І ІІ СЕМЕСТР
МОДУЛЬ 3
Лекция № 3 (24)
Тема: «Формирование и развитие личности»
План
1. Общая характеристика онтогенеза психического развития личности.
2. Движущие силы развития личности.
3. Периодизация психического развития и этапы жизненного пути личности.
4. Проблема устойчивости личности.
Общая характеристика онтогенеза психического развития личности.
Основой понимания сущности психического развития является разработанный П.С.Костюком принцип развития в психологии.
Согласно положению этого принципа, развитие человеческой личности – это непрерывный процесс, который заключается в количественных и качественных изменениях человеческого существа. Количественные изменения – увеличение одних и уменьшение других свойств личности, обуславливают возникновение качественно новых и уничтожение старых психических свойств.
Количественные и качественные изменения обуславливают развитие на протяжении всех этапов онтогенеза. Они связаны с физиологическим развитием, но определяются не им, а результатами взаимодействия с внешним миром, которое регулируется нервной системой и ее психическими функциями. В детстве взаимодействие осуществляется при помощи взрослых в совместной деятельности с ними, регулируется словом. Это обеспечивает качественные изменения как отдельных психических процессов, так и психики в целом.
Психика ребенка формируется с возрастом и усложняется как структурно-организованная динамическая система. Онтогенез психики выступает как необратимая последовательность усложняющихся структур, в которой генетически более поздние структуры возникают из более ранних и включает их в себя в измененном виде.
Онтогенез психики осуществляется не по прямой, а по спирали. Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей. Более ранние структуры не исчезают с появлением более поздних, у индивида всегда есть возможность вернуться к ним.
Усложнение психических структур при переходе от низших к высшим уровням психической жизни относится ко всем сторонам психического развития – мотивационное содержание психических процессов, их операционной стороны.
В процессе психического развития диффузные проявления активности ребенка превращают регулируемые образами объектов, которые их вызывают. Эти действия ведут к обогащению чувственного познания мира.
В процессе приобретения ребенком опыта возникают разные виды его предметной деятельности, что обуславливает дельнейшее развитие психики ребенка.
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... с ощущениями; вторая стадия развития психики связана с восприятием; третья - с развитием интеллекта. При этом согласно идее А.Н.Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения ... среды. Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, появлении более сложных ...
Взаимосвязь психики и деятельности становится источником прогрессивных изменений. Каждому возрастному этапу психического развития свойственна своя ведущая деятельность (игра, познавательная деятельность, обучение, выполнение поручений взрослых, учение, труд, творчество).
В процессе психического развития и становления различных видов деятельности формируются психические свойства индивида, что представляет собой потенциальную форму существования процессов и действий, которые сохраняются и тогда, когда актуальные не функционируют. Это интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные и трудовые качества индивида, характерные черты его сознания и самосознания.
Создается система психических особенностей подрастающего человеческого индивида – личность.
Личность способна осознавать окружающее бытие, выделять себя из окружающей среды, выходить за границу прошлого и настоящего, прогнозировать свое будущее, осознавать нормы общественного поведения и руководств ими.
Все это является необходимым условием становления его как общественного существа, как субъекта общения с другими людьми, будущего носителя общественных отношений.
С развитием личности проявляется типологические индивидуальные особенности (тип ВНД, темперамент, потребности, интересы, характер, моральные, волевые, эмоциональные и умственные качества, способности).
На предыдущей лекции, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности.
Раздел 3. Развитие личности в процессе социализации
... по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль. Психология отношений А.Ф. Лазурского и ... нации, человечество. По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей ...
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивидуализации.
Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внимание на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с помощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.
Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в большинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педагогом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и предпринимаются определенные шаги для ее выполнения.
В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.
При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
1. понятие о личности и групповом процессе 5
... психологических качеств личности. Социально-психологические качества личность приобретает в процессе социализации. [29] 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 2.1 Понятие социализации Термин «социализация», не ... личности и влияние группы на личность. Целью данной работы является рассмотрение вопроса личности в групповых процессах. Задачи: - рассмотреть понятие личности в социальной психологии; - описать развитие личности ...
Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкулътурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.
Поскольку мы коснулись вопроса о соотношении социализации и индивидуализации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности — одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.
Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкретной цели или определенного социального статуса.
Движущие силы развития личности.
Процесс становления человеческой личности осуществляется как «самодвижения», которому, по мнению Г.С.Костюка, свойственно единство внешних и внутренних условий. Внешние условия определяются природными и общественными условиями, необходимыми для существования индивида, его жизнедеятельности, учения, труда, развития. Однако, подчеркивает С.Л.Рубинштейн, внешние условия влияют на процесс развития через внутренние условия, которые находяться в самом индивиде.
Внутренние и внешние условия развития являются противостоящими, связанные между собой. Внешнее, объективное, социальное устанавливается индивидом и становится внутренним, субъективны, психическим, которое определяет его новые отношения к внешнему миру (интериоризация осуществляет и противоположный процесс – экстериоризацию), при помощи, которой осуществляется объективизация внутреннего, его переход во внешний план деятельности.
Противоречие между внешним и внутренним становится источником «самодвижения», психического развития индивида, становления личности.
Внутренние противоречия, которые возникают в жизни человека вызывают активность, направленную на их преодоление. Однако вместо них появляются новые противоречия, которые снова выступают как внутренние стимулы совершенствования личности, ее деятельности и поведения.
Одним из основных противоречий, которое закономерно проявляется на всех возрастных этапах, является расхождение между новыми потребностями, целями, стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею уровнем овладения способами, необходимыми для их удовлетворения. Эти противоречия возникают потому, что мотивационная сторона развития личности опережает содержательную и операционную стороны.
Противоречия возникают в процессе появления новых потребностей и мотивов и борьбы со старыми или когда возникает потребность в подчинении ближних, непосредственных, индивидуальных мотивов отдаленных, опосредованных, общественным мотивам деятельности.
Значительные противоречия проявляются в диалектическом по своему характеру процессе становления познавательной сферы личности. Они детерминируют переход от непосредственного перцептивного к опосредованному мысленному познанию ребенком объективной действительности, от низших форм развития мышления к высшим.
В учебной деятельности школьников возникают противоречия, связанные с расхождением между новыми познавательными целями, знаниями и имеющимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом учеников, между обобщениями, которые уже сложились и новыми фактами. Обучение систематически вызывает внутренние противоречия, их осознание учениками, развертывание активной деятельности, направленной на их устранение. Преодоление каждого противоречия требует решения новых способов действий, формирования более совершенных операций, то есть осуществление следующего шага вперед в развитие познавательной деятельности личности.
В жизни подрастающей личности, которая разрабатывает перспективные цели, планы, проекты, возникают противоречия, расхождения между желаемым будущим и настоящим, между тем, к чему стремиться личность и тем, что у нее имеется. Эти расхождения принуждают человека к действиям в течении продолжительного времени.
Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.
Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.
Таким образом, внутренние противоречия на каждом этапе онтогенеза личности приобретают свое содержание, своих форм выявления и способов преодоления. Внутренние противоречия могут не осознаваться на начальных этапах развития личности, однако на последующих этапах часто становятся объектом самосознания, переживается личностью как недовольство собой, как сознательное, активное стремление к самосовершенствованию.
Периодизация психического развития и этапы жизненного пути личности.
Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Каждый период представляет собой определенную ступень развития личности, оттенок ее жизненного пути. В границах каждого периода выделяются стадии, а в границах каждой стадии – фазы.
Определение периодов, стадий и фаз психического развития человека необходимо для рационального построения системы обучения и воспитания, профессионального самоопределения молодого поколения, полнее использовать трудовой и творческий потенциал взрослого человека на каждом возрастном этапе.
Многие психологи занимались вопросом возрастной периодизации психического развития личности. Известна теории, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия – недоверия (в течении первого года жизни).
Этот кризис связан с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, вследствие чего развивается его доверие или недоверие к окружащему миру.
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
Кризис связан с первым опытом обучения ребенка, выработки привычки опрятности. Понимание ребенком, систематичность и последовательность в обучении развивает самостоятельность, тогда как наказания и непоследовательность – страх и сомнение.
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (от трех до шести лет).
Это кризис соответствует дошкольному возрасту, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствует развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводит к закреплению чувства вины.
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
Этот кризис происходит в школьном возрасте в зависимости от школьной атмосферы, отношений с одноклассниками и учителями, методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.
5. Личностное самоопределение и противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом возрасте, когда устанавливаются образы поведения. Положительный опыт развивает идентификацию, негативный является причиной путаницы.
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
Этот кризис характерен для юношеского возраста. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие опыта может привести к изоляции человека и его замкнутости в себе.
7. Забота о воспитании нового поколения в противовес «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
При условии нормального развития этот возраст отличается высокой продуктивностью деятельности, активизацией чувства сохранения рода, уважение к мудрости. Нерешенный кризис обуславливает застой.
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (старше 60 лет).
Этот кризис приходится на время старения, когда подводятся итоги жизни. На этом этапе личность либо достигает целостности и принимает неизбежное или завершает жизнь с чувством страха перед смертью.
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 1).
Таблица 1. Стадии развития личности по Э.Эриксону
Стадия развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) 3. Раннее детство (около 3— 5 лет) | Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения. |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. | Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. | Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. |
7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет) 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. | Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
Обобщая результаты исследований многих психологов – Л.И.Божовича, К.Бернара, Ш.Бюлера, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Косановского, Г.С.Костюка, Б.Д.Эльконина, украинского психолога В.Ф.Моргуна вместе с Н.Ю.Ткачевой предложили целостную схему периоизации развития личности на протяжении всей ее жизни.
1. Фаза новорожденности (до 2 месяцев).
В этот период создаются предусловия становления личности. В момент рождения происходит первый кризис, связанный с резким изменением ситуации развития, с переходом от биологического типа развития к социальному. Этот резкий переход от внутриутробного периода существования к послеродового целесообразно смягчать. Есть данные, что адекватное преодоление этого кризиса продлевает жизнь человека в 1,5 раза.
Критерием завершения этой фазы является образование связи «ребенок – взрослый», когда появляется положительная эмоциональная реакция ребенка («комплекс оживления») на взрослого человека. В этот период возникают условные рефлексы на отдельные раздражители, слуховая и зрительная сосредоточенность.
2. Стадия младенчества (1-й год жизни) на этом этапе психического развития ребенка ведущей является потребность в общении, а ведущей деятельностью – общение. По своей форме общение младенца является непосредственно эмоциональным. Суть такого общения – обмен эмоциями между ребенком и взрослым. На этой основе у младенца в процессе собственной детальности и общения со взрослым формируется определенное психическое новообразование, что является предисловием развития личности, сознания. Это целостное образования опосредствует его поведение и ответ на действие внешней среды, централизует психическую жизнь и субъективно переживается как эмоциональное самоощущение.
3. Раннее детство (до 3-х лет).
Во внешнем плане оно проявляется как резкий рост независимости ребенка от взрослого. Ребенок овладевает ходьбой и предметными действиями, становится более активным. Взрослые должны своевременно перестроить свое отношение к ребенку, предоставлять ему больше свободы и самостоятельности.
Центральная линия психического развития в это время определяется предметной манипулятивной деятельностью, в русле которой интенсивно формируются другие виды деятельности — познавательная, общение, труд в форме самообслуживания и др.
На стадии от двух до трех лет возникает новообразование, связанное с первичным осознанием собственной «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.
4. Дошкольное детство (от 3-х до 7 лет).
Основная потребность этого периода принимать участие в жизни и деятельности взрослых. Однако эта потребность не может полностью реализоваться из-за недостаточности физических сил, знаний, умений, навыков. Не имея возможности удовлетворить «взрослых желаний», ребенок старается стать взрослым в воображении. Ориентируясь на взрослого как на образец, подражая ему, ребенок берет на себя роль взрослого, он действует как взрослый человек, но в форме действий с предметами – заменителями, то есть с игрушками, во время сюжетно-ролевой игры.
В дошкольном воздасте впервые рождается личность. Этот момент связан, по мнению А.Н.Леонтьева, прежде всего с формированием такого психического новообразования, как механизм соподчинения мотивов, когда общественные мотивы впервые подчиняют себе индивидуальные мотивы поведения ребенка.
5. Младшее школьное детство (от 7 до 12 лет).
Главной потребностью этого возрастного периода является преображение определенного общественного статуса, реализация общественно значимой деятельности, которой является систематическая учебная деятельность в школе.
Учебная деятельность как ведущая опосредует всю систему взаимоотношений ребенка с взрослыми. Центральным моментом в этом процессе является осознание своего нового места в системе общественных отношений. Взрослые должны способствовать таким психическим новообразованиям у ребенка, как осознание себя субъектом познания через принятие роли ученика.
6. Подростковый возраст (от 12 до 14 лет).
В этот период завершается детство, начинается переход к взрослости. Для переходного периода характерно несоответствие между новыми потребностями «полуребенка полувзрослого человека» и застарелым отношением к ним окружающих. В это время возникает кризис, который проявляется в резком противопоставлении себя взрослым, внутренней дисгармонии, стремлением к самостоятельности.
В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность.
Центральным психическим новообразованием является чувство взрослости.
Интенсивно формируется собственная личность. Подросток становится субъектом саморазвития. Изменения в личности подростка являются такими заметными и значительными, и свидетельствуют о «вторым рождением личности» (первое – у детей двух – трех лет).
7. Старший подростковый возраст (15 – 17 лет).
Социальная ситуация психического развития старшего подростка определяется его потребностью занять место во взрослом мире, выбрать направление профессионального становления, подготовиться к профессиональной деятельности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учение, но такое, которое обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности. Подросток ставит перед собой проблемы смысла жизни, бессмертия, формирования мировоззрения и тому подобное.
8. Переход к юности (17-18 лет).
Этот период характеризуется существенной перестройкой личности, связанной с изменениями в жизни молодого человека (окончание школы, поступление в высшее учебное заведение, начало трудовой деятельности на производстве и др.).
он осуществляет переход от познания мира к его преобразованию, от более или менее автономного существования в семье к самостоятельному созданию себя и собственной судьбы, к самоутверждению собственного «Я» в творческой профессиональной деятельности.
9. Юношеский возраст (18 – 23 года).
В психологическом плане в этом возрасте осуществляется саморазвитие, сознательное самосовершенствование. Это стадия подготовки к взрослости, к практической профессиональной деятельности. Социальную ситуацию развития можно определить как порог взрослой жизни.
10. Молодость (24-30 лет).
Это начальный период зрелости. Первое состояния молодости психологически характеризуется как время поиска себя, выработку индивидуальности, осознании себя как взрослого человека с соответствующими правами и обязанностями, формирования конкретного представления о будущей жизни, встреча с будущим супругом, женитьба и др. В это время осуществляется переход к «оседлому» периоду молодости. Перед личностью встает задача специализации в избранной професии приобретения мастерства.
11. Переход к расцвету (около 30 лет).
На этой стадии происходит большой кризис в жизни человека, когда его представления о жизни расходятся с действительностью, жизнь перестает казаться легким и понятным, иногда рушатся основные способы жизни, перестраивается вся личность. Это следствие отдельных ошибок в предыдущий период, недомтаточное понимание сложных процессов жизни, неглубокий анализ прошлого и самоанализа собственной личности.
12. Расцвет(31 – 40 лет).
Середина жизни, «золотой век» человека – период наивысшей трудоспособности и достижений. Личность приобретает много жизненного опыта, становится полноценным специалистом, семьянином, достигает вершин творчества. Возникает потребность передать людям то наилучшее, что накоплено, разработано. В конце этого периода человек впервые задумывается над вопросом «Что остается людям?».
13. Зрелость (40 – 55 лет).
В этот период человек достигает вершины предпенсионного мастерства, определенного статуса в обществе, накапливает профессиональный опыт общения с людьми. Потребность передавать опыт реализуется в учениках, последователях, в коллективном творчестве, что приобретает статус ведущей деятельности. В этот период снова встает вопрос смысла жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитого. В конце периода зрелости возможен кризис, связанный с изменениями социальной ситуации и возрастной перестройкой организма.
14. Старость можно разделить на пожилой возраст (55 — 75 лет), старческий возраст (75 – 90 лет) и долголетие (свыше 90 лет).
Ведущая потребность пожилого возраста заключается в передаче молодому поколению приобретенного опыта. Она реализуется в общении с другими людьми. У людей пожилого возраста проявляются также потребности в коллективе, в уважительном отношении к себе, в самоутверждении.
Ведущей для старческого возраста является деятельность по самообслуживанию. Выход на пенсию часто вызывает разные кризисные перестроения как физиологического, так и психологического характера. Поэтому он не должен быть резким, не сопровождаться разрывом всех связей с трудовым коллективом и кругом друзей. Старение – это не столько распад, угасание всех уровней жизнедеятельности человека, сколько включение многих приспособительных систем личности к возвратной ситуации.
Последнее время все больше осознается необходимость подготовки человека к старости, овладение умением стареть, руководить личностным перестроением, что сопровождает геронтогенез, который может продолжаться десятилетиями.
Проблема устойчивости личности.
Важным вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы.
По мнению И.С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Например, о постоянстве чего идет речь – поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых?
В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.
В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по определенному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем – в старших классах средней школы и далее – еще раз в возрасте 35–45 лет.
Таблица 2. Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку)
Корреляция результатов исследования в течении трехлетнего периода времени от подросткового к старшему школьному возрасту | Корреляция результатов исследования от подросткового до возраста 35-45 лет | Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки) |
Мужчины | ||
0,58 | 0,53 | По-настоящему надежный и ответственный человек. |
0,57 | Недостаточно контролирует свои побуждения и потребности, не способен откладывать получение ожидаемого. | |
0,50 | 0,42 | Самокритичен. |
0,35 | 0,58 | Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства. |
Женщины | ||
0,50 | 0,46 | В основном покорна |
0,39 | 0,43 | Стремиться находиться среди других людей, общительна. |
0,48 | 0,49 | Непослушна и неконформна. |
0,45 | 0,42 | Интересуется философией, такими проблемами, как религия. |
В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т.е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик.
В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40–45 лет.
Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.
Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в различных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30.
Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.
Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.
Человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т.е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности. Данное понятие было предложено на основании анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации.
Каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т.е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.
Основные понятия и ключевые слова:принцип развития, социализация, инкультурация, самодвижение, фаза новорожденности, стадия младенчества, раннее детство, дошкольное детство, подростковый возраст, старший подростковый возраст, переход к юности, юношеский возраст, молодость, переход к расцвету, расцвет, зрелость, старость, проблема устойчивости личности.
Рекомендованная литература:
1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / общ. ред. В.Я.Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Просвещенеи. 1968.
3. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личнсоти. – Киев: Вища школа, 1989.
4. Конопко Е.П. Чтобы личность состоялась. – К., 1991.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. –М., 1981.
7. Орлов Ю.М. Восхожденеи к индивидуальности. – М., 1991.
8. Платонов К.К. Структура и развитие личнсоти. – М., 1986.
9. Психология формирования и развития личности. – М., 1981.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999.
11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностныйрост. Вып. 1-4. М., 1994.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
13. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. – М., 1981.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается принцип развития в психологии разработанный Г.С.Костюком?
2. Как взаимосвязаны развитие психики и деятельности?
3. Какие существуют теории личности?
4. В чем заключается отличие социализации от инкультурации?
5. Почему противоречие между внешним и внутренним становится источником «самодвижения», психического развития индивида?
6. Какое значение имеет периодизация психического развития?
7. Раскройте возрастные периоды и жизненные психологические кризисы, разработанные Э.Эриксоном.
8. В чем заключаются возратсные этапы, предложенне В.Ф.Моргуном и Н.Ю.Ткачевой?
9. В чем заключается проблема устойчивости личности?
Тестовые задания:
1. Какое высказывание относится к психоаналитической теории развития личности?
А) процесс становления «Я»;
Б) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) все черты личности формируются прижизненно.
2. Что относится к пониманию развития личности с позиции теории черт?
А) все черты личности формируются прижизненно;
Б) процесс становления «Я»;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
3. Какое утверждение относится к теории социального научения?
А) процесс становления «Я»;
Б) все черты личности формируются прижизненно;
В) адаптация биологической природы человека в обществе;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
4. Какое высказывание относится к гуманистическим теориям развития личности?
А) адаптация биологической природы человека в обществе;
Б) процесс становления «Я»;
В) все черты личности формируются прижизненно;
Г) формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
5. Какое утверждение относится к интергрированному, целостному рассмотрению развития личности?
А) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях;
Б) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
В) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
Г) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий.
6. Какое высказывание относится к пониманию развития личности в отечественной психологии?
А) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Б) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
В) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
Г) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях.
7. Что относится к определению понятия «социализация»?
А) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
Б) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания;
В) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Г) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях.
8. Какое утверждение относится к определению понятия «инкультурация»?
А) присвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий;
Б) процесс формирования личности может осуществляться в рамках специальных социальных институтов и в неформальных объединениях;
В) согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности;
Г) развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.
9. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование доверия-недоверия?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) раннее детство (3-5 лет);
В) среднее детство (5-11 лет);
Г) раннее младенчество (от рождения до 1 года).
10. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование самостоятельности, уверенности к себе или сомнения в себе, чувство стыда?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) среднее детство (5-11 лет);
В) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Г) раннее детство (3-5 лет).
11. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование любознательности и активности или пассивности?
А) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Б) среднее детство (5-11 лет);
В) раннее детство (3-5 лет);
Г) позднее младенчество (1-3 лет).
12. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование трудолюбия или чувство неполноценности?
А) позднее младенчество (1-3 лет);
Б) раннее детство (3-5 лет);
В) раннее младенчество (от рождения до 1 года);
Г) среднее детство (5-11 лет).
13. К какой стадии развития, по Эриксону, относится формирование жизненного самоопределения или путаница ролей?
А) ранняя взрослость (20-45 лет);
Б) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
В) поздняя взрослость (свыше 60 лет);
Г) средняя взрослость (40,45-60 лет).
14. К какой стадии развития, по Эриксону, относится близость к людям или изоляция от людей?
А) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Б) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
В) ранняя взрослость (20-45 лет);
Г) поздняя взрослость (свыше 60 лет).
15. К какой стадии развития, по Эриксону, относится продуктивная и творческая работы над собой или застой, эгоизм и эгоцентризм?
А) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Б) ранняя взрослость (20-45 лет);
В) поздняя взрослость (свыше 60 лет);
Г) подростковый возраст и юность (11-20 лет).
16. К какой стадии развития, по Эриксону, относится полнота жизни или отчаяние, что жизнь прожита зря?
А) подростковый возраст и юность (11-20 лет);
Б) ранняя взрослость (20-45 лет);
В) средняя взрослость (40,45-60 лет);
Г) поздняя взрослость (свыше 60 лет).
17. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, создаются предусловия становления личности?
А) раннее детство (до 3-х лет);
Б) дошкольное детство (3-7 лет);
В) стадии младенчества (1-й год жизни);
Г) фаза новорожденности (до 2-х месяцев).
18. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность в общении, ведущая деятельность – общение?
А) стадии младенчества (1-й год жизни);
Б) дошкольное детство (3-7 лет);
В) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
Г) раннее детство (до 3-х лет).
19. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется резкий рост независимости ребенка от взрослого?
А) дошкольное детство (3-7 лет);
Б) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
В) раннее детство (до 3-х лет);
Г) стадии младенчества (1-й год жизни).
20. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность принимать в жизни и деятельности взрослых?
А) дошкольное детство (3-7 лет);
Б) стадии младенчества (1-й год жизни);
В) фаза новорожденности (до 2-х месяцев);
Г) раннее детство (до 3-х лет).
21. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность приобретения определенного статуса, реализация общественно значимой деятельности?
А) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Б) переход к юности (17-18 лет);
В) младшее школьное детство (7-12 лет);
Г) подростковый возраст (12-14 лет);
Д) юношеский возраст (18-23 года).
22. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, формируется потребность занять свое место во взрослом мире, подготовится к профессиональной деятельности?
А) подростковый возраст (12-14 лет);
Б) переход к юности (17-18 лет);
В) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Г) младшее школьное детство (7-12 лет);
Д) юношеский возраст (18-23 года).
23. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, осуществляется переход от познания мира к его преобразованию?
А) юношеский возраст (18-23 года);
Б) старший подростковый возраст (15-17 лет);
В) подростковый возраст (12-14 лет);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) младшее школьное детство (7-12 лет).
24. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, осуществляется саморазвитие, сознательное самосовершенствование?
А) юношеский возраст (18-23 года);
Б) младшее школьное детство (7-12 лет);
В) подростковый возраст (12-14 лет);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) старший подростковый возраст (15-17 лет).
25. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, центральным психическим новообразованием является чувство взрослости?
А) старший подростковый возраст (15-17 лет);
Б) подростковый возраст (12-14 лет);
В) юношеский возраст (18-23 года);
Г) переход к юности (17-18 лет);
Д) младшее школьное детство (7-12 лет).
26. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, происходит поиск себя, выработка индивидуальности, осознания себя как взрослого человека?
А) зрелость (40-45 лет);
Б) расцвет (31-40 лет);
В) молодость (24-30 лет);
Г) старость (55-75 лет);
Д) переход к расцвету (около 30 лет).
27. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется кризис в жизни человека, когда его представления о жизни расходятся с действительностью?
А) переход к расцвету (около 30 лет);
Б) зрелость (40-45 лет);
В) молодость (24-30 лет);
Г) расцвет (31-40 лет);
Д) старость (55-75 лет).
28. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, проявляется наивысшая трудоспособность и достижения?
А) молодость (24-30 лет);
Б) зрелость (40-45 лет);
В) переход к расцвету (около 30 лет);
Г) расцвет (31-40 лет);
Д) старость (55-75 лет).
29. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, достигает вершины профессионального мастерства, определенного статуса в обществе?
А) расцвет (31-40 лет);
Б) переход к расцвету (около 30 лет);
В) старость (55-75 лет);
Г) молодость (24-30 лет);
Д) зрелость (40-45 лет).
30. На каком периоде, по Моргуну и Ткачевой, ведущая потребность заключается в передачи молодому поколению приобретенного опыта?
А) расцвет (31-40 лет);
Б) старость (55-75 лет);
В) зрелость (40-45 лет);
Г) переход к расцвету (около 30 лет);
Д) молодость (24-30 лет).