ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Психология как наука
Психология как наука появилась в конце XVIII века.
Психология – наука о душе.
- «Психология и педагогика» под ред. А.А.Радугина 2003г.
- «Психология и педагогика» шпаргилки. Волнова и Димитрова 2004г. Ростов-на-Дону.
- «Психология и педагогика» схемы. Крысько.
- «Психология» 100 экзаменационных ответов. Сидоренко 2003г. Ростов-на-Дону.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом психологии является человек и группа (коллектив).
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Личность – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.
Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей, функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
Она ставит перед собой и ряд других задач:
- Изучить качественные особенности психических явлений и процессов.
- Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики, объективными условиями жизни и деятельности людей.
- Исследовать физиомеханизмы, лежащие в основе психологических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
- Содействовать планомерному внедрению научных знаний в практику.
Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличной от других живых существ. Биосоциальное существо обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие ... не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни ... к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, ...
Индивид – отдельный человек, носитель индивидуально своеобразных физических, психологических, социальных черт, единица общества.
Индивидуальность – особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений; в различиях характера, темперамента, способностей. Индивидуальность свою доказывают и утверждают. Это самое узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные черты, такое их сочетание, которое отличает человека от других людей.
Методы психологии
- Наблюдение.
- Беседа, опрос, интервью.
- Тестирование.
- Эксперимент (лабораторный, естественный).
- Анкетирование.
- ГОЛ (групповая оценка личности).
- Контептанализ.
- Биографический метод.
- Социометрия.
- Психологический метод.
Эдик, Люба, Павел, Раиса, Сергей, Олег.
Э – эгоизм
Л – любовь
П – практик
Р – расчетливость, равнодушие
С – спонтанность
О – общительность
Психологические познавательные процессы
- Ощущения
Это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды отношений:
- слуховые;
- вкусовые;
- зрительные;
- осязательные;
- обонятельные;
- болевые;
- органические;
- двигательные;
- вибрационные;
- температурные.
Пороги отношений:
- минимальный;
- максимальный;
- различение.
Свойства ощущений:
- качество;
- сила; чувствительность
- длительность;
- взаимодействие;
- адаптация (привыкание);
- последовательные образы;
- контраст.
2. Восприятие
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...
... прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый опыт человека. Й.В.Дубровкна, дает такое определение восприятию. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в ... систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В ...
Это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
- простое и сложное;
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- преднамеренное или непреднамеренное.
Особенности восприятия:
- апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов и т.д.
- константность – означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, размеру и т.д.
- иллюзии – обманчивое восприятие.
Некоторые способы активизации восприятия человека:
- вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем;
- активизация мотивов, создание установки на восприятие;
- обучение человека правилам и нормам восприятия;
- приобретение опыта восприятия предметов и явлений.
3. Внимание
Это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Свойства внимания:
- устойчивость;
- переключение;
- распределение;
- объем;
- концентрация;
- колебание.
Способы влияния на внимание человека:
- путем постановки нестандартных задач;
- предложением решать задачу несколькими способами;
- использованием новых необычных средств решения задачи;
- путем активизации мотивов;
- путем обучения человека правилам контроля своих действий.
4. Представления
Это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.
Классификация представлений.
1) По ведущему органу чувств:
- зрительные;
- слуховые;
- вкусовые;
- обонятельные;
- двигательные;
- температурные.
2) По степени новизны:
- представления воображения;
- представления памяти.
3) По степени обобщения:
Мышление как процесс решения задач
... задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности ... зависимость от видения ситуации в целом, от «гештальтирования» поля восприятия. Первоначально в поле восприятия у шимпанзе входит банан и преграда, мешающая достать этот ...
- единичные;
- общие.
4) По содержанию:
- физические;
- технические;
- педагогические;
- географические;
- политические.
Некоторые способы развития представлений:
- решение специфических задач;
- активизация мотивов деятельности;
- тренировки.
5. Память
Это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Виды памяти:
1) По длительности хранения и использования информации бывает:
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная.
2) По особенностям запоминания бывает:
- двигательная;
- эмоциональная;
- нагляднообразная;
- словесно-логическая.
Способы эффективного запоминания:
- создание установки на запоминание;
- целостное запоминание стимулов;
- использование мнемотехнических приемов;
- опора на все виды памяти;
- использование эффективных форм заучивания;
- повторение;
- тренировки памяти.
6. Воображение
Это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.
Виды воображения:
- произвольное или непроизвольное;
- техническое;
- педагогическое;
- воссоздающее;
- творческое.
Некоторые способы развития воображения:
- решение типичных и нетипичных задач;
- использование традиционных и нетрадиционных способов решения;
- употребление новых средств деятельности;
- приобретение опыта творческой деятельности.
7. Мышление
Это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений в предметах и явлениях.
Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...
... в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости ... осязании. Уже найдены нейроны, которые приходят в состояние возбуждения при стимулировании всего поля сетчаточных ... качества. Показаны корковые зоны основных систем анализаторов человека, работа которых совместно с органами чувств ...
Показатели творческого мышления:
- объективная сложность решения задач;
- новизна применяемых способов решения задач;
- оригинальность используемых средств;
- высокое качество продуктов деятельности.
Мыслительные операции:
- абстрагирование;
- анализ;
- обобщение;
- сравнение;
- конкретизация;
- классификация;
- систематизация.
Развитие творческого мышления человека:
- создание установки на интеллектуальное развитие;
- активизация соответствующих мотивов;
- интенсивное решение задач;
- самостоятельные интеллектуальные действия.
8. Речь
Это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности.
Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.
Функции речи:
- обозначение;
- сообщение;
- выражение;
- воздействие.
Эмоциональные процессы
Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.
Классификация эмоций и чувств:
1) По влиянию на деятельность бывают:
- стенические;
- астенические.
2) По сложности и содержанию бывают:
- высшие сложные;
- низшие простые.
3) По форме протекания бывают:
- настроение;
- аффекты;
- страсти.
Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речи.
Волевые процессы
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.
Волевые качества человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- мужество;
- смелость;
- решительность;
- самостоятельность;
- организованность.
Развитие воли человека:
- самопознание и самооценка волевых качеств;
- постановка перед собой целей и задач;
- овладение средствами и способами их реализации;
- осуществление самовоспитания;
- оценка результатов;
- накопление опыта волевого поведения.
Психическое образование – это опыт, знания, навыки, умения, привычки и т.д., приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности.
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...
... стрессоры пожилых людей Особое место занимает проблема тревожных состояний у пожилых лиц. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, ... работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о психологических и физиологических ...
Психические состояния человека – это временные целостные состояния его психики, влияющие на протекание деятельности.
По доминирующему влиянию на деятельность различают положительные состояния (уверенность, бодрость, подъем, приподнятость) и отрицательные (неуверенность, подавленность, сомнения, боязнь, рассеянность).
Психические состояния могут быть:
- интеллектуальные;
- эмоциональные;
- волевые.
8