министерство образования
российской федерации
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Декан ФЭУ Карякин A.M. «__»________ 2002 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Специальность 350400 — “Связи с общественностью”
Факультет экономики и управления
Кафедра Связи с общественностью, политология, психология и право
Курс 3 Семестр 6, экзамен
Лекции 28
Семинарские занятия 20
Самостоятельная работа 36 часов
______________________________________
Всего: 84 часов
Иваново 2002
Рабочая программа составлена на основании Государственного общеобразовательного стандарта Российской Федерации по специальности 350400 — “Связи с общественностью”
Рабочую программу составил
кандидат педагогических наук,
доцент С.В. Куприянов
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Связи с общественностью, политология, психология и право ИГЭУ _____________ 2002 года, протокол №
Одобрено цикловой методической комиссией ФЭУ
“____”____________ 2002 г.
Председатель ЦМК _________________ к.э.н., проф. И.В. Шуртухина
В настоящей программе интегрированы курсы педагогики и психо-
логии, изучение которых предусмотрено базовым учебным планом в
высшем учебном заведении непедагогического профиля. Программа
составлена таким образом, чтобы учащиеся могли в максимально сжа-
тые сроки усвоить основные психологические и педагогические ас-
пекты жизнедеятельности человека, овладеть и методами решения
стандартных задач педагогического и психологического характера.
Поскольку объем курса не позволяет охватить все необходимые воп-
росы с достаточной степенью подробности, автор попытался органи-
зовать его содержание таким образом, чтобы дать общую ориентиров-
ку относительно актуальных направлений изучаемой дисциплины и по-
будить у учащихся интерес к дальнейшему изучению этих важных и
увлекательных сфер человеческого знания посредством самообразова-
Рабочая программа дисциплины общая психология 2
... к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм. Литература Основная Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Общая психология. В 7 т. Т. 1. ... 156-176, 177–187) Смена представлений о предмете психологии: представления древних о душе; психология сознания (4 час.). Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции. ...
ния или участием в работе эллективных курсов.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Основными целями преподавания курса являются:
а) Приобретение студентом базовых знаний, обеспечивающих понима-
ние сущности психических процессов, а также законов и особен-
ностей функционирования педагогических систем.
б) Формирование рефлексивных умений анализа личностного развития.
в) Формирование навыков межличностного и делового общения.
г) Развитие навыков учебно-познавательной саморегуляции при орга-
низации самостоятельной учебной деятельности в вузе.
1.2 Основные задачи курса
В результате изучения данной дисциплины студен должен:
Знать:
— основы эффективной самоорганизации учебной деятельности;
— общие положения закона РФ об образовании, права и обязанности
субъектов учебного и воспитательного процесса;
— сущность процессов обучения и воспитания, их психологические
и педагогические основы;
— закономерности функционирования группы
Понимать:
— роль учебных и воспитательных заведений в обществе,
— значение психологических и педагогических наук, их связь с дру-
гими науками
— действие механизмов воспитания и социализации человека
— зависимость обучения и воспитания от социального заказа
общества, потребностей личности, условий ее развития;
— проблемы современной семьи и способы их разрешения
Уметь:
— выбирать необходимые коммуникативные средства для организации
межличностного и делового общения.
— работать с педагогической и психологической литературой, рефе-
рировать, рецензировать, организовывать поиск необходимой ин-
формации;
— самоорганизовывать учебно-познавательную деятельность
1.3 Место курса в учебном процессе
Изучение дисциплины «Педагогика и психология» целесообразно ор-
ганизовывать на 1-2 курсах обучения в вузе. Она не требует пред-
варительного усвоения каких-либо специализированных вузовских
дисциплин.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Кол-во часов
№ п/п Название темы Лек. Сем.
ния
——————————————————————
1 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1 1
(вводная лекция)
——————————————————————
2 ЛИЧНОСТЬ: СТРУКТУРА И СВОЙСТВА 2 2
3 АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ 2 2
4 ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ 2 2
——————————————————————
5 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 1 —
6 ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ 2 2
——————————————————————
Курс лекций по ВНД для специалистов и магистров. Социальное поведение. ...
... на причины, по которым одни особи оказываются выше других в социальной структуре сообщества. Неизвестны генетические детерминанты доминирования. Поэтому проблема доминирования будет рассмотрена ... «доминирование-подчинение», взаимное социальное возбуждение сменяется устойчивой и жизнеспособной поведенческой структурой. Потребность занимать как можно более высокое положение имеется не у всех ...
7 ВИДЫ, УРОВНИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 2 2
8 ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2 2
——————————————————————
9 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 1 1
10 РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 2 1
11 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2 1
——————————————————————
12 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 —
13 САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ 2 2
——————————————————————
14 СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2 —
15 ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 2 —
16 ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2 2
——————————————————————
ИТОГО: 28 20
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Лекции:
——————————————————————
Тематический модуль № 1
——————————————————————
Лекция № 1. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2
Психолого-педагогическая подготовка современного специалиста.
Объект и предмет психологии и педагогики. Специфика
современного образования. Возможности психологии и
педагогики в решении современных проблем.
——————————————————————
Тематический модуль № 2 ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
——————————————————————
Лекция № 2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. 2
Структура личности и ее свойства. Личность и
индивидуальность.»Я»-концепция. Развитие
личности и личностный рост. Личностные аномалии.
Лекция № 3. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ 2
Активность личности. Свобода воли. Личностная позиция
и личностная ответственность. Самореализация и
самоутверждение личности. Личность специалиста-профессионала
и пути ее формирования.
Лекция № 4 ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ 2
Цели и методы воспитания личности. Педагогический идеал
и его конкретно-историческое воплощение.Средства и методы
педагогического воздействия на личность. Социально-
-психологический тренинг и его возможности в формировании
личности. Саморегуляция личности.
Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение
... Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение Вопросы для обсуждения: 1. Понятие мышление. Социальная природа мышления. 2. Виды мышления. Структура мышления. 3. Процессы мышления. Индивидуальные особенности мышления. 4. Понятие ... 2. Сенсорно-перцептивные процессы. Понятие ощущения. Физиологическая основа ощущений. Работа анализатора. 3. Классификация ощущений. Сходство и различия ощущения и ...
——————————————————————
Тематический модуль № 3 ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ И ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВА
——————————————————————
ЛЕКЦИЯ № 5. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 1
Группа. Силы сплочения. Конфликты и изменения;
Эмоциональность группы; Коллектив и уровни его развития.
ЛЕКЦИЯ № 6. ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ 3
Цели и способы организации групп. Управление группой.
Межличностные отношения в коллективе. Руководитель в
коллективе. Стиль работы с коллективом и принятие решений.
Воспитание личности в коллективе.
—————————————————————-
Тематический модуль № 4 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ
—————————————————————-
Лекция № 7. ВИДЫ, УРОВНИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. 2
Общение и его структура. Цели и фазы общения. Виды общения.
Полифоничность общения. Средства общения. Вербальное и
невербальное общение. Уровни и стили общения.
Лекция № 8. ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2
Межличностное и деловое общение. Специфика делового общения.
Стандартные ситуации в деловом общении. Деловое общение
в условиях конфликта. Методы развития коммуникативных
способностей. Формирование навыков публичного выступления.
—————————————————————-
Тематический модуль № 5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
—————————————————————-
Лекция № 9 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 2
Познание и учение. Память и ее характеристики.
Виды памяти. Внимание — его виды и свойства.
Определение мышления. Стили мышления. Творческое
мышление. Интуиция.
Лекция № 10 РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 2
Приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Формирование внимания и приемы управления им.
Способы развития мышления.
Лекция № 11 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2
Готовность к действию. Цель и план действия.Барьеры творческого
мышления. Инерция мышления и психологическая защита.
Гибкость ума.Управляемое воображение. Импровизация. Тренинг
творческих способностей.
——————————————————————
Тематический модуль № 6 ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА
4 психология лекции
... публикаций Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы ... 113– внимания студентов. 115]. ОРГАНИЗАЦИЯ В психологии внимание опре- 1. Непроизвольное внимание НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, ПРОИЗВОЛЬНОГО деляют так: « ... в работе «Советы лекторам», вот быстро им забывается [2, с. 7]. так можно было бы начать лекцию Если ...
——————————————————————
Лекция № 12 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2
Цели и содержание современного образования. Формальное и
неформальное образование. Минимальная компетентность.
Образованность специалиста и его конкурентоспособность
на рынке труда. Основные показатели качества знаний.
Закон РФ об образовании.
Лекция № 13 САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ 2
Типичные затруднения студентов в учебной деятельности и их
причины.Способы преодоления затруднений. Формирование учебных
умений и техники эффективной работы студента. Скорочтение.
Индивидуальный образовательный маршрут. Самообразование.
——————————————————————
Тематический модуль № 7 ПСИХОЛОГИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ПРOБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
——————————————————————
Лекция № 14 СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2
Семья и ее функции. Проблемы современной семьи.
Семья как малая группа. Фазы жизни человека и семьи.
Семейные роли. Брак и супружеская зрелость.
Лекция № 15 ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 2
Критические периоды в развитии личности ребенка и
воспитание детей в семье. Проблемы «Трудного ребенка» и его
воспитание. Способности ребенка — их выявление и развитие.
Взаимодействие семьи и школы в современных условиях.
Возможности, права и обязанности родителей в воспитании и
обучении детей.
Лекция № 16 ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2
Развитие супружеских отношений. Детско-родительские отношения.
Отклонения в системе внутрисемейных отношений. Методы
коррекции межличностных отношений в семье. Проблема
развода.
——————————————————————
2.2 Семинарские занятия
ЗАНЯТИЕ № 1. 2 ч.
1. Предмет психологии и педагогики. Связь психологии и
педагогики с другими науками.
2. Раскройте понятия субъективной и объективной реальность. Соот-
несите понятия «психика», «душа», «личность», «индивидуальность»
3. Методы изучения личности.
ЗАНЯТИЕ № 2 2 ч.
1. Практическая работа по описанию собственной «Я»- концепции.
2. Практическая работа по применению тестов для
изучения свойств и качеств личности.
ЗАНЯТИЕ № 3
1.Способы организации группы и правила группового поведения. 2 ч.
2.Практическая работа по моделированию групповой дискуссии.
3.Анализ результатов моделирования.
ЗАНЯТИЕ № 4
1.Охарактеризуйте факторы, влияющие на ход общения. 2 ч.
2.Проанализируйте собственной стиль общения.
3.Раскройте правила адаптации к собеседникам разных стилей обще-
ния и обоснуйте целесообразность их применения.
ЗАНЯТИЕ № 5 2 ч.
1. Раскройте специфику делового общения.
Психология общения 12
... 5.Структура общения………………………………………………………..9 6.Соотношение общения и деятельности…………………………………10 7.Виды общения…………………………………………………………….12 8.Средства общения………………………………………………………...15 9.Роль общения в формировании личности………………………………17 Заключение…………………………………………………………….....19 Использованная литература…………………………………….……...…20 Введение Тема данной работы "Психология общения" достаточно ...
2. Опишите и классифицируйте формы поведения человека в условиях
конфликтного общения.
3. Практическая работа по моделированию общения в ситуациях:
«Разговор по телефону», «Прием на работу», «Деловое совещание»
ЗАНЯТИЕ № 6 2 ч.
1.Практическая работа по изучению логической и механической
памяти.
2.Практическая работа по изучению характеристик внимания
(работа в парах с раздаточным материалом).
3.Тест по изучению гибкости ума и навыков логического мышления.
ЗАНЯТИЕ № 7 2 ч.
1. Проанализируйте собственные затруднения в организации вашей
учебно-познавательной деятельности. (Примерный план анализа
дается преподавателем).
2. Лабораторная работа по измерению эффективности переработки
информации во время чтения литературы. (Материал предоставляет
преподаватель).
3. Составление и анализ рейтинговой карты индивидуальных
учебно-познавательных возможностей.(По результатам тестов, про-
водимых на занятиях 6 и 7).
ЗАНЯТИЕ № 8 2 ч.
Групповая дискуссия по проблеме «Современная молодая семья».
Подготовка ведется по вопросам, поставленным студентами.
Вопросы собираются и систематизируются группой студентов под
руководством преподавателя в течении нескольких предыдущих
занятий. Возможна подготовка и использование видеоматериала.
2.3 Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине установле-
на в объеме ________ часов и предполагает следующие виды дея-
тельности:
1. Работа над лекционным материалом.
2. Подготовка к семинарским занятиям.
3. Выполнение заданий, задач и упражнений, заданных на дом.
4. Работа со специальной научной и методической литературой,
рекомендованной к семинарским занятиям.
2.4. Формы отчетности
1. Выполнение индивидуальных тестовых работ по изучаемым темам
2. Текущий и промежуточный контроль знаний (в рамках системы РИТМ)
3. Выполнение групповых заданий на семинарских занятиях.
4. Итоговый зачет по курсу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (Основная)
1. Альшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М., 1979.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М., 1989.
3. Гомеза М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 1986.
4. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: со-
циально-психологический практикум. — Л., 1989
5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психоло-
гию активности.-М. 1987.
6. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовых коллективах. — Л.,
1990.
7. Закон РФ об образовании М., 1992.
8. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.
9. Катханов К.Н. Педагогические основы производственного труда. —
М., 1987.
10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.,
1984.
11. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
12. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985
13. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988.
14. Мисич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1987.
15. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1986.
Контрольная работа. Психология делового общения
... в различных эго-состояниях, а также опишите последствия каждого из ответов. Решение: Критикующий ... Эго-состояние Критикующего Родителя функционирует двумя способами. На внешнем уровне, когда мы используем ... одобряют [5, с.68]. Такой вариант общения соответствует обстановке, будет способствовать эффективному налаживанию ... 99% перечеркнет все надежды на получение работы в этой компании. Если вдруг все ...
16. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
17. Пиз Аллан Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по
их жестам./ Пер. с англ. Новгород.: Ай Кью, 1992.
18. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с
фр. — М., 1988.
19. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека:
Пер. с англ.: М., 1994.
20. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. -М., 1989.
21 Скотт Дж. Г. Сила ума. М., 1991.
22 Скотт Дж. Г Способы разрешения конфликтов — М., 1991
23. Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. -М., 1992.
24. Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.
25. Шепель В.М. Управленческая психология. — М., 1984.
Дополнительная литература
1. Активизация творческой деятельности студентов. — Киев, 1982.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. — М., 1988.
4. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении//
Пер. с англ.,-М., 1976.
5. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии М., 1986
6. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. — М., 1989.
7. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехни-
ки. — Л.-М., 1967.
8. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие.
— Л., 1991.
9. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи. — М., 1978.
10.Журавлев В.Г. Методы развития творческих качеств руководите-
лей и специалистов. — М., 1991.
11.Земска Мария Семья и личность: Пер. с польского. — М., 1986.
12.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М., 1990
13.Каппони В., Новак Т. Сам себе Взрослый, Ребенок и Родитель. —
СпБ, 1995.
14.Карнеги Дейл Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на
людей, выступая публично. М., 1995.
15.Карнеги Дейл Как завоевывать друзей и оказывать влияние на лю-
дей. М., 1995.
16.Кле Мишель Психология подростка: (Психосексуальное разви-
тие)/Пер. с фр.- М., 1991.
17.Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая
психология на каждый день. -М, 1993.
18.Кристиан Бютнер Жить с агрессивными детьми М., 1991.
19.Лук А.Н. Психология творчества. — М., 1978.
20.Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и спо-
собности человека. — М., 1989.
21.Одаренные дети / Пер с англ. М., 1991.
22.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
23.Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. —
М., 1990.
24.Роджерс Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии.
№1-1990.
25.Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Г.Аракелов,
Н.М.Жариков и др. -М., 1990.
26.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без пораже-
ния.- М., 1990.
27.Фрейд З. Психология бессознательного М., 1989
28.Хрестоматия. Искусство разговаривать и получать информацию. —
М., 1993.
Темы для самостоятельных (курсовых) работ:
Психология воздействия в общении
... и однонаправленности коммуникации. В диалоге, как и в любой форме интеракции (от англ. interaction - взаимодействие), коммуникативные шансы симметричны, поэтому воздействие имеет более сложную направленность. Монологическую ...
1. Методы рациональной организации самостоятельной учебной дея-
тельности студента
2. Методы экспресс-диагностики личности в ситуациях общения
3. Структура ораторских способностей и способы их формирования
4. Стрессы и способы их преодоления
5. Формирование «ответственной» личности в трудовом коллективе
6. Методы эффективного управления группой и коллективом
7. Использование психотехнических приемов в организации собствен-
но поведения
8. Учет индивидуальных характеристик личности в процессе органи-
зации общения
9. Техника аутогенной тренировки
10. Психология проведения переговоров
11. Конфликт в трудовом коллективе и пути его преодоления
12. Психологические основы техники презентации товаров и услуг
13. Диагностика и развитие творческих способностей
14. Возможности самостоятельной работы в развитии памяти и внима-
ния
15. Метод продуктивного чтения
16. Психология супружеских отношений
17. Воспитание ребенка в семье
18. Помощь детям в организации учебной деятельности
19. Специфика воспитания «трудного» ребенка
20.Формирование «Я»-концепции и ее влияние на жизненный путь че-
ловека
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1. Курсовая работа должна содержать наиболее важные теоретичес-
кие положения по избранной теме.
2. В работе необходимо отразить не только усвоенное содержание,
но и дать необходимое обоснование путем раскрытия особенностей
различных точек зрения на один и тот же вопрос.
3. Особую ценность работа приобретает в том случае, когда сту-
дент выражает собственное отношение к идеям и выводам реферируе-
мого источника.
4. Объем курсовой работы ориентировочно 10-15 страниц машинопис-
ного текста.
5. Работа сдается в срок, указанный в программе учебных занятий.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. В чем состоят предметы педагогики и психологии
2. Какие требования предъявляются к содержанию современного обра-
зования
3. Что означает понятия: «Период полураспада компетенции», «Избы-
точное образование», «Минимальная компетентность».
4. Соотнесите понятия личность и индивидуальность
5. Соотнесите понятия «индивидуализм»,» коллективизм», » эгоизм»
6. Что такое «Я-концепция?
7. Какое влияние оказывает «Я»-концепция на жизненный путь чело-
века?
8. Методы и способы коррекции негативной «Я» — концепции.
9. Какие методы используются для изучения личности ?
10. Опишите сущность метода наблюдения, его достоинства и недос-
татки.
11. Беседа, как метод исследования. Построение беседы.
12. Тестирование и его разновидности. Требования к тестированию.
13. Раскройте взаимосвязь личностного и профессионального роста
специалиста
14. Опишите механизмы действия психологической защиты личности.
15. Цели и формы тренингов личностного роста
16. Различите содержание терминов «Сознательное», «Бессозна-
Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, ...
... черты культуры, к которой принадлежит. [править]Понятие личности в психологии Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и ... невербальному). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Вструктуру речевого общения входят: 1. Значение и ...
тельное».
17. Опишите основные факторы, определяющие групповую динамику.
18. Опишите способы управления групповой дискуссией
19. Соотнесите понятия конфликт и конфликтная ситуация
20. Показатели и функции конфликта.
21. Структура и стадии развития конфликтной ситуации
22. Функции и содержание конструктивного конфликта
23. Особенности превращения конструктивного конфликта в деструк-
тивный
24. Опишите способы реагирования в условиях конфликтной ситуации
и меры профилактики деструктивного конфликта
25. Классификация уровней общения
26. Перечислите основные факторы, определяющие эффективность ре-
чевого воздействия
27. Опишите невербальные средства общения и условия их эффектив-
ного использования
28. Различите понятия «Межличностное общение», «Деловое общение»
29. Опишите условия эффективности общения в ситуации ведения пе-
реговоров
30. Опишите условия эффективности общения в ситуации продажи то-
вара или услуги
31. Приемы запоминания и сохранения учебной информации
32. Структура знаний и показатели качества знаний.
33. Перечислите основные умения и навыки, обеспечивающие эффек-
тивность самообразования
34. Что означает понятие «Сензитивный период в обучении» Особен-
ности обучения взрослых.
35. Продуктивное чтение и способы овладения им.
36. Опишите признаки творческого мышления и пути его формирования.
37. Проблемы современной семьи и семейного воспитания.
38. Объясните механизм принятия роли в процессе воспитания ребен-
ка в семье
39. Дайте характеристику критических периодов в развитии личнос-
ти ребенка
40. Опишите типичные причины внутрисемейных конфликтов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10