины, сформировать представление об управлении как общественном явлении.
Вопросы для обсуждения:
-
Понятие управления. Сравните 2-3 понятия разных авторов, ”вступите” с ними в дискуссию, отметьте плюсы и минусы каждого варианта.
- Принципы, современные тенденции и законы управления.
- Место предмета “Социология и психология управления ” в системе связанных с ним дисциплин.
- Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления.
Темы докладов/рефератов:
- Управление как целенаправленная деятельность людей.
- Управление в системе рыночных отношений
- Общие принципы управления
Формы текущего контроля знаний:
Психологические методы управления персоналом
... психологов, которые будут способны решать проблемы, составляющие содержание психологии менеджмента. Именно поэтому вопрос об использовании психологических методов в управлении персоналом является столь актуальным. Цель работы – изучить проблему ...
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Дайте свое или выберите соответствующее вашему пониманию определение управления и управленческой деятельности и покажите преимущества выбранного определения по отношению к другим.
- Определите место предмета “Социология и психология управления ” в системе связанных с ним дисциплин.
- Докажите правомерность постановки вопроса о допустимости и опасности развития теории социального управления и выберите историческую точку, с которой, по вашему мнению, следует вести отсчет развития теории научного управления.
- Опишите схематично систему управления и проиллюстрируйте полученную схему примерами из личного опыта: кто из участников выбранной вами ситуации выступал в роли субъекта управления, кто — в роли объекта, в какой степени ими достигались собственные цели и на каких факторах базировалась их соподчиненность.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Раскрыть принципы, современные тенденции и законы управления.
Задание 2. Описать социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления
Задание 3. Показать связи социологии и психологии управления с другими управленческими дисциплинами
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Семинар по теме 2. Объект и предмет психологии управления
Цель: рассмотреть теоретические основы и закономерности психологии управления.
Вопросы для обсуждения:
-
Психология в системе наук об управлении, объект, предмет и методы психологии управления.
- Структура психических явлений человека.
- Траектория развития психически здоровой личности.
- Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления
Темы докладов/рефератов:
- Эффективность управления: психологические критерии
- Личность руководителя и эффективность управления
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Покажите структуру психических явлений человека
- Опишите траекторию развития психически здоровой личности
- Охарактеризуйте методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Показать структуру психических явлений человека.
Задание 2. Описать траекторию развития психически здоровой личности.
Задание 3. Охарактеризовать методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Основные проблемы психологии управления командира
... Объект исследования. Объект исследования – наука об управлении. Предмет исследования. Предмет исследования - вопросы психологии управления. Гипотеза. Основными вопросами психологии управления будут: управленческие отношения (групповые и личностные ... из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной ...
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
“Круглый стол ” по теме3. Феноменология, структура и динамика личности.
Цель: Раскрыть феноменологию, структуру и динамику личности.
Вопросы для обсуждения:
-
Подходы к описанию и пониманию личности.
- Основные направления развития личности.
- Структура проявлений личности.
- Основные сферы личности.
- Виды описаний личности.
Темы докладов/рефератов:
- Психологическая структура индивидуальности.
- Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
- Основные черты (факторы) личности
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Раскройте подходы к описанию и пониманию личности
- Обозначьте основные сферы личности
- Определите структуру проявлений личности
- Воспроизведите изученные вами схемы, отображающие структуру человеческой личности, и опишите основные ее разделы.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Раскрыть подходы к описанию и пониманию личности.
Задание 2. Обозначить основные сферы личности
Задание 3. Определить структуру проявлений личности
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Семинар-диспут по теме 4. Основные элементы и потенциалы личности.
Цель: рассмотреть основные элементы и потенциалы личности
Вопросы для обсуждения:
-
Темперамент, характер, способности, направленность.
- Потенциалы личности.
- Интегральная характеристика личности.
- Основные черты (факторы) личности.
Темы докладов/рефератов:
- Под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
- В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Определите роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
- Выявите основные черты (факторы) личности
- Перечислите известные вам определения человека и личности и укажите свойства и характеристики, упущенные, по вашему мнению, в этих определениях.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
... таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ... процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, ... Подготовка учащихся к уроку. Домашнее задание. 5. Оценка правильности определения целей ... и фиксироваться в учебно-тематическом плане. ü Устный опрос; ü Решение задач; ü Лабораторная работа; ü Практическая ...
Задание 1. Воспроизвести изученные схемы, отображающие структуру человеческой личности, и описать основные ее разделы.
Задание 2. Определить роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
Задание 3. Выявить основные черты (факторы) личности
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
“Круглый стол ” по теме 5. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.
Цель: Определить проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
Вопросы для обсуждения:
-
Ключевые системообразующие признаки личности
- Формирование нравственно развитой личности.
- Индивидуальный стиль деятельности.
- Индивидуальные характеристики, влияющие на управленческое (организационное) поведение индивида.
- Ценностные качества персонала.
Темы докладов/рефератов:
- В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
- Учет индивидуальных особенностей личности в работе с подчиненными.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Объясните, под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
- Назовите, опишите и проанализируйте типы темперамента, определения которых даны Гиппократом и усовершенствованы И. П. Павловым. В какой степени они оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении?
- Охарактеризуйте понятия «экстраверт» и «интроверт» в изложении К. Юнга. Как они сказываются на процессе социальной интеграции личности, а также в каком направлении, по вашему мнению, данная теория может быть усовершенствована?
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Описать индивидуальные характеристики, влияющие на управленческое (организационное) поведение индивида.
Задание 2. Раскрыть ценностные качества персонала.
Задание 3. Охарактеризовать понятия «экстраверт» и «интроверт» в изложении К. Юнга. Как они сказываются на процессе социальной интеграции личности, а также в каком направлении, по вашему мнению, данная теория может быть усовершенствована
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Учебно-теоретическая конференция по теме 6. Мотивация поведения личности в организации
Социология личности. План
... ограничение, возможно, правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но с точки зрения социологии, личностью становится любой человек, и не только выдающийся, чем-то выделяющийся из ... В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, ...
Цель: Обсудить проблему мотивации поведения личности в организации.
Вопросы для обсуждения:
-
Нравственная оценка поступка человека: содержание мотивов.
- Место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
- Мотивация в менеджменте.
- Типы и уровни мотиваций.
- Анализ ситуационного развития мотива.
Темы докладов/рефератов:
- Суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
- Мотивация в системе управленческих действий. Мотивация и стимулирование.
- Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Объясните суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
- Определите место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
- Проведите анализ ситуационного развития мотива
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Объяснить суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
Задание 2. Определить место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности
Задание 3. Провести анализ ситуационного развития мотива
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Дискуссия по теме 7. Ситуационные требования к личности управленца.
Цель: Выявить ситуационные требования к личности управленца
Вопросы для обсуждения:
-
Ситуационные требования к личностным функциям менеджера.
- Концепции стилей управления.
- Проблема анализа деятельности личности.
- Ситуационные модели эффективного управления.
Темы докладов/рефератов:
- Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе
- Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Раскройте ситуационные требования к личностным функциям менеджера
- Опишите типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации
- Аргументируйте проблему анализа деятельности личности
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Становление и развитие отечественной социологии организаций
... из них не мог еще рассматриваться как представитель социологии организаций. Книги Д.М.Гвишиани “Социология бизнеса”, а также “Организация и управление” служили своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли для ... -первых, с формированием социологии организаций как специальной социологической дисциплины, обозначением круга ее проблем, предмета и места в системе научного знания; во-вторых, с ...
Задание 1. Раскрыть ситуационные требования к личностным функциям менеджера.
Задание 2. Описать типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации
Задание 3. Аргументировать проблему анализа деятельности личности
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Коллоквиум по теме 8. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
Цель: Сформировать представление о психодиагностике предпринимательских и организаторских способностей
Вопросы для обсуждения:
-
Психодиагностика как специальная психологическая дисциплина.
- Теоретическое зарождение психологической диагностики.
- Психодиагностика исследования личности в системе управления.
- Функции, специфика и результирующие показатели психодиагностических средств.
- Теоретико-методологичекие и концептуальные основы психодиагностики.
Темы докладов/рефератов:
- Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
- Методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности с целью их изучения
- Профессионально-значимые для управленца психологические составляющие
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Охарактеризуйте роль психодиагностики в научной организации управления производством.
- Раскройте функции, специфику и результирующие показатели психодиагностических средств.
- Объясните, чем соответствует или противоречит вашим взглядам тезис об изначальной (естественной) способности и подверженности каждого человека к управлению
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Охарактеризовать роль психодиагностики в научной организации управления производством.
Задание 2. Раскрыть функции, специфику и результирующие показатели психодиагностических средств.
Задание 3. Объяснить, чем соответствует или противоречит вашим взглядам тезис об изначальной (естественной) способности и подверженности каждого человека к управлению
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Семинар по теме 9. Объект и предмет социологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями.
Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология ...
... Должностная структура - штатно-должностной состав организации. Социальная структура - формы внутреннего взаимодействия сотрудников организации. Функциональная структура -управленческий персонал. Социально-демографическая ... интересами самой организации. Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют ...
Цель: Рассмотреть теоретические основы и закономерности социологии управления.
Вопросы для обсуждения:
-
Объект и предмет исследования социологии управления, ее место в системе научных знаний.
- Цели и значение социологии управления.
- Законы и закономерности социальных отношений.
- Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями.
Темы докладов/рефератов:
- Подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, их достоинства и недостатки.
- Различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
- Значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Дайте определение объекта исследования социологии управления, проанализировав понятие объекта исследования общей социологии.
- Рассмотрите различные подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, указав их достоинства и недостатки.
- Охарактеризуйте понятия «социальное», «социум» и приведите собственные примеры проявления собственно социологических факторов социальных отношений.
- Покажите различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
- Докажите, приведя аргументы «за» и «против», необходимость и целесообразность развития социологии управления как самостоятельной научной дисциплины. Соотнесите свою аргументацию с историей развития социологии.
- Дайте схематичное определение структуры социологических знаний, определите роль и место социологии управления, попытайтесь самостоятельно дополнить ряд общественных институтов, процессов и явлений, сопоставимых по значимости с процессом управления, которые заслуживают самостоятельного социологического исследования.
- Сформулируйте основные принципы и методологию исследования, применяемые в социологии управления.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Дать определение объекта исследования социологии управления, проанализировав понятие объекта исследования общей социологии..
Задание 2. Доказать, приведя аргументы «за» и «против», необходимость и целесообразность развития социологии управления как самостоятельной научной дисциплины. Соотнесите свою аргументацию с историей развития социологии.
Задание 3. Описать значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
“Круглый стол ” по теме 10. Аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации.
Управление как социальное явление и объект познания
... Управление как социальное явление существует тысячелетия (бюрократические организации в Китае и Риме, религиозные организации типа католической Церкви, военные организации), теория управления и обучение управлению ... без опоры на исследовательский потенциал, теории и методов социологии управления. К настоящему времени социология управления еще не получила общепринятого, завершенного оформления в ...
Цель: Рассмотреть аппарат управления как социальную группу; структуру и потенциал социальной организации
Вопросы для обсуждения:
-
Основные категории темы.
- Социальные структуры и отношения.
- Потенциал социальной организации.
- Социальный аспект управления.
- Влияние социальных факторов на процесс управления.
Темы докладов/рефератов:
- Формы организаций, выделяемых российским законодательством, их свойства и различия.
- Виды социальных групп и характеризующие их свойства.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Проиллюстрируйте историческими примерами теорию господства М. Вебера.
- Оцените, в какой степени реализуема и реализована модель идеальной бюрократической организации М. Вебера.
- Термины и понятия, используемые при анализе группы.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Раскрыть потенциал социальной организации.
Задание 2. Объяснить, каким образом анализ целей, достигаемых в процессе управления, позволяет понять содержание этого процесса и повысить его эффективность.
Задание 3. Показать влияние социальных факторов на процесс управления
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Коллоквиум по теме 11. Личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.
Цель: Рассмотреть взаимодействие личности и малых групп в организации.
Вопросы для обсуждения:
-
Условия, позволяющие признавать человека личностью.
- Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство.
- Общество и общность, организация и толпа.
- Личность в малых группах.
- Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.
Темы докладов/рефератов:
- Влияние социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности.
- Характерные черты малых групп. Закономерности, проявляющиеся в малых группах.
- Влияние статусно-ролевых отношений на социальную структуру группы.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Чем характеризуется референтная группа.
- Какие роли присущи людям в группе.
- Какие стадии зрелости выделяют для коллектива.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Тема 13: Психология управления мультикультурными организациями
... Учет этнопсихологических факторов является важной предпосылкой, повышения эффективности деятельности управления и организации трудового процесса. Национальные культура, традиции страны накладывают значительный отпечаток ... особенностей микрогруппы (язык, культура, традиции и пр.); 2. Их поведения, формы и действия в различных стандартных ситуациях межличностных отношений, общения, взаимодействия; ...
Задание 1. Провести самостоятельный анализ известных Вам проявлений феноменов «толпы» и «организации», обусловленных различными типами социального единения.
Задание 2. Указать, чем «трудовой коллектив» отличается от прочих социальных групп; как зависят друг от друга и в чем противоречат друг другу формальная и неформальная структуры трудового коллектива
Задание 3. Раскрыть, какие отличительные признаки присущи малым группам
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Семинар-диспут по теме 12. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема.
Цель: Привить навыки профессиональной аргументации при разборе стандартных социально-управленческих ситуаций в организации.
Вопросы для обсуждения:
-
Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления.
- Анализ и регулирование социально-управленческой ситуации.
- Уровни и типы организационной культуры.
- Моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам.
Темы докладов/рефератов:
-
Суть, причины возникновения и способы устранения ролевого напряжения и ролевого конфликта.
- Организационные нововведения в коллективе и их социально-психологические последствия.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Понятие, формы проявления, структура, направленность и свойства культуры организации.
- Классификация методов управления, социально-психологические аспекты, присутствующие в них.
- Изложите свою оценку целесообразности конфликтов; опишите виды, масштаб, стадии протекания, причины и способы их разрешения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Описать анализ и регулирование социально-управленческой ситуации
Задание 2. Изложить свою оценку целесообразности конфликтов; описать виды, масштаб, стадии протекания, причины и способы их разрешения.
Задание 3. Раскрыть моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Семинар по теме 13. Социальные роли руководителя организации; социальная ответственность менеджера.
Цель: Рассмотреть социальные роли руководителя организации
Вопросы для обсуждения:
-
Стремление личности к самоутверждению и власти. Социальные роли руководителя.
- Формальный и неформальный лидер.
- Условия и факторы достижения успеха в профессиональной деятельности управленца нового типа.
- Социальная ответственность менеджера. Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении.
Темы докладов/рефератов:
- Виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
- Влияние через участие работников в управлении как обращение к потребностям более высоких уровней.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Почему люди манипулируют друг другом, в чем и в каких сферах это проявляется.
- Дайте собственную аргументированную оценку возможности и целесообразности актуализационного поведения в управлении и в общении.
- Опишите изученные вами виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
- Охарактеризуйте понятие «лидер» и «руководитель»
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Раскрыть социальные роли руководителя.
Задание 2. Объяснить, что означает быть лидером — реализация собственного повышенного потенциала личности или ответ на потребности группы в организации. Каковы права и ответственность лидера и в чем их различия с полномочиями руководителя?
Задание 3. Показать из чего складывается авторитет руководителя
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Дискуссия по теме по теме 14. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
Цель: Изучить социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
Вопросы для обсуждения:
-
Понятие и классификация управленческих решений.
- Качество управленческих решений и степень подготовленности (субъективная и объективная) менеджера.
- Принципы, методы и технология принятия решения.
- Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений.
Темы докладов/рефератов:
-
Управленческие действия и управленческие решения.
- Типы управленческих решений.
- Психологические критерии эффективности управленческих решений.
Формы текущего контроля знаний:
- опросно-ответный метод;
- участие в дискуссии;
- контрольный опрос.
Темы для самостоятельного изучения
- Характер взаимного влияния организации и внешней среды.
- Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
Задание 1. Раскрыть принципы и методы принятия решения.
Задание 2. Описать технологию принятия решения
Задание 3. Показать влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- заслушивание докладов;
- экспресс-опрос;
- проверка письменных заданий.
Примерный перечень тем рефератов по дисциплине «Социология и психология управления»
- Управление как целенаправленная деятельность людей.
- Управление в системе рыночных отношений
- Общие принципы управления
- Эффективность управления: психологические критерии
- Личность руководителя и эффективность управления
- Психологическая структура индивидуальности.
- Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека.
- Основные черты (факторы) личности
- Под влиянием чего формируется и с учетом каких факторов воспринимается человеческая личность.
- В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
- В какой степени типы темперамента оказываются значимы и должны учитываться в социальном управлении.
- Учет индивидуальных особенностей личности в работе с подчиненными.
- Суть активного и пассивного подходов к трактовке мотивации деятельности, структуру, динамику индивидуальных потребностей и влияние на них условий и уровня жизни.
- Мотивация в системе управленческих действий. Мотивация и стимулирование
- Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
- Роль руководителя в обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе
- Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.
- Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
- Методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности с целью их изучения
- Профессионально-значимые для управленца психологические составляющие
- Подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, их достоинства и недостатки.
- Различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.
- Значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей.
- Процесс перерастания толпы в организацию.
- Формы организаций, выделяемых российским законодательством, их свойства и различия.
- Виды социальных групп и характеризующие их свойства.
- Влияние социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности.
- Характерные черты малых групп. Закономерности, проявляющиеся в малых группах.
- Влияние статусно-ролевых отношений на социальную структуру группы.
- Суть, причины возникновения и способы устранения ролевого напряжения и ролевого конфликта.
- Организационные нововведения в коллективе и их социально-психологические последствия.
- Виды лидерства и типы лидеров в зависимости от выполняемых ими социальных функций.
- Влияние через участие работников в управлении как обращение к потребностям более высоких уровней.
- Управленческие действия и управленческие решения.
- Типы управленческих решений.
- Психологические критерии эффективности управленческих решений.
Примеры тестовых заданий
Ф.И.О. преподавателя: Кириллов А.В. весенний семестр 2006-2007 уч. года
Название дисциплины: Социология и психология управления
4 Курс упп
Тест № 1 ОЦЕНКА __________/ _______________________________
(Фамилия имя)
_____ ______________ 200__ г. Время: с ____________ до ________
Выполните задания, закончите определения (вставьте пропущенные слова), приведите примеры:
1).
Объект и предмет исследования социологии и психологии управления
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2).Основные принципы, которыми руководствуется социология управления:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3).
Конечной целью исследований, проводимых в рамках социологии управления, является _______________________________________ социальных _______________, связанных с управлением.
4).
В задачи социологии управления входят:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5).
Раскройте влияние социальных факторов на процесс управления
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. преподавателя: Кириллов А.В. весенний семестр 2006-2007 уч. года
Название дисциплины: Социология и психология управления
4 Курс упп
Тест № 2 ОЦЕНКА __________/ _______________________________
(Фамилия имя)
_____ ______________ 200__ г. Время: с ____________ до ________
Выполните задания, закончите определения (вставьте пропущенные слова), приведите примеры:
1).
В числе особо значимых проблем, обусловивших возникновение социологии управления в качестве самостоятельной научной дисциплины, можно отметить следующие:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2).Основные методы, которые использует социология управления:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3).
Назовите виды социальных законов и закономерностей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4).
Раскройте социальный аспект управления
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5).
Изложите собственное мнение о влиянии социальных стереотипов общественного мнения на цели и результаты управленческой деятельности
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Социология и психология управления»
- Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления
- Принципы, современные тенденции и законы управления.
- Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления.
- Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями
- Структура психических явлений человека.
- Траектория развития психически здоровой личности.
- Опережающее отражение действительности — важнейшая для управления функция сознания руководителя.
- Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления
- Подходы к описанию и пониманию личности.
- Физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.
- Структура проявлений личности: индивид, персона, индивидуальность.
- Виды описаний личности: теория черт, теория типов, теория инстанций.
- Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека
- Познавательный, морально-нравственный, творческий, эстетический потенциал личности.
- Основные черты (факторы) личности.
- Ключевые системообразующие признаки личности: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение.
- Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида.
- Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.
- Ситуационные требования к личностным функциям менеджера.
- Концепции стилей управления.
- Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации.
- Аппарат управления как социальная группа
- Влияние социальных факторов на процесс управления.
- Структура и потенциал социальной организации
- Условия, позволяющие признавать человека личностью.
- Факторы формируют образ человека в глазах окружающих.
- Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности.
- Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство.
- Общество и общность, организация и толпа.
- Группа и коллектив.
- Личность в малых группах.
- Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя
- Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования
- Организационная культура как социально-психологическая проблема
- Социальные роли руководителя организации
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений
- Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- Мотивация поведения личности в организации
- Нравственная оценка поступка человека: содержание мотивов.
- Место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности.
- Анализ ситуационного развития мотива.
- Роль психодиагностики в научной организации управления производством.
- Теоретическое зарождение психологической диагностики.
- Психодиагностика исследования личности в системе управления.
- Функции, специфика и результирующие показатели психодиагностических средств.
- Теоретико-методологичекие и концептуальные основы психодиагностики.
- Психодиагностика деловых и личностных качеств.
- Законы и закономерности социальных отношений
- Социальный аспект управления
- Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления.
- Анализ и регулирование социально-управленческой ситуации.
- Моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы
- Стремление личности к самоутверждению и власти.
- Социальные роли руководителя.
- Лидеры и лидерство.
- Формальный и неформальный лидер.
- Взаимосвязь личностных качеств менеджера и управленческой ситуации.
- Условия и факторы достижения успеха в профессиональной деятельности управленца нового типа.
- Социальная ответственность менеджера.
- Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении.
- Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений
Примерный перечень тем дипломных работ (проектов)
- Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования.
- Использование методов социологии в диагностике состояния организации и качества управления.
- Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Социология и психология управления»
-
Управление как общественное явление
- Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями
- Объект и предмет социологии и психологии управления
- Цели и значение социологии управления
- Социально-психологические критерии эффективного управления
- Социально-психологический аспект методов управления
- Психодиагностика деловых и личностных качеств управленца
- Управленческое общение: сущность и специфика
- Функции психики человека и их взаимосвязь с управленческой деятельностью
- Психологическая сущность и значение целеполагания
- Структура личности человека
- Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интелектуальных и духовных свойствах человека
- Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности
- Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство
- «Организация» и «толпа». Условия зарождения организации
- Индивидуальное (личное) и общественное сознание. Основные функции сознания
- Формы проявления общественного мнения, его функции
- Лидер и сущность его поведения. Процесс возникновения лидера. Типы лидеров
- Факторы, формирующие образ человека в глазах окружающих
- Сравнительный анализ стилей управления.
- Социально-психологический климат коллектива
- Основные критерии, характеризующие группу
- Личность и малые группы в организации
- Основные типы поведения (роли в группе), необходимые для успешной работы трудового коллектива
- Аппарат управления как социальная группа
- Бюрократическая рационализация управления.
- Признаки бюрократизации аппарата управления.
- Коммуникативные потоки и их психологические особенности
- Характеристика социопсихологических фаз (этапов) коммуникации
- Психология переговоров
- Социальные роли руководителя организации
- Общие и специфические организаторские способности
- Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность
- Сущность, принципы, социальные и психологические основы принятия управленческих решений
- Роль волевых качеств человека при принятии управленческих решений
- Социально-психологические аспекты планирования
- Социально-психологические аспекты организации, как функции управления
- Структура и потенциал социальной организации.
- Мотивация поведения личности в организации.
- Социально-психологические аспекты контроля.
- Организационная культура как социально-психологическая проблема.
- Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя.
- Социальная ответственность менеджера
- Социально-управленческая ситуация: понятие, методы оценки и регулирования.
Содержание
Примерные планы групповых занятий 3
Примерный перечень тем рефератов 18
Примеры тестовых заданий 20
Примерный перечень тем курсовых работ 24
Примерный перечень тем дипломных работ (проектов) 26
Вопросы для подготовки к экзаменам и зачетам 27