Лекция № 5 Система адаптивного физического воспитания
Становление и развитие адаптивного физического воспитания в России и за рубежом
Впервые упоминания об элементах АФВ обнаружены в трактатах о здоровье в 2007 году до н.э. в Китае. Это было описание упражнений медицинской гимнастики, профилактических и коррекционных упражнений при тяжёлых заболеваниях и поражениях.
В Европейской культуре развитие АФВ шло на базе так называемой медицинской гимнастики. Большая часть медицинской гимнастики была адаптирована для детей со специфическими нуждами.
Начиная с 18 века, рекреационная терапия и адаптированный спорт для инвалидов получили свое развитие в Европе.
В 19 веке в США продолжает активно развиваться медицинская гимнастика, как модель АФВ.
После I Мировой войны, когда возникла необходимость возвращения к нормальной жизни ветеранов и пострадавших начинает активно формироваться система «коррекционного физического воспитания». За период с 1920 по 1950 годы коррекционное физическое воспитание развивается как самостоятельное направление. Особые видоизменения оно претерпевает как программа для аномальных детей.
Термин АФВ вводится в 1952 году в США Государственным комитетом Американского альянса здоровья, физического воспитания, рекреации и танцев и определяется как:
«Разнообразные, специально подобранные (адаптированные) программы развивающей двигательной активности, игр, спорта и ритмики, базирующиеся на интересах, способностях (возможностях), и учитывающие ограничение людей с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут безопасно для здоровья участвовать в программах традиционного физического воспитания, и неспособны демонстрировать определённые достижения в этих программах».
Законодательно утверждается направление «Адаптивное физическое воспитание». Наибольшее развитие АФВ как самостоятельная дисциплина получает в 80-х годах.
В нашей стране термин АФВ появился в середине 90-х годов.
В 1996 году была открыта, и внесена в классификатор направлений и специальностей высшего образования, новая специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».
Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития
... - ребенок с ЗПР - семья". Модель планирования работы по физическому воспитанию дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития Месяцы Периоды (этапы) Содержание работы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь ... педагогических исследований нами были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей коррекционных групп. У дошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с ...
АФВ вместе с АДР, адаптивной двигательной реабилитацией и адаптивным спортом создаёт адаптивную физическую культуру, являясь одновременно базой для каждой из них, поскольку в основе любого вида деятельности лежит процесс ознакомления и овладения методологией.
В то же время, АФВ во всем мире существенно отличается от хорошо известных физической реабилитации и адаптивного спорта, наличием в его содержании значительного объёма спортивных игр, коррекционной направленности, целенаправленности на вовлечение в занятия как можно большего числа, как инвалидов, так и здоровых, достижение взаимопонимания, сопереживания, взаимопомощи и дружеских отношений, обеспечивающих объединение людей вне зависимости от физических отличий.
Адаптивное физическое воспитание — это физкультурное образование, направленное на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Цель АФВ – создать начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, сформировать предпосылки для их значительного развития.
АФВ отражает необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке инвалидов к практической жизнедеятельности. Оно является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом и непременным условием формирования физической культуры личности инвалида.
Задачи адаптивного физического воспитания.
В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи
К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.
Решение задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с инвалидами предполагает, прежде всего, помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций. Необходимо формирование тех двигательных умений и навыков, которые инвалид самостоятельно не может освоить из-за патологических изменений двигательной сферы.
При многократном повторении идёт совершенствование моторной и сенсорной ориентировки, разлитое возбуждение постепенно переходит в строго дифференцированный импульс. Неоформленная генерализованная двигательная реакция замещается целевым дифференцированным актом. Идёт совершенствование и тренировка нервно-мышечного аппарата.
Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:
Общие понятия о физических качествах человека
... и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком ... в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие ...
- физическое оздоровление;
- создание условий для правильного физического развития;
- закаливание;
- коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).
Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни. В настоящее время вопросу воспитания физических качеств уделяется должное внимание, и этот процесс может осуществляться весьма эффективно.
В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязанных. Это прежде всего задачи, включённые в компенсацию основного дефекта и в коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, и выполнения таких двигательных заданий, которые развивают:
— мышечно-суставное чувство;
— ориентировку в пространстве и времени;
— степень напряжения и расслабления мышц;
— память на последовательность движений;
— внимание к своим движениям и действиям;
— умение выполнять движения по словесной инструкции;
— анализ движений по качеству их выполнения.
Правильно подобранные и дозированные упражнения, являются мощными афферентациями, адресованными в различные отделы ЦНС, которые изменяют соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических условных рефлексов, возникших в процессе заболевания.
Принципы адаптивного физического воспитания
Процесс адаптивного физического воспитания основывается на следующих методических принципах: доступности, наглядности, систематичности, прочности, дифференциально-интегральных оптимумов.
Принцип доступности.
Принцип требует соблюдения следующих правил:
- знать возрастные особенности занимающихся;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;
- соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному»).
Принцип наглядности.
«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических ...
... развитие»………………………….. 81 Литература…………………………………………………………….. 87 ТЕМА 2.1. «Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей» Контрольное задание 4: Подготовьте эссе по теме: «Движения - ... совершенствования организма впервые было показано Жаном Ламарком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и неослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет ...
Этот принцип имеет большое значение при изучении новых физических упражнений. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов возможно в более совершенном исполнении. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы: образцовый показ физических упражнений педагогом, использование диаграмм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.
Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений об изучаемых движениях. Для этого важно обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различных анализаторов (зрительного, двигательного, тактильного, слухового и др.).
Объяснение станет по-настоящему образным и сможет вызвать нужные ассоциации, если оно будет опираться на жизненный опыт инвалида. Мастерство специалиста в этом случае будет заключаться в умении найти сходные, знакомые инвалидам признаки физических упражнений с учётом их двигательного опыта. Чем ярче, эмоциональнее будут наведены эти ассоциативные «мосты», тем эффективнее будет осваиваться двигательный материал. При изучении комплекса упражнений педагог должен по возможности, расширять свой диапазон сравнений и предметных заданий. Такая форма объяснений, как сравнение и образцовый показ физических упражнений, наиболее адекватна для восприятия инвалидами.
Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:
— определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
— организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;
— применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знание занимающимися физических упражнений;
— заранее продумать активное и сознательное восприятие нового учебного материала;
— использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.
Принцип систематичности.
Формирование двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них, нежелательны, так как занимающиеся теряют способность чётко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.
Но подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки инвалидов, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям «переноса» двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха – неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающихся инвалидов.
Рабочая программа дисциплины 20
... общения консультантом для установления доверительных отношений с клиентом. Поза заинтересованного слушателя. Использование физического пространства в ходе консультирования. Слушание клиента. Умение выслушать клиента. Цели и значение ...
При систематических занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т.д.
Принцип прочности.
Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык расстраивается, возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется); многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосылки для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости), так называемое попутное повторение.
Прочность освоенных навыков зависит не только от методов обучения, но и от координационных особенностей некоторых физических упражнений.
Для реализации в АФВ принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:
— не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал;
— включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;
— повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;
— систематически вести учёт успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.
Принцип дифференциально-интегральных оптимумов.
От латинского — оoptimum – наилучшее. Следовательно, оптимумы – это совокупность наиболее благоприятных условий.
Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях, должно строится на основе глубокого знания специалистом функционального состояние нервно-мышечной системы инвалидов. Знание закономерностей функционирования нервно-мышечной системы в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок. Эффективность применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия реализуется в двух основных педагогических аспектах:
1-й аспект – компоненты физической нагрузки;
2-й аспект – качественные изменения в результате оптимальной мощности педагогических факторов
Представим эти аспекты в графическом изображении:
По горизонтали располагаются компоненты физической нагрузки, один из которых может доминировать в той или иной форме физического воспитания – объём, мощность, интенсивность, продолжительность однократного воздействия физических нагрузок установленной мощности, интервалы отдыха, характер отдыха.
Анализ программ, рекомендованных в работе по физическому воспитанию
... самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. Образовательная - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств. На основании цели оздоровительного ... В осуществлении этого направления помогают программы по физическому воспитанию дошкольников. Анализ программ, рекомендованных в работе по физическому воспитанию На современном этапе разрабатываются ...
Горизонтальное расположение основных компонентов физических нагрузок в графическом изображении позволяет понять, что основным фактором формирования развивающегося эффекта является мощность физической нагрузки в единстве с объёмом, интенсивностью, интервалами отдыха.
С учётом вертикального роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организме занимающихся физическими упражнениями можно определить четыре метода:
— метод оптимального сочетания максимальной и околомаксимальной мощности и полного объёма повторений;
— метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а также малого объёма повторений;
— метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объёма повторений;
— метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объёма повторений;
По вертикали располагаются сформированные уровни устойчивых качественных изменений в результате применения оптимальной мощности педагогических факторов. Уровни устойчивых качественных изменений должны быть использованы специалистом как морфологическая и функциональная база становления и совершенствования компенсаторных механизмов двигательных действий, восстановления и совершенствования внутримышечной и межмышечной координации опорно-двигательного аппарата.
Механизм работы дифференциально-интегральных оптимумов.
1) Оптимальный уровень воздействия силы физических нагрузок различного содержания и воздействия.
2) Формирование фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие функционального потенциала.
3) Качественные изменения в организме человека.
Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва организма.
Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно реализовываться специалистом на основе руководства следующими закономерностями:
— глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов;
— физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учётом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов;
— вертикальный рост коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов должен строиться только при наличии объективного методического обеспечения в форме горизонтально расположенных дифференциальных оптимумов, реализация которых в перспективе обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке инвалидов.
Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих ...
... Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику развития двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини- ... методика будет основана на реализации существующего потенциала мини-футбола в развитии двигательно-координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья; - будет реализована ...
Программы в адаптивном физическом воспитании
Программы АФВ должны быть направлены на:
- Развитие физическое и моторное, необходимое для активной повседневной жизни, общения с друзьями, семьёй, решение бытовых проблем (социализация).
- Развитие более позитивного самосознания и самооценки (повышение психологического статуса).
- Укрепление здоровья и профилактика развития осложнений основного дефекта (оздоровление).
- Развитие двигательных возможностей, обеспечивающих базу для освоения профессиональных навыков (трудоустройство).
- Развитие движений и возможностей, обеспечивающих участие в рекреативных программах (играх, спорте и т.д.).
Все программы должны быть основаны на интересах, возможностях, и учёте ограничений занимающихся.
Программы АФВ должны отвечать следующим требованиям:
— должны быть разнообразными, т.е. они не должны включать только упражнения лечебной физкультуры и не должны быть направлены только на терапевтический эффект, но должны отражать или адаптировать основные разделы программы традиционного ФВ для специального контингента;
— разнообразие программ должно обеспечивать стимуляцию развития двигательных параметров, нарушенных болезнью или являющихся следствием недоразвития или вторичных дефектов, таких как: сила, подвижность, моторные возможности, сенсомоторные функции, рисунок движения, выносливость, двигательное восприятие (понимание движения).
Через развитие двигательных возможностей (коррекция дефектов моторики) средствами АФВ, занимающиеся должны переходить на уровень развития движений соответствующих их возрастной норме и индивидуальным возможностям и потребностям.
Включение разнообразных видов занятий (спорт, танцы, игры) позволяет модифицировать программы и расширить двигательные возможности, повысить оздоровительный, педагогический и коррекционный эффект АФВ.
На первом этапе АФВ должно базироваться на принципе учёта возрастных интересов занимающихся, стремлении к совершенствованию возможностей и коррекции дефектов; необходимо основывать программу занятий для инвалидов на принципах АФВ, т.к. они не могут участвовать в традиционной программе ФВ.
Уровни развивающих и обучающих программ в АФВ
К развивающим и обучающим программам относятся программы раннего детства, дошкольные программы, программы средней школы, программы техникумов и Вузов.
Программы раннего детства
- Базируются на развитии зрительных и слуховых ориентировочных реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слежения за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т.д.).
- Основаны на ранней стимуляции (рефлекторный уровень деятельности двигательного аппарата и реакции на тактильные ощущения – моторно-сенсорный акт).
- Направлены на развитие общих движений (умения лежать на животе, приподнимать и длительно удерживать голову и др.) и удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное пеленание, частая смена позы во время бодрствования и проведения занятий)
- Осуществляются через индивидуальную работу.
- Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку не свойственно умение участвовать в строго организованном процессе.
Дошкольные программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции до развития различных форм двигательной активности. Здесь развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и моторные модели. Основу составляет объединение рефлекторной и проприорецептивной регуляции.
Рабочая программа 57
... Курс «Методика преподавания психологии» является дисциплиной, изучаемой в рамках профессиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 030301 — «Психология». Цель курса — ... Содержание практических занятий: Тема 1. Диагностика педагогических способностей. Определение уровня развития педагогических способностей: объективность в оценках людей, оптимизм, сила воли, ...
Средняя школа – акцент делается на формирование более совершенных моторных моделей, приближающихся к модели возрастной нормы здоровых детей. Обучение направлено на формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта.
Техникум и Вуз – разнообразие моделей повседневной жизни и развитие спортивных навыков.
Индивидуализация программ в АФВ
Достижение максимальных возможностей в моторном развитии можно осуществить через индивидуальную работу. При индивидуальной форме занятий принцип индивидуализации реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства педагога.
Одно из направлений реализации принципа индивидуализации — определение индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникальность и своеобразие личности во всех ее проявлениях. В адаптивном физическом воспитании индивидуальный подход предполагает разработку универсальных алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности.
Адаптивные программы должны соответствовать реальным индивидуальным возможностям, возрасту и ступени развития. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребёнок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая даёт ребёнку возможность продвигаться вперёд и добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит ребёнку проявить себя. Слишком лёгкая не будет стимулировать его психическую активность.
Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребёнка, на объективной оценке уровня и темпа развития ребёнка, его поведенческих реакциях.
Для построения коррекционно-развивающих программ АФВ в одинаковой мере для педагога важна информация как о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так и медицинские сведения об основном дефекте, сопутствующих нарушениях, состоянии психомоторики, особенностях функционирования организма и эмоционально-волевой сферы, так как процессы ретардации и диспропорции характерны не только для психического, но и физического развития и нуждаются в коррекции.
Развитие личности донаучн. период
... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...