18
Московская государственная академия физической культуры
Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий
Лекция: Основы оздоровительной и спортивной тренировки.
Малаховка, 2008
План.
1. Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки.
2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры
а) оздоровительно-рекреативная физическая культура.
б) оздоровительно-реабилитационная физическая культура.
в) спортивно-реабилитационная физическая культура.
г) гигиеническая физическая культура
3. Основы построения оздоровительной тренировки.
Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основы анимационной деятельности. Плотникова в.С
... и культурным условиям современного мира; Оздоровительная – направлена на оздоровление, восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в ... создание условий для приобщения к культуре; Р.Лабури считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности ... состязаний с песнями, танцами, беседами, регулярно проводились спортивные состязания, к которым готовились с детства в ...
Основные задачи, решаемые в процессе подготовки, следующие:
• освоение техники и тактики избранного вида спорта;
• обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
• воспитание должных моральных и волевых качеств;
• обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
• приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
• комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.
Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную. Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.
В области технического совершенствованиятакими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и фун кциональным возможностям спортсмена, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.
Тактическое совершенствованиепредполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящие соревнования. При этом следует постоянно совершенствовать наиболее приемлемые для конкретного спортсмена тактические схемы, отрабатывать оптимальные варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности. Нужно также обеспечивать вариативность тактических решений в зависимости от возникших ситуаций, приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.
В процессе физической подготовкиспортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности, развивать двигательные качества — силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.
В процессе психологической подготовкивоспитываются и совершенствуются морально-волевые качества и специальные психические функции спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.
Отдельная группа задач связана с интеграцией, т. е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности.
Психология деятельности спортсмена
... СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена Деятельность спортсменов носит соревновательный характер ... Деятельность спортсменов — это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития. Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом ... формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для ...
Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает представления о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, а объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей (Платонов, 1986; Чернов, 1986).
Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (Анохин, 1975), нацеленных на конечный, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной или соревновательной деятельности результат.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, обусловливает их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, функциональной подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности и других причин.
2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура— это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения).
Термин рекреация(от лат.recreatio)означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».
В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю. Е. Рыжкин, 1999):
— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);
— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);
Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа
... на различные функции организма в прфилактических и лечебных целях. Техника аутогенных тренировок требует предварительной выработки определенных психических и физических навыков: Управление вниманием. ... П.Головокружение, головные боли при волнениях, используется также для облегчения родов. ЗАНЯТИЕ 14. Тема: Психопрофилактика ЦЕЛЬ: Освоить способы оптимизации психического состояния. Классификация ...
— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);
— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
— коммуникативная (важное средство неформального общения людей).
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура— это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.
В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:
1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;
2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;
3) самостоятельные занятия.
Специфика работы в группах ЛФК рассматривается в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).
Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.
Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.
Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.
При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975).
Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.
Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура.Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
Гигиеническая физическая культура— это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта
(утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками).
Ее основная функция — оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках, повседневного быта и расширенного отдыха.
3. Основы построения оздоровительной тренировки
Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная — в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью И характером используемых средств, режимом работы и отдыха. Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М.Амосов, И.В.Муравов, 1985).
1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3—5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей — меньше.
Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться с все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:
— увеличение частоты занятий;
— увеличение продолжительности занятий;
— увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45—50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70—75% общего времени занятий;
— увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;
— постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;
— увеличение сложности и амплитуды движений;
— правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.
2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7—12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.
В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела {наклоны туловища вниз, в стороны и др.).
3. Систематичность занятий. Систематические: занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 48 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему.
Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим.
В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста (ВНИИФК, 1984):
— дошкольники — 21—28 ч;
— школьники — 14—21 ч;
— учащиеся средних специальных учебных заведений — 10—14 ч;
— студенты — 10—14 ч;
— служащие — 6—10 ч.
В зарубежных исследованиях (Н. Ме11его\уюг, \У.Ме11ег, 1978) перечисляются ранние симптомы и жалобы, возникающие у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине, как следствие, недостаточности поддерживающего мышечного аппарата;
нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость (при нарушении психосоматического равновесия); слишком ранняя старческая слабость.
Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки, — вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до самой глубокой старости. В возрасте 60—74 лет нужно затрачивать на физкультурные занятия больше времени, чем в возрасте до 60 лет, а после 75 лет — еще больше. Интенсивность нагрузок с возрастом следует снижать, увеличивая при этом время, отводимое для упражнений.
Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов (В.В.Фролькис, 1988):
1) экономизирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.);
2) антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, больший диапазон легочной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.);
3) антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамогипофизарной системы и,др.);
4) генорегуляторный эффект (активация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.);
5) психоэнергетизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.);
Весь этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчивость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения.
Двигательная активность варьируется у разных лиц и у одного и того же лица в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.
Переход от более высокого к более низкому уровню двигательной активности влечет за собой развитие детренированности и связан с атрофией мышц от бездеятельности и, наоборот, перетренированность может вызвать гипертензию мышц.
Большинство специалистов рекомендуют заниматься физическими упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия образуется при биохимических реакциях с участием кислорода, т.е. в аэробном режиме. Такие тренировки практически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы.
По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 100 до 170—180 уд./мин, в зависимости от возраста и состояния здоровья человека (табл. 1).
Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.
Нижняя граница пульса определяется по формуле
220 — возраст (в годах) • 0,6.
Верхняя граница пульса определяется по формуле
220 — возраст (в годах) • 0,7.
Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120—130 уд./мин является зоной тренировки для новичков. У пожилых ослабленных людей или людей, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, пульс во время занятий не должен превышать 120 уд./мин.
Тренировка при ЧСС 130-140 уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при ЧСС от 144 до 156 уд./мин.
Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного эффекта при использовании физических упражнений является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.
Таблица 1
Рекомендуемая частота сердечных сокращений при занятиях физкультурой для людей разного возраста и состояния здоровья (уд./мин)
Возраст, лет |
Состояние здоровья |
|
без нарушений |
с некоторыми нарушениями |
|
18-35 35-60 60-75 |
120-180* 100-150 100-130 |
110-150 100-130 90-110
|
* После 30 лет доводить пульс до 180 уд./мин могут лишь люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями.
Существует несколько способов регламентации нагрузок:
1) по относительной мощности (в % к МПК, в % к PWC170);
2) по абсолютным и относительным значениям числа повторений упражнений (количество повторений, % к максимальному числу повторений);
3) по величине физиологических параметров (4СС, энергетические затраты);
4) по субъективным ощущениям.
Дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок. В оздоровительной тренировке диапазон рекомендуемой мощности колеблется в довольно широких пределах, составляя 40—90% МПК. Наиболее рациональной является интенсивность 60—70% МПК (Е.А.Пирогова с соавт., 1986).
Дозирование по частоте сердечных сокращении. Регламентация нагрузок с учетом уровня максимального потребления кислорода или максимальной работоспособности весьма затруднительна в условиях использования массовых форм физической культуры. Поэтому в практике нагрузки чаще дозируют по ЧСС (табл. ^0).
Во время занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью сердце должно работать с определенной, но немаксимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Его можно вычислить по формуле «190 минус возраст» или определить по графику, изображенному на рисунке 41.
На вертикальной шкале указана ЧСС в 1 мин, на горизонтальной — возраст. Верхняя сплошная линия показывает максимальную ЧСС для лиц определенного возраста. Чтобы определить безопасный для занятий сердечный ритм, надо найти свой возраст на горизонтальной шкале и отсчитать на нижней сплошной линии показатель ЧСС, соответствующий возрасту занимающегося. Это и будет показатель, необходимый для выполнения оздоровительных упражнений. Его следует придерживаться (± 10—15 уд./мин) во время занятий, чтобы добиться наибольшего эффекта.
Задавая физическую нагрузку по пульсу, можно дозировать величину физиологических сдвигов, к которым должна привести тренировка. Это несравненно более объективно, чем дозирование физической нагрузки по объему и интенсивности выполняемых упражнений. Хорошо известно, что одна и та же нагрузка может вызвать неодинаковое увеличение частоты сердечных сокращений у разных людей и если для одного эта нагрузка окажется недостаточной, то у другого вызовет перенапряжение.
Дозирование в соответствии с энергетическими затратами. Частота пульса отражает не только интенсивность работы сердечно-сосудистой системы, но и напряжение практически всех систем организма, в том числе и энергообмена. Между частотой пульса и расходом энергии существует прямая зависимость. Зная частоту пульса и количество времени, затраченное на выполнение физических упражнений, можно подсчитать сделанные энерготраты (табл. 2).
Таблица 2
Расход энергии и потребление кислорода в зависимости от частоты пульса*
Частота |
Расход |
Потреб |
Частота |
Расход энергии, |
Потреб |
||
пульса, |
энергии, ккал |
ление |
пульса, |
ккал |
ление |
||
уд./мин |
|
1/тлт’ТТЛ— г^лЛ^ли |
уд./мин |
|
УМУ* ТТЛ— |
||
|
за |
за |
рода, |
|
за |
за |
-м’ИвЛ.и рода, |
|
1 мин |
20 мин |
мл/мин |
•/ |
1 мин |
20 мин |
мл/мин |
70 |
1,2 |
24 |
3,5 |
^130 |
8,8 |
176 |
24,5 |
75 |
1,7 |
34 |
4,2 |
135 |
9,4 |
188 |
26,3 |
80 |
2,0 |
40 |
6,0 |
140 |
10,0 |
200 |
28,0 |
85 |
2,4 |
48 |
7,2 |
145 |
10,7 |
214 |
29,8 |
90 |
2.8 |
56 |
8,3 |
150 |
11,3 |
226 |
31,5 |
95 |
3,2 |
64 |
9,5 |
155 |
11,9 |
238 |
33,3 |
100 |
3,5 |
70 |
10,5 |
160 |
12,5 |
250 |
35,0 |
105 |
4,5 |
90 |
13,3 |
165 |
13,1 |
262 |
36,8 |
110 |
5,5 |
110 |
16,3 |
170 |
13,8 |
275 |
38,5 |
115 |
6,5 |
130 |
18,5 |
175 |
14,4 |
288 |
40,3 |
120 |
7,5 |
150 |
21,0 |
180 |
15,0 |
300 |
42,0 |
125 |
8,2 |
164 |
22,8 |
Более 180 |
Более 15 |
БолееЗОО |
— |
* Данные получены при обследовании нетренированных мужчин.
Специалисты считают, что для получения желаемых результатов минимальный расход энергии во время занятий должен составлять 300—500 ккал. Оздоровительные программы, предлагающие меньший калорийный расход, оказываются неэффективными или почти неэффективными.
Для того чтобы оставаться здоровым, каждый человек должен ежедневно расходовать (сверх основного обмена) за счет мускульных усилий не менее 1200—2000 ккал. В таблице 3 приведены данные об энергозатратах человека при выполнении различных физических упражнений.
Таблица 3
Примерный расход энергии (ккал) при выполнении физических упражнений
(для человека весом 70 кг)
Вид упражнений |
Скорость, км/ч |
Расход энергии |
|
ккал/мин |
ккал/ч |
||
Ходьба |
3,0-4,0 4,0-5,0 5,0-6,0 |
3,5-4,0 4,0-5,0 5,0-6,5 |
200-240 240-300 300-390 |
Бег |
6,0-6,5 9,0-10,0 11,0-13,0 |
8,0-8,5 10,0-11,0 13,0-17,0 |
480-500 600-650 800-1000 |
Плавание |
0,5-0,6 1,0-1,5 1,8-3,0 |
3,5-4,0 5,0-6,0 6,5-11,5 |
200-250 300-350 400-700 |
Ходьба на лыжах |
7,0-8,0 8,0-9,0 9,0-10,0 10,0-15,0 |
7,5-8,5 8,5-10,0 10,0-11,5 11,5—18,0 |
450-500 500-600 600-700 700-1100 |
Езда на велосипеде |
4,0-5,0 8,0-9,0 10,0-12.0 14,0-15,0 18,0-20,0 |
3,0-3,5 4,0-4,1 5,0-6,0 6,0-7,0 8,0-10,0 |
180-200 240-250 300-350 350-430 500-600 |
Гребля |
3,0-3,5 4,0-4,5 5,0-5,5 |
4,0-5,5 6,0-8,5 9,0-11,0 |
250-320 370-500 550-650 |
Катание на коньках |
— |
5,0-8,5 |
300-500 |
Игры оздоровительного характера: волейбол бадминтон настольный теннис теннис футбол баскетбол |
— |
4,0-5,0 5,0-6,0 4,0-5,0 6,5-7,5 7,5-8,5 9,0-10,0 |
250-300 300-350 250-300 400-450 450-500 550-600 |
Дозирование по числу повторений физических упражнений. Число повторений одних и тех же упражнений колеблется в диапазоне 6—20. Способ дозирования упражнений предусматривает учет максимального числа повторений (МП) в течение определенного промежутка времени (15—30 с).
В оздоровительной тренировке дозировка нагрузки находится в диапазоне МП МП или 20-50% МП.
В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, скоростную, скоростно-силовую).
В среднем и пожилом возрасте важна стимуляция всех двигательных качеств на фоне ограничения скоростных упражнений.
Для лиц среднего и выше среднего уровня физического состояния рациональными являются трехкратные занятия в неделю. Молодым лицам с высоким уровнем физического состояния также целесообразно заниматься 3 раза в неделю в целях дальнейшего совершенствования физической работоспособности и подготовленности. В зрелом и пожилом возрасте при достижении высокого уровня физического состояния для его поддержания необходимы двукратные занятия в неделю.
Использованная литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1988.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
3. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. — М., 1998.
7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.
8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.
9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А.Ашмарина. — М., 1990.
11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И.Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 1997.
12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.