Влияние психологических установок водителей на БДД

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения

С. Е. Борисова, кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России

(profy-ps@orel.ru)

В статье рассматриваются психологические особенности водителей как участников дорожного движения. Цель исследования: изучение отдельных психологических особенностей водителей и их представлений о системе подготовки в автошколах России. Объект: психологические особенности водителей. Предмет: закономерности влияния психологии водителей на безопасность дорожного движения. В роли участников эмпирического исследования выступили сотрудники органов внутренних дел. Методы эмпирического исследования – беседа, анкетирование. Гипотеза: существует прямая зависимость между психологическими особенностями водителей и их поведением при управлении транспортным средством, а одним из факторов, отрицательно влияющих на состояние безопасности дорожного движения, является недостаточно совершенная система подготовки водителей. Основные выводы: характеристиками, влияющими на безопасность дорожного движения, являются отрицательные психофизиологические состояния, отдельные психологические качества — склонность к необоснованному риску, виктимное поведение, легкомыслие, стремление к превышению установленного скоростного режима. Современная система подготовки водителей в России нуждается в совершенствовании ее практической направленности, оптимизации методики обучения в автошколах; следует усилить психологическую составляющую подготовки водителей и воспитывать культуру поведения на дороге.

Ключевые слова: психология водителя, безопасность дорожного движения, психофизиологическое состояние, склонность к необоснованному риску, виктимное поведение, легкомыслие, превышение скорости, дорожная реклама, подготовка водителей, культура вождения.

1

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. 2 марта 2010 года на заседании 64-йсессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций период с 2011по 2020 год объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».

Состояние безопасности дорожного движения во многом обусловлено психологическими особенностями водителей, отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и выступающих в момент управления транспортным средством элементом системы «человек – техника — среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей как одной из категорий участников дорожного движения и характера ее влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.

Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность дорожного движения, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожнотранспортные происшествия с тяжелыми последствиями, — опьянение.

Уместно сослаться на исследования, осуществляемые специалистами в области автотранспортной психологии, согласно которым люди довольно объективно оценивают угрозу своего опьянения, а вот влияние уровня опьянения на их функциональные возможности они определяют гораздо хуже. М.А. Котик обращает внимание, что значительная часть дорожных происшествий оказывается связанной с легким опьянением водителей. В данном состоянии реальный функциональный потенциал водителя несколько снижается, водитель же, напротив, считает, что за счет тонизирующего воздействия небольшой дозы алкоголя у него возникает дополнительная активизация нервной системы и оценка его возможностей существенно возрастает [4].

Беседа с сотрудниками госавтоинспекции, проходившими повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России по программам «Начальники (заместители) отделов, отделений (групп) по контролю за регистрационно-экзаменационнойдеятельностью ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» и «Командиры (заместители) батальонов (рот, взводов) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», показывает следующее. По опыту их общения с участниками дорожного движения, существенную опасность представляет состояние так называемого похмелья, при котором у водителей наблюдаются рассеянное внимание, головная боль, тремор рук, раздражительность и другие нежелательные симптомы. Сотрудники акцентируют внимание на проблеме официальной и законной фиксации данного состояния у водителя как противопоказания к управлению им транспортным средством. Они указывают на необходимость предусмотреть в нормативных правовых актах прохождение водителем освидетельствования не только на наличие опьянения, но и на состояние похмельного синдрома с целью отстранения водителя от управления транспортным средством в случае соответствующего результата.

Отметим, что не только психофизиологическое состояние опьянения или похмелья способно привести к ошибкам при управлении транспортным средством. В

2

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

частности, сочетание психофизиологического состояния опьянения с некоторыми личностными качествами водителя повышает вероятность отрицательных последствий. Таким личностным качеством, например, является склонность к необоснованному риску. Это – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Риск предполагает совершение действия, в некотором отношении грозящее личности травмой, ущербом [8].

Как отмечается в литературе, рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств человека. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными вариантами поведения; при этом учитывается степень обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения личностью о рискованном поведении [6].

На наш взгляд, склонность отдельных водителей к необоснованному риску в условиях дорожного движения лежит в основе их виктимного поведения, заключающегося в пренебрежительном отношении к правовым нормам или сознательном их нарушении.

Анализ виктимного поведения жертв дорожно-транспортныхпроисшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей, осуществленный М.П. Чичериной, подтверждает сформулированные предположения. Исследования показали, что в основе виктимного поведения лежали (%): стремление продемонстрировать «лихую смелость» (74), пренебрежительное отношение ко всякого рода запретам, в том числе правилам, обеспечивающим безопасность дорожного движения (53), пренебрежение интересами других участников дорожного движения (41), стремление как можно быстрее доехать до пункта назначения (37).

Более чем 60 % водителей частных легковых автомобилей характеризует агрессивное виктимное поведение, сопровождающееся водительской самоуверенностью [10].

Оценивать поведение водителей, оказавшихся в условиях дорожного движения, и виновниками и жертвами ДТП одновременно возможно не только с точки зрения психологии и виктимологии. С позиций уголовного права следует констатировать проявление одной из форм преступной неосторожности – легкомыслия, при которой личность осознавала общественную опасность своих действий (бездействий), предвидела возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывала на их предотвращение.

Прежде чем перейти к обсуждению следующей психологической особенности водителя, хотелось бы привести высказывание итальянского актера и кинорежиссера Витторио де Сика (1901 1974): «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью» [2].

Другими словами, продолжая рассматривать проблему, как психология участников дорожного движения влияет на безопасность дорожного движения, необходимо отметить, что одной из наиболее частых причин дорожнотранспортных происшествий является превышение скорости. Как отмечает А.Н. Романов, это связано с тем, что в условиях плотного транспортного потока на

3

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

скорости более 60 км в час психофизиологические возможности человека ограничиваются, ухудшается внимание, затрудняется восприятие объектов, в результате возникает нервное напряжение и управлять автомобилем безошибочно становится невозможно [7]. Поэтому для предупреждения ДТП, возникающих в результате превышения скорости, важны контроль и применение методов административного и психологического воздействия на таких водителей.

Подчеркнем, что в последние годы ученые и практики активно обсуждают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предлагают системный и поэтапный подход к их решению, однако анализ материалов конференций и международных форумов показывает, что психолого-педагогическиевопросы не находят должного отражения в этих обсуждениях и в конкретной реальности.

Один из таких вопросов связан с насущностью подготовки водителей. Ниже представлены результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел (ОВД), по роду своей профессиональной деятельности постоянно управляющих транспортными средствами и имеющих достаточный стаж вождения. Всего нами опрошены 88 сотрудников ОВД, проходивших в течение 2010-2011учебного года повышение квалификации в ОрЮИ МВД России, со средним стажем управления транспортными средствами 14 лет и водительскими правами категорий А, B, C, D, E. Анкетирование направлено на изучение отдельныхсоциально-психологическихособенностей подготовки водителей.

Так, респондентам формулировался вопрос: «Что бы Вы изменили в современной системе подготовки водителей с целью улучшения ее качества?». Полученные ответы условно распределены в шесть групп, отражающих взгляд опрошенных на систему подготовки водителей и конкретные предложения по ее совершенствованию (диаграмма 1).

Рис. 1

Наибольшее значение придается улучшению организации и методики проведения практических занятий в автошколах (62), а именно подчеркивается необходимость увеличения количества часов, выделенных на проведение практических занятий и практического вождения, улучшения качества этих

4

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

занятий, более активного использования специализированных тренажеров и возможностей автодромов.

Следует сказать, что, на наш взгляд, увеличение продолжительности обучения практическому вождению в автошколах обосновано с психологопедагогической точки зрения, так как формирование умений и навыков взрослого человека требует большего времени и применения методики обучения, учитывающей закономерности его психического развития.

Опрошенные особо отмечают целесообразность обучения навыкам вождения в разных дорожных условиях, в том числе экстремальных, что позволит принимать более быстрые, грамотные и соответствующие обстановке решения.

Данные высказывания подтверждаются суждениями, представленными в научной литературе. Так, Б.А. Шевкиев указывает на значимость экстремальной составляющей в профессии «водитель», в связи с чем возрастает роль физической и психологической подготовки водителей к предстоящей деятельности, обучения их эффективным способам поведения в профессионально-значимыхситуациях [11].

На втором и третьем месте по значимости находятся предложения опрошенных об увеличении продолжительности обучения в целом и повышении качества теоретической подготовки водителей. При этом акцентируется внимание не только на необходимости более тщательного изучения Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ), но и на целесообразности обучения анализу и правильной оценке дорожной ситуации водителями.

Мнение опрошенных нами сотрудников органов внутренних дел согласуется с точкой зрения, высказываемой в психологической литературе. Так, специалистами в области юридической психологии подчеркивается, что одной из основных психологических особенностей опытного водителя является умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности, предвидеть маневры других водителей и принимать на этой основе превентивные меры [6].

Респонденты указывают также на актуальность повышения требований к водителям, воспитание у них на этапе обучения готовности уважать других участников дорожного движения. Настораживает, что 7 % анкетируемых высказали мнение, согласно которому ничего не стоит изменять в современной системе подготовки водителей в России.

Как показал опрос, часть респондентов, вероятно, искренне не осознают сущность и серьезность проблем, касающихся подготовки водителей, следовательно, психологически не готовы их анализировать и высказывать суждения по этому поводу.

Здесь же следует сказать, что важно на государственном уровне осуществлять работу, направленную на повышение правовой грамотности всех участников дорожного движения. Так, существенную роль в этом играет социальная (дорожная) реклама. По мнению специалистов, она сдерживает агрессивность и конкурентность водителей, способствует дисциплине и формированию правовой культуры,

5

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

стереотипов правомерного поведения у водителей и пешеходов, исходя при этом из общественных ценностей [3; 12].

Подчеркивая роль средств массовой информации и ресурсов интернета в повышении уровня развития правосознания, в просвещении и обучении безопасному поведению, хотелось бы обратить внимание на информационные порталы для участников дорожного движения и периодические издания. Так, основной задачей издания «STOP-газета»является воспитание законопослушного участника дорожного движения, и помимо аналитических материалов по ситуации с безопасностью дорожного движения на дорогах России и мира в газете содержится полезная информация о правилах безопасного поведения на дороге и рекомендации начинающим водителям [9].

Материалы, представленные в средствах массовой информации и информационных порталах, целесообразно применять сотрудникам госавтоинспекции, например, в работе по пропаганде безопасности дорожного движения, а соответствующие периодические издания шире рекламировать и использовать в автошколах, образовательных и других учреждениях, делать их доступными массовому читателю.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие вопросы (темы) психологического характера Вы бы включили в программу подготовки водителей?»

Анкета предусматривала также изучение мнения о содержании вопросов психологического характера, которые следовало бы включить в программу подготовки водителей. Условное распределение ответов сотрудников ОВД отражено в диаграмме 2.

Значительное большинство мнений (58 %) отражает значимость воспитания у водителей культуры вождения и определенных социально-психологическихкачеств, среди которых опрошенные указали уважение к другим участникам дорожного движения, вежливость, выдержку, спокойствие, уравновешенность, понимание, порядочность, дисциплинированность, честность, а также отрицательное и нетерпимое отношение к нарушению ПДД РФ как явлению.

6

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

Наряду с потребностью в воспитании культуры поведения у водителей респонденты отметили и необходимость тренировки внимания, выработки умений борьбы со стрессом и утомляемостью (14 %).

Вдополнение к высказанным точкам зрения стоит добавить, что, на наш взгляд, важна достаточная степень осведомленности участников дорожного движения, в том числе водителей, о психологических закономерностях, проявляющихся в условиях дорожного движения, в частности, о закономерностях функционирования психических познавательных процессов. Например, полезно знать, что для снижения вероятных отрицательных последствий ослепления водителей при встречном разъезде ночью рекомендуется волевым усилием не переносить взгляд на источник света [1].

Вусловиях тумана происходит эффект зрительного обмана, который заключается в том, что фактическое расстояние зрительно увеличивается в 2 раза. Так, если до препятствия фактически 25 метров, то водителю кажется, что 40 50. Часто именно этот обман и приводит к авариям. Кроме того, при средней плотности

тумана с метеорологическим расстоянием видимости менее 200 метров у водителя наступает эмоциональная перегрузка, вызванная не только малым расстоянием видимости, но и отсутствием информации о дорожной обстановке и условиях движения [5].

Оформленные представления об этих закономерностях и умение учесть их в дорожных ситуациях являются, по нашему мнению, субъективным условием повышения безопасности дорожного движения (наряду с необходимыми качествами психики и личности — внимательностью, устойчивостью к стрессовым воздействиям, уважительностью и т. д.).

Обратимся вновь к результатам анкетирования. Не менее важной темой психологического характера, по мнению опрошенных, выступает обучение поведению в экстремальных ситуациях, в том числе в ситуации дорожнотранспортного происшествия (14 %).

При этом высказывались предложения относительно методики психологической подготовки водителя, предусматривающей посещение мест дорожно-транспортныхпроисшествий с пострадавшими, просмотр видеосюжетов, наглядно демонстрирующих процесс и результат (последствия)дорожно-транспортногопроисшествия.

Вместе с тем некоторые опрошенные затруднились четко сформулировать круг тем, подлежащих рассмотрению в ходе психологической подготовки водителей (14 %).

Это, по-видимому,указывает на недостаток психологической грамотности респондентов и отсутствие у них оформленных представлений о психологической составляющей деятельности водителя.

Рассматриваемые вопросы о подготовке водителей находятся в стадии обсуждения и пристального внимания со стороны ученых и практиков. Так, высока потребность в разработке трудограмм профессиональных водителей, их типологий и классификаций, в более глубоком изучении нуждаются закономерности формирования индивидуальных стилей управления транспортным средством, научного обоснования и внедрения требуют современные методики и технологии обучения вождению, повышения квалификации опытных водителей. Не менее

7

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

актуально формирование коммуникативной и правовой грамотности всех участников дорожного движения, а также нейтрализация воздействий отрицательных физических дорожно-ситуативныхфакторов. Решение обозначенных проблем возможно при реализации комплексного и межотраслевого подхода, оно призвано создать условия для повышения безопасности дорожного движения.

Литература

1.Автотранспортная психология. – М., 2004.

2.Большая книга афоризмов. – М., 2000.

3.Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология. 2011. № 2.

4.Карась Ю.В., Орехов В.В., Тихонов А.Н. Автотранспортная психология в организации движения. Часть 1. Природа ошибок водителей автомобилей. — Казань, 2000.

5.Пегин П.А. Новый способ зрительного ориентирования водителя в условиях тумана // Вестник Томского государственного архитектурностроительного университета. 2008. № 1.

6.Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М.,

2001.

7.Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М., 2002.

8.Словарь практического психолога. – Минск, 1997.

9.STOP-газета– Информационный портал для водителей и пешеходов [Электронный ресурс]. URL: http://www.stopgazeta.ru/

10.Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожнотранспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2001.

8

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

11.Шевкиев Б.А. Безопасность профессиональной деятельности водителя как обобщенный итог его личного и профессионального опыта // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета,2005. Т. 49. № 5.

12.Утлик В.Э. Социально-психологическиеусловия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Автореф. … канд. психол. наук. – М.,

2006.

9

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

Effect of drivers’ attitudes to traffic safety

S. E. Borisova., Ph.D. in psychology, associate professor, chair of criminal law, criminology and psychology, Orel Law Institute of Ministry of Interior of the Russian Federation(profy-ps@orel.ru)

The article examines psychological peculiarities of drivers as traffic participants. The aim of the research: to study certain psychological peculiarities of drivers and their notions of education system in Russian driving schools. The object: psychological peculiarities of drivers. The subject: regularities of influence of the driver’s psychology on the traffic security. Law enforcement officials participated in the empirical research. Methods of the empirical research: interview, questionnaire. Hypothesis: there is a direct correlation between psychological peculiarities of the drivers and their behavior while driving, and one of the factors which have a negative effect on the traffic security is the imperfect system of driver education. The main conclusions: characteristics which influence the traffic security are the negative psychophysiological conditions, certain psychological qualities — tendency toward unreasonable risk, victim behavior, carelessness, urge to exceed the set speed limit. The modern system of driver education in Russia requires improvement of its practical orientation, optimization of the methods of teaching in driving schools; psychological component of driver’s education should be amplified and the culture of road behavior should be nurtured.

Keywords: driver’s psychology, traffic security, psychophysiological condition, tendency toward unreasonable risk, victim behavior, carelessness, speeding, road advertising, driver education, culture of driving.

10

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Влияние психологических установок водителей на БДД — Стр 2

Журнал «Психология и право»

 

www.psyandlaw.ru / ISSN-online:2222-5196 /E-mail:info@psyandlaw.ru

2011, № 4

——————————————————————————————————————————

References

1.Avtotransportnaja psihologija. – M., 2004.

2.Bol’shaja kniga aforizmov. – M., 2000.

3.Bezrukov D.A., Vojtenkov E.A. Psihologicheskie aspekty primenenija social’noj reklamy v sfere povyshenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija //

Juridicheskaja psihologija. 2011. № 2.

4.Karas’ Ju.V., Orehov V.V., Tihonov A.N. Avtotransportnaja psihologija v organizacii dvizhenija. Chast’ 1. Priroda oshibok voditelej avtomobilej. — Kazan’, 2000.

5.Pegin P.A. Novyj sposob zritel’nogo orientirovanija voditelja v uslovijah tumana // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogoarhitekturno-stroitel’nogouniversiteta. 2008. № 1.

6.Prikladnaja juridicheskaja psihologija / Pod red. A.M. Stoljarenko. – M., 2001.

7.Romanov A.N. Avtotransportnaja psihologija. – M., 2002.

8.Slovar’ prakticheskogo psihologa. – Minsk, 1997.

9.STOP-gazeta– Informacionnyj portal dlja voditelej i peshehodov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.stopgazeta.ru/

10.Chicherina M.P. Viktimologicheskij analiz i profilaktikadorozhno-transportnyhproisshestvij, sovershaemyh voditeljami chastnyh legkovyh avtomobilej:

Avtoref. diss. … kand. jurid. nauk. – M., 2001.

11.Shevkiev B.A. Bezopasnost’ professional’noj dejatel’nosti voditelja kak obobwennyj itog ego lichnogo i professional’nogo opyta // Izvestija Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotehnicheskogo universiteta, 2005. T. 49.

№ 5.

12.Utlik V.Je. Social’no-psihologicheskieuslovija preduprezhdenija konfliktov v dorozhnom dvizhenii: Avtoref. … kand. psihol. nauk. – M., 2006.

11

©2012 Московский городской психолого-педагогическийуниверситет

©2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru