1.ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.
Социология управления — это раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности. В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).
С другой стороны, по мнению многих ученых (В.Харчева, В.А. Ядова и др.) специфика социологии как целостной системы научного знания состоит в том, что она изучает закономерности образования, функционирования и развития социальных общностей. Ключевой, основополагающей категорией является категория «социальная общность» как взаимосвязь человеческих индивидов. Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории социологии позволяет учесть субъектно-деятельностную компоненту социального, т. е. 1) социальное действие; 2) последовательность действий – социальный процесс; 3) формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты; социальную структуру (как упорядоченную систему общественного разделения труда и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей); структуру социальных функций и ролевых предписаний; 4) субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно. Таким образом,социология управления как часть общей социологии рассматривает процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.
Социология управления — это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.
Социально-педагогические ресурсы социальных отношений
... и коррекции реально существующих социально-педагогических ресурсов социальных отношений. В ходе работы мы изучили литературу, в которой затрагивается процесс реализации ресурсов социальных отношений в социально педагогической деятельности, а также ...
Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к которым можно отнести следующие:
- исторические аспекты становления современной социологии управления (отечественные и зарубежные концепции);
- методологические проблемы социологии управления;
- социально-психологический анализ развития и применения современных методов управления;
- влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;
- социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;
- социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;
- социологический анализ лидерства и руководства, отношений «руководитель-подчиненный» в управленческой деятельности;
- управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности;
- инновационные процессы в системах управления.
3.Обьект, предмет, функции и задачи социологии управления.
Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях, а также порядок организованного взаимодействия индивидов в рамках управленческого процесса.
Предмет социологии управления представляет собой изучение, оценку и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.
Основной целью социологии управления является получение комплексного и объективного знания о закономерностях функционирования системы управления на основе изучения условий и механизмов наиболее оптимального применения управленческих способностей, средств, методов, знаний индивидов в конкретных условиях действующих институтов и организаций.
Функции социологии управления непосредственно связаны с ее задачами (рис. 1).
К числу основных функций социологии управления относят:
1. Познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп.
2. Оценочная. Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или не соответствует) существующая в обществе система управления отдельных индивидов их групп и общностей.
3. Прогностическая, которая направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или отдаленного будущего.
Четвертая функция социологии управления — образовательная (обучающая) состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации.
Социология управления может выполнять еще одну социальную функцию — инновационную, т.е. вооружать управленцев новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.
4. Содержательная структура су
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов: 1)органов управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций; 2)группы проблем, связанных с постановкой и реализацией социальных целей управления с точки зрения социальных критериев, анализом социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследованием и разработкой системы учёта интересов, мнений и предложений людей; 3)целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, рассматриваемые не просто как социальные качества личности, а как выражение определённых отношений, возникающих в процессе управления; 4)внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных группах и на предприятии в целом. Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы, как:
Управление поведением и деятельностью в стрессе
... Вырабатываемые навыки управления поведением и деятельностью в стрессе рассматриваются при этом как производственная IT-технология, являющаяся неотъемлемым элементом управленческой культуры, составной ... внеорганизационные, организационные, личностные факторы. Внешние стрессоры включают в себя социальные изменения, которые вызваны научно-техническим прогрессом, внутриполитическими и международными ...
- организационная культура;
- система власти и отношения руководства-подчинения;
- социальная структура организации;
- взаимосвязь формальной и неформальной структур;
- социальные группы, статусы и роли;
- формирование групп в системе управления по социологическим признакам;
- соединение личных, групповых и общеорганизационных целей;
- участие исполнителей в выработке общих решений;
- оценка руководителей;
- организационные конфликты;
- адаптация персонала;
- управленческое консультирование;
- социальное планирование;
- сокращение персонала;
- дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;
- удовлетворённость трудом и отчуждение от работы;
- социальная ответственность и др.
Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учёте социального фактора.
5.Развитие наук «социология» и « управление» как база возникновения социологии управления
Социология управления — пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Социология как научная дисциплина возникла в середине XIX в. во Франции, где в течение долгих лет происходили социальные и политические волнения.Социология (от фр. societies и греч. logos) — это наука об обществе, обществоведение.Открытие первых социологов заключалось в том, что они выяснили, что не только люди управляют экономическими и политическими отношениями, но что в этом участвуют также и незримые социальные связи. Эти связи — социальные отношения между людьми.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX — начале XX в. К этому же времени относятся и первые работы ученых и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается О. Тейлор. Английское слово « менеджмент» , т.е. управление, возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало умение (рачительно) вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда. Глагол tomanage — управлять, и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели, однако с изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия « менеджмент» трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности и может относиться к области человеческого знания, к личностям, осуществляющим управление, к процессу достижения цели. В литературе можно найти значительное количество определений этого термина: > Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. ^ Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. ^ Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. ^ Управление — это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. ^ Управлять — делать что- либо руками других людей.
Управление агрессией в организациях
... 1990). Синтез психоанализа, агрессии и менеджмента. Поскольку первой важной задачей в организациях является обучение и развитие менеджеров, целесообразна проверка современных психоаналитических концепций в ... контролируемой агрессии. Он отмечал, что это позволяло убирать затруднения в эффективном управлении. Mellinger (1978) использовал "эмоциональное обучение" для фасилитации эффективного тренинга и ...
Несмотря на обилие подходов главное, на чем сходится большинство исследователей, это то. Что основная задача управления — руководство людьми, координация их деятельности для достижения цели.
Важно понять взаимодействие менеджмента с другими науками, используемыми для осуществления процессов управления. Такими как экономика, информатика, социология, психология. Управление не может осуществляться вне экономики. Однако часто менеджмент настолько связывают с экономикой, иногда даже отождествляя эти понятия. Для сегодняшней экономики характерен бессубъектный подход к управлению безличностными элементами внутренней среды организации. Несмотря на декларирование важности «человеческого фактора», в центре внимания экономиста находятся цены, экономические нормативы, экономические показатели и т.д.
6.Развитие управленческих концепций и значение социального фактора в управлении
Период времени от прединдустриального до постиндустриального общества может быть разделен на четыре доминирующие управленческих системы: управление путем участия в деятельности; управление посредством директив; управление по результатам; управление по методу.
Управление путем участия в деятельности.Эта управленческая концепция характеризовалось системой производства, базировавшейся на трудовых гильдиях. Каждый мастер был учителем и моделью, с которого брали пример подмастерья, и в высокой степени контролировал учеников. Производство было основано на индивидуальном дизайне и ручной работе. Завершенные изделия представляли собой пример мастерства, имели очень высокое качество и долговечность. Способность ремесленника производить высококачественные вещи и услуги обычно вознаграждалась как деньгами, так и всеобщим признанием.
Управление посредством директив. К началу XX в. произошла замена ручной работы на механизированный труд. Возникли крупные фабрики, создавшие потребность в развитии эффективных методов управления большими организационными системами и потребность в эффективных методах, способствующих росту производительности труда.
Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность ...
... труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Социально-психологические методы управления ... социолог Макс Вебер. В США в начале XX века сложилась чикагская школа социологии и социальной психологии, которая в 193 0-е годы ...
Управление по результатам.В 1924 г. Э. Мейо изучал взаимосвязи между физическими условиями труда (освещенностью, температурой и т. п.) и продолжительностью и производительностью труда. Он обнаружил, что рабочие экспериментальной группы, мнения которых были оценены, стали работать лучше. Мейо заключил, что человеческий фактор имеет очень большое влияние на производительность. Его исследования дали начало развитию поведенческих наук, направленных на изучение процесса повышения производительности труда и организационной эффективности путем акцента на человеческом аспекте организации.
Другой ученый, американский психолог А. Маслоу, в 1943 г. создал модель, описывающую взаимосвязь между мотивацией человека и его деятельностью. Модель А. Маслоу включала пять уровней потребностей:
1. Физиологические потребности в пище, воде, убежище, одежде, сексе.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. Это потребности в защите от физических и психологических опасностей.
3. Социальные потребности – потребности принадлежности, социального взаимодействия, привязанности, поддержки.
4. Потребности в уважении – потребность в самоуважении, потребность в личных достижениях, компетентности, уважении и признании со стороны окружающих.
5. Потребность самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
УПРАВЛЕНИЕ ПО МЕТОДУ
К середине ХХ в. научнообоснованные принципы менеджмента акцентировали внимание на гуманизации рабочей среды и были реализованы в концепции социотехнических систем.
Социотехнические системы основаны на понимании работниками социальных и экономических аспектов их работы. Работники вовлекаются в процесс развития их навыков с целью улучшения результатов. Именно система, а не индивидуальные задачи, становится объектом изучения. Теория управления стала фокусироваться на рабочих группах и на чувстве ответственности членов группы.
7.ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЙЛОРА
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора. 1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Сотрудничество администрации с рабочими. 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы
Место управления в предпринимательской деятельности
... представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Такое содержание понятия менеджмент соответствует принятому понятию внутрифирменного управления. 2. Менеджмент ... Понятно, что для того чтобы разобраться в месте и роли управления в предпринимательской деятельности, нужно понять, что это такое. Менеджмент это самостоятельный вид ...
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
8. Административная школа управления фейоЛя
Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).
Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.
Принципы управления, сформулированные А. Файолем. 1. Разделение труда, т. е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполнительскому труду. 2. Дисциплина. Эффективным средством воспитания дисциплины является личный пример руководства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение. 3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. 4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану. 5. Власть и ответственность. Власть и ответственность взаимосвязаны между собой. 6. Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан. 7. Вознаграждение. Стимулирование труда работников должно быть справедливыми, и каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере. 8. Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления. 9. Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности. 10. Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции. 11. Справедливость. Лояльность и верность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликтные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта. 12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависимости от сложившихся обстоятельств. 13. Скалярная цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению. 14. Корпоративный дух, т. е. принцип «в единении – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.
Тема 13 Управление нововведениями в организации
... между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях. Также под изменением можно понимать процесс смены ... основных утверждения, отличающих организационное развитие от других направлений в управлении и консультировании: Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам ...
Особенность использования принципов: их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется процесс управления. В связи с этим число принципов управления неограниченно.
9. Школа человеческих отношений и поведенческих наук мейо
Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880-1949).
Главный теоретический вывод Э.Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.
Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительность труда.
Приемы управления человеческими отношениями (консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др.) оказывают во многих случаях большее влияние на производительность труда, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.).
Продолжением школы «человеческих отношений» является школа «поведенческих наук». К представителям этой школы относят американских ученых А.Маслоу[11], Д.МакГрегора, Д.МакКлелланда, К.Арджариса, Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, В.Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникаций и др. Наибольший вклад в изучение проблем мотивации внес А.Маслоу.
Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, то есть способствовала росту эффективности организаций за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Эта школа основное внимание направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни, продолжает проблемы потребностей и мотивационного поведения.
10. Функции управления в организации
Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Функция контроляпроявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.
Становление социологии управления.Социальное управление и его типы
... использовать в своей практической работе научные методы социального управления. Управление в организациях - одна из самых сложных ... называемые государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных ... взаимоотношений с различными общественными группами. Степень разработанности проблемы.Первые примитивные элементы науки управления, то есть попытки ...
Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.
В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).
11. Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенное и включенное);
· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.
Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения — если их обработать статистически — взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Никто в мире не изобрёл более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лёд и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену — совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы
12.
13. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА ГРУППА
В речи современного человека слово «группа» является привычным и обыденным, однако, несмотря на то что люди с древних времен образуют различные сообщества, слово «группа» возникло сравнительно недавно. На наш взгляд, история возникновения этого термина многое проясняет в специфике социологического знания. Во французе ком, немецком, английском, испанском и других языках это слово возникло не ранее второй половины XVII в. В это время французские художники завезли из Италии технический термин groppo, или gruppo, означавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление.
Затем это слово проникает в литературу, еще сохраняя свой технический оттенок. И только с середины XVIII в. во Франции оно начинает употребляться для обозначения круга или собрания реальных людей. В некоторых словарях понятие «группа» дается как понятие современной математики, однако в математику, где разрабатывается собственная теория групп, этот термин был введен Э. Галуа только в 1830 г.
Малые группы в социальной психологии
... пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, ... в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает ...
Таким образом, живой разговорный язык второй половины XIX в. позволял назвать группой некоторые скопления людей. Но если в первой половине XIX в. слово «группа» оставалось достаточно редким специальным термином, практически не имеющим отношения к реальным социальным группам, то во второй половине века положение существенно меняется. Слово «группа» все чаще появляется в литературной речи, на страницах философских и политических произведений и используется в том числе как синоним реальной социальной общности. Однако объем понятия «социальная группа» оставался крайне неопределенным и аморфным.
Есть и другой момент, оказавшийся вплотную связанным с осмыслением понятия группы. В своей предыстории значение термина «группа» восходит к двум корням: «узел» от итальянского groppo и германского grop и «круг» от германского к1ирре, kruppe и французского groupe. Оба эти слова имели в основе идею круга. Равенство образующих круг группы лиц нашло воплощение в ряде культовых обрядов. Общепринятое сегодня выражение «беседа за круглым столом», возможно, является отголоском тех же традиций, лишенных религиозного содержания.
Несмотря на то что слово «группа» могло быть адресовано некоторой совокупности предметов и объектов уже с середины XVIII в. в Европе и середины XIX в. в России, «открытие» малой группы как особой реальности человеческих отношений произошло лишь в начале XX в.
14.Группа как основа социальной организации и виды групп
Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.
Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей выделенных по социально значимым критериям – количеству, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, доходам, власти, образованию и др.
Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы (толпа, публика, паника, слухи, бунт и др.).
Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы.
Совокупная численность человеческих групп на Земле (8-10 млрд.) превышает численность населения (5 млрд.) в 1,5-2 раза, потому что один индивид может состоять в 5-6 группах.
Ученые доказали, что многие особенности человека (способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность) – являются итогом групповой деятельности.
В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, т.е. закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее. Люди выживают только сообща. Изолированный индивид скорее исключение, нежели правило.
Т.к. социальная структура изображается как плотно пригнанные друг к другу пустые статусные ячейки (покупатель, женщина, ребенок и т.д.).
Ячейки заполняются в зависимости от численности каждой категории. Количество статусных ячеек не зависит от численности населения. Оно зависит от уровня разделения общественного труда, от социально-технического развития. Скрытые за каждым статусом люди составляют большие социальные группы – совокупность всех носителей данного статуса (например, все пенсионеры, все милиционеры, все преподаватели, все проживающие в коммунальных квартирах и т.д.).
В классификацию входят два самых крупных подвида:
1. Реальные группы.
2. Номинальные группы (условные).
Реальные группы формируются на основании признаков, которые задаются объективными критериями. В эти характеристики входят все социальные статусы: демографические группы, экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные. Реальным считается такой признак, который существует вне зависимости членов группы или в сознании ученого, выделившего эти группы. Например, молодежь – это такая реальная группа, которая выделяется по объективному критерию – возрасту. Следовательно, столько больших социальных групп, сколько статусов.
Номинальные группы выделяют только для статистического учета населения и поэтому их называют социальными категориями. Например, пассажиры пригородных поездов; состоящие на учете в психиатрии; покупатели стирального порошка «Ариэль»; монородительские, мало и многодетные семьи; имеющие временную или постоянную прописку; проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и т.д.
Социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Номинальные большие группы выделяются по искусственным признакам, которые зависят от сознания ученого классифицирующего эти группы, но не членов этой группы. Например, все проживающие в двухкомнатных квартирах.
Реальная группа – это большая совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков: пол (мужчины и женщины), доход (богатые, бедные, зажиточные), национальность (американцы, русские и т.д.), возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), родство и брак (холостые, женатые, родители и т.д.), профессия (род занятий – водители, учителя и т.д.), место жительства (горожане, сельские жители, земляки и т.д.).
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. Реальные признаки существуют не только объективно (пол, возраст), но и осознаются субъективно.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяются три типа (главные):
1. Стратификационные: рабство, касты, сословия, классы
2. Этнические: расы, нации, народы, народности, племена, кланы.
3. Территориальные: выходцы из одной местности, горожане, селяне.
Таким образом, реальные группы – это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем.
За реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие и т.д.).
Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.
Социальная организация – искусственно сконструированная общность людей, созданная кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели. Например, производство товаров или оказание платных услуг при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание).
По размерам они бывают: очень крупными (сотни тысяч человек); крупными (десятки тысяч); средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен); мелкими или небольшими (от 100 человек до нескольких).
Социальная организация занимает промежуточное положение между большими социальными группами и малыми группами. Социальные организации заканчиваются классификацией больших групп.
Между группами пролегает граница, делящая их на вторичные и первичные группы в социологии. К первичным относятся только малые группы, а все другие к вторичным.
Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Понятие «социальная общность» в широком смысле слова выступает синонимом группы вообще, а в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Территориальная группа – совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.
Каждый человек в разной степени отождествляет себя со своим статусом и соответствующей ему ролью. Некоторые буквально «сливаются» с ролью: например, важный начальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посторонними и с членами семьи; учительница пытается поучать всех, кто попадается под руку.
Максимальное слияние с ролью – ролевая идентификация, а среднее или минимальное называется дистанцированием от роли.
Дистанцирование от роли необходимо отличать от сокращения межстатусной дистанции.
Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним, тем чаще обладатель высокого статуса стремиться при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.
У каждого человека есть своя ролевая система, в ней все взаимосвязано, но не со всеми ролями человек идентифицирует себя. Второстепенные для себя роли он одевает и снимает как «театральную маску».
Разным типам групп присущи разные типы идентификации и социальных связей, а именно, где малые группы, там наблюдается сплоченность, где большие группы, там – солидарность.
Сплоченность и солидарность – это формы интеграции: сплоченность может существовать в малых группах, где все знают друг друга, они интегрируются вокруг общих задач, ценностей, интересов, а также сплочены социально-психологически. Солидарность существует в большой группе (присущи признаки корпоративной морали), здесь важны общие ценности, общий интерес, общий жизненный опыт.
Сплоченность – это взаимовыручка, взаимная поддержка, чувство малого коллектива, чувство общности, идентификация с конкретными людьми.
Персональной идентификации в большой группе нет, она происходит только в малой группе.
Социальная организация – это самое противоречивое место, где сталкиваются закономерности присущие разным типам социальных групп.