Вступительное слово 7-10 минут

Конспект практического занятия 2.

Вступительное слово 7-10 минут.

Тема: Методы психодиагностики в работе с персоналом КДУ(2 часа)

На данном практическом занятии идет процесс формирования компетенций:

— стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

— быть готовым применять методы психологического обеспечения профессиональной деятельности.

 

Цель научиться студентам применять методы психодиагностики в работе с персоналом КДУ.

 

Задачи:

— освоить метод психогеометрии для экспресс-диагностики формы личности;

— освоить диагностику коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2);

— освоить процедуру обработки и интерпретации результатов.

 

Задание:

1) определить тип личности, охарактеризовать личные качества и поведение сокурсников используя экспресс-диагностику по методике А.А. Алексеева и Л.А. Громовой.

2) выявить коммуникативные и организаторские склонности студентов группы, используя диагностику (КОС-2);

3) исходя из выявленных личных качеств студентов сформировать команду менеджеров для реализации проекта по организации гастрольных концертов артистов в г. Сургуте;

4) студенты должны прокомментировать свой выбор кандидатур для каждой должности менеджеров и высказать свое суждение;

5) студенты должны письменно оформить работу.

 

Возможности методики: может использоваться в ситуациях отбора при назначении на должность.

Основная литература:

1. Реньш М.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности работников культурно-досуговой сферы / М.А. Реньш, Е.В. Неустроев; под ред. М.А. Реньш. – Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2006. – С. 70-78.

2. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

Дополнительная литература:

3. Иванов В.П. Технология оценки профессионализма: Методическое пособие / В.П. Иванов, С.В. Миронов, И.Р. Попов; под ред. В.П. Иванова. — СПб., Центр «Социальные технологии», 1992. — 191 с.

4. Литвинцева Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Н.А. Литвинцева. — М.: Изд-во ЗАО «Бизнесшкола «Интел-синтез»», 1997. – 400 с.

20 стр., 9712 слов

Становление профессионального мастерства преподавателя на основе ...

... определяются основные понятия диагностики личности, методы и методики создания профессионально-психологического портрета личности специалиста, классификация методов социально-психологического изучения личности. Изучение личности и построение психологического ... изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований ...

 

Диктант на понятия (5 мин)

 

Профессиография- подход, в который оформлены некоторые принципы, методы и приёмы психологического изучения профессиональной деятельности.

Акмеология — наука, которая изучает механизмы развития человека, позволяющие ему достигать высшей степени личностно-профессионального развития.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии. Для достижения эффективной работы, необходимо точно определить границы каждой должности, сферу обязанностей и прав.

Профессиограмма- детализированный анализ трудовой деятельности и «портрет» идеального сотрудника.

Психограмма — часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологических свойств, психологических качеств и способностей, обеспечивающие успешное овладение профессией.

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Экспресс-диагностика — это психологическая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет.

 

  подход, в который оформлены некоторые принципы, методы и приёмы психологического изучения профессиональной деятельности
  наука, которая изучает механизмы развития человека, позволяющие ему достигать высшей степени личностно-профессионального развития
  процесс изучения отдельной профессии. Для достижения эффективной работы, необходимо точно определить границы каждой должности, сферу обязанностей и прав
  детализированный анализ трудовой деятельности и «портрет» идеального сотрудника
  часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологических свойств, психологических качеств и способностей, обеспечивающие успешное овладение профессией
  область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности
  психологическая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет

 

Вопрос студентам:

1. Что представляет собой психодиагностика?

2. Перечислить особенности методов экс­пресс-диагностики.

3. Какие возможности для менеджера открываются благодаря использованию методик психодиагностики?

4. Сформулируйте определение экспресс-диагностики.

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индиви­дуально-психологических особенностей личности. К методам психодиагностики, наряду с другими, относятся методы экс­пресс-диагностики, особенностью которых является простота применения и легкость интерпретации. Они позволяют дать быструю ориентировочную психологическую оценку лично­сти или социально-психологического феномена с помощью наблюдения, экспресс-тестов, анкет.

Для руководителя (менеджера) благодаря таким методи­кам открываются серьезные перспективы. В частности, ру­ководствуясь подобными методами оценки персонала, ме­неджер достаточно легко, с психологической точки зрения, может проводить анализ деятельности работников и, соот­ветственно, выносить психологически обоснованные реше­ния, распределять профессиональные задачи.

Таким образом, можно сформулировать определение эк­спресс-диагностики. Экспресс-диагностика — это психологи­ческая техника оценки психотипа, психологических свойств личности или социально-психологического феномена на основе наблюдения, с помощью экспресс-тестов и анкет.

 

Постановка проблемы.

По утверждению Г.Л. Тульчинского в работе современного менеджера существуют проблемы связанные с расстановкой кадров.

Существует три очевидных требования, в соответствии с которыми должны приниматься решения по расстановке:

1. Соответствие работника участку работы, т. е. кон­кретной модели должности, должностной инструкции;

2. Соответствие работника состоянию участка рабо­ты. Участок работы, должность могут находиться в раз­личном состоянии: они могут только создаваться, могут быть уже налаженными, могут быть в состоянии разва­ла и т. д. И во всех этих случаях требования к работни­кам могут довольно существенно различаться;

3. Соответствие работника ансамблю коллектива, их совместимость и дополнительность по деловым каче­ствам (новатор — исполнитель), опыту (начинающий — опытный работники), возрасту (молодежь и зрелые люди), по полу и т. д.

Последнее требование играет особую роль. Фактичес­ки речь идет о формировании оптимального нравствен­но-психологического климата в коллективной работе.

1. Для решении данной проблемы Вам следует освоить метод диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) и метод психогеометрии для экспресс-диагностики формы личности (объект диагностики студенческая группа).

Инструкции находятся на столах.

2. Исходя из выявленных личных качеств студентов Вашей подгруппы сформировать команду менеджеров по организации гастрольных концертов артистов в г. Сургуте.

Должности:

· Менеджер-руководитель по организации гастрольных концертов.

Качества:

Лидер. Способ­ность концентрироваться на главной цели.

Сильная лич­ность, ставит ясные цели и, как правило, достигают их.

Способен глубоко и быстро ана­лизировать ситуацию.

Со­средоточивается на главном, на существе проблемы.

Очень уверенный человек.

Установка на победу, выигрыш, успех.

Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии ре­шения.

Честолюбив, стремится достичь высокого положе­ния.

 

· Менеджер по заключению договоров.

Качества:

Хорошие межличностные отношения.

Они — доброжела­тельные.

Они — самые лучшие коммуникаторы.

Способность концентрироваться на главной цели.

Сильная личность, ставит ясные цели и, как правило, достигают их.

Сосредоточивается на главном, на существе проблемы.

Мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы, пробле­мы (ценности, оценки, чувства и т.д.)

Прирожденные психологи.

· Менеджер по выполнению райдера.

Качества:

Неутомимый труженик трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы.

Выносливость, терпение и методичность.

Мыслительный анализ — сильная сторона.

Чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Любят раз и навсегда заведенный порядок.

Идеал — распланированная, предсказуемая жизнь.

Чрезмерное пристрастие к деталям.

Положительные психологические свойства: организованный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, настойчивый, твердый в решениях, терпеливый, бережливый.

 

· Менеджер-помощник.

Качества:

Любознательность, пыт­ливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.

Эти люди делают то, что никогда раньше не делали.

Чрезмерная доверчи­вость, внушаемость, наивность. Поэтому этими людьми легко манипулировать.

Эти люди — самые восторженные, самые возбудимые.

Они — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.

 

(Исходя из данных диагностики, допускается отсутствие кандидатур на одну из должностей).

3. Следует разделиться по подгруппам 5-6 человек. Студенты должны прокомментировать свой выбор кандидатур в каждой группе менеджеров и высказать свое суждение;

4. Следует письменно оформить работу.

Этап работы (30-40 мин.)

Каждому из подгруппы следует выбрать одну из фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоу­гольник или зигзаг), которая для Вас наиболее привлека­тельна и с которой Вы хотели бы внутренне отождествить себя. Оставшиеся фигуры Вы должны проранжировать по степени привлекательности. Наиболее привлекательная фигура — это доминирующий тип поведения испытуемого. Самая малопривлекательная фигура указывает на тип че­ловека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности. Остальные три фигу­ры в порядке ранговой значимости окрашивают доминирую­щий тип поведения испытуемого. Ответ занести в бланк ответов.

Инструкция.Посмотрите на пять фигур (квадрат, треу­гольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на ри­сунке. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою фор­му. Если Вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под номером 1 в бланке ответов. Теперь проранжируйте ос­тавшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

 

Бланк ответов

Номер Фигура
 
 
 
 
 

Фигура, которую Вы поместили на первое место, и есть Ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четы­ре фигуры дополняют Ваше основное поведение определен­ными особенностями. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако вполне вероятно, что ни одна фигура Вам полностью не подойдет, тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

2 этап.Выделить формы личности студентов Вышей подгруппы по данной схеме произвести расстановку студентов Вашей подгруппы по представленным должностям. Обосновать Ваш выбор. Высказать свое суждение.

 

Признаки для экспресс-диагностики формы личности

 

Квадрат Треугольник Прямоугольник Круг Зигзаг
Внешний вид: мужчины
Консервативный, стро­гий, опрят­ный, аккуратно подстрижен, чисто выбрит Модный, шикарный; доро­гие вещи; со­ответствует ситуации Меняющийся, неопрятный; не в тон ситуации Неофициаль­ный, небреж­ный, моложа­вый, часто без галстука Растрепан­ный, неряш­ливый, демонстратив­ный, иногда супермодный
Внешний вид: женщины
Сдержанный, консерватив­ный, неяр­кий, ориен­тация на ком­форт, а не на стиль, акку­ратная прическа Модный, эле­гантный; дорогие вещи; ухоженный Меняющийся, сумасбродный, (крайности); не в тон ситуации Неофициаль­ный, женственный; полные Разнооб­разный, небрежный, экстрава­гантный, иногда супермодный
  Рабочее место  
Каждая вещь на своем месте Символы статуса и успеха Беспорядок или эклектика Уютная (домашняя) обстановка Беспорядок, запущен­ность или демонстриративность
    Речь  
Логичная, последовательная, яс­ная, обстоятельная, сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессио­нальная терминоло­гия.   Логичная, ясная, краткая, уверенная, властная, четкая эмоциональная, быстрая; громкий высокий голос; остроты, присловья (ино­гда бранные выражения), жаргон Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоцио­нальная, арит­мичная; «паузы нерешительно­сти», скороговор­ка; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающий­ся голос; междо­метия, вопросы, «слова-паразиты».   Непоследовательная: отклонения от главной те­мы; плавная, скорее мед­ленная; эмоциональная, успокаиваю­щая, рас­слабляющая; сочный голос, комплименты, восторжен­ные оценки; «мы» предпочтительнее «я».   Непоследовательная, ассоциатив­ная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, зажигатель­ная, востор­женные оценки, бо­гатая лекси­ка, жаргон, остроты.  
    Язык тела  
Скованная, напряженная поза («сжа­тость»), рас­считанные движения, точные, ску­пые жесты, медленная, «солидная» походка; бесстрастное лицо, делан­ный или «нервный» смех, поте­ние   Ненапряжен­ная поза, плавные, уверенные движения, широ­кие, вырази­тельные жес­ты, уверенная, энергич­ная походка; непроницае­мая маска, сжатые губы, пронзитель­ный взгляд; властное рукопожатие   Неуклюжий; резкие, отрывистые, нервные движе­ния, неуверен­ные, незакончен­ные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихика­нье; быстро крас­неют   Расслаблен­ная поза, сво­бодные плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак под­держки, ми­нимальная социальная дистанция, жизнерадост­ная походка, подчеркнуто доброжела­тельное при­ветствие   Напряжен­ные, быстро меняющиеся позы, бы­стрые, плавные движения, оживленная жестикуля­ция, стреми­тельная походка, жи­вая мимика, «всевидящий» взгляд, ма­нерность.    
    Основные психологические характеристики поведения  
Организованность, пунктуаль­ность, стро­гое соблюдение правил, инструкций; анали­тичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи; аккуратность, чистоплотность; рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция; слабый «политик»; узкий круг друзей и знакомых.   Лидер; стрем­ление к власти, чес­толюбие, ус­тановка на победу; праг­матизм, ори­ентация на суть пробле­мы; уверен­ность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйность, буйные раз- влечения, нетерпеливость; великолепный «политик»; остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких друзей.     Изменчивость, непоследовательность. Неопределенность, возбужденность, любознательность, позитив­ная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, рез- кие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожнотранспортным происшествиям.   Высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о дру­гих, щед­рость, спо­собность к сопереживанию; хорошая интуиция; спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность; слабый «политик»; болтливость, способность уговаривать и убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому; склонность общественной деятельности; гибкий распорядок дня; широкий круг друзей и знакомых.   Жажда из­менений, креатив­ность, жаж­да знаний, великолеп­ная интуиция, одержи­мость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм; непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения и отношений; стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе; «душа компании»; остроумие, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей.  
             

 

Характеристики Квадрата.

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то Вы -неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и не­утолимая потребность в информации. Квадраты — коллекци­онеры всевозможных данных. Все сведения систематизиро­ваны, разложены у них по полочкам. Квадрат способен вы­дать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.

Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Если Вы твердо выбрали для себя Квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, Вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а — б -в — г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменение привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, испол­нителями, но, увы, редко бывают хорошими распорядителя­ми, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, по­требность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Акку­ратность, любовь к порядку, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда при­ходит время утверждать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, квадраты вольно или невольно затягивают с его принятием. Кроме того, ра­циональность, эмоциональная сухость и холодность меша­ют Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной си­туации.

Положительные психологические свойства: организован­ный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, настойчивый, твердый в решениях, терпеливый, бережливый.

Отрицательные психологические свойства: педант, дотош­ный, мелочный, из-за деревьев не видит леса, излишне ос­торожный, с бедной фантазией, «умник», упрямый, консер­вативный, сопротивляющийся инновациям, выжидающий, затягивающий решения, скупой.

Привычки, пристрастия, увлечения: 1) строгий режим дня; 2) планирование; 3) пунктуальность; 4) точность; 5) пристра­стие к письменной речи; 6) аккуратность; 7) практичность (экономичность); 8) серьезное отношение к браку и роди­тельским обязанностям; 9) узкий круг друзей; 10) спокойный отдых; 11) коллекционирование; 12) занятия спортом.

Квадрат в конфликте. Упорство квадрата, переходящее в упрямство, часто становится причиной конфликтов с ним других форм. Квадраты не любят конфликтов. Излюблен­ный их стиль — уклонение от столкновения, избегание. Кон­фликт может являться источником развития организации, а когда руководитель — Квадрат делает вид, что ничего не про­изошло, и «загоняет» конфликт «внутрь», это тормозит развитие и, кроме того, чревато эмоциональным взрывом. Квад­рат способен к сотрудничеству в разрешении конфликта при следующих условиях: 1) минимум эмоций и эмоциональных оценок; 2) уважение ценностей, убеждений, идеалов Квад­рата (не затрагивайте его личность); 3) соответствие интел­лектуальному потенциалу, эрудиции и профессионализму Квадрата.

Квадрат — сослуживец. Квадраты надежны, и Вы можете верить их словам, когда они говорят, что работа будет сде­лана в срок. Каким будет Квадрат в коллективе, во многом зависит от его членов.

 

Характеристика Прямоугольника

Прямоугольник символизирует состояние перехода и из­менения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фи­гуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для опреде­ленного человека.

Основной психической доминантой Прямоугольника яв­ляется более или менее осознаваемое состояние замеша­тельства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников — непос­ледовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно менять­ся изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиль жизни. Если вни­мательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода манеру других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Мол­ниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в пове­дении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от кон­тактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам обще­ние с другими людьми просто необходимо, и в этом заклю­чается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пыт­ливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость! Прямоугольники делают то, что никогда раньше не делали: задают вопросы; на это прежде у них не хватало духу. В дан­ный период они открыты для новых идей, ценностей, спосо­бов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчи­вость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольника­ми легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

Характеристика Круга

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве­ренно выбирает его, искренне заинтересован, прежде все­го, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжела­тельный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. ста­билизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они об­ладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией -способностью сопереживать, сочувствовать, эмоциональ­но отзываться на переживания другого человека. Круг ощу­щает чужую радость и чужую боль как свои собственные. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолеп­но «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллек­тив и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждо­му. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избе­гают декларировать твердую позицию и принимать непопу­лярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возни­кает с кем-то ссора, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, напри­мер Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, — лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круги проявляют завидную твердость.

Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно иденти­фицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последователь­ном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы .пробле­мы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно ска­зать, что Круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.

 

Характеристика Зигзага

Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная и единственная разомкну­тая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве ос­новной формы, то Вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий — поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и Вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, пос­ледовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от А к Я; в связи с этим многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет стро­ить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чув­ство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего яв­ляется синтетический стиль. Комбинирование абсолютно раз­личных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заостре­нием конфликта идей и построением новой концепции, в ко­торой этот конфликт получает свое разрешение, «снимает­ся». Причем, используя свое природное остроумие, они мо­гут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рути­на, шаблон, правила и инструкции, статус-кво — или люди, все­гда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вер­тикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходи­мо иметь большое разнообразие и высокий уровень стиму­ляции на рабочем месте. Они также хотят быть независи­мыми от других в своей работе. Тогда Зигзаги оживают и начинают выполнять свое основное назначение — генериро­вать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не до­вольствуются способами, при помощи которых вещи дела­ются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможнос­тью, чем действительностью. Мир идей для них так же реа­лен, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут нача­ло такие их черты, как непрактичность, нереалистичность, наивность.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутоми­мые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они не­сдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцент­ричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Инструкция.

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый воп­рос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соот­ветствующей альтернативе (+) или (-).

Время на выполне­ние методики 10-15 минут.

Опросник

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установ­лению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно об­щаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих то­варищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людь­ми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих наме­рений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, кото­рые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и об­щаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товари­щи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомить­ся и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете ини­циативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнако­мой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится про­явить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении воп­росов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою пра­воту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на лроизводстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мне­ние или решение, если оно не сразу было принято товари­щами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в не­знакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уве­ренным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?