План занятия

Тема занятия: «Методология современной педагогики»

Текст лекции

1 Понятие о методологии педагогической науки

Наука может развиваться лишь в том случае, если оно будет пополняться все новыми и новыми фактами.

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является англ.философ Френсис Бекон (1561-1626) Необходимо вооружить науку системой методов «Новый органон, 1620». Он указывал, что задача науки – увеличивать власть человека над природой.

Методология как учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. В этом и есть ее назначение.

Методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:

  • философский (общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом);
  • общенаучный (теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин);
  • конкретно-научный (cовокупность методов, принципов, процедур в той или иной научной дисциплине);
  • технологический (методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала).

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой существует определенное соподчинение.

2 Общенаучный уровень методологии педагогики

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

4 стр., 1880 слов

Методология гуманитарных наук

... традиции. В англоязычных странах наука традиционно понимается как наука о природе, а в немецком языке Wissenschaft (наука) – это наука о духе, гуманитарные науки. Из этого вытекает различное ... т.е. способа естественно-научного познания, рассуждения, понимания. Общей чертой теоретизированных гуманитарных наук является их стремление получить систему понятий, отношений, логических выводов. Но, как ...

Системный подход пришел на смену функциоальным, аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские механистические концепции однозначного детерминизма и редукционизма.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Системный подход требует реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода в исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность» и «взаимодействие».

Педагогическая система на уровне структурно-функционального ана­лиза может быть представлена совокупностью компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства).

Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель — ведущий фактор возникновения педагогической системы.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, который иногда неправомерно понимается как некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности. Правильная интерпретация и развитие этого принципа позволяют понять, что существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично верифицируются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

3 Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике — это целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

7 стр., 3483 слов

Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...

... и изучения мотивации учебно-профессиональной деятельности для личностного развития в юности, актуально и ... Слободчиков, Н.С. Пряжников и др.). Принцип системной детерминации, обозначенный в культурно-исторической теории ... мотивации и смысловой сферы личности является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, ... так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; ...

Целостный подход. Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение.

Личность не формируется по частям, говорил А. С. Макаренко. Отсюда — необходимость целостного подхода, главная идея которого выражается в том, что свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов. Более того, свойства целого, проявляющиеся в своем реальном существовании, могут полностью отсутствовать у его элементов. Они являются следствием не механического сложения, а сложного взаимодействия свойств элементов. Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. Изменение одного компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом.

Исследователи едины в том, что все стороны личности тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, но доминирующее влияние остается за мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности.

Личностный подход. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры.

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое Я в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора (А. Н.Леонтьев).

Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Деятельность — это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту — творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. ... которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной ...

Важнейшими сторонами человеческого бытия, отмечал Б.Ф.Ломов, являются предметная деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения).

Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А. Н.Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, — писал он, — каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возмож­ностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.

Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, как видно, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева).

В этой связи необходимо акцентировать внимание на отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

В интериндивидуальном аспекте поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы (А. В. Петровский).

Этот факт диалогического содержания внутреннего мира человека до недавнего времени в педагогических исследованиях учитывался явно недостаточно.

В разработку гуманистической методологии познания личности значительный вклад внесли М.М.Бахтин и А.А.Ухтомский, работавшие в разных областях науки и независимо друг от друга пришедшие к единому пониманию уникальности человеческой личности, которая рождается и проявляется лишь в диалогическом общении.

2 стр., 565 слов

Структура личности. Теоретические подходы

... личности. Теоретические подходы 1. Понятие личности в системе человекознания. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и ндивидуальность». 2. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. ... в регуляции деятельности. 6. Различные подходы к изучению неосознаваемого. З.Фрейд о природе бессознательного. 7. Современные подходы к проблеме ...

М.М.Бахтин отмечал, что «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя»1. Диалог, по его мнению, — это не средство формирования личности, а само бытие ее.

Гуманистическая методология, таким образом, исходит из меж­субъектного понимания детерминации психического в человеке и основана на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Их применение позволяет образовать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создать психологическое единство субъектов, благодаря которому монологическое, объектное воздействие уступает место творческому процессу их взаимораскрытия и взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование цен­ностных ориентации личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основые его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т. И. Пороховская).

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она — ее первая всеобщая определенность. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Культура, в свою очередь, явля­ясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р. Ставская, Э.И. Комарова, И.И. Булычев).

3 стр., 1471 слов

Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

... Степень разработанности темы исследования. Тема технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы не получила широкого освещения в научной и специальной ... теме. Объект исследования – технологии в деятельности социального педагога школы. Предмет исследования – технология ведения случая в деятельности социального педагога школы. Цель исследования – проанализировать технологию ведения ...

Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид — носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества (К. А. Абульханова-Славская).

Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся субкультуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С.Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личность и творческой деятельностью.

Этнопедагогический подход. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Органичное сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки — условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и органи­зации педагогического процесса. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.

Антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания).

Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию.

Излагает свою концепцию на развитие современной школы психолог-педагог А.А. Леонтьев

Мы считаем нашу концепцию личностно ориентированной

1 Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «ощущать себя дома» все ученики, независимо от их индивидуаль­ных способностей и особенностей. Школа в нашем понимании должна быть адаптивной… Иными словами, это такая школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к ученикам с их индивидуальными осо­бенностями, с другой—по мере возможности гибко реагировать на социокуль­турные изменения среды».

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... рисования портрета, передачи внутреннего мира человека составляет цель исследования. Актуальность данной темы состоит в том, что этот вид деятельности присутствует в образовательной программе общеобразовательной школы в старших классах, ...

2 Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача — развитие ученика, причем не толь­ко развитие его мышления, а — в первую очередь! — целостное разви­тие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию — за стенами школы… По удачному высказыванию американского психолога А. Маслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности.

3 Ученику должно быть приятно и комфортно на уроке и вообще в школе — тогда и результаты обучения будут лучше, а личность будет развиваться более гармонично. Личная ориентированность ученика включает и такое важное (но слабо реализованное в практике) требование, как психологическая комфортность учеников. Как писал поэт Борис Слуцкий, Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит…

Психологическая комфортность предусматривает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, которые при­водят к высокому уровню тревожности учеников, порождая так называемые неврозы.

Во-вторых, она предусматривает создание такой атмосферы на уроке, кото­рая расковывает учеников, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.

В-третьих, психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов обучения. Здесь мы видим две стороны.

Первая: в обучении ничего не должно делаться «из-под палки» (в пере­носном, естественно, значении), внутренние, личные мотивы должны пре­обладать над внешними, ситуативными, такими, которые идут от автори­тета (а чаще авторитарности) учителя.

Вторая: такие внутренние мотивы должны обязательно включать моти­вацию успеваемости, у ученика должно быть ощущение продвижения впе­ред, а для этого у него должна быть перспектива — или, по крылатому выс­казыванию А. С. Макаренко, «ближние, средние и дальние перспективы, ко­торые перетекают друг в друга».

Мы считаем нашу концепцию культурно ориентированной

Учащиеся должны иметь обоб­щенное, целостное представление о мире, о месте в нем общества и чело­века — вот основное в содержании обучения. Культура — это образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нем действовать и его изменять. … Овладение культурой предусматривает знание некоторого набора или системы фактов о мире, вла­дение некоторой системой обязательных ориентиров и умений (в социаль­но-психологическом значении) для любого члена общества или социальной группы в сегодняшних условиях.

Мы считаем свою концепцию деятельно ориентирован­ной

1 Мы учим деятельности — не только действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

12 стр., 5909 слов

Формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста

... формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Предмет исследования – педагогические условия формирования названной готовности. ... Ещё В.А. Сухомлинский писал: «… Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе − плохое состояние здоровья, какое ...

От совместной учебно-познавательной деятельности — к самостоя­тельной деятельности каждого ученика. Знаменитое понятие зоны ближай­шего развития, выдвинутое Л. С. Выготским, как раз гармонично этой идее.

2 Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Толь­ко тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен само­стоятельно выйти за рамки стандартного набора знаний, навыков и уме­ний, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное реше­ние. Для нас в высшей мере важен креативный принцип в обучении.

А теперь остановимся на некоторых важных вопросах

  1. Учит не только школа — она часть образовательной среды, куда относится семья, общение с ровесниками вне школы…

  1. Наше обучение не просто развивающее — оно призвано обеспе­чить у школьника готовность к дальнейшему развитию. …Вот наш критерий: учить детей так, чтобы никакие, даже глубочайшие измене­ния в окружающем мире не смогли бы поставить их в тупик.

.. .несколько слов о том, что такое «социальный заказ» от сегодняшнего (завтрашнего) общества на выпускника школы. По-нашему мнению, он со­стоит из таких компонентов:

  • готовность к производственному труду в наиболее широком по­нимании — и физическому, и (в первую очередь!) умственному;
  • готовность к дальнейшему обучению, а в перспективе — к непре­рывному образованию;
  • формирование, хотя бы в общем виде, естественнонаучного и со­циально-философского мировоззрения;
  • формирование общей культуры;
  • формирование потребностей и умений творческой деятельности;
  • формирование педагогических (в широком понимании) умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни.

Закончим этот раздел чудесными словами французского педагога XIX века Альфреда Фуллье; «Ребенка нужно адаптировать к будущему человечеству».

3 Школа обязана предложить ученикам содержание образования по максимуму. Ученик обязан усвоить это содержание по минимуму.

В этих педагогических системах учащийся занимает позицию произволь­ной активности. Его интерес возникает через осознание самого себя, своего по­тенциала, своей уникальности. Дидактический приоритет — индивидуальность ребенка, его интересы и возможности. Основной лозунг—»Я вместе с Вами».

Российский психолог А. Г. Асмолов проецирует перспективную страте­гию дальнейшего развития образования с усиленным ценностно-психологи­ческим аспектом:

– от диагностики отбора — к диагностике развития;

– от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и на­выков — к рождению образа мира в совместной деятельности со взрос­лыми и сверстниками;

– от информационной когнитивной педагогики — к смысловой ценно­стной педагогике;

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить ... сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения ...

– от технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» — к жиз­ненным задачам и познавательной мотивации ребенка;

– от «выученной беспомощности» ребенка — к надситуативной ак­тивности и постановке сверхзадач;

– от урока как авторитарного монолога — к уроку как содействию и сотворчеству;

– от языка административных «приказов» — к языку «договоров» и «рекомендаций»;

– от школоцентризма — к детоцентризму;

от культуры полезности — к культуре достоинства.

10