Психология и педагогика. Лекции 1 и 2

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Психология как наука

Психология как наука появилась в конце XVIII века.

Психология – наука о душе.

  1. «Психология и педагогика» под ред. А.А.Радугина 2003г.
  2. «Психология и педагогика» шпаргилки. Волнова и Димитрова 2004г. Ростов-на-Дону.
  3. «Психология и педагогика» схемы. Крысько.
  4. «Психология» 100 экзаменационных ответов. Сидоренко 2003г. Ростов-на-Дону.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом психологии является человек и группа (коллектив).

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей, функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Она ставит перед собой и ряд других задач:

  1. Изучить качественные особенности психических явлений и процессов.
  2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики, объективными условиями жизни и деятельности людей.
  3. Исследовать физиомеханизмы, лежащие в основе психологических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
  4. Содействовать планомерному внедрению научных знаний в практику.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличной от других живых существ. Биосоциальное существо обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями.

11 стр., 5254 слов

Психология развития слабовидящих людей

Психология развития слабовидящих людей СОДЕРЖАНИЕ: Психосоматика на примере плохого зрения Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация Эмоционально-личностное развитие слабовидящих людей Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграцииинвалидов по зрению в общество Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми Особенности классификации предметов, ...

Индивид – отдельный человек, носитель индивидуально своеобразных физических, психологических, социальных черт, единица общества.

Индивидуальность – особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений; в различиях характера, темперамента, способностей. Индивидуальность свою доказывают и утверждают. Это самое узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные черты, такое их сочетание, которое отличает человека от других людей.

Методы психологии

  1. Наблюдение.
  2. Беседа, опрос, интервью.
  3. Тестирование.
  4. Эксперимент (лабораторный, естественный).
  5. Анкетирование.
  6. ГОЛ (групповая оценка личности).
  7. Контептанализ.
  8. Биографический метод.
  9. Социометрия.
  10. Психологический метод.

Эдик, Люба, Павел, Раиса, Сергей, Олег.

Э – эгоизм

Л – любовь

П – практик

Р – расчетливость, равнодушие

С – спонтанность

О – общительность

Психологические познавательные процессы

  1. Ощущения

Это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды отношений:

5 стр., 2117 слов

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. СВОЙСТВА, ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

... сравнение, обобщение, анализ, синтез). Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.   Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих Четкая и устойчивая ... восприятия частичнозрячих и слабовидящих зависят - в первую очередь от остроты зрения. - от характера заболевания - наиболее низкая скорость при поражениях нейрозрительных путей ...

  • слуховые;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • болевые;
  • органические;
  • двигательные;
  • вибрационные;
  • температурные.

Пороги отношений:

  • минимальный;
  • максимальный;
  • различение.

Свойства ощущений:

  • качество;
  • сила; чувствительность
  • длительность;
  • взаимодействие;
  • адаптация (привыкание);
  • последовательные образы;
  • контраст.

2. Восприятие

Это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

  • простое и сложное;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • преднамеренное или непреднамеренное.

Особенности восприятия:

  • апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов и т.д.
  • константность – означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, размеру и т.д.
  • иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторые способы активизации восприятия человека:

  • вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем;
  • активизация мотивов, создание установки на восприятие;
  • обучение человека правилам и нормам восприятия;
  • приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

3. Внимание

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

Коллегиальное управление процессом; 3. внутришкольный контроль и руководство; 4. централизованное государственное финансирование; 5. использование дополнительных форм учебно-воспитательного процесса 305. Сотрудничество для школьников как качество педагогического процесса является: 1. формой организации познавательной деятельности; 2. средством активизации общественной деятельности; 3. методом ...

Это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Свойства внимания:

  • устойчивость;
  • переключение;
  • распределение;
  • объем;
  • концентрация;
  • колебание.

Способы влияния на внимание человека:

  • путем постановки нестандартных задач;
  • предложением решать задачу несколькими способами;
  • использованием новых необычных средств решения задачи;
  • путем активизации мотивов;
  • путем обучения человека правилам контроля своих действий.

4. Представления

Это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений.

1) По ведущему органу чувств:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • двигательные;
  • температурные.

2) По степени новизны:

  • представления воображения;
  • представления памяти.

3) По степени обобщения:

  • единичные;
  • общие.

4) По содержанию:

  • физические;
  • технические;
  • педагогические;
  • географические;
  • политические.

Некоторые способы развития представлений:

12 стр., 5630 слов

Предмет, цели и задачи деятельности учреждения

УСТАВ Государственного учреждения образования «Усяжская средняя школа»     СТАТУТ Дзяржаўнай установы адукацыі “Усяжская сярэдняя школа”   п. Усяж 2011 год Настоящий устав является новой редакцией устава Государственное учреждение образования «Усяжская средняя общеобразовательная школа» зарегистрированного Минским исполнительным комитетом от 17.06.2005 г. № 548 ЕГР № 690343237 Общие ...

  • решение специфических задач;
  • активизация мотивов деятельности;
  • тренировки.

5. Память

Это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Виды памяти:

1) По длительности хранения и использования информации бывает:

  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

2) По особенностям запоминания бывает:

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • нагляднообразная;
  • словесно-логическая.

Способы эффективного запоминания:

  • создание установки на запоминание;
  • целостное запоминание стимулов;
  • использование мнемотехнических приемов;
  • опора на все виды памяти;
  • использование эффективных форм заучивания;
  • повторение;
  • тренировки памяти.

6. Воображение

Это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения:

  • произвольное или непроизвольное;
  • техническое;
  • педагогическое;
  • воссоздающее;
  • творческое.

Некоторые способы развития воображения:

  • решение типичных и нетипичных задач;
  • использование традиционных и нетрадиционных способов решения;
  • употребление новых средств деятельности;
  • приобретение опыта творческой деятельности.

7. Мышление

2 стр., 988 слов

Цель и задачи деятельности классного руководителя

... виды деятельности в соответствии с задачами организации среднего образования; учитывать принципы организации образовательного процесса, потребности ... формирование личности обучающегося; осуществление систематического анализа состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся ... навыков самосохранения и общения с незнакомыми людьми; соблюдение требований техники безопасности; обеспечение ...

Это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений в предметах и явлениях.

Показатели творческого мышления:

  • объективная сложность решения задач;
  • новизна применяемых способов решения задач;
  • оригинальность используемых средств;
  • высокое качество продуктов деятельности.

Мыслительные операции:

  • абстрагирование;
  • анализ;
  • обобщение;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • классификация;
  • систематизация.

Развитие творческого мышления человека:

  • создание установки на интеллектуальное развитие;
  • активизация соответствующих мотивов;
  • интенсивное решение задач;
  • самостоятельные интеллектуальные действия.

8. Речь

Это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности.

Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Функции речи:

  • обозначение;
  • сообщение;
  • выражение;
  • воздействие.

Эмоциональные процессы

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств:

1) По влиянию на деятельность бывают:

  • стенические;
  • астенические.

2) По сложности и содержанию бывают:

3 стр., 1331 слов

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей Вопросы: 1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация 2.Основные закономерности развития физических способностей 3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам Литература: 1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; ...

  • высшие сложные;
  • низшие простые.

3) По форме протекания бывают:

  • настроение;
  • аффекты;
  • страсти.

Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речи.

Волевые процессы

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека:

  • целеустремленность;
  • самообладание;
  • мужество;
  • смелость;
  • решительность;
  • самостоятельность;
  • организованность.

Развитие воли человека:

  • самопознание и самооценка волевых качеств;
  • постановка перед собой целей и задач;
  • овладение средствами и способами их реализации;
  • осуществление самовоспитания;
  • оценка результатов;
  • накопление опыта волевого поведения.

Психическое образование – это опыт, знания, навыки, умения, привычки и т.д., приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические состояния человека – это временные целостные состояния его психики, влияющие на протекание деятельности.

По доминирующему влиянию на деятельность различают положительные состояния (уверенность, бодрость, подъем, приподнятость) и отрицательные (неуверенность, подавленность, сомнения, боязнь, рассеянность).

Психические состояния могут быть:

  • интеллектуальные;
  • эмоциональные;
  • волевые.

8