ПЛАН – КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Дисциплина: общая психология
Раздел: психические процессы
Тема: «Внимание»
Форма занятия: ЛЕКЦИЯ
Вид лекции: изложение нового материала
Аудитория: студенты 1 курса ФП
Время: 1час 20 минут
Тема лекции: «Внимание: виды и свойства».
Цель лекции: дать студентам знания по теме «Внимание».
Задачи для преподавателя:
- создать условия для понимания и усвоения учащимися основных понятий по теме «Внимание»;
- создать условия для усвоения видов внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;
- создать условия для усвоения основных свойств внимания: объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание переключаемость;
- создать условия для развития познавательного интереса у учащихся;
- создать условия для стимулирования мыслительной деятельности студентов на лекции;
- ориентировать студентов в научной литературе;
- заинтересовать студентов в дальнейшем изучении данной темы.
Задачи для студентов:
- усвоить основные понятия по теме «Внимание»;
- усвоить понятия о видах внимания и его свойствах;
- формировать умственные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
- активно участвовать в осуждении поставленных преподавателем на лекции вопросов.
Приемы стимулирования познавательной активности:
1. Использование опытов, экспериментов, наглядного материала, практических упражнений.
2. Использование примеров, типичных жизненных ситуаций.
3. Организация обратной связи (в виде дискуссионного обсуждения, ответов на вопросы преподавателя)
4. Включение в лекцию проблемных вопросов.
Основные понятия темы:
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности.
Внимание – выделение сознанием одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других.
Объем внимания – это то, какое количество объектов можно удержать в поле зрения.
Устойчивость внимания – способность поддерживать сосредоточенность внимания длительное время.
Концентрация внимания – повышенная интенсивность воздействия
Условия, способствующие более эффективному усвоению знаний у студентов
... усвоение, а следовательно от условий созданных той или иной обстановкой или сферой зависит само усвоение. Про усвоения писали: С.Л. Рубинштейн: «процесс прочного усвоения ... усвоения знаний студентами СПО. Выявить психологические условия усвоения студентами СПО. Подобрать методические диагностики для студентов СПО. Провести исследование выявленных условий. ... усвоения Усвоение является основным понятием ...
Переключаемость внимания – возможность перехода от одного объекта к другому.
Приемы введения новых понятий:
1. Смысловое расщепление понятий.
2. Введение более простого, чем в книжке определения.
3. Использование наглядности, демонстрация опытов, проведения упражнений и экспериментов.
4. Использование типичных жизненных ситуаций.
5. Использование суждений студентов.
Литература, рекомендуемая студентам:
• Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», — 2005 год, — 858 с. (серия «Хрестоматия по психологии»)
• Гоноболин Ф.Н. «Внимание и его воспитание». – М.: Педагогика, — 1972 год
• Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. «Экспериментальное формирование внимания». – М.: Просвещение, — 1974 год.
• «Нейрофизиологические механизмы внимания». – М., — 1979 год.
• Добрынин Н.Ф. «О селективности и динамике внимания»// Вопросы психологии. – 1975 год, №2.
План лекции:
1. Понятие и виды внимания.
2. Свойства внимания.
3. Нарушение внимания. Способы формирования внимания.
ХОД ЛЕКЦИИ
1. Организационный момент 2 мин.
Преподаватель заходит в аудиторию и приветствует студентов: «Здравствуйте!»
Студенты встают, приветствуя преподавателя, готовятся к работе
2. Вводная часть 7 мин.
Тема нашей сегодняшней лекции «Внимание». Запишите, пожалуйста, литературу, которая рекомендуется по данной теме:
- Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», — 2005 год, — 858 с. (серия «Хрестоматия по психологии»)
- Гоноболин Ф.Н. «Внимание и его воспитание». – М.: Педагогика, — 1972 год
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. «Экспериментальное формирование внимания». – М.: Просвещение, — 1974 год.
- «Нейрофизиологические механизмы внимания». – М., — 1979 год.
- Добрынин Н.Ф. «О селективности и динамике внимания»// Вопросы психологии. – 1975 год, №2.
Теперь давайте запишем план нашей лекции
1.Понятие и виды внимания
2.Свойства внимания
3.Нарушение внимания. Способы формирования внимания
Студенты записывают план лекции.
3. 1 вопрос «Понятие и виды внимания» 25 мин.
Коллеги, опираясь на свой опыт, попробуйте дать свое определение «вниманию».
Студенты высказывают свои точки зрения.
Хорошо, а теперь давайте обобщим все сказанное вами и запишем определение. Итак, «Внимание – это выделение сознанием одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других».
Студенты записывают определение
Давайте сравним наше определение с определением А.Н.Леонтьева и запишем его. Итак, Леонтьев определяет внимание как «направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности».
Еще одно определение: «Внимание- это направленность психики (сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности».
Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии»
... мире. План-конспект лекции 1. Характер философского знания и задачи философии. Основные вопросы лекции: 1. Определение философии. 2. ... носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика ( ... и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Три основные формы ...
Существует очень много определений, вы можете выбрать для себя то определение, которое вам больше всего нравится и выучить его.
|«Под направленностью внимания понимают поиск или выбор объектов познания. В зависимости от направленности внимание подразделяется на внешнее и внутреннее. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающий мир, а внутреннее – внимание, направленное на свои мысли и переживания».
В зависимости от усилий, которые мы прикладываем для своего внимания на какой-либо объект различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют, связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Итак, «непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей».
Студенты слушают и по своему усмотрению помечают что-либо.
Синонимами слова произвольное внимание являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. «Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте».
Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сия на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибаться в действиях. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Сосредоточение внимания — на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы озабоченность какими-то другими мыслями, (болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
«Послепроизвольное внимание — непроизвольное внимание, возникающее после произвольного». Оно вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
Студенты слушают и по своему усмотрению помечают что-либо.
Приведите примеры произвольного и непроизвольного внимания .
Студенты приводят примеры.
4. 2 вопрос. Свойства внимания — 25 мин.
Свойства внимания — объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 7 ±2 объекта.
Концентрация внимания – степень сосредоточения сознания на объектах. Чем меньше круг объектов внимания тем выше его концентрация. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.
С точки зрения физиологии распределение внимания объясняется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания – способность поддерживать сосредоточенность внимания длительное время.
Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Закономерность циркуляции, флуктуации внимания — через каждые 6—10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доля секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Переключаемость внимания – возможность перехода от одного объекта к другому.
Студенты слушают и по своему усмотрению помечают что-либо.
Определения записывают под диктовку
Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная ...
5. 3 вопрос. Нарушение внимания. Способы формирования внимания — 15 мин
Нарушениями внимания обычно считается рассеянность, необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие-то отрезки времени, т. е. в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.
Существует 2 вида рассеянности:
1 – «порхающее внимание», оно определяется непроизвольным легким переключением неустойчивого внимания.
2 – «липкое внимание», оно определяется трудным переключением очень интенсивного и сосредоточенного внимания.
Много анекдотов и веселых историй об ученых, занятых своими мыслями,
иллюстрирует именно этот вид рассеянности: Академик Иван Алексеевич Каблуков, перед тем, как войти в трамвай, аккуратно снимал галоши. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит часы. Но в некоторых профессиях, таких, как машинист, водитель и др. Рассеянность просто недопустима, т.к. несет угрозу для других людей. Поэтому всем без исключения необходимо развивать свое внимание. Мы с вами тоже можем успешно развить у себя различные свойства внимания с помощью специальных упражнений (о них вы прочтете в литературе при подготовке к семинару).
Приучать себя работать в самых разнообразных условиях — верный путь воспитания внимания.
Но самый лучший способ стать внимательным – это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!
Студенты слушают
Студенты слушают и по своему усмотрению помечают что-либо.
6. Заключительная часть-5 мин.
Подведем итоги. Сегодня мы изучили тему «внимание». Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Студенты задают
На семинаре мы рассмотрим некоторые вопросы более подробно. Запишите вопросы:
Развитие внимания в онтогенезе.
Способы развития различных свойств внимания
Преподаватель прощается со студентами: «До свидания!»
Список литературы
1. С.Л.Рубинштейн «Общая психология», СПб Питер, 2002г.
2. К.К.Платонов «Занимательная психология», Москва, изд. «Молодая гвардия», 1962г.
3. Курсовая работа студентки Резник А.П. за 2006г.
4. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», — 2005 год, — 858 с. (серия «Хрестоматия по психологии»)