4. Визуалы, аудиалы, кинестетики……………………………………………………………11

Министерство образования и науки Российской Федерации

Курганский Государственный Университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине « Персональный менеджмент»

Выполнила: Логинова И.Ф.

Группа: ЭЗ-20312

Зачетная книжка:№131207023

Преподаватель: Теляковская Н.П

Курган 2014

Содержание.

  1. Графология……………………………………………………………………..…………..1
    1. Результат теста……………………………………………………….…………………..3
  2. Темперамент………………………………………………………………..………………..4

2.1 История………………………………………………………………………………………4

2.2 Исторические типы темперамента………………………………………..……………….5

2.3 Свойства темперамента……………………………………………………………………6

2.4 Влияние темперамента…………………………………………………………………….6

2.5 Современная психология………………………………………………………………….6

2.6 Результат теста…………………………………………………………….……………….7

3.Тест геометрических фигур…………………………………………………………………8

4.1 Результат теста………………………………………………………………………….…12

5. Трансакционный анализ…………..……………………………………………..13

5.1. ТЕСТ НА СООТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………….16

6. Экстраверты, интроверты………………………………………………………………….19

6.1 Результат теста…………………………………………………………………………….20

7. Значение имени Ирина…………………………………………….……………………….21

8. Список источников…………………………….…………………………………………..23

  1. Графология.

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии, в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное.

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

22 стр., 10539 слов

Оценка влияния темперамента на поведение человека

... человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. 3. Краткий обзор учений о темпераменте Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач ...

Оценка графологии научным сообществом

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность». Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961), Локковандта (1976) и Нэво (1986), а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм), подавляющее большинство исследователей считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности и её деловых качеств. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методикеАйзенка и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования.

Аналогично графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека.

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера».

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

1.2. Результат теста

Во время теста набрано 95 баллов

Достигший такой суммы баллов отличается честностью и добропорядочностью, имеет сильную, устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.

2.Темперамент.

Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.

2.1 История

14 стр., 6565 слов

Темперамент и личность

... значение имеют эти особенности для человека.. Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. ... этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание ... тип нервной системы, а следовательно, и темперамент лучше. Ответ может быть один: у каждого темперамента ...

Четыре темперамента в виде наглядных смайликов(названия слева направо и сверху вниз: флегматик,холериксангвиник,меланхолик)

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл врач античности Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвиссангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта иРудольфа Германа Лотце.

Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой»[1]. На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)[2].

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

2 стр., 626 слов

Уровень подвижности нервных процессов

... нервных процессов. Это сильный тип нервной системы. Однако, нервные процессы отличаются инертностью, малой подвижностью и постоянством. Безразличие к людям, сухость вызваны именно этими качествами. Сангвинический темперамент — в отличие от других типов темперамента, процессы ...

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

2.2 Исторические типы темперамента

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

2.3Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого

2.4Влияние темперамента

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

2.5 Современная психология

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка).

Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. ПавловГ. Ю. АйзенкБ. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом.Т. А. Блюминой (1996) предпринята попытка сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. В целом, классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.

Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё античной классификации четырёх типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида.

В настоящее время концепцию четырёх темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы. Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат — формальное определение каждого из четырёх темпераментов. На смайликах (см. рисунок вверху) можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление лёгкости возбуждения.

2.6 Результаты теста:

Сангво-холерик

Сангво-холерический (холеро-сангвинический) тип темперамента Отличительными особенностями поведения являются: целеустремленность, постоянный высокий уровень работо­способности при длительном и напряженном труде, амбициозность, умеет планировать время и придерживаться выработанного распорядка; боль­шая жизненная энергия, с высоким уровнем самообладания, эмпатийность (сопереживание другим), коммуникабельность, хорошо распределяет работу, трудолюбивый и результативный человек. Любит учиться новому, проявляет интерес к новым знаниям, идеям. Ценит сотрудничество, коллективные формы работы, приводящие к взаимной пользе, обычно лидер, интерактивист (решает вопросы во взаимодействии).

3.Тест геометрических фигур.

Тест геометрических фигур основан на ассоциациях и прост в использовании, поэтому его сможет провести каждый. Точность теста составляет 85%, что было установлено в ходе исследований. Для того, чтобы пройти тест, не нужно отвечать на вопросы и вообще делать что-либо подобное. Нужно просто выбрать фигуру.

Посмотрите на предложенные 5 геометрических фигур. Выберете ту из них, которая в большей степени характеризует вас, с которой вы сами себя ассоциируете, иными словами: эта фигура  – это вы. Остальные фигуры расставьте в убывающем порядке. Та фигура, которая окажется на последнем месте символизирует человека, с которым вы можете испытывать трудности в общении.

 

 

Квадрат

Человек этого типа трудолюбив, усерден, всегда все доводит до конца. Обладают методичностью и терпением, благодаря чему часто бывают отличными специалистами в своей сфере. Квадраты любят все раскладывать по полочкам. Они всегда стремятся получить дополнительную информацию при принятии решений, из-за чего бывают медлительны. Они обладают левополушарным мышлением, т.е. более логичным, им легко даются технические специальности. Квадраты предпочитают распланированную, размеренную жизни, не любят приключения и спонтанность.

 

Треугольник

Люди этого типа прирожденные лидеры. Они способны концентрироваться на намеченной цели, быстро анализируют ситуацию и принимают решения. Треугольники — уверенные в себе люди, всегда стремятся во всем быть первыми. Не любят признавать свои ошибки и слушать критику. Такие люди все схватывают на лету, быстро учатся. Часто они стремятся сделать карьеру. Бывают эгоцентричны, что является их основным недостатком.

 

Прямоугольник

Прямоугольник – это переходная фигура. Люди, которые себя с ним ассоциируют, часто бывают недовольны собой, всегда хотят большего и лучшего, и почти никогда не бывают удовлетворены. Прямоугольники часто испытывают замешательство, запутываются в проблемах, с трудом принимают решения. Они непоследовательны, совершают непредсказуемые поступки, часто обладают низкой самооценкой. Прямоугольники любознательны, ко многому проявляют интерес. Они смелые, охотно берутся за то, чего никогда раньше не делали.

 

Круг

Круг – символ гармонии. Для этих людей главное хорошие межличностные отношения. Они любят людей и многое делают для их благополучия. Круги часто бывают людьми, на которых все держится – коллектив на работе, семья. Они сглаживают острые углы в отношениях, не любят конфликты, но не избегают их, а просто решают проблемы конструктивно. Такие люди обладают большой способностью к сочувствию и сопереживанию. Чувствуют людей, их радость и их боль. У кругов преобладает правополушарное мышление – творческое, образное.

 

Зигзаг

Зигзаги – творческие люди. Мыслят они крайне образно. Эти люди не обращают внимания на детали, а воспринимают происходящее целиком. Это позволяет строить им гармоничные и целостные образы, видеть красоту. Они любят разнообразие, поэтому обычно не задерживаются долго на одном рабочем месте, часто меняют работу. Зигзаги – генераторы идей. Они устремлены в будущее, часто забывая о действительности.

Мой выбор круг.

4. Визуалы, аудиалы, кинестетики

Существует три основные категории восприятия информации, и исходя из того, какие качества превалируют, все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Рассмотрим каждую из этих категорий. При этом стоит понимать, что чистых типов практически не встречается. Чаще всего люди совмещают два из них: например, аудиал-визуал, или кинестетик-аудиал.

Аудиалы

Аудиалы – довольно редкий тип людей. Чаще всего они одарены красноречивостью, острым слухом и прекрасной памятью. Они легко общаются по телефону – для них важнее всего именно слышать собеседника.

Эти люди обожают поговорить, делают это красиво и с удовольствием. Нередко такие люди выглядят надменными, но на самом деле для своих близких они – лучший слушатель и советчик. Именно из таких людей получаются лучшие ораторы, лекторы, психологи и музыканты. Аудиалы всегда избирательно относятся к музыке и не выносят шума. Если вы знаете человека с приятным, звучным, красивым и мелодичным голосом, вероятнее всего, это аудиал.

Отличить аудиала можно по средней линии взгляда и привычке скрещивать руки на груди.

Типичные фразы для аудиала связаны со слушанием и говорением:

  • рад слышать;
  • послушайте;
  • звучит заманчиво;
  • почему ты говоришь таким голосом?

В общении с аудиалом главное – разговоры. Это – те самые люди, которые любят ушами.

Визуал

Такие люди воспринимают мир именно при помощи глаз. Они легко составляют рассказ по картинке или описывают увиденное. Обычно они прекрасно умеют систематизировать что бы то ни было. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы – без этого они теряются.

Для них самое важное – наглядность. Рассказ без фотографий или графика может попросту не отложиться у них в голове. Это происходит оттого, что если они не видят – то они будто бы и не слышат.

Именно среди визуалов наибольшее число женщин, которые выбирают одежду и обувь по принципу «неудобно, зато красиво». Они всегда выглядят ухоженно и привлекательно.

Этим людям невероятно важно видеть собеседника, смотреть ему в глаза. Если вы не смотрите на визуала, когда он вам что-то говорит, он может решить, что вы его не слушаете.

Зачастую эти люди не любят прикосновений и иногда реагируют на них неадекватно. Чаще всего они стройны, осанисты и обладают высоким голосом.

Их типичные выражения:

  • ты только посмотри;
  • это выглядит, будто…
  • видите ли;
  • я вижу, что…

В речи таких людей масса зрительных образов – описания цвета, формы и всех других внешних параметров. У них развито образное мышление.

Кинестетики

Эти люди склонны познавать мир на ощупь, они погружены в ощущения и осязательные впечатления. Обычно их чувства написаны у них в глазах, потому они привыкают отводить или опускать их.

Эти люди выбирают одежду и обувь по принципу «пусть некрасиво, зато удобно». Для них очень важно, чтобы их кожи касались только самые нежные ткани. Кроме того, они вообще очень ценят прикосновения и дружеские объятия.

Эти люди весьма чувствительны, и отнюдь не каждому они откроют свой удивительный внутренний мир. Они способны воспринимать все только на вкус, ощупь и запах. Для того, чтобы понять, как что-либо действует, они будут стремиться опробовать это на практике.

Их типичные выражения:

  • я чувствую, что…

  • увлавливаю
  • управлять собой
  • сохранят спокойствие
  • мы близки к решению.

Очень много в речи таких людей тех прилагательных, которые описывают физические свойства с точки зрения ощущений – мягкий, пушистый, теплый, душистый и т.д.

Нет никаких сложностей, в том, как определить: визуал, аудиал или кинестетик тот или иной человек. Просто сравните его поведение с описанными моделями.

4.1 РЕЗУЛЬТАТ: ВЫ КИНЕСТЕТИК(ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ОРИЕНТИРУЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ОСЯЗАНИЯ)

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

5. Трансакционный анализ

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).
  2. Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например количество будущих детей.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»).

В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапиипсихологическом консультированиибизнес-консультированииобразовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

5.1 Тест на соотношение родителя, взрослого и ребенка в структуре личности

Ваши результаты:

Ребенок (Ре): 42%  Взрослый (В): 30%  Родитель (Р): 27%  (Что означают результаты теста?)

Ре

В

Р

(c) Трансактный анализдля всех

Название

Основные функции

Мимическое выражение

Характерная лексика

Полное преобладание компонента при блокировке других

Родитель

Дает возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществляет автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры. Является воспроизведением реальности первых 6-8 лет жизни.

Нахмуренный лоб, поджатые губы, указующий перст, руки на бедрах, на груди, заламывание рук, жесты запрещения, отказа.

Прелесть, сынок, безобразие, низкий, вульгарный, отвратительный, прекрати раз и навсегда, ни за что на свете, оценочные суждения.

Искореняет все, что напоминает детскую радость. Живет и действует согласно установившимся шаблонам. Воспринимаем враждебно любые изменения.

Взрослый

Производит объективную обработку информации, высчитывает вероятности, существенные для взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регулирует деятельность Родителя и Ребенка, осуществляет объективное посредничество между ними. Формирует «Я – Образ». Является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Конструктивный, способный, экономный.

Человек рациональный, объективный. Формально лишенный этических ценностей и убеждений, не способный к жизнерадостности и другим проявлениям эмоций.

Ребенок

Его сферы – интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство, поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое, инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности. Является проявлением внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Выражение застенчивости, хитрости, любопытства, страха, улыбка, смех.

Восклицания, клятвы, ругательства, междометия.

Получает от жизни много радостей и не занимается рациональным формированием и использованием ресурсов. Подвергается множеству опасностей. Не интересуется последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть.

6. Экстраверты, интроверты

Интроверсия — экстраверсия — распространённый в психологии критерий категоризации или показатель измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии — экстраверсии, принадлежащих Карлу Юнгу и Гансу Айзенку. В психиатрии также известна интерпретация К. Леонгарда.

Термины интроверсия и экстраверсия впервые были введены Юнгом, однако их понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содержание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир)

Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Экстраверсия и интроверсия обычно рассматриваются как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной характеристики подразумевают низкие показатели другой.

Фактически, все комплексные психологические типологии и многие психологические тесты содержат эти характеристики в разной форме. Примерами могут служить модель «Большая пятёрка»аналитическая психология Юнга, трёхфакторная теория личности Ганса Айзенка, 16 факторов личности Рэймонда КэттеллаМиннесотский многоаспектный личностный опросниктипология Майерс-Бриггс.

Понятия

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Юнг считал «направление движения либидо». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологииЗигмунда Фрейда иАльфреда Адлера, Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине различной вертности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсамисуперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.

В психиатрии распространена интерпретация Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данных понятий по Юнгу и переосмыслил его: согласно Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акоффи Эмери), и др.

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» (John et al., 2008) или HEXACO (Ashton et al., 2004).

Амбиверты (диаверты)

Так как частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке шкалы интроверсии — экстраверсии, то большинство людей можно отнести к амбивертам. Амбиверт — это личность со средними показателями по этой шкале.

[Поведение

Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.

Люди сложны и уникальны, и так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).

6.1 Результат теста

Если вы набрали от 11 до 17 баллов, то вы амбоверт.

Амбоверт — «золотая середина» . Человек, которого нельзя отнести к интровертам или экстравертам. Он проявляет свои чувства и эмоции, манеру поведения, отношение к жизни в зависимости от конкретной жизненной ситуации

7. Значение имени Ирина

Происхождение имени Ирина. Имя Ирина русское, православное, католическое, греческое. Синонимы имени Ирина. Ирини, Ирена, Арина, Орина, Ярина, Айрин, Ирэне, Ирене, Ирен, Ирин, Эрин. Краткая форма имени Ирина. Ира, Иринка, Ириша, Аринка, Ируня, Ируся, Ируша, Рина, Ина, Ариша, Арюха, Арюша, Рени, Рена.

Имя Ирина в переводе с древнегреческого языка означает «мир, покой». Произошло имя от древнегреческой богини Эйрена, богини мира и покоя. У имени Ирина есть и мужская форма — Ириней и Ириний (православные святцы), а в католических святцах как Иреней.

Имя Ирина на Руси в Средневековье было широко распространено, подтверждением этому является обилие пословиц, где употребляется это имя. В простонародье имя Ирина очень часто произносили как Арина — «Тётка Арина надвое говорила», «Три Арины в году живут: Арина — разрой берега, Арина-рассадница да Арина — журавлиный лёт» (эта народная примета на дни поминовения святых Ирин).

Среди крестьян и купцов в XVIII веке было распространено именно обращение Арина, а не Ирина. Имя Ирина чаще употреблялось в дворянской среде.

У имени Ирина есть различные разговорные формы в Арина, Ерина, Ярина, Иринья (чаще всего у славянских и русских народов), а также те, которые возникли под влиянием западноевропейских языков — Ирена, Ирэна, Ирен, Ирэн. Используются, но реже, и древнецерковные формы имени Ирина — Орина, Ириния. Арина, Ярина стали самостоятельными именами и используются независимо от имени Ирина.

Краткие формы имени Ирина — ИраРинаРена – стали самостоятельными именами.

Ирина является весьма чувствительным ребенком. Свои обязанности она выполняет отлично, показывая родителям много любви. В противном случае, Ирина может показать лень, небрежность и стремиться к изоляции. Она не терпит несправедливости, и из-за своей восприимчивости, может очень сильно гневаться, тяжело прощает обиды.

Ирина — чувствительная женщина, обладает естественной грацией и имеет представление о балансе и гармонии. Ирина очень дорожит семейными ценностями, это благородная женщина, которая любит нравиться и не терпит насилия и агрессии. Ирины часто мирят всех – они любят мир и покой вокруг себя. Она высоко ценит преданность, величие, красоту, и будет работать для достижения своей мечты. Мужество не изменяет ей, когда она мотивирована. Ирины – перфекционисты. Таким образом, мужчина ее жизни будет красивым, изысканным, остроумным, умным, и конечно, с хорошим характером.

У Ирины сильная воля, но также есть и робость перед принятием решений. Но если уже решение принято, то оно будет выполнено. Ирины интеллектуальные и духовные люди, любят читать.

Ирина выбирает себе профессию, которая требует общения с людьми. Это врачи, учителя, продавцы, юристы, актрисы, психологи. При этом Ирина очень любит насыщенную жизнь. Она любит, когда ее хвалят, после получения похвалы готова трудиться с еще большим рвением. Ира ответственно относится к любому делу, за которое берется. Обладательница имени Ирина не теряет веру в себя, в свои силы, каким бы тернистым ни был ее путь. Ира легко сходится с разными людьми, ей нетрудно устанавливать различные деловые контакты, но вот только не всегда доводит дело до конца.

Ирина очень активная, восприимчивая и интеллектуальная женщина. Она трезво смотрит на вещи, не витает в облаках, поэтому редко бывает сентиментальной. Ира решительная, самостоятельная, волевая, раскованна в своих действиях и суждениях. Можно представить ее как холодную, независимую женщину, но ей очень требуется ласка и человеческое тепло, тогда Ирина расцветет и в полной мере сможет подарить свою любовь и свое сердце избраннику.

Ирина не лишена здравого смысла, хотя порой может и совершать необдуманные поступки, делать покупки, продиктованные мимолетным желанием. В целом, Ира обладает взвешенным подходом к вещам, умеет держать себя в руках.

У Иры с детства хорошие способности к творчеству, учеба не требует от нее больших усилий. Она реально оценивает действительность, всегда знает, чем в данный момент предпочтительнее заняться. Она обычно привлекательна, притягивает внимание мужчин. Чаще всего, Ирина экстраверт. Она легко приспосабливается к любым условиям. Лучше чувствует себя среди мужчин, нежели в компании женщин. С друзьями она может себя вести очень раскованно, не откажется выпить вина, любит праздники и застолья.

Ее мироощущение, жизненная цель — это целиком посвятить себя какому-то делу, это может быть как и ее семья, так и общественная деятельность, порой даже религия. Ирина очень терпелива, всегда руководствуется так называемой женской логикой и умеет хорошо владеть собой. У Иры хорошо развито внутреннее чуться, ее совсем нелегко провести или же обмануть. Чаще всего Ирина разносторонне развита, у нее отличная память. Ира — очень тонкий и деликатный дипломат, и эту свою сильную черту характера использует очень активно.

Ирину часто можно представить себе безупречным человеком, но одной из ее отрицательных черт является ее обидчивость. Задеть Иру словом очень легко, она не злопамятна, но в момент обиды может совершить множество необдуманных и нехороших поступком. Ирина бескорыстный друг.

Ирина всегда любящая, заботливая мать и верная жена. Она пользуется большим уважением у мужа и у детей, к ее мнению в семье и при принятии решений всегда прислушиваются. Тем не менее, Ира не желает полностью посвящать свою жизнь интересам мужа и домашнему очагу. Она стремится быть независимой от дома, хотя очень любит свою семью. Ее любимым увлечением является чтение, предпочитает увлекательные приключения, фантастические романы и детективы. Ира старается не отставать от модных трендов в различных сферах жизни.

8. Список источников

1. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с. — (Концепции).

— ISBN 5-8291-0741-4.

2. Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн. Современный трансактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

3.  Летова, И. Современный транзактный анализ.

4. http://психоаналитик-матвеев.рф/psychologiya/tipy-temperamenta-cheloveka/

5. http://womanadvice.ru/vizualy-audialy-kinestetiki#ixzz35S23rgcj  Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни

6. http://transactional-analysis.ru/tests

7. http://to-name.ru/names/rasvilka.htm.

8.http://bestsoft.at.ua/tests/

9.http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансакционный_анализ

10.http://ru.wikipedia.org/wiki/Графология

11.http://ru.wikipedia.org/wiki/Интроверсия_—_экстраверсия

23