Конспект практического занятия 2.
Вступительное слово 7-10 минут.
Тема: Методы психодиагностики в работе с персоналом КДУ(2 часа)
На данном практическом занятии идет процесс формирования компетенций:
— стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
— быть готовым применять методы психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Цель — научиться студентам применять методы психодиагностики в работе с персоналом КДУ.
Задачи:
— освоить метод психогеометрии для экспресс-диагностики формы личности;
— освоить диагностику коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2);
— освоить процедуру обработки и интерпретации результатов.
Задание:
1) определить тип личности, охарактеризовать личные качества и поведение сокурсников используя экспресс-диагностику по методике А.А. Алексеева и Л.А. Громовой.
2) выявить коммуникативные и организаторские склонности студентов группы, используя диагностику (КОС-2);
3) исходя из выявленных личных качеств студентов сформировать команду менеджеров для реализации проекта по организации гастрольных концертов артистов в г. Сургуте;
4) студенты должны прокомментировать свой выбор кандидатур для каждой должности менеджеров и высказать свое суждение;
5) студенты должны письменно оформить работу.
Возможности методики: может использоваться в ситуациях отбора при назначении на должность.
Основная литература:
1. Реньш М.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности работников культурно-досуговой сферы / М.А. Реньш, Е.В. Неустроев; под ред. М.А. Реньш. – Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2006. – С. 70-78.
2. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
Дополнительная литература:
3. Иванов В.П. Технология оценки профессионализма: Методическое пособие / В.П. Иванов, С.В. Миронов, И.Р. Попов; под ред. В.П. Иванова. — СПб., Центр «Социальные технологии», 1992. — 191 с.
4. Литвинцева Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Н.А. Литвинцева. — М.: Изд-во ЗАО «Бизнесшкола «Интел-синтез»», 1997. – 400 с.
Становление профессионального мастерства преподавателя на основе ...
... определяются основные понятия диагностики личности, методы и методики создания профессионально-психологического портрета личности специалиста, классификация методов социально-психологического изучения личности. Изучение личности и построение психологического ... изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований ...
Диктант на понятия (5 мин)
Профессиография- подход, в который оформлены некоторые принципы, методы и приёмы психологического изучения профессиональной деятельности.
Акмеология — наука, которая изучает механизмы развития человека, позволяющие ему достигать высшей степени личностно-профессионального развития.
Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии. Для достижения эффективной работы, необходимо точно определить границы каждой должности, сферу обязанностей и прав.
Профессиограмма- детализированный анализ трудовой деятельности и «портрет» идеального сотрудника.
Психограмма — часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологических свойств, психологических качеств и способностей, обеспечивающие успешное овладение профессией.
Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Экспресс-диагностика — это психологическая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет.
подход, в который оформлены некоторые принципы, методы и приёмы психологического изучения профессиональной деятельности | |
наука, которая изучает механизмы развития человека, позволяющие ему достигать высшей степени личностно-профессионального развития | |
процесс изучения отдельной профессии. Для достижения эффективной работы, необходимо точно определить границы каждой должности, сферу обязанностей и прав | |
детализированный анализ трудовой деятельности и «портрет» идеального сотрудника | |
часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологических свойств, психологических качеств и способностей, обеспечивающие успешное овладение профессией | |
область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности | |
психологическая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет |
Вопрос студентам:
1. Что представляет собой психодиагностика?
2. Перечислить особенности методов экспресс-диагностики.
3. Какие возможности для менеджера открываются благодаря использованию методик психодиагностики?
4. Сформулируйте определение экспресс-диагностики.
Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. К методам психодиагностики, наряду с другими, относятся методы экспресс-диагностики, особенностью которых является простота применения и легкость интерпретации. Они позволяют дать быструю ориентировочную психологическую оценку личности или социально-психологического феномена с помощью наблюдения, экспресс-тестов, анкет.
Для руководителя (менеджера) благодаря таким методикам открываются серьезные перспективы. В частности, руководствуясь подобными методами оценки персонала, менеджер достаточно легко, с психологической точки зрения, может проводить анализ деятельности работников и, соответственно, выносить психологически обоснованные решения, распределять профессиональные задачи.
Таким образом, можно сформулировать определение экспресс-диагностики. Экспресс-диагностика — это психологическая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет.
Постановка проблемы.
По утверждению Г.Л. Тульчинского в работе современного менеджера существуют проблемы связанные с расстановкой кадров.
Существует три очевидных требования, в соответствии с которыми должны приниматься решения по расстановке:
1. Соответствие работника участку работы, т. е. конкретной модели должности, должностной инструкции;
2. Соответствие работника состоянию участка работы. Участок работы, должность могут находиться в различном состоянии: они могут только создаваться, могут быть уже налаженными, могут быть в состоянии развала и т. д. И во всех этих случаях требования к работникам могут довольно существенно различаться;
3. Соответствие работника ансамблю коллектива, их совместимость и дополнительность по деловым качествам (новатор — исполнитель), опыту (начинающий — опытный работники), возрасту (молодежь и зрелые люди), по полу и т. д.
Последнее требование играет особую роль. Фактически речь идет о формировании оптимального нравственно-психологического климата в коллективной работе.
1. Для решении данной проблемы Вам следует освоить метод диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) и метод психогеометрии для экспресс-диагностики формы личности (объект диагностики студенческая группа).
Инструкции находятся на столах.
2. Исходя из выявленных личных качеств студентов Вашей подгруппы сформировать команду менеджеров по организации гастрольных концертов артистов в г. Сургуте.
Должности:
· Менеджер-руководитель по организации гастрольных концертов.
Качества:
Лидер. Способность концентрироваться на главной цели.
Сильная личность, ставит ясные цели и, как правило, достигают их.
Способен глубоко и быстро анализировать ситуацию.
Сосредоточивается на главном, на существе проблемы.
Очень уверенный человек.
Установка на победу, выигрыш, успех.
Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Честолюбив, стремится достичь высокого положения.
· Менеджер по заключению договоров.
Качества:
Хорошие межличностные отношения.
Они — доброжелательные.
Они — самые лучшие коммуникаторы.
Способность концентрироваться на главной цели.
Сильная личность, ставит ясные цели и, как правило, достигают их.
Сосредоточивается на главном, на существе проблемы.
Мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.
Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы, проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.)
Прирожденные психологи.
· Менеджер по выполнению райдера.
Качества:
Неутомимый труженик трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы.
Выносливость, терпение и методичность.
Мыслительный анализ — сильная сторона.
Чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Любят раз и навсегда заведенный порядок.
Идеал — распланированная, предсказуемая жизнь.
Чрезмерное пристрастие к деталям.
Положительные психологические свойства: организованный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, настойчивый, твердый в решениях, терпеливый, бережливый.
· Менеджер-помощник.
Качества:
Любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Эти люди делают то, что никогда раньше не делали.
Чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому этими людьми легко манипулировать.
Эти люди — самые восторженные, самые возбудимые.
Они — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.
(Исходя из данных диагностики, допускается отсутствие кандидатур на одну из должностей).
3. Следует разделиться по подгруппам 5-6 человек. Студенты должны прокомментировать свой выбор кандидатур в каждой группе менеджеров и высказать свое суждение;
4. Следует письменно оформить работу.
Этап работы (30-40 мин.)
Каждому из подгруппы следует выбрать одну из фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник или зигзаг), которая для Вас наиболее привлекательна и с которой Вы хотели бы внутренне отождествить себя. Оставшиеся фигуры Вы должны проранжировать по степени привлекательности. Наиболее привлекательная фигура — это доминирующий тип поведения испытуемого. Самая малопривлекательная фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности. Остальные три фигуры в порядке ранговой значимости окрашивают доминирующий тип поведения испытуемого. Ответ занести в бланк ответов.
Инструкция.Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под номером 1 в бланке ответов. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Бланк ответов
Номер | Фигура |
Фигура, которую Вы поместили на первое место, и есть Ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры дополняют Ваше основное поведение определенными особенностями. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако вполне вероятно, что ни одна фигура Вам полностью не подойдет, тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
2 этап.Выделить формы личности студентов Вышей подгруппы по данной схеме произвести расстановку студентов Вашей подгруппы по представленным должностям. Обосновать Ваш выбор. Высказать свое суждение.
Признаки для экспресс-диагностики формы личности
Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Круг | Зигзаг | ||
Внешний вид: мужчины | ||||||
Консервативный, строгий, опрятный, аккуратно подстрижен, чисто выбрит | Модный, шикарный; дорогие вещи; соответствует ситуации | Меняющийся, неопрятный; не в тон ситуации | Неофициальный, небрежный, моложавый, часто без галстука | Растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный | ||
Внешний вид: женщины | ||||||
Сдержанный, консервативный, неяркий, ориентация на комфорт, а не на стиль, аккуратная прическа | Модный, элегантный; дорогие вещи; ухоженный | Меняющийся, сумасбродный, (крайности); не в тон ситуации | Неофициальный, женственный; полные | Разнообразный, небрежный, экстравагантный, иногда супермодный | ||
Рабочее место | ||||||
Каждая вещь на своем месте | Символы статуса и успеха | Беспорядок или эклектика | Уютная (домашняя) обстановка | Беспорядок, запущенность или демонстриративность | ||
Речь | ||||||
Логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология. | Логичная, ясная, краткая, уверенная, властная, четкая эмоциональная, быстрая; громкий высокий голос; остроты, присловья (иногда бранные выражения), жаргон | Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, аритмичная; «паузы нерешительности», скороговорка; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающийся голос; междометия, вопросы, «слова-паразиты». | Непоследовательная: отклонения от главной темы; плавная, скорее медленная; эмоциональная, успокаивающая, расслабляющая; сочный голос, комплименты, восторженные оценки; «мы» предпочтительнее «я». | Непоследовательная, ассоциативная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, зажигательная, восторженные оценки, богатая лексика, жаргон, остроты. | ||
Язык тела | ||||||
Скованная, напряженная поза («сжатость»), рассчитанные движения, точные, скупые жесты, медленная, «солидная» походка; бесстрастное лицо, деланный или «нервный» смех, потение | Ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, широкие, выразительные жесты, уверенная, энергичная походка; непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд; властное рукопожатие | Неуклюжий; резкие, отрывистые, нервные движения, неуверенные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье; быстро краснеют | Расслабленная поза, свободные плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, минимальная социальная дистанция, жизнерадостная походка, подчеркнуто доброжелательное приветствие | Напряженные, быстро меняющиеся позы, быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, «всевидящий» взгляд, манерность. | ||
Основные психологические характеристики поведения | ||||||
Организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций; аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи; аккуратность, чистоплотность; рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция; слабый «политик»; узкий круг друзей и знакомых. | Лидер; стремление к власти, честолюбие, установка на победу; прагматизм, ориентация на суть проблемы; уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйность, буйные раз- влечения, нетерпеливость; великолепный «политик»; остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких друзей. | Изменчивость, непоследовательность. Неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, рез- кие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожнотранспортным происшествиям. | Высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию; хорошая интуиция; спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность; слабый «политик»; болтливость, способность уговаривать и убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому; склонность общественной деятельности; гибкий распорядок дня; широкий круг друзей и знакомых. | Жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм; непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения и отношений; стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе; «душа компании»; остроумие, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей. | ||
Характеристики Квадрата.
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то Вы -неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены у них по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Если Вы твердо выбрали для себя Квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, Вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а — б -в — г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменение привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но, увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, любовь к порядку, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время утверждать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, квадраты вольно или невольно затягивают с его принятием. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
Положительные психологические свойства: организованный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, настойчивый, твердый в решениях, терпеливый, бережливый.
Отрицательные психологические свойства: педант, дотошный, мелочный, из-за деревьев не видит леса, излишне осторожный, с бедной фантазией, «умник», упрямый, консервативный, сопротивляющийся инновациям, выжидающий, затягивающий решения, скупой.
Привычки, пристрастия, увлечения: 1) строгий режим дня; 2) планирование; 3) пунктуальность; 4) точность; 5) пристрастие к письменной речи; 6) аккуратность; 7) практичность (экономичность); 8) серьезное отношение к браку и родительским обязанностям; 9) узкий круг друзей; 10) спокойный отдых; 11) коллекционирование; 12) занятия спортом.
Квадрат в конфликте. Упорство квадрата, переходящее в упрямство, часто становится причиной конфликтов с ним других форм. Квадраты не любят конфликтов. Излюбленный их стиль — уклонение от столкновения, избегание. Конфликт может являться источником развития организации, а когда руководитель — Квадрат делает вид, что ничего не произошло, и «загоняет» конфликт «внутрь», это тормозит развитие и, кроме того, чревато эмоциональным взрывом. Квадрат способен к сотрудничеству в разрешении конфликта при следующих условиях: 1) минимум эмоций и эмоциональных оценок; 2) уважение ценностей, убеждений, идеалов Квадрата (не затрагивайте его личность); 3) соответствие интеллектуальному потенциалу, эрудиции и профессионализму Квадрата.
Квадрат — сослуживец. Квадраты надежны, и Вы можете верить их словам, когда они говорят, что работа будет сделана в срок. Каким будет Квадрат в коллективе, во многом зависит от его членов.
Характеристика Прямоугольника
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.
Основной психической доминантой Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиль жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода манеру других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость! Прямоугольники делают то, что никогда раньше не делали: задают вопросы; на это прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!
Характеристика Круга
Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией -способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свои собственные. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают декларировать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то ссора, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.
Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, — лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круги проявляют завидную твердость.
Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы .проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.
Характеристика Зигзага
Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий — поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и Вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от А к Я; в связи с этим многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво — или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.
Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаги оживают и начинают выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность, наивность.
Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Инструкция.
Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Время на выполнение методики 10-15 минут.
Опросник
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на лроизводстве)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
—
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?