Психология экстремальных ситуаций

Самостоятельная работа

для заочного отделения

Тема: Форма работы: Содержание:
Раздел 1. Профессиональное здоровья спасателя
Тема 1.1. Психологическая со­ставляющая профес­сиональной деятель­ности спасателя. Конспект по теме Понятия экстремальной и чрезвычайной ситуации. Роль и место психологии экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности спасателя. Осо­бенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуа­циях (ЧС).

Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведе­ние людей в ЧС

Тема 1.2. Профессиональное здоровье спасателя Конспект по теме Понятие профессионального здоровья. Этапы профессионального становле­ния. Компоненты профессионального здоровья. Профессиональная идентифи­кация. Профессиограмма спасателя. Психограмма (психологические требова­ния, предъявляемые к спасателям).

Профессиональная пригодность. Профес­сионально важные качества (ПВК), динамика ПВК при повышении квалифи­кации спасателя. Подходы к понятию «профессиональная деформация», ос­новные виды профессиональных деформаций. Психологическая устойчивость. Компоненты психологической устойчивости. Психологическая готовность специалиста к работе в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности.

Тема 1.3. Профессиональный стресс Конспект по теме Понятие «Стресс». Виды стресса. Субсиндромы стресса. Общий адаптацион­ный синдром и его стадии. Физиологические и психологические стрессы. Ин­дивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Механизмы адап­тации. Виды психологических защит. Виды: поведенческие, когнитивные, эмоциональные копинги; адаптивные и неадаптивные. Профессиональный стресс. Стрессогенные фак­торы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности. Механизмы адаптации к экстре­мальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональ­ной деятельности спасателя. Отставленные негативные последствия профес­сионального стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР. Накопленный профессиональный стресс, механизмы накопления профессионального стресса. Профессиональ­ное выгорание: внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста, фазы развития. Причины возникновения. Травматическая ситуация. Динамика переживания травматической ситуации. Посттравматический рост личности. Посттравматическое стрессовое рас­стройство, определение, группы симптомов, диагностические критерии (ПТСР).

Факторы, способствующие развитию ПТСР

Тема 1.4. Система профилакти­ки негативных по­следствий професси­онального стресса. Конспект по теме Группы факторов риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций. Принципы профилактики негативных послед­ствий профессионального стресса. Организация труда и отдыха спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций как профилактика негативных последствий профессионального стресса. Концепция «заботы о себе». Роль и место психо­логического сопровождения деятельности специалистов в системе профилак­тики негативных последствий профессионального стресса. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса в системе МЧС России. Формы и методы профилактики профессионального стресса. Методы и приемы профилактики ПТСР. Дебрифинг: цели, задачи, фа­зы, правила проведения дебрифинга
По теме 1.4. Практическое задание (письменно) Составить индивидуальную программу профилактики профессионального стресса.
Тема 1.5. Методы и приемы са­морегуляции Система приемов и методов саморегуляции: Виды дыхания.

Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуа­лизация. Самовнушение. Аутогенная тренировка по Шульцу, по Линдеману. Медитация как способ саморегуляции. Ассоциативная методика саморегуля­ции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Аппаратные методы с биологической обратной связью как средство формирования навыков психи­ческой саморегуляции.

По теме 1.5. Практическое задание Применение приемов саморегуляции
Раздел 2. Экстренная психоло­гическая помощь по­страдавшим в ЧС
Тема 2.1. Особенности психи­ческого состояния и поведения постра­давших в ЧС. Конспект по теме Психическое состояние пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств. Группы факторов, влияющих на психическое состоя­ние и поведение пострадавших в ЧС. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС: определение, цели, задачи. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной психологической помощи каждой группе пострадавших. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС.

Учет этнокультурных особенностей при оказании экстренной психологи­ческой помощи пострадавшим.

Тема 2.2. Особенности общения с пострадавшими в ЧС Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в ЧС. Общение с жертвой изолированной в очаге ЧС: основные задачи. Этапы работы. Переживание горя, утраты. Нормальная работа горя. в условиях ЧС. Частные случаи общения с пострадавшими в условиях ЧС. Приемы активного слушания. Критерии эффективности применении приемов активного слушания. Понятие «личностный ресурс». Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.
По теме 2.2. Практическое задание (письменно) Анализ ошибок в общении с постра­давшими в ЧС.
Тема 2.3. Острые реакции на стресс Конспект по теме Острые реакции на стресс (ОСР)(определение, динамика, формы и типы).

Ос­новные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нерв­ной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии.

Тема 2.4. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей Конспект по теме Понятие толпы. Виды толпы. Особенности психологического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи. Слухи как один из механизмов образования толпы. Слухи: определение, виды, динамика развития, факторы, способствующие распространению слу­хов. Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития толпы. Цели, задачи, основные принципы информационно­разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Вербальный и невербальный компоненты информационно-разъяснительной работы. Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы об­щения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ. Принципы профилактики образования толпы. Методы и приемы работы с толпой. Общие принципы работы с пассивной толпой. Методы и приемы профилактики образования толпы и превращения толпы в действующую. Приемы профилактики распространения слухов.

При­емы противодействия слухам. Безопасное поведение в толпе. Особенности групповой работы в толпе.

Раздел 3. Элементы психологии управления
Тема 3.1. Социально­психологические осо­бенности малых групп Конспект по теме Малые группы: определение, виды, структура, функции, групповая динамика. Психологические механизмы взаимодействия личности и группы. Особенно­сти групп пострадавших в ЧС. Коллектив. Социально-психологический кли­мат коллектива. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
Тема 3.2. Разрешение межлич­ностных конфликтов, возникающих в усло­виях чрезвычайных ситуаций Конспект по теме Понятие конфликта. Виды конфликтов. Структура, функции, динамика меж­личностных конфликтов. Причины возникновения межличностных конфлик­тов. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в ЧС. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента
По теме 3.2. Практическая работа (устно) Для устного доклада подготовить перечень способов профилактики и предотвращения межличностных конфликтов в ЧС.
Тема 3.3.

Специфика разреше­ния конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычай­ных ситуаций.

Конспект по теме Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций. Переговорный процесс: основные этапы, стратегии третьей стороны в ведении переговорного процесса. Особенности ведения пе­реговорного процесса в условиях ЧС.
Тема 3.4. Особенности управленческой деятельно­сти руководителя в условиях чрезвычай­ной ситуации и в повседневной деятель­ности Стили, формы и методы управления коллективом. Управленческая деятель­ность, критерии эффективной управленческой деятельности. Группы факто­ров, влияющие на эффективность управленческой деятельности. Учет инди­видуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Управление коллективом в условиях ЧС и в повседневной деятельности.

Литература:

Основные источники

1. Ильин Е.П., Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2011

2. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. — М.:НЦ ЭНАС, 2011. — 64 с.

3. Психология экстремальных ситуаций / под общей ред. Ю. С. Шойгу.

М.:Смысл, 2010. – 320 с.

Дополнительные источники

1. Александровский Ю. А. Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психоге-

нии в экстремальных условиях. М.: Медицина2011.- 96 с.

2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 2009.-

304 с.

3. Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. М.: Изд-во АСТ, 2010.- 480 с.

4. Сидоров П. И., Мосягин П. И., Маруняк С. В. Психология катастроф: учеб.

пособие для студентов вузов / под ред. П. И. Сидорова. М.: Изд-во Аспект

Пресс, 2008. – 416 с.

5. Электронный ресурс: форма доступа: http://psi.mchs.gov.ru.