Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Министерство юстиции Российской Федерации

Вологодский институт права и экономики

М.Г. Дебольский

Организация и функционирование

психологической службы

в уголовно-исполнительной системе

Лекция

Вологда – 2005

ББК 88.47.7

Д 11.

Дебольский М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе: Лекция. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. – 40 с.

Рецензенты:

А.И. Ушатиков – доктор психологических наук, профессор;

А.И. Папкин – доктор психологических наук, профессор.

В лекции дается краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной системе, рассмотрены основные предпосылки создания психологической службы УИС, составные элементы психологической службы как структурного подразделения, направления деятельности практических психологов и перспективы дальнейшего совершенствования их работы.

Лекция предназначена для слушателей психологических факультетов образовательных учреждений Минюста России, руководителей, практических психологов исправительных учреждений.

Ó Дебольский М.Г., 2005

Ó Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2005

План лекции

1. Краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной практике.

2. Основные элементы психологической службы как структурного подразделения УИС.

3. Организация и опыт психологической работы с персоналом.

4. Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

5. Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы.

Основные нормативные акты,

регламентирующие деятельность психологической службы

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Статья 49 (1) // Защита прав человека в местах лишения свободы: Сборник нормативных актов и официальных документов. – М.: Юриспруденция, 2003. – С. 38-55.

2. Приказ Минюста России «О совершенствовании организационно-штатного построения территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 15 января 1999 года № 15 (введение должностей начальников психологической службы, старшего психолога, психолога).

3 стр., 1441 слов

Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ   Методические материалы для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения)   Вологда – 2016 Введение в профессию: Методические материалы для направления подготовки 37.03.01 – Психология. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. –  14 с.   Подготовила: С.А. Прокопьева – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат ...

3. Приказ ГУИН Минюста России «О совершенствовании правого регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» от 9 июля 1999 года № 251.

4. Приказ ГУИН Минюста России «О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации» от 20 апреля 1999 года № 170.

5. Приказ Минюста России «О совершенствовании структуры и деятельности психологической службы УИС Минюста России» от 26 января 2000 года № 14.

6. Приказ Минюста России «О создании межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС Минюста России» от 26 марта 2001 года № 99.

7. Приказ ГУИН Минюста России «Об утверждении типовых структур и штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста России» от 30 марта 2000 года № 41 (приложения 1, 2, 3, 4, 7).

8. Приказ ГУИН Минюста России «О внесении изменений и дополнений в приказ Минюста России от 30 марта 2000 года № 41» от 28 ноября 2000 года № 201.

9. Приказ Минюста России «Об упорядочении статистической отчетности о результатах деятельности психологической службы и воспитательных аппаратов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» 16 ноября 2000 года № 330.

10. Концепция развития психологической службы УИС Минюста России, утвержденная заместителем министра юстиции РФ 17 июля 2001 года.

11. Указание ГУИН Минюста России от 5 июня 2002 года № 18/53-66 (форма Сцд).

12. Распоряжение ГУИН Минюста России «Об утверждении методических рекомендаций по организации взаимодействия центров психофизиологической диагностики военно-врачебных комиссий с отделами кадров и психологическими службами территориальных органов УИС Минюста России» от 11 декабря 2002 года № 18/22-2196.

13. Приказ ГУИН Минюста России «О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности психологических служб УИС Минюста России» от 3 октября 2003 года № 313.

14. Обзор «О результатах деятельности психологической службы УИС Минюста России по итогам 2003 года» от 1 июня 2004 года № 18/53-189.

3 стр., 1137 слов

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Проблема изучения памяти в отечественных и зарубежных исследованиях 7 1.2. Особенности развития памяти у детей старшей группы 21 1.3 Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности 33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ...

15. Обзор «О суицидах среди сотрудников УИС Минюста России и мерах по их предупреждению» от 15 июня 2004 года № 18/53-199.

16. Обзор «О состоянии психокоррекционной работы в исправительных учреждениях и следственных изоляторах» от 27 июля 2004 года № 18/53-298.

17. Приказ ГУИН Минюста России «О внесении дополнений в приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года № 41» от 20 августа 2004 года № 182 (о введении должностей старших психологов в отделах охраны).

18. Обзор «О состоянии психологического обеспечения работы в воспитательных колониях» от 26 августа 2004 года № 18/53-313.

19. Обзор «О рейтинговой оценке деятельности психологических служб территориальных органов УИС Минюста России» от 29.09.2004 № 18/53-359.

Литература

1. Андреев В.Н. и др. Психолог следственного изолятора. – М., 1983. – 34 с.

2. Башкатов И.П., Саблина Л.С. Психолог ВТК. – М., 1977. – 56 с.

3. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. – М., 1928.

4. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. – М., 1996.

5. Дебольский М.Г. «Психологическая служба в правоохранительных органах // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко. – М.:Юнити-Дана, 2003. С. 461-488.

6. Дебольский М.Г. О ходе реализации Концепции развития психологической службы // Ведомости УИС. – 2003.

7. Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с осужденными // Преступление и наказание. – 2002. – № 10. – С. 2-9.

8. Дебольский М.Г. Организация психологического обеспечения деятельности УИС // Организация управления в уголовно-исполнительной системе. – Рязань: АПУ МЮ РФ, 2000. – С. 246-277.

9. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным: Тюремная библиотека. – Вып. 23. – М., 2001. – 154 с.

10. Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк).

– Домодедово, 1998. – 71 с.

11. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. – М., 2000. – 269 с.

12. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. – М., 2000. – 149 с.

13. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ. – Владимир: ВЮИ МЮ РФ, 2001.

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в уголовно-исполнительных инспекциях

... "О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" Концепция воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. ГУИН Минюста России, М. 2000г. ... семейного консультирования - основаны на психоанализе, теории семейных систем М. Боуэна и психологии (Б. Хеллингер, А. Шутцебергер, Винцент де Гольджак, У. ...

14. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: Сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. – В 4-х разделах. – М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС, 2004.

15. Психологическое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник материалов положительного опыта. – М.: НИИ УИС МЮ РФ, 2004. – 320 с.

16. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников охраны и конвоирования уголовно-исполнительной системы. Материалы региональных учебно-методических семинаров пенитенциарных психологов и методические рекомендации. – Томск: Томский филиал АПУ Минюста России, 2001. – 274 с.

17. Рабочая книга пенитенциарного психолога. – М.: НИИ МВД РФ, 1998. – 208 с.

18. Ушатиков А.И., Козак Б.Б. Пенитенциарная психология. – Рязань, 2003. – 741 с.

1. Краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной практике

Психология как наука изучает психические закономерности развития и поведения человека, особенности восприятия окружающего мира, возможности влияния на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Вот почему применение научно обоснованных форм и методов психологической работы с людьми позволяет повысить эффективность функционирования любой организации, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы.

Использование психологических знаний в уголовно-исполнительной системе имеет давнюю традицию. Понимание исторических тенденций дает возможность адекватно оценить и современное состояние психологического обеспечения уголовно-исполнительной системы и наметить перспективы развития психологической службы.

Как отмечают специалисты, лишь в XVIII веке, в эпоху Просвещения, как за рубежом, так и в России в трудах ученых стали появляться достаточно плодотворные пенитенциарно-психологические идеи[1] . В более ранний период своего развития уголовно-исполнительная система просто не нуждалась в психологических знаниях. Не случайно, наш соотечественник, всемирно известный писатель Ф.М. Достоевский, отбыв наказание в одном из сибирских острогов и описав все ужасы тюремной жизни, назвал его «мертвым домом». В последствии С.В. Позднышев писал: «Для несложных целей и примитивной грубости этого «мертвого дома» особых пенитенциарных знаний не требуется. Строгий и распорядительный начальник, крепкие замки и решетки, наружная дисциплина и отсутствие побегов – вот все, что, казалось, нужно у нас для хорошей постановки пенитенциарного дела». Но по мере того, как менялась цель наказания от возмездия к исправлению личности, менялось и отношение к преступнику, появлялась потребность в психологических знаниях. Так, один из сподвижников реформ Петра I, И.Т. Посошков отмечал необходимость учитывать при исполнении наказания психологию преступников, осуществлять их классификацию «во избежание вредного влияния худших, на менее испорченных»[2] . Историк и философ князь М.М. Щербатов в известной книге «История российская с давних времен», указывал о важности понимания законодателями «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившихся осужденных.

12 стр., 5770 слов

Объект, предмет, и задачи психологии в уголовно-исполнительной системе РФ

РЕФЕРАТ по курсу «Юридическая психология» «Объект, предмет, и задачи психологии в уголовно-исполнительной системе РФ» Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Предмет и задачи пенитенциарной исправительной психологии. 2. Становление пенитенциарной (исправительной) психологии. 3. Методы пенитенциарной исправительной психологии. Заключение ВВЕДЕНИЕ Исправительная психология исследует закономерности и особенности ...

В период царствования Екатерины II была предпринята одна из первых попыток реформирования тюремной системы (1775).

В составе комплекса мер она предполагала и создание условий для исправления осужденных. «Цель наказания – писала Екатерина II, – состоит не в том, чтобы мучить тварь, чувствами одаренную. Она на тот конец предписана, чтоб воспрепятствовать виноватому, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтобы отвратить граждан от содеяния преступлений»[3] .

Необходимо отдать должное ученым-юристам, которые первыми осознали эту общественную потребность и активизировали научные поиски в этом направлении. Особо активно психологические идеи стали развиваться во второй половине XIX века. Так, юрист С.И. Баршев в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858) указывал, что ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии, которая должна быть его составной частью; а, во-вторых, именно психология учит законодателя «видеть в преступнике не необузданного зверя, а человека, которого нужно перевоспитывать».

От описания важности учета психологического фактора в перевоспитании осужденных, во второй половине XIX и начале XX веков осуществляется переход к непосредственному изучению личности преступников, описанию особенностей их поведения в местах лишения свободы и разработке конкретных рекомендаций по дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказания.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

... психологическая служба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед службой, — использование достижений практической психологии ... психология 2)   психология личности 3)   социальная психология, 4)   политическая психология 5)   психология менеджмента 6)   психология труда и организационная психология ... осужденный ... и уголовной ...

Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые, как психолог и невропатолог В.М. Бехтерев, психолог А.Л. Лазурский, юристы Л.В. Владимиров, С.П. Познышев, М.Н. Гернет и другие.

На становление и развитие пенитенциарной психологии на рубеже ХХ века существенное влияние оказали русские писатели: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький. Художественным, доступным для понимания большинства людей языком, они вскрыли механизмы преступного поведения, описали психологические портреты типичных преступников и глубинные мотивы их поступков, показали влияние наказания и социальной среды осужденных на психику человека, лишенного свободы.

Проблемам изучения личности осужденных и их социальной реабилитации достаточно большое внимание уделялось в первые годы советской власти. С целью изучения личности преступника, разработки рекомендаций по профилактике преступлений были созданы психологические и криминологические кабинеты во многих крупных городах: Петрограде, Москве, Самаре, Саратове, Минске, Ростове-на-Дону, Харькове, Одессе, Тифлисе, Баку и др. В 1925 году при НКВД РСФСР создан Государственный институт по изучению преступности и личности преступника[4] . В числе основных задач данного института значились: разработка системы методов изучения и воспитательного воздействия на осужденных.

В 20-е годы были опубликованы такие фундаментальные труды по пенитенциарной психологии, как монография С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), обобщающая методическая работа Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928) и ряд других.

По достигнутым успехам в развитии пенитенциарной психологии, этот период порой образно называют «серебряным веком»[5] .

Однако изменение идеологии государства, выдвижение ложного лозунга об усилении классовой борьбы, культ личности привели к изменению и уголовно-исполнительной системы. Начали создаваться лагеря для «социально неблагонадежных» граждан, элементарные права человека стали игнорироваться. Потребность в психолого-педагогических исследованиях не только отпала, но имела и трагические последствия для ряда ученых и руководителей мест заключения[6] .

12 стр., 5895 слов

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

... деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления 2.1. Деятельность психологической службы с персоналом УИС 2.2. Гуманность и профессиональная компетентность 2.3. Этика пенитенциарного психолога 2.4. Изучение личности осужденного ...

Лишь в конце 50-х начале 60-х годов изменение государственной политики, реорганизация пенитенциарных учреждений, создание отрядной системы, ориентация на исправление осужденных способствовали возрождению интереса к пенитенциарной психологии. Выходят работы таких авторов, как М.А. Ефимов «Изучение личности заключенного и оценка доказательств его исправления и перевоспитания» (1963), А.Г. Ковалев «Психология исправления и перевоспитания заключенных» (1964), издается цикл лекций по предмету исправительно-трудовой психологии А.Г. Глоточкина и В.Ф. Пирожкова (1966-1970гг.).

В 1974 году данные авторы под редакцией известного психолога К.К. Платонова издают первый отечественный учебник «Исправительно-трудовая психология».

В первой половине 70-х годов проблемы психологии личности и социальной среды осужденных начинают активно изучаться во вновь созданных: научно-исследовательской лаборатории Рязанской высшей школы МВД, на кафедре психологии управления Академии МВД, в секторе судебной психологии ВНИИ Прокуратуры, ВНИИ МВД и других учебных и научно-исследовательских заведениях.

Несмотря на прикладную направленность исправительно-трудовой психологии как отрасли науки, основными потребителями ее знаний были слушатели, курсанты, студенты учебных заведений. Степень реализации этих знаний на практике зависела от уровня психологической подготовленности персонала, его убежденности в необходимости терпеливого индивидуально-воспитательного воздействия на личность. По-прежнему работало много сотрудников, воспитанных на традициях 30-50-х годов, считавших, что гораздо эффективнее, а главное – проще, добиться нужного поведения от осужденного, если водворить его в штрафной изолятор, надеть наручники, смирительную рубашку, нежели осуществлять кропотливую воспитательную работу.

Вместе с тем, уже в конце 60-х годов один из наиболее авторитетных специалистов по уголовно-исправительному праву Б.С. Утевский поставил вопрос о необходимости введения должностей психолога и педагога в штаты исправительно-трудовых колоний. «Для повседневного научно обоснованного управления исправительно-трудовой колонией и тюрьмой, безусловно, необходима в каждой из них штатная должность специалиста-психолога и, по возможности, специалиста-педагога. Введение в штат этих двух специалистов с лихвой окупится благодаря повышению качества и сокращению сроков исправления, которое, несомненно, последует после усиления аппарата указанными работниками»[7] .

Введение должности психолога – это принципиально новый подход к проблеме психологического обеспечения деятельности исправительно-трудовых учреждений. Он позволяет более квалифицированно и полно использовать возможности психологической науки в функционировании УИС. И эти возможности постепенно стали реализовываться.

В 1974 году для работы с несовершеннолетними правонарушителями введены должности психологов в штаты воспитательных колоний, а затем и следственных изоляторов. Первый опыт этой работы нашел отражение в научно-методической литературе[8] . Однако, в последующее десятилетие активного развития психологической службы не наблюдалось. Имела место высокая текучесть специалистов. Это обусловлено несколькими причинами: должность психолога была неаттестованной, а заработная плата уступала другим специалистам; количество выпускников психологических факультетов было очень незначительное; психологическая наука еще не имела отчетливо выраженной практической направленности, психотехнологии диагностики и коррекции были очень ограничены; в работе с осужденными, да и с персоналом, основная ставка делалась на политико-воспитательные методы воздействия, а социально-психологические недооценивались. Лишь в конце 80-х годов, в период так называемой «перестройки», вновь предпринимаются активные меры по дальнейшему развитию психологической службы. В 1988-1990 гг. по инициативе управления исполнения наказаний Саратовской области в порядке эксперимента создается психологическая лаборатория численностью до 4 человек на базе одной из колоний. На нее возлагалась задача отработки методов психологической диагностики осужденных. Аналогичная лаборатория была создана в Пермской области. Она в большей степени специализировалась на апробации методов психокоррекционного воздействия (педагогического аутотренинга).

Начиная с 1992 года, психологические лаборатории постепенно создаются и в других территориальных органах УИС России. На момент передачи уголовно-исполнительной системы из МВД в Минюст России (1998 год) в штатах территориальных органов и подразделений насчитывалось около 800 психологов. А через три года их численность увеличилась более чем в два раза (см. приложение 1).

Таким образом, на рубеже XXI века основным субъектом психологического обеспечения деятельности УИС становится психологическая служба.

2. Основные элементы психологической службы как структурного подразделения УИС

Психологическая служба – это централизованно управляемая система структурных подразделений (отделов, отделений, психологических лабораторий) и должностей специалистов-психологов, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Создание и развитие психологической службы – это прогрессивная инновация, обусловленная рядом объективных обстоятельств : повышением роли человеческого фактора в жизни общества в целом и правоохранительной сфере в частности; принимаемыми мерами по реформированию уголовно-исполнительной системы, ее ориентации на принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации процесса исполнения наказаний; потребностью практики в широком использовании возможностей психологической науки в работе как с персоналом, так и спецконтингентом; состоянием развития самой науки, наличием в ее арсенале современных методов изучения личности осужденных и управления их поведением. Применительно к организации, основываясь на системных представлениях, можно утверждать, что для успешного функционирования психологической службы как структурного подразделения УИС должны быть созданы следующие условия : определена цель деятельности; регламентированы нормативно-правовые и этические основы деятельности психологов; создана организационная структура на всех уровнях системы управления; регламентированы функции и основные направления деятельности; созданы необходимые материально-технические предпосылки (см. приложение 2).

Цель психологической службы – обеспечить максимально полное использование достижений психологической науки и практики для повышения эффективности процесса исполнения уголовных наказаний. Деятельность сотрудников данной службы позволяет оказать психологическую помощь нуждающимся, осуществлять психологическую коррекцию и развитие личности. В этой связи можно утверждать, что психологическая служба выполняет особую миссию – повышение профессиональной культуры исполнения наказаний, интеллектуализацию и гуманизацию уголовно-исполнительной системы.

Поскольку исполняют наказание сотрудники, а отбывают его осужденные, то объектом изучения и воздействия психологов являются как первые, так и вторые. Следовательно, психологическая служба УИС имеет два направления деятельности: психологическое обеспечение работы с персоналом и психологическое обеспечение работы с осужденными.

Психологическая служба , как и другие подразделения, функционирует в четких рамках правового поля, ибо деятельность пенитенциарного психолога связана с правами человека, его интересами, конфиденциальной информацией. Введение должности специалиста-психолога рекомендовано Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г. статья 49 (1)).

Основные направления и порядок работы пенитенциарных психологов за рубежом регламентированы как в федеральных законах, так и ведомственных нормативных актах[9] . Среди стран СНГ порядок функционирования психологической службы регламентирован в уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь. В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации длительное время новеллы о статусе психологов в исправительных учреждениях не были закреплены. В статьях 8, 9, 110 уголовно-исполнительного кодекса отмечалась лишь важность реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, необходимости изучения личности осужденных и использования в воспитательной работе психолого-педагогических методов. Только в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 161 предусмотрено право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. В Законе также отмечается: «Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» (См.: УИК РФ, статья 12, пункт 61 ).

Деятельность психологической службы имеет и этические аспекты. Главной профессиональной ценностью для психолога выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Практический психолог, как и врач, не вправе отказать осужденному в психологической помощи исходя из тяжести совершенного преступления по политическим, идеологическим, религиозным, национальным, а также каким-либо иным мотивам. Психолог несет личную ответственность за объективность и достоверность выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, выданных рекомендаций, а также сохранность конфиденциальной психологической информации. Сведения, полученные психологом в ходе его профессиональной деятельности, не должны использоваться им для достижения каких-либо личных целей, а также в частных интересах других лиц. Психолог вправе отказаться от выполнения поручений, которые не соответствуют возможностям науки, либо могут отрицательно сказаться на психическом здоровье клиента и морально-психологическом климате коллектива. Учитывая важность морально-этических аспектов деятельности психологической службы в правоохранительных органах, в том числе в УИС, профессиональная этика психолога регламентирована ведомственными приказами.

Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в организации и ведомстве .

Рассмотрим организационную структуру психологической службы на всех уровнях управленческой пирамиды: на исполнительском (исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы), на уровне аппарата управления территориальных органов (ГУИН, УИН, УЛИУ), на уровне федеральных округов и на уровне ГУИН Минюста России (см. приложение 3).

Основная работа психологов выполняется на исполнительском или низовом уровне: в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительных учреждениях. Естественно, что эффективность функционирования психологической службы зависит от численности психологов в этих подразделениях и уровня их квалификации. В настоящее время на низовом уровне работает большинство психологов (87 % от общей численности).

Качественные характеристики представлены в приложениях 4-8.

В соответствии с существующей нормативной базой, в данных подразделениях создаются психологические лаборатории, в штаты которых входят: начальник лаборатории, предельное звание – майор внутренней службы; старший психолог – капитан внутренней службы; психолог – старший лейтенант внутренней службы. При определении численности сотрудников лаборатории учитывают следующие факторы: установленные нормативы нагрузки на одного психолога (300-350 человек как осужденных, так и персонала в обычных колониях, а воспитательных – 100 осужденных); установленные штаты для учреждения, наличие вакантных должностей и кандидатов на их замещение; состояние оперативной обстановки и психологического климата в учреждении. В исправительных колониях ряда территориальных органов УИС (Республика Хакасия, Еврейская автономная область, Курская и Ульяновская области и др.) численность психологов в лаборатории составляет 4-7 человек. Крупные психологические лаборатории созданы в большинстве воспитательных колоний. В основном, штатная численность психологических лабораторий – 2 человека. Это тот минимум, который хотя и не позволяет осуществлять психологическое обеспечение работы с осужденными и персоналом в полном объеме, но дает возможность решать наиболее актуальные психологические проблемы, осложняющие оперативную обстановку в учреждении.

В соответствии с Положением о психологических лабораториях УИС, они являются самостоятельным структурным подразделением, приравниваемым к отделу, а ее начальник подчиняется непосредственно начальнику исправительного учреждения (СИЗО).

Последние нередко делегируют эти функции заместителю по воспитательной работе и кадрам.

В УЛИУ и территориальных органах, имеющих отдаленные или малочисленные колонии, целесообразно создавать психологические лаборатории при базовых («кустовых») учреждениях и осуществлять периодические выезды в колонии, где должность психолога не укомплектована для оказания массированной психологической помощи.

Сотрудники психологической лаборатории осуществляют партнерское взаимодействие со всеми службами исправительного учреждения и СИЗО.

В аппарате управления территориальных органов УИС введена должность начальника психологической службы . На него возлагаются следующие основные функции: методическое обеспечение деятельности психологов ИУ, СИЗО; подбор и комплектование психологов; организация системы переподготовки и повышения квалификации специалистов; стратегическое планирование развития психологической службы территориального органа; текущий контроль за результатами деятельности психологических лабораторий; изучение, обобщение и распространение положительного опыта; подготовка отчетов о деятельности психологической службы территориального органа.

Учитывая, что психологическая служба обеспечивает два направления деятельности (с осужденными и личным составом), начальник службы выведен из штатов этих отделов и подчиняется непосредственно заместителю начальника ГУИН (УИН), курирующему воспитательную работу с осужденными и персоналом. Это повышает статус начальника психологической службы, он приравнивается к должности начальника отдела, но это предъявляет и более высокие требования к его профессиональным и личностным качествам при взаимодействии с другими структурными подразделениями. По отношению к начальникам ИУ, СИЗО, начальник психологической службы выступает функциональным руководителем . Он не имеет права им приказывать, арсенал средств его управленческого воздействия – советы, рекомендации, убеждение или рапорта, докладные, служебные записки на имя вышестоящего руководителя. Начальник психологической службы – это специалист, который должен стремиться выполнять скорее функции наставника, консультанта и супервизора, чем администратора. Однако, в ситуациях, когда выявленные недостатки по линии психологической службы не устраняются, а начальник учреждения не создает необходимых кадровых, организационных и материально-технических предпосылок для нормального функционирования психологической лаборатории, то начальник психологической службы территориального органа должен не только проявлять твердость и настойчивость в реализации своих требований, но и информировать о сложившейся обстановке вышестоящего функционального руководителя (начальника психологической службы ГУИН Минюста России).

Другими словами, стиль деятельности начальника психологической службы территориальных органов УИС должен быть мягким, демократичным, доброжелательным в обычной текущей деятельности и твердым, даже жестким в принципиальных ситуациях.

При наличии в территориальном органе более 7-8 ИУ, СИЗО и соответственно 15 специалистов-психологов одному начальнику психологической службы становится сложно постоянно контролировать деятельность нижестоящих подразделений. Во многих территориальных органах кроме должности начальника психологической службы вводят должность старшего психолога или психолога. А в ГУИН Минюста России по Самарской, Свердловской, Пермской и других областям, где в подразделениях работает более 60 психологов при начальнике психологической службы создаются группы, отделения, а в скором времени, можно полагать, появятся и отделы.

Должности психологов введены в отделах специального назначения и управлениях (отделах) по конвоированию и спецперевозкам территориальных органов УИС. В крупных (базовых) подразделениях – по два психолога.

В связи с передачей в УИС Минюста России функций по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе, в отношении несовершеннолетних, возникла потребность в выделении дополнительных единиц для введения психологов и в уголовно-исполнительные инспекции. В настоящее время складывается парадоксальная ситуация – лица, которым наказание в виде лишения свободы заменено альтернативными наказаниями оказываются вне сферы психолого-педагогического воздействия. Этот недостаток должен постепенно устраняться.

Как родственное структурное подразделение наряду с психологической службой на уровне территориальных органов УИС можно рассматривать центры психофизиологической диагностики (ЦПД) при военно-врачебных комиссиях. Сотрудники ЦПД совместно с психологами исправительных учреждений осуществляют профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. К сожалению, более чем в 50% территориальных органов они еще не созданы.

Практически во всех территориальных органах УИС имеются учебные центры или учебные пункты . В штатах многих из них введены либо психологи-практики, либо преподаватели психологии. Это также важный, особенно в плане интеллектуального потенциала, элемент психологической службы УИС, который и в дальнейшем будет развиваться.

С целью децентрализации ряда управленческих функций ГУИН Минюста России, совершенствования системы контроля за деятельностью территориальных органов УИС в 2001 году созданы окружные управления. В числе контролируемых направлений деятельности предусмотрено и психологическое обеспечение УИС. Однако, в связи с малочисленностью штатов окружного управления, должность психолога в его структуре пока не предусмотрена.

В 2001 году в 12 территориальных органах УИС, в том числе, где размещены окружные управления, созданы межрегиональные психологические лаборатории (МПЛ) численностью – 8 штатных единиц. На них возлагаются следующие функции: оказание практической помощи территориальным органам в решении актуальных психологических проблем; изучение, обобщение и распространение положительного опыта в регионе; проведение научно-прикладных исследований, направленных на разработку новых психотехнологий и их внедрение в пенитенциарную практику; стажировка психологов. Не исключено, что со временем часть МПЛ может быть передана из территориального органа в окружное управление.

Завершающий элемент организационной структуры психологической службы УИС – это отдел психологической службы ГУИН Минюста России (далее – ОПС).

Он создан в начале 2000 года, является самостоятельным структурным подразделением. Основная миссия ОПС – разработка научно обоснованной стратегии развития психологической службы УИС Минюста России и организационно-методическое обеспечение решения текущих проблем. За период времени с момента создания отдела значительно возросла численность психологов, подготовлен ряд приказов, конкретизирующих их деятельность, изменена (сокращена) форма отчетности территориальных органов, утверждена Концепция развития психологической службы до 2005 года и план ее реализации, налажена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов, выпущены специализированные сборники и методические рекомендации, регулярно стали проводиться всероссийские учебно-методические семинары начальников психологических служб, психологов воспитательных колоний, отделов специального назначения, управления по конвоированию, а главное, возрос авторитет психологов и их влияние на результаты служебной деятельности УИС.

Приказом начальника ГУИН Минюста России создан Центральный координационный совет по психологии . Аналогичные советы созданы в большинстве территориальных органов УИС. Данный орган координирует работу по психологической деятельности УИС, различных ведомств, рассматривает положительный опыт, утверждает научно-методические рекомендации, обсуждает планы и итоги работы, заслушивает отчеты руководителей территориальных органов и начальников психологических служб.

К числу основных видов деятельности или функций, которые возлагаются на психологическую службу УИС, относятся: психологическая диагностика; психопрофилактика; психологическая коррекция; психологическое просвещение . Это универсальные функции, они реализуются при решении большинства служебных задач, независимо от того, осуществляется работа с осужденными или персоналом (изучение осужденных в карантине, прием на службу сотрудников, психологическое обеспечение деятельности отрядов специального назначения).

Каждая из функций реализуется относительно однородными и типичными для нее средствами, методами (инструментарием).

Важной предпосылкой успешного функционирования психологической службы является материально-техническая база. Психолог должен иметь отдельный рабочий кабинет , чтобы он мог проводить индивидуальные беседы как с осужденными, так и персоналом. В кабинете должны храниться все рабочие документы и инструментарий (тесты, бланки, ключи для обработки и т. п.).

Наличие персонального компьютера позволяет более чем в десять раз ускорить процесс обобщения материалов и готовить информационно-аналитические справки, отчеты, характеристики на высоком научно-методическом уровне.

В каждом исправительном учреждении необходимо создать кабинеты для групповой психокоррекционной работы с осужденными («в зоне») и проведения психологической подготовки персонала (в штабе учреждения).

Положительно себя зарекомендовали кабинеты психологической поддержки для сотрудников, которые несут службу в ночную смену. Имеющиеся в них программы аутотренинга, сама обстановка позволяют не только снять эмоциональное напряжение сотрудников, но и мобилизовать их на успешное выполнение служебных задач.

3. Организация и опыт психологической работы с персоналом

Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет высокие требования к нравственным качествам сотрудников, эмоциональной выдержке, терпимости, самообладанию, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Напряженный характер труда, отдаленность большинства исправительных учреждений от крупных экономических и культурных центров, относительно невысокий уровень заработной платы неблагоприятно сказываются на кадровой ситуации. Для того чтобы привлечь к службе в уголовно-исполнительной системе достойных работников, вызвать у них интерес к профессиональной деятельности, создать условия для их личностного роста, необходима не только традиционная кадровая работа, но и специалисты по человеческим отношениям – психологи. В настоящее время в большинстве исправительных учреждений уже сложилась целостная система психологического обеспечения работы с персоналом. Она включает следующие направления: профессионально-психологический отбор кандидатов на службу и оказание помощи в адаптации новым сотрудникам; психологическую подготовку персонала; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение; мониторинг социально-психологического климата в коллективе, психологическое обеспечение отделов специального назначения.

Профессионально психологический отбор – это совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к службе в уголовно-исполнительной системе. Остановимся на этапах психологического отбора: первичный (при обращении кандидата на службу в комплектующий орган); при обследовании в центрах психологической (психофизиологической) диагностики (ЦПД); в период стажировки в должности.

Первичный психологический отбор осуществляется в учреждениях, где введена должность психолога. Совместно с сотрудником кадрового аппарата, руководителем подразделения, где предполагается дальнейшая служба кандидата, психолог проводит ознакомительную беседу, в ходе которой выясняются: жизненный путь кандидата; мотивы поступления на службу в УИС; представления об УИС и предстоящей работе; отношение семьи и друзей к будущей работе кандидата; интересы и увлечения. На основе беседы и визуальной диагностики формируются первые представления о личности кандидата, его культурном и интеллектуальном уровне развития, адекватности понимания особенностей предстоящей деятельности. При необходимости проводится профессиональная ориентация и переориентация кандидата. Объективно излагаются трудности предстоящей службы, а также перспективы и преимущества в сравнении с другими видами труда. Целесообразно кандидату показать основные объекты исправительного учреждения.

При наличии в учреждении психолога, специализирующегося на работе с личным составом, он проводит также психологическое тестирование кандидата с целью более углубленного изучения его ценностных ориентаций, нравственных качеств, социальных установок, уровня интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных качеств. Главные задачи психолога на данном этапе: определить профессиональные способности кандидатов к службе; выявить лиц, имеющих явные противопоказания к будущей работе.

После первичного психологического обследования кандидата, психолог готовит справку-вывод о целесообразности использования кандидата в конкретной сфере деятельности. При выявлении психологических противопоказаний к будущей работе решение о прекращении дальнейшего профессионального отбора или его продолжении принимает начальник учреждения.

Дальнейшее психологическое обследование кандидаты на службу проходят в ЦПД, которые структурно относятся к военно-врачебным комиссиям (ВВК) медицинского отдела территориальных органов УИС.

Процедуры психологического обследования в ЦПД достаточно стандартизированы. Учитывая структурную принадлежность ЦПД к медицинскому ведомству, он делает акцент на выявление лиц с психическими заболеваниями (пограничными психическими состояниями), на изучение психофизиологических и индивидуально-характерологических особенностей, которые могут затруднить адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности.

По результатам обследования специалистами ЦПД оформляются заключения для военно-врачебных комиссий, кадрового аппарата и психолога подразделений. Заключение для кадровых аппаратов и психологической службы должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и один из следующих выводов о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности:

Рекомендуется в первую очередь – полностью соответствует предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, у которых выявлены индивидуальные особенности, обеспечивающие оптимальную адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, включая экстремальные ситуации. Для них прогнозируется успешность службы, низкая вероятность развития отклоняющего поведения или профессиональных заболеваний. Другими словами, это идеальный кандидат на службу.

Рекомендуется – в основном соответствует требованиям предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности могут затруднить (удлинить) период адаптации к службе в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. Однако, после завершения адаптации профессиональная деятельность этих лиц прогнозируется как достаточно успешная. Для данной категории кандидатов важным моментом профилактики нарушения адаптации или отклоняющего поведения в экстремальных ситуациях является выработка устойчивых профессиональных навыков.

Рекомендуется условно – минимально соответствует требованиям предполагаемой должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов. Выносится для кандидатов, у которых индивидуальные особенности не позволяют надежно прогнозировать успешность службы на предполагаемой должности или обучения даже при качественной профессиональной подготовке. При высокой мотивации к службе или учебе их эффективная деятельность на протяжении длительного периода, как правило, невозможна в связи с быстрым истощением функциональных резервов из-за постоянного перенапряжения. Нарушение адаптации, болезненные состояния или отклоняющееся поведение у этих лиц могут проявиться даже в штатных ситуациях. Они, в большинстве случаев, относятся к «группе риска» и требуют активного наблюдения со стороны психолога подразделения. Им может быть отказано в приеме на стажировку в данной должности или в приеме на службу после неудовлетворительного завершения испытательного срока в качестве стажера.

Не рекомендуется – не соответствует требованиям предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, имеющих выраженные признаки нервно-психической неустойчивости с высокой вероятностью развития заболеваний, неудовлетворительную мотивацию к службе, негативные личностные особенности, асоциальные формы поведения. У них состояние дезадаптации может развиться в обычных ситуациях. В связи с неблагоприятным прогнозом профессиональной успешности к этой же категории относятся лица, имеющие низкий уровень профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, сниженные резервы функциональных систем.

Необходимо отметить, что в настоящее время заключение психологов и специалистов ЦПД для кадрового аппарата имеет рекомендательный характер. Поэтому, в связи с дефицитом кадровых ресурсов, на службу в УИС продолжают принимать значительное число лиц, рекомендованных условно. В первую очередь это относится к младшему инспекторскому составу по надзору и службе охраны. Однако, изучение текучести кадров, особенно на первом году службы, анализ различного рода чрезвычайных происшествий показывает, что эти явления в большей степени характерны для сотрудников, имевших низкую степень профессиональной пригодности. Это подтверждает необходимость более внимательно относится к рекомендациям психологов.

Психологическое обеспечение работы с кандидатами на службу в период их стажировки. Независимо от того, к какой группе отнесен вновь принятый сотрудник, задача психолога продолжать его изучение в период стажировки и оказывать психологическую помощь в адаптации к новой должности и социальному окружению.

В большинстве подразделений психологи начинают свою работу со стажерами с индивидуальной беседы по результатам психологического обследования, одновременно уточняется их самооценка, уровень притязаний, вырабатывается тактика поведения в служебном коллективе. В крупных подразделениях (несколько сот человек), где ежегодные пополнения молодых сотрудников достаточно большие, целесообразно проводить с ними социально-психологические тренинги. И, прежде всего, тренинги уверенности в себе . Опыт показывает, что тренинги снимают эмоциональную напряженность, существенно сплачивают молодых сотрудников, дают возможность обсуждать социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются в служебных коллективах и при общении с осужденными, формируют чувство уверенности в себе.

Целенаправленная работа должна проводится с лицами, отнесенными к «группе риска». На них психологом заводится специальная папка (дело), где фиксируются все проведенные мероприятия. Для данной категории сотрудников рекомендуется устанавливать испытательный срок на менее шести месяцев. По его истечении всесторонне анализируются результаты их служебной деятельности, взаимоотношения в коллективе, проводится повторное психологическое обследование психологом учреждения или в центре психодиагностики. После этого принимается окончательное решение о дальнейшей службе сотрудника, отнесенного к группе риска. Опыт показывает, что данная категория сотрудников должна состоять на учете у психолога до трех лет. При соответствующей психологической помощи они адаптируются к службе и успешно выполняют профессиональные обязанности.

Психологическая подготовка и профессиональное развитие персонала . Деятельность работников УИС имеет отчетливо выраженную направленность на взаимодействие с людьми, с осужденными в частности. Поэтому независимо от занимаемой должности все сотрудники, помимо общих профессиональных знаний, должны иметь и психологическую подготовку. Она должна включать формирование знаний и умений, необходимых как для всех категорий сотрудников, так и сугубо специфические, исходя из характера деятельности.

К общим психологическим знаниям, которые должны освоить сотрудники, относятся: сущность и структура личности осужденного, психологические причины противоправного поведения; корпоративная культура сотрудников УИС и субкультура осужденных; учет этнической и возрастной психологии в процессе профессиональной деятельности; стресс, его профилактика и преодоление в повседневной жизнедеятельности; особенности общения с другими людьми; методы разрешения конфликтных ситуаций; профессиональная деформация и возможности ее профилактики, психология личной безопасности и др. К специфическим знаниям можно отнести: методы психологического воздействия на осужденных; психологию оперативно-розыскной деятельности; психологию труда осужденных; психологические условия укрепления режима в условиях исправительных учреждений; психологические особенности ведения переговоров в ситуации захвата заложников; стиль и методы руководства подчиненными и др.

Психологическая подготовка является частью профессиональной. При разработке ежегодных учебных программ важно учитывать уровень психологической компетентности сотрудников конкретного учреждения, их опыт работы в УИС, состояние оперативной обстановки и психологического климата в подразделении.

Важным направлением психологической подготовки личного состав является подготовка к действиям в экстремальных условиях : при массовых беспорядках, групповом хулиганстве, неповиновении осужденных, в ситуации захвата заложников, при групповых побегах.

По специально разработанным программам осуществляется психологическая подготовка, сопровождение и социальная реабилитация сотрудников отдела специального назначения[10] .

Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации личного состава . Зачисление сотрудников в резерв кадров на выдвижение традиционно осуществляется на основе реальных показателей служебной деятельности, наличия соответствующего образования и возрастной перспективы. Однако известно, что хороший специалист далеко не всегда становится успешным руководителем.

Сменяемость руководящего звена исправительных учреждений часто является следствием недостаточно глубокого изучения психологических особенностей кандидатов, их склонностей к управленческой деятельности и отсутствия соответствующей мотивации. Поэтому в связи с созданием психологической службы среди поставленных перед нею задач, важное место отводится работе с резервом кадров на выдвижение.

Основные направления этой работы следующие: психологическое обследование сотрудников, состоящих в резерве кадров на выдвижение; психологическое консультирование данных лиц по результатам тестирования; психологическая подготовка сотрудников к управленческой деятельности; консультирование руководителя подразделения при назначении кандидата на вакантное место; оказание психологической помощи вновь назначенному руководителю при вхождении в новую должность.

Участие психолога в аттестации сотрудников. Аттестация сотрудников, с точки зрения психологии – это оценка их деловых, профессиональных и личностных качеств. Аттестация является мощным мобилизующим фактором. Вместе с тем, это и достаточно сильный стресс-фактор для многих сотрудников, особенно с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, имеющих предельную выслугу.

В правоохранительных органах порядок аттестации сотрудников, как правило, регламентирован соответствующими нормативными актами. Правильно поступают в тех территориальных органах, где практического психолога вводят в состав аттестационной комиссии. Обычно, в начале календарного года, руководитель учреждения (организации) издает приказ, в котором предусматривается состав аттестационной комиссии, основания ее работы, круг лиц, подлежащих аттестации. На психолога возлагается обязанность провести углубленное изучение личности и представить материалы на аттестационную комиссию или непосредственному руководителю аттестуемого, чтобы учесть их при подготовке текста аттестации. Это создает нормативные основы для непосредственного участия психолога в работе аттестационной комиссии.

При подготовке материалов на аттестационную комиссию психологу особо важно соблюдать профессионально-этические требования, ибо от его оценок во многом зависит судьба и профессиональная карьера сотрудников. Психолог должен стимулировать дальнейший личностный рост аттестуемых, оказывать психологическую помощь, а не выступать в качестве «пугала» для личного состава.

В последние годы наряду с типовой формой аттестации сотрудников (где отмечается результативность работы, отношение к ней и профессионально важные качества аттестуемого) как в нашей стране, так и за рубежом используют модифицированные варианты аттестации.

Круговая аттестация: по специально выделенным параметрам аттестуемого оценивают подчиненные, коллеги, вышестоящие руководители.

При комплексной проверке учреждения (подразделения) рекомендуется аттестация с помощью метода распределения . По результатам деятельности выделяют: 10 % лучших сотрудников; 20 % хороших сотрудников; 40 % средних сотрудников; 20 % отстающих сотрудников; 10 % худших сотрудников.

Используется и такой метод как самоаттестация сотрудников. Им предлагается оценить себя по специальному бланку.

Контроль состояния социально-психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений . Под социально-психологическим климатом (СПК) подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в отношении к общему делу. От уровня его развития зависит самочувствие сотрудников и деловая активность. Задача психолога состоит в том, чтобы осуществлять контроль за состоянием СПК как в организациях в целом, так и в отдельных подразделениях (первичных коллективах).

Социально-психологический климат оценивают по следующим объективным показателям : результатам служебной деятельности, текучести кадров, состоянии дисциплины и законности. В качестве субъективных (психологических) показателей климата используют: удовлетворенность трудом и результатами служебной деятельности; взаимоотношения в коллективе; стиль руководства; деструктивные психические состояния сотрудников и суициды. В настоящее время разработан ряд типовых методик, позволяющих диагностировать морально-психологический климат в коллективе и оказывать влияние на его оптимизацию.

Следует особое внимание уделить вопросам психологической профилактики таких деструктивных явлений, как профессиональная деформация, нарушения дисциплины и законности, аутоагрессивные проявления (суициды).

4. Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными

При всем многообразии психологической работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми ее можно свести к трем основным направлениям: диагностика личности; психологическая профилактика деструктивных явлений в социальной среде осужденных; психологическая коррекция личности и поведения осужденных.

Наиболее часто психологическая диагностика осужденных проводится с целью их изучения в карантине и в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя.

Изучение личности осужденных в карантине является одной из центральных задач в работе практического психолога, особенно на этапе становления службы. Поскольку главная задача уголовного наказания – исправление осужденного, то психолог должен изучать, прежде всего, те свойства, которые способствовали совершению преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем, и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.

На всех осужденных, обследованных в карантине, составляются краткие психологические характеристики (портреты) и рекомендации (программы) по индивидуализации процесса исполнения наказания. Характеристики докладываются психологом на административной комиссии при распределении осужденных по отрядам, затем они вкладываются в личное дело либо карточку индивидуального изучения. При выявлении информации, которая может представлять интерес для других служб (безопасности, медицинской, производственной и т. д.), она доводится до сотрудников в рабочем порядке.

В исправительных учреждениях, где численность психологической лаборатории составляет 4-6 человек, психолог закрепляется за локальным участком, что позволяет в дальнейшем более углубленно проводить работу с осужденными.

В исправительных учреждениях, где в штате психологической лаборатории несколько психологов, их привлекают к диагностике осужденных в связи с решением вопроса об изменении условий содержания (условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя).

Участие психологов в решении судьбоносных для осужденных проблем – это показатель их возросшего авторитета и доверия к ним как профессионалам.При решении данных вопросов психодиагностика носит, прежде всего, прогностический характер. А это не только ответственная, но и очень сложная задача. Сложность обусловлена, во-первых, тем, что между индивидуально-психологическими качествами, которые чаще всего изучает психолог, и поведением осужденного после освобождения или при передвижении без конвоя за территорией колонии нет жесткой связи. На поведение человека существенное влияние оказывают ситуативные факторы. Поэтому, осуществляя прогноз поведения осужденного важно соотносить выявленные качества и наиболее типичные ситуации, с которыми он может сталкиваться в процессе жизнедеятельности.

Во-вторых, прогнозируя поведение осужденного, важно учитывать не только индивидуально-психологические качества (интроверсию-экстраверсию, уровень субъективного контроля, нейротизм, импульсивность и т.д.), но и личностные свойства (ценностные ориентации, жизненные цели, причины совершенного преступления и их осознание, отношение к преступлению и жертве, социальные связи).

В числе задач, которые могут ставиться перед психологом – профилактика деструктивных явлений в среде осужденных . В систему мероприятий по предупреждению отрицательных явлений входит углубленное изучение осужденных, поставленных на профилактический учет по решению административной комиссии, либо выявленных самим психологом при диагностике в карантине или отряде.

Особое внимание следует уделять проведению психокоррекционных мероприятий с такими категориями, как склонные к суицидам, неуверенные в себе, с повышенной агрессивностью и эмоциональной возбудимостью. Необходимо создавать возможность самим осужденным обращаться за консультацией к специалисту.

Важным направлением профилактической работы является изучение и регуляция социально-психологических явлений в среде осужденных. На состояние оперативной обстановки в учреждении существенное влияние оказывают следующие явления: настроение осужденных (эмоционально-оценочная реакция на происходящие события); отношение осужденных к администрации; наличие малых групп, группировок по земляческим или этническим признакам и их борьба за сферы влияния; стратификация осужденных по социально-психологическому статусу (лидеры отрицательной направленности и их последователи, актив, нейтральные, с низким статусом); взаимоотношения между осужденными; действенность неофициальных норм и обычаев; слухи, межличностные и межгрупповые конфликты. Возникновение большинства социально-психологических явлений носит закономерный характер, так как обусловлено размещением на ограниченном пространстве большого количества людей со сложными психологическими свойствами и криминальной направленностью. Своевременное выявление негативных тенденций в среде осужденных, индивидуально-профилактическая работа с лидерами, информирование о глубинных психологических явлениях сотрудников службы безопасности и оперативного отдела позволяет предотвращать групповые эксцессы и правонарушения среди осужденных.

Важной формой психопрофилактической работы является организация функционирования секций психологической помощи. Сама практика родила эту форму работы. Это показатель ее жизненности и перспективности. Как правило, члены секции психологической помощи – это положительно характеризующиеся осужденные, имеющие склонность к общению с другими людьми. Многие из них были клиентами психолога (консультировались у него по своим личным проблемам).

Через личный опыт у них произошло осознание необходимости помощи другим. Но одного желания мало, и важно, чтобы профессиональный психолог проводил постоянные занятия с членами своей секции, вел «группу», обучил их методам визуальной диагностики, приемам разрешения конфликтов, снятия эмоциональной напряженности, технике консультирования.

Необходимо отметить, что подобная работа ведется и за рубежом. Действует принцип «равный помогает равному». Благодаря данной инновации решается ряд специфических задач: повышается ответственность самих осужденных (членов секции) за свое поведение; резко расширяется круг лиц, способных оказать психологическую помощь; появляется возможность быстро вмешиваться в групповые эксцессы и разрешать локальные конфликты; повышается информированность психолога, а, следовательно, и администрации в целом, о социально-психологических явлениях в среде осужденных; создается благоприятная психологическая обстановка для исправления осужденных, и обеспечения их безопасности.

Особое место в деятельности психологической службы отводится проведению психокоррекционных мероприятий. Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.

Технология проведения психокоррекционных мероприятий зависит прежде всего от концептуальных положений, которых придерживается психолог. Анализ практики показывает, что в уголовно-исполнительной системе чаще всего используются следующие теоретические подходы: трансактный анализ, личностно-ориентированный, экзистенциональный, логотерапевтический, когнитивный, поведенческий, самовнушение, нейролингвистическое программирование. По своей эффективности они одинаковы, но предпочтение отдается концепциям, ориентированным на оказание экстренной психологической помощи. В этом плане, особо популярным становится нейролингвистическое программирование (НЛП), и многие пенитенциарные психологи стремятся его освоить. Его достоинство также в том, что большинство технологий НЛП не требует вербального изложения проблемы, а основаны на образном представлении.

Существуют две формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая. В условиях исправительного учреждения индивидуальная психологическая коррекция осуществляется преимущественно как психологическое консультирование . Последнее понимается как процесс оказания психологической помощи человеку (в данном случае, осужденному) в виде рекомендаций, направленных на разрешение имеющихся у него проблем. Чаще всего осужденные обращаются по проблемам суровости наказания, взаимоотношений с другими осужденными, представителями администрации, по семейным отношениям, в связи с плохим настроением, повышенной раздраженностью, бессонницей, частыми кошмарами и т. д.

Важно понять, что психологическое консультирование – это не просто индивидуальная воспитательная беседа, хотя последняя также может носить психокоррекционный характер. Психологическое консультирование предполагает наличие определенных стадий взаимодействия: установление психологического контакта с клиентом, изучение жалоб, с которыми он обращается; поиск, обсуждение причин, вызвавших проблему; обсуждение возможных вариантов решения, их оценка и выбор наиболее оптимального; планирование путей достижения принятого решения; поддержание обратной связи с осужденными в процессе выполнения намеченного плана, его коррекция.

Необходимо отметить, что в психокоррекционном воздействии нуждаются не только осужденные, но и их родственники. В этой связи для проведения психологических консультаций используются «дни открытых дверей», беседы с родственниками, когда они приезжают на свидание с осужденными. Эти мероприятия особенно эффективны при подготовке осужденных к освобождению, при разрешении конфликтных ситуаций с родственниками.

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции . Первоначально, групповая форма работы начала использоваться из утилитарных соображений – охватить психологическим воздействием как можно большее число клиентов. И в период зарождения групповой психотерапии, и в настоящее время у непосвященных в тонкости психокоррекционной работы сотрудников УИС возникает недоверие: разве могут люди в группе раскрываться друг перед другом, участвовать в дискуссии, обсуждать сложные личные проблемы. Но и международный опыт, и отечественная практика подтверждают, что в группе люди не только «раскрываются», «исповедуются», но сила психологического воздействия на человека возрастает за счет присутствия группы. Происходит это не просто за счет банального давления группы на человека, проявления механизмов психического заражения, подражания. В группе осужденный начинает смотреть на себя «глазами других людей» и познает себя более глубоко. Он начинает понимать, что его личные проблемы не такие уж уникальные и они характерны многим другим людям; в группе можно учиться контактировать с другими людьми, осваивать новый опыт взаимодействия, переносить его в повседневную жизнь. Естественно, что создание доверительной атмосферы в группе зависит от профессионального мастерства психолога и его опыта.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе уже трудно найти психолога, который не владел бы методикой проведения социально-психологических тренингов с осужденными. Данная форма групповой работы позволяет осуществлять психокоррекционное воздействие на личность, способствует исправлению спецконтингента.

К основным целям проведения социально-психологических тренингов относятся: психологическая помощь трудноадаптируемым осужденным (развитие у них уверенности в себе, повышение терпимости (толерантности) к условиям лишения свободы); коррекция криминально-значимых личностных свойств (агрессивности, жестокости, эмоциональной устойчивости, повышенной тревожности); развитие у актива осужденных коммуникативных качеств и умений разрешать конфликтные ситуации; коррекция отношения к совершенному преступлению и формирование установки на исправление; психологическая подготовка к освобождению.

Могут проводиться тренинги, которые интегрируют перечисленные цели.

Наиболее распространены в УИС различные программы аутотренингов . Они проводятся во многих исправительных учреждениях.

Важное внимание уделяется проведению социально-психологических тренингов, направленных на оказание психологической помощи впервые осужденным и, прежде всего, несовершеннолетним, женщинам.

Пенитенциарные психологи активно осваивают психокоррекционные программы, направленные на оказание психологической помощи лицам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, а также ВИЧ-инфицированным осужденным.

Особого внимания заслуживают психокоррекционные программы, предусматривающие изменение криминальных установок осужденных, осознание личностных причин совершения преступления, формирование чувства покаяния, ответственности за будущее, готовности признать вину перед жертвой и пострадавшими.

Сотрудникам УИС важно осознать, что овладение современными психотехнологиями воздействия на осужденных с целью их исправления и оказания психологической помощи – это качественно новый этап в развитии психологической службы.

5. Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы

С целью дальнейшего совершенствования работы по психологическому обеспечению деятельности УИС руководством Минюста России утверждена Концепция развития психологической службы на 2001-2005 годы и План мероприятий по ее реализации.

Назначение концепции: обосновать систему взглядов, принципов, приоритетов, определяющих актуальные направления деятельности психологической службы УИС и стратегию ее развития.

К наиболее важным принципам развития психологической службы относятся:

— принцип гуманистического отношения к личности, предполагающий уважительное отношение к человеку, веру в возможности его развития и самосовершенствования, опору на положительные качества, добровольное участие в психологических мероприятиях;

— принцип научности, широкое внедрение достижений современной психологической науки в пенитенциарную практику, использование исключительно научно обоснованных психотехнологий;

— организационно-управленческий принцип, заключающийся в преодолении стихийности процессов развития путем создания оптимальной организационной структуры и управленческой вертикали психологической службы;

— ресурсно-обеспечивающий принцип, предусматривающий достаточное финансирование и материально-техническое оснащение для качественного развития и эффективного функционирования психологической службы;

— принцип учета отечественного и зарубежного опыта развития психологической службы;

— системный принцип, заключающийся в совместном с другими службами (кадровыми, медицинскими, производственными, воспитательными) решении практических задач психологического обеспечения УИС;

— принцип доступности психологической помощи для сотрудников УИС и осужденных;

— принцип законности и уважения прав личности;

— принцип специализированного подхода к психологическому обеспечению исполнения наказаний различных категорий осужденных (несовершеннолетних, женщин, совершивших различные виды преступлений, осужденных к длительным срокам наказания и пожизненному лишению свободы).

Основными задачами дальнейшего развития психологической службы являются:

— закрепление гуманистических подходов обращения с осужденными, обеспечивающих приоритет основных прав и свобод человека в период отбывания всех видов уголовного наказания, в том числе право на квалифицированную психологическую помощь;

— содействие в организации саморазвития и самосовершенствования личности, ресоциализации и социальной адаптации после освобождения;

— психологическое обеспечение воспитательного процесса, направленного на всестороннее изучение личностного потенциала, прогнозирование поведения, стимулирование позитивного развития и устранения деформаций в системе взглядов, ценностных ориентаций, поведении осужденных;

— оптимизация программ, методик и технологий дифференцированного психолого-педагогического воздействия на различные категории осужденных;

— создание благоприятных условий для эффективной служебной деятельности, личностного развития, самореализации и психопрофилактики профессиональной деформации сотрудников;

— совершенствование организации, научно-методического, нормативного, правового, кадрового и материально-ресурсного обеспечения деятельности психологической службы как самостоятельного структурного подразделения УИС.

Косновным направлениям развития психологической службы относятся: совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы; подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов; научно-методическое обеспечение; финансовое и материально – техническое обеспечение.

Совершенствование нормативно-правовой базы и оргштатной структуры службы предполагает:

— законодательное закрепление функций, направлений, принципов деятельности психологической службы УИС путем внесения соответствующих дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

— переработку нормативных актов, регламентирующих отдельные направления деятельности психологов (психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, профессионально-психологический отбор сотрудников и др.);

— подготовку новых нормативно-правовых актов и других документов, способствующих совершенствованию деятельности сотрудников психологической службы;

— регламентацию норм нагрузки на психолога при выполнении различных видов работ;

— совершенствование системы делопроизводства и контроля за осуществляемой деятельностью;

— становление межрегиональных психологических лабораторий, возложение на них функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности психологических служб;

— совершенствование взаимодействия отдела психологической службы и центра психодиагностики центральной военно-врачебной комиссии медицинского управления ГУИН Минюста России, а также соответствующих подразделений на уровне территориальных органов УИС;

— укрепление психологической службы образовательных учреждений УИС Минюста России, создание отделений (групп) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учебных центрах территориальных органов;

— поэтапное увеличение штатной численности психологов в аппаратах управления ГУИН Минюста России и территориальных органах УИС, в психологических лабораториях исправительных учреждений и следственных изоляторов в соответствии с принятыми нормативами и потребностями практики;

— формирование штатов психологических лабораторий в соответствии с направлениями психологического обеспечения (сотрудники-осужденные), функциональной специализацией (психодиагностика – консультирование – коррекция – экстремальная психологическая помощь) и отраслями психологии (социальная, клиническая, индустриальная и др.);

— создание психологической службы в уголовно-исполнительной инспекции и других подразделениях исполнения наказания, не связанных с лишением свободы.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов .

Кадровое обеспечение развития психологической службы предполагает:

— систематическое изучение потребности в специалистах-психологах и соответствующее развитие ведомственной и вневедомственной их подготовки;

— уточнение квалификационных требований к сотрудникам психологической службы и ее использование в процессе решения кадровых вопросов;

— совершенствование системы профессиональной ориентации и отбора молодежи на психологические факультеты учебных заведений УИС Минюста России;

— организация профориентации выпускников психологических факультетов других ведомств с целью их поступления на службу в УИС Минюста России;

— создание системы непрерывной профессионально-специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов в ведомственных и региональных образовательных учреждениях, учебных центрах, базовых психологических лабораториях по специальным программам основного и дополнительного образования;

— осуществление поэтапного перехода к комплектованию и замещению штатных должностей психологической службы УИС исключительно специалистами-психологами с базовым образованием;

— усиление регионального принципа в подготовке, переподготовке и повышении квалификации пенитенциарных психологов;

— расширение возможностей подготовки научно-педагогических кадров психологов в Академии права и управления Минюста России, посредством возможности адъюнктуры, соискательства;

— совершенствование системы стимулирования профессионально-личностного роста практических психологов путем квалификационных аттестаций, дифференциации оплаты труда с учетом наличия либо отсутствия базового психологического образования, квалификации, классности, имеющегося опыта и личных достижений.

Научно-методическое обеспечение предполагает:

— проведение психологической экспертизы психодиагностических методик, используемых психологами учреждений и органов УИС на предмет их валидности и научной обоснованности;

— формирование целевых пакетов психодиагностических и психокоррекционных методик, прошедших апробацию в условиях УИС, широкое внедрение их в практику работы психологической службы;

— разработка и апробация социально-психологических методов диагностики, прогнозирования и профилактики деструктивных явлений в учреждениях УИС;

— возложение на координационный совет по психологическому обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России и координационные советы территориальных органов функции экспертизы научно-методических разработок, оценки и аттестации деятельности психологов, обобщения и распространения передового опыта;

— организация системы научно-методического сопровождения основных направлений профессионально-психологической деятельности путем закрепления актуальной тематики, организации и планирования научно-исследовательской работы, ее стимулирование, сохранение прав интеллектуальной собственности;

— изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта работы психологических служб, введение в постоянную практику проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, школ психологов;

— научно-информационное обеспечение практических органов УИС путем организации издания «Библиотечки пенитенциарного психолога», научно-методических пособий, бюллетеней, вестников и периодических изданий;

— создание организационных условий для привлечения к научно-исследовательским проектам ведущих зарубежных и отечественных специалистов, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений;

— создание устойчивой (в перспективе компьютеризированной) информационной сети для обмена базами данных на межрегиональном и федеральном уровнях управления УИС;

— увеличение штатной численности научно-исследовательских и научно-методических подразделений при НИИ УИС и образовательных учреждениях Минюста России, специализирующихся на психологической проблематике;

— активное использование научного потенциала профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Минюста России, других ведомств и специалистов общественных организаций для проведения исследований и разработки научно-методических рекомендаций по проблемам деятельности психологической службы;

— регулярное освещение в ведомственных журналах положительного опыта деятельности психологической службы.

Финансовое и материально-техническое обеспечение предполагает:

— создание рабочего места психолога в соответствии с требованиями нормативных документов;

— оснащение психологических лабораторий компьютерной и копировальной техникой, расходными материалами, специальным психологическим оборудованием, видео- и аудиосредствами, пакетами психологических методик компьютерной и ручной обработки, комплектами специальной психологической литературы («Библиотечка психолога»);

— подключение межрегиональных психологических лабораторий к современным информационным сетям, сети Интернет, другим средствам коммуникации;

— оборудование в соответствии с научно-методическими рекомендациями помещений для проведения индивидуальной и групповой психокоррекции, оказания экстренной психологической помощи, социально-психологической реабилитации, а также их оснащение специальной техникой;

— решение вопроса об увеличении должностных окладов психологов до уровня начальников отрядов;

— расширение системы внебюджетных источников (участие в международных и всероссийских конкурсах грантов, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительной системы).

Во многом Концепция реализована уже на практике. Но жизнь вносит свои коррективы в наши планы, и какие-то положения не удалось реализовать до конца. Но главным является то, что поступательное развитие психологической службы УИС продолжается и ее влияние на результаты деятельности исправительных учреждений будет неуклонно возрастать.

Приложение 1

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 2

Основные элементы психологической службы

как организационной системы (структурного подразделения УИС)

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 3

Структура психологической службы УИС

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 4

Возрастной состав психологической службы УИС

(% от общего количества психологов)

2004 год

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 5

Образовательный уровень психологов психологической службы УИС

(% от общего количества психологов)

2004 год

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 6

Состав психологической службы по стажу работы в органах УИС

(% от общего количества психологов)

2004 год

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 7

Состав психологической службы

по стажу работы в должности психолога УИС

(% от общего количества психологов)

2004 год

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Приложение 8

Доля мужчин и женщин в психологической службе УИС

(% от общего количества психологов)

2004 год

Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

Содержание

План лекции …………………………………………………….. 3
Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность психологической службы ……………………………………..
Литература ………………………………………………………. 4
1. Краткий исторический очерк применения психологических знаний в пенитенциарной практике ……………………………
2. Основные элементы психологической службы как структурного подразделения УИС …………………………………………
3. Организация и опыт психологической работы с персоналом … 16
4. Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ……………………………
5. Основные направления и перспективы дальнейшего развития психологической службы …………………..…………………………
Приложение 1: Численность практических психологов УИС по годам ……………………………………………………………….
Приложение 2: Основные элементы психологической службы как организационной системы (структурного подразделения УИС)….
Приложение 3: Структура психологической службы УИС ….. 35
Приложение 4: Возрастной состав психологической службы УИС (% от общего количества психологов).

2004 год………………. …….……

Приложение 5: Образовательный уровень психологов психологической службы УИС (% от общего количества психологов).

2004 год………………… ………………………………………………

Приложение 6: Состав психологической службы по стажу работы в органах УИС (% от общего количества психологов).

2004 год……………. ………………………………………………….

Приложение 7: Состав психологической службы по стажу работы в должности психолога УИС (% от общего количества психологов).

2004 год……………….. ………………………………

Приложение 8: Доля мужчин и женщин в психологической службе УИС (% от общего количества психологов).

2004 год

М.Г. Дебольский

Организация и функционирование психологической службы

в уголовно-исполнительной системе

Лекция

Корректор С.Б. Парняков

Печать Д.М. Брызгалов

Редакционно-издательский отдел

Вологодского института права и экономики Минюста России

160002 г. Вологда, ул. Щетинина, 2

Подписано в печать 11.03.2005 г.

Тираж 300 экз. Заказ № 51

Печать REXROTARY 1330

ГУ НИИИиПТ ГУИН Минюста России, г. Тверь

[1] Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. – М., 2000. – С. 6.

[2] Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. – М., 1951.

[3] Цит. по Гернет М.Н. История царской тюрьмы. – М., 1981. – Т. 2. – С. 13.

[4] ЦГАОР. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 75. Д. 120.

[5] Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк).

– Домодедово, 1998. – С. 28.

[6] См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М. 1994. – С. 143-160.

[7] Утевский Б.С. Что надо знать работникам исправительно-трудовых учреждений о кибернетике. – М., 1969. – С. 25

[8] Башкатов И.П., Саблина Л.С. Психолог ВТК. – М., 1977; Андреев В.Н. и др. Психолог следственного изолятора. – М., 1983.

[9] См. детальнее: Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. – М., 2000; Морозов В.М., Ковалев О.Г., Дебольский М.Г. и др. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ. – Владимир, 2001.

[10] См.: Психологическое обеспечение деятельности ОСН. – В 4-х частях. – М.:ГУИН, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.