Общественные и индивидуальные знания функций семьи.

Основные функции семьи.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей. К важнейшим функциям семьи и брака относят следующие:

1.регулирование сексуальных отношений.

2.Воспроизводство населения.

3.Социализация.

4.свобода и защита

5.социальное самоопределение.

По мнению Соловьёва «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет».

Навайтис выделяет следующие группы семейных потребностей:

1. Создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи

2. Потребности в любви, уважении, опеке

3. Потребность в психологической и физической близости

4. Потребность в семейном общении

К этому следует добавить потребность в самореализации личности как жены-матери-хозяйки дома, мужа-отца-главы семейства.

Харчёв выделяет след функции:

Основная функция семьи – репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личном плане.

Наряду с основной функцией семья выполняет ещё ряд других, важных социальных функций:

— сексуально-эротическая

— воспитательная

— регенеративная – передача статуса, имущества, социального положения.

— хозяйственно-бытовая

— экономическая

— сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи, а так же регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

— сфера духовного общения.

— социально статусная – предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры

— досуговая

— эмоциональная

— рекреативная – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

 

 

Специфические и неспецифические функции семьи.

Спец функции семьи формируются исходя из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления.

Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах.

 

Основные специфические функции: рождение, содержание, воспитание детей.

Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «я» каждого члена семьи.

4 стр., 1682 слов

Семья как социальный институт 2

...  — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении ... последовательно меняются его функции истатусв семье. Выделяют следующие аспекты семьи: Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, ...

Неспецифические функции семьи отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей. Иначе говоря, неспецифические функции семьи представляют собой условия реализации специфических функций.

 


Общественные и индивидуальные знания функций семьи.

Сфера семейной деятельности ( функция) Общественное значение функции. Индивидуальное значение функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Хозяйственно-бытовая функция Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи Получение хоз-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других( в случае нетрудоспособности или в обмен за услугу)

Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм, взаимоотношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовные взаимообогащения членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза
Досуговая Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Социально-статусная Предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

 

В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнёра.

Некоторые функции добрачного периода:

1. Формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнёрах, о потенциальных супругах.

2. Накопление совместных переживаний и впечатлений.

3. Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнёров.

4. Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.

5. Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником.

 

Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:

— наличие во взаимоотношениях М и Ж первичного влечения и биологической совместимости, которая не возможна без определённой культуры интимных отношений.

— психологическая совместимость. Подразумевает душевный комфорт будущих супругов.

-духовная совместимость. Предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать.

-Бытовая совместимость. Способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.

Если совпадает хотя бы 3, то брак будет удачным.

 

 


2.Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьёй на протяжении всего её существования используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом П. Гликом в конце 40-ых гг 20 века.

 

В настоящее время понятие жизненный цикл семьи используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий. А «расстояние» от одного события до другого называется стадией жизненного цикла.

 

В социологической литературе цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребёнка или по последовательности стадий родительства. С т.з. этого подхода в развитии семьи выделяются примерно одни и те же этапы. Ещё Сорокин выделял 4 стадии:

 

1.брачная пара в момент образования

2. семья с маленькими зависимыми детьми

3. семья с 1 взрослым ребёнком

4.стадия отделения всех детей

 

Антонов выделяет 5 семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребёнка, отделение от родителей взрослых детей/рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:

1.Стадия предродительства

 

2.стадия репродуктивного родителства

 

3.стадия социализированного родительства.

4.стадия прародительства

Основные подходы к исследованию семьи.

С т.з. социологов Р.Хилла и Д.Хансена основные подходы к исследованию семьи можно объединить в следующие 5 групп:

1.Интеракционистский подход. Исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определённые позиции в ней связанные с соответствующими ролями. Институт семьи рассматривается как относительно закрытая система.

2.Структурно-функциональный. Анализ института семьи как социальной системы. Семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьёй и общество раскрывается через понятие функции.

3.Ситуационный. Фиксирует внимание не на взаимодействии отдельных членов семьи, а на ценностях и нормах в сфере семейно-брачных отношений. Семья рассматривается ни как соц институт,а как малая группа.

4.Институциональный. Рассматривают семью как соц систему. Отмечают, что многие важные функции семьи перешли обществу.

5.Эволюционный. Представляет собой попытку свести различные подходы в одну общую систему. Почти у всех исследованных народов счёт родства по матери предшествовал счёту родства по отцу. На первичной ступени половых отношений, наряду с современными моногамическими сношениясми господствует широкая свобода брачных сношений. Эволюция брака состояла в постепенно ограничении свободы половой жизни. Эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Кроме исследований семьи в социологии существую различные подходы к изучению семьи в иных науках. В частности с т.з. психологии семья рассматривается в 3 направлениях:

1. Психодинамический подход (З.Фрейд).

Семья рассматривается как среда первичной социализации. В условиях семьи у человека формируются защитные механизмы. Развитие личности понимается в 2: освобождение от инфантильной зависимости; формирование самоопределения по типу взрослого человека.

2. Юнгинианский подход. Семья понимается как необходимый уровень для развития индивидуальности.

3. Гуманистический. Семья рассматривается как социальная среда способствующая личностному росту. Большое значение у внутрисемейного общения.

 

 

Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий.

1 стадия – 1,5 года

 

2 стадия – 2,5 года

3 стадия — если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия 1го ребёнка – 14,9 лет + 8 лет периода продолженной социализации.

4 стадия – 19,9 лет.

 

 

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременные изменения всех названных показателей происходят при рождении в семье детей. Поэтому чаще всего выделяются следующие стадии:

1 – период добрачного ухаживания

2 – молодая брачная пара без детей

3 – семья с маленькими детьми

4 – семья с детьми школьниками или подростками

5 – отделение детей от родителей

6 – супружество в позднем возрасте

 

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии к другой обозначается как кризис. При этом семья так же как и индивид при прохождении кризиса сталкивается с 2 возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно опасностью и надеждой. Он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый более высокий уровень развития, либо приводит к разрушению системы.

 

 

Кризисы семейных отношений.

Кризисное обострение внтурисемейных проблем можно рассматривать как переходные моменты между стадиями жизненного цикла семьи. Такие семейные кризисы называются нормативными, т.е. нормальными для всех семей. Хотя это тяжёлые ….,которые сопровождаются острыми эмоциональными стрессами и переживаниями.

Основные кризисные периоды жизненного цикла семьи:

1 – принятие на себя супружеских обязанностей. Его переживает молодая семья без детей при переходе от одиночного к парному существованию. Это период привыкания, притирки. Главная задача этого периода – адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу. Опасность этого периода в том, что идеальный облик избранника или избранницы всё более обрастает реальными чертами, не всегда положительными. Приходит новое понимание отношений.

2 — Рождение первого ребёнка. Кризисный период жизни семьи заключается в освоении супругами родительских ролей и принятия факта появления в семье новой личности

3 – поступление ребёнка в школу или в дошкольное учреждение, т.е. во внешние социальные структуры (5-7 лет брака).

«Продукт воспитательной деятельности родителей оказывается объектом всеобщего обозрения. Семья как бы проверяется на эффективность правил воспитания, которые ребёнок в ней получает. Основная задача этого периода – очередное перераспределение обязанностей между супругами, связанное с появлением школьника в семье. Требуется проявление участия при адаптации ребёнка к школе, а если надо, то при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учёбой, распределение обязанностей по помощи ребёнку при подготовке дз.

Обычно к этому времени семья пережила много испытаний. Чаще всего уже решён квартирный вопрос. В плане карьеры у мужчин в это время всё более или менее спокойно, женщина возвращается на работу и теперь совмещает заботу о ребёнке и доме со служебными обязанностями.

Опасность этого периода в том, что наступает некоторое затишье в отношениях: радость общения, прелесть новизны уже меньше, если совсем не угасло во время борьбы за выживание в первые годы брака. Если не возникло настоящей супружеской гармонии может возникнуть пустота, которую необходимо чем-то заполнить. Этот период один из самых опасных с точки зрения прочности брака.

4 – связан с принятием факта вступления ребёнка в подростковый период, который часто осложняется совпадением с личным кризисом среднего возраста. Эта стадия зрелого брака. Обычно супругам 37-40 лет и прожили они вместе около 10-15 лет. Изменение типа родительского поведения и ролей. Не менее опасен,чем предидущий.

5 – связан с покиданием детьми отчего дома, приобретением ими эмоциональной и финансовой независимости, созданием ими своих семей. Основная задача семьи: создание условий для корректного ухода из дома выросших детей.

6 – «опустевшее гнездо». Наступает, когда последний выросший ребёнок покидает дом. Такая семья в основном выполнила свою родительскую функцию. Задачи, стоящие перед семьёй в этот период заключаются в том, чтобы пересмотреть свои супружеские взаимоотношения, перераспределить обязанности и время общения, нахождение новых совместных интересов, хобби, адаптация к уходу на пенсию. Опасность заключается в том, что если в основном семью объединяла не общность интересов супругов, а воспитание детей, то в этот период смысл совместного существования исчезает.

7 – трагическая фаза развития семьи, в которой кто-то из партнёров остаётся один после смерти другого. Это сопровождается кризисными переживаниями потери, возникновением пустоты.

 

Конфликт и развод в современной семье

Конфликтная ситуация в браке – столкновение противоположных мнений, взглядов на какие либо явления и события, недопонимание между супругами часто приводящее к разводу.

Негативное влияние на взаимоотношения в семье по мнению мужчин чаще всего оказывают:

*недостаток денег – 22,6%

*частое отсутствие одного из супругов дома в связи с работой – 22,4%

*плохие жилищные условия – 22 %

*вмешательство родителей – 19,7%

*разные взгляды на жизнь – 11,6%

*невнимание супруги – 10,2%

 

По мнению женщин:

* частое отсутствие одного из супругов дома в связи с работой – 26,6%

*нехватка денег – 16,5%

* плохие жилищные условия – 15,2%

* вмешательство родителей – 15,6 %

* невнимание супруги – 13,5%

*распределение обязанностей по дому – 11%

 

 

Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский учёный Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи:

1) Муж работает – жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством.

2) И муж и жена работают по необходимости. Жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемлённости, у мужа даже в большей степени.

3) Оба работают. Жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают.

4) Оба работают, оба делят обязанности по дому.

 

 

Причины, которые влияют на кризисные ситуации в семье и в итоге приводят к разводу можно сгруппировать в 3 блока:

1) Бытовые.

2) Межличностные.

3) Внешние факторы (измена, вмешательство родителей и других лиц и т.д.)