Психология и педагогика. Лекции 1 и 2

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Психология как наука

Психология как наука появилась в конце XVIII века.

Психология – наука о душе.

  1. «Психология и педагогика» под ред. А.А.Радугина 2003г.
  2. «Психология и педагогика» шпаргилки. Волнова и Димитрова 2004г. Ростов-на-Дону.
  3. «Психология и педагогика» схемы. Крысько.
  4. «Психология» 100 экзаменационных ответов. Сидоренко 2003г. Ростов-на-Дону.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом психологии является человек и группа (коллектив).

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей, функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Она ставит перед собой и ряд других задач:

  1. Изучить качественные особенности психических явлений и процессов.
  2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики, объективными условиями жизни и деятельности людей.
  3. Исследовать физиомеханизмы, лежащие в основе психологических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
  4. Содействовать планомерному внедрению научных знаний в практику.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличной от других живых существ. Биосоциальное существо обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие ... не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни ... к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, ...

Индивид – отдельный человек, носитель индивидуально своеобразных физических, психологических, социальных черт, единица общества.

Индивидуальность – особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений; в различиях характера, темперамента, способностей. Индивидуальность свою доказывают и утверждают. Это самое узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные черты, такое их сочетание, которое отличает человека от других людей.

Методы психологии

  1. Наблюдение.
  2. Беседа, опрос, интервью.
  3. Тестирование.
  4. Эксперимент (лабораторный, естественный).
  5. Анкетирование.
  6. ГОЛ (групповая оценка личности).
  7. Контептанализ.
  8. Биографический метод.
  9. Социометрия.
  10. Психологический метод.

Эдик, Люба, Павел, Раиса, Сергей, Олег.

Э – эгоизм

Л – любовь

П – практик

Р – расчетливость, равнодушие

С – спонтанность

О – общительность

Психологические познавательные процессы

  1. Ощущения

Это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды отношений:

  • слуховые;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • болевые;
  • органические;
  • двигательные;
  • вибрационные;
  • температурные.

Пороги отношений:

  • минимальный;
  • максимальный;
  • различение.

Свойства ощущений:

  • качество;
  • сила; чувствительность
  • длительность;
  • взаимодействие;
  • адаптация (привыкание);
  • последовательные образы;
  • контраст.

2. Восприятие

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый опыт человека. Й.В.Дубровкна, дает такое определение восприятию. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в ... систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В ...

Это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

  • простое и сложное;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • преднамеренное или непреднамеренное.

Особенности восприятия:

  • апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов и т.д.
  • константность – означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, размеру и т.д.
  • иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторые способы активизации восприятия человека:

  • вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем;
  • активизация мотивов, создание установки на восприятие;
  • обучение человека правилам и нормам восприятия;
  • приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

3. Внимание

Это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Свойства внимания:

  • устойчивость;
  • переключение;
  • распределение;
  • объем;
  • концентрация;
  • колебание.

Способы влияния на внимание человека:

  • путем постановки нестандартных задач;
  • предложением решать задачу несколькими способами;
  • использованием новых необычных средств решения задачи;
  • путем активизации мотивов;
  • путем обучения человека правилам контроля своих действий.

4. Представления

Это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений.

1) По ведущему органу чувств:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • двигательные;
  • температурные.

2) По степени новизны:

  • представления воображения;
  • представления памяти.

3) По степени обобщения:

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности ... зависимость от видения ситуации в целом, от «гештальтирования» поля восприятия. Первоначально в поле восприятия у шимпанзе входит банан и преграда, мешающая достать этот ...

  • единичные;
  • общие.

4) По содержанию:

  • физические;
  • технические;
  • педагогические;
  • географические;
  • политические.

Некоторые способы развития представлений:

  • решение специфических задач;
  • активизация мотивов деятельности;
  • тренировки.

5. Память

Это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Виды памяти:

1) По длительности хранения и использования информации бывает:

  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

2) По особенностям запоминания бывает:

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • нагляднообразная;
  • словесно-логическая.

Способы эффективного запоминания:

  • создание установки на запоминание;
  • целостное запоминание стимулов;
  • использование мнемотехнических приемов;
  • опора на все виды памяти;
  • использование эффективных форм заучивания;
  • повторение;
  • тренировки памяти.

6. Воображение

Это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения:

  • произвольное или непроизвольное;
  • техническое;
  • педагогическое;
  • воссоздающее;
  • творческое.

Некоторые способы развития воображения:

  • решение типичных и нетипичных задач;
  • использование традиционных и нетрадиционных способов решения;
  • употребление новых средств деятельности;
  • приобретение опыта творческой деятельности.

7. Мышление

Это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений в предметах и явлениях.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости ... осязании. Уже найдены нейроны, которые приходят в состояние возбуждения при стимулировании всего поля сетчаточных ... качества. Показаны корковые зоны основных систем анализаторов человека, работа которых совместно с органами чувств ...

Показатели творческого мышления:

  • объективная сложность решения задач;
  • новизна применяемых способов решения задач;
  • оригинальность используемых средств;
  • высокое качество продуктов деятельности.

Мыслительные операции:

  • абстрагирование;
  • анализ;
  • обобщение;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • классификация;
  • систематизация.

Развитие творческого мышления человека:

  • создание установки на интеллектуальное развитие;
  • активизация соответствующих мотивов;
  • интенсивное решение задач;
  • самостоятельные интеллектуальные действия.

8. Речь

Это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности.

Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Функции речи:

  • обозначение;
  • сообщение;
  • выражение;
  • воздействие.

Эмоциональные процессы

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств:

1) По влиянию на деятельность бывают:

  • стенические;
  • астенические.

2) По сложности и содержанию бывают:

  • высшие сложные;
  • низшие простые.

3) По форме протекания бывают:

  • настроение;
  • аффекты;
  • страсти.

Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речи.

Волевые процессы

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека:

  • целеустремленность;
  • самообладание;
  • мужество;
  • смелость;
  • решительность;
  • самостоятельность;
  • организованность.

Развитие воли человека:

  • самопознание и самооценка волевых качеств;
  • постановка перед собой целей и задач;
  • овладение средствами и способами их реализации;
  • осуществление самовоспитания;
  • оценка результатов;
  • накопление опыта волевого поведения.

Психическое образование – это опыт, знания, навыки, умения, привычки и т.д., приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... стрессоры пожилых людей Особое место занимает проблема тревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, ... работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и физиологических ...

Психические состояния человека – это временные целостные состояния его психики, влияющие на протекание деятельности.

По доминирующему влиянию на деятельность различают положительные состояния (уверенность, бодрость, подъем, приподнятость) и отрицательные (неуверенность, подавленность, сомнения, боязнь, рассеянность).

Психические состояния могут быть:

  • интеллектуальные;
  • эмоциональные;
  • волевые.

8