2. Психологические предпосылки формирования профессионализма

22

Кафедра психологии

Автор: Федотов Андрей Юрьевич, доцент кафедры психологии

Лекционный материал для занятий в системе морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

4.11.

Тема: Психологические основы формирования и развития профессионально важных качеств у сотрудников, курсантов (слушателей) образовательных учреждений

Москва 2011

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ… 3

1. Личность: её потенциал, структура и содержание … 4

1.1. Общий подход к определению понятия личности … 4

1.2. Психологический потенциал личности. … 6

1.3. Психологическая структура личности… 9

2. Психологические предпосылки формирования профессионализма

сотрудников (курсантов, слушателей)… 14

2.1. Компоненты профессионально-психологической готовности… 14

2.2. Формирование профессионально-важных качеств сотрудников

(курсантов, слушателей)… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … 21

Введение

Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников органов внутренних дел, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависят укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. 5. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной ...    Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и ...

Правоохранительная деятельность сотрудников органов внутренних дел, отличающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества юридического труда.

Экстремальность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к их адаптационным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает необходимость формирования у него профессионально-психологической готовности к деятельности в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях.

Следует отметить и то обстоятельство, что поведение сотрудника органов внутренних дел определяется объективными и субъективными факторами. К субъективным факторам относится и структура личности, оказывающая влияние на состояния личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения.

Поэтому целью лекции является формирование у обучаемых целостного представления о феномене личности, структуре и потенциале личности, компонентах профессионально-психологической психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе">формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач">готовности сотрудников, а также технологии формирования профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел.

6 стр., 2520 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел 2

... . - № 4. 5. Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - N 1. 6 ...

Изучая данную тему, мы рассмотрим ряд важных вопросов для лучшего понимания личности сотрудника органов внутренних дел, мотивации профессиональной деятельности и формирования его профессионализма.

1. Личность: её потенциал, структура и содержание

1.1. Общий подход к определению понятия личности

Источником возникновения термина «личность» было одно из наиболее ранних определе­ний: личность (лицо) есть внешнее проявление индивидуаль­ности — то, как человек воспринимается окружающи­ми и как на них воздействует. Первоначально это слово обозначало маски, надеваемые актерами во время театрального представления в древнегреческой драме.

В настоящее время единая теория личности не разработана. Так, еще в 1937 году Г. Оллпорт насчитал в философии, теологии, социологии и психологии суммарно пятьдесят определений личности. Существует ряд различных подходов к определению личности.

По мнению Л. Хьелл и Д. Зиглер, большинство теоретических воззрений на личность содержат следующие общие положения:

  • Значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка­чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.
  • Личность предстает в виде некоей гипотетиче­ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не­посредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.
  • Личность характеризуется в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающего.
  • Личность представлена теми характеристика­ми, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

Личность есть характеристика общественной представленности человека, который ответствен­но определяет свою позицию среди других.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... советский физиолог П. К. Анохин показал, что действия животных и человека определяются их потребностями. Например, недостаток воды в организме сначала восполняется за ... исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического ...

В этой связи основными функциями личности яв­ляются:

  • автономизация — отделение себя от других;
  • самопредъявление — представление своих особен­ностей и возможностей;
  • рефлексия — анализ своих действий с точки зре­ния их соответствия цели и результату;
  • социализация — вхождение в социум, принятие его норм и ценностей.

Названные функции, с одной сто­роны, определяют области и направления деятельно­сти личности, с другой — являются критерием испол­нения личностью возложенных на нее задач.

1.2. Психологический потенциал личности

Согласно современным психологическим представлением человеческая личность обладает огромным, практически неисчерпаемым потенциалом. В современной литературе встречаются различные подходы к классификации данного явления. Наиболее употребительным, в том числе с точки зрения профессиональной деятельности сотрудника МВД РФ, является подход, где личность характе­ризуется 5 (пятью) потенциалами: познавательным, цен­ностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой распола­гает личность. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

6 стр., 2846 слов

Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации

... А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В ... находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал. По сути, личностный потенциал отражает, в какой степени данный ... отсутствие четкого представления о специфическом содержании личности в отличие от психических процессов, состояний и других составных частей ...

Аксиологичес­кий (ценностный) потенциал личности определяется приобре­тенной ею в процессе социализации системой ценностных ори­ентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетичес­кой сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждени­ями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется получен­ными ею и самостоятельно выработанными умениями и навы­ками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) тру­да, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ро­лей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потреб­ностей и тем, как она их удовлетворяет. Он проявляется и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек как носитель сознания, обладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности.

1.3. Психологическая структура личности

В отечественной психологии существует ряд подходов к структурированию личности (С.Л.Рубинштейн, А. И. Щербаков, А.Н.Леонтьев, К. К. Платонов, Б.Г. Ананьев и др.).

6 стр., 2858 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

... работы является изучение психологических аспектов в деятельности сотрудников ОВД. 1. Психологические особенности действий и деятельности В теории деятельности эмоции определяются как ... и за других участников, знать и понимать их психические переживания, ход их мыслей и принимаемых решений, ... но и иметь различную силу. Для характеристики личности важно, какие мотивы используются в качестве фундамента ...

Одну из наиболее обоснованных и развернутых структур личности предложил К. К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности выделены четыре иера­рхически соотносящиеся подструктуры: 1-я — направ­ленность личности; 2-я — опыт; 3-я — индивидуальные особенности психических процессов; 4-я — включает биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерар­хических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каж­дого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изу­чения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идет о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности).

Психологическую структуру личности можно рассматривать с различных позиций. Наиболее употребительной в плане прикладной модели профессиональной деятельности является модель дифференцирующая личность по формам функционирования психических явлений: психические процессы, состояния, образования и свойства, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности.

Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности человека являются психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов его поведения. Они кратковременны, имеют определенное начало, течение и конец. На их основе возникают психические состояния, осуществляется формирование психических образований, свойств личности, приобретение жизненного опыта.

К психическим процессам относят познавательные процессы — ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Человек не только отражает окружающий мир, происходящие в нем события, но и определенным образом относится к нему, переживает это отношение в виде радости, негодования, злости и т. д. Личностные переживания принято называть эмоциональными процессами, на основе которых формируются чувства.

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

... , и другие психологические особенности ребенка. 2. Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы ... потенциала детей, имеющих отклонения в развитии. Важнейшим положением отечественной психологии является положение о том, что личность должна идти впереди проблем и дефектов ...

Достижение положительных результатов в деятельности сопряжено с преодолением трудностей, постановкой целей и борьбой мотивов, принятием решений, мобилизацией внутренних сил, проявлением настойчивости, усилиями в управлении самим собой. Все эти явления называются волевыми процессами.

В структуру личности входят и психические состояния. Например, аффект, депрессия, эйфория и т. д. Они представляют собой целостную характеристику психики в отдельно взятый промежуток времени, по длительности соответствующий временной протяжённости единичной деятельности (ситуации).

К психическим свойствам личности относятся ее направленность, характер, способности, темперамент. Находясь в диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими образованиями, психические свойства являются основными компонентами структуры личности, они составляют ее ЯДРО.

На основе психических процессов осуществляется также формирование психических образований — прежде всего знаний, навыков, умений и убеждений, характеризующих уровень профессиональной подготовленности и зрелости человека и вместе с профессионально важными качествами составляющих его мастерство.

Таким образом, понятие психологической структуры личности имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает психологию на исследование закономерностей, фактов и условий формирования и развития личности человека с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности обучения, воспитания и руководства людьми.

Формирование и развитие личности происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерми­нант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность ин­дивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уни­кальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы.

Принадлежность к той или иной культуре приводит, в конце концов, посред­ством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Осознаем мы это или нет, культурная среда формирует у нас образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а так­же цели, к достижению которых мы стремимся.

Точно так же принадлежность к определенному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценнос­ти, установки и стиль жизни.

Генетические факторы — это тот род влияния на поведение, который переда­ется от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Имеются надежные доказательства того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво передаются по наследству. Умеренно выраженный характер передачи по наследству имеют такие качества, как отчужден­ность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чув­ство благополучия.

Указанные механизмы являются стихийными, од­нако, они могут приобретать и осознанные формы. Собственно же сознательным механизмом фор­мирования личности являются формирование иде­ального образа «Я» и соотнесение с ним целей, по­ступков, линии жизни. Подобное личностное развитие А.Н. Леонтьев назвал «движением сознания по вер­тикали», имея в виду расширение пространства мотивов личности.

2. Психологические предпосылки формирования профессионализма сотрудников (курсантов, слушателей)

2.1. Компоненты профессионально-психологической готовности

Изучение динамики и особенностей воздействия различных факторов или их комплексов на психику сотрудника в ситуациях профессиональной деятельности позволяет сделать предположение об особой значимости определенных структурных элементов его личности, они по существу и составляют основные компоненты профессионально-психологической готовности.

Существует несколько подходов к исследованию профессиональной деятельности в целях выявления таких особенностей психологической структуры личности сотрудника, которые бы обеспечивали высокую степень профессиональной готовности к деятельности и могли бы легко интерпретироваться в понятиях и методах профессионально-психологической подготовки сотрудников. Это важно для эффективного сочетания методов отбора, подбора и подготовки.

Наиболее современным, комплексным и наукоёмким, на наш взгляд, является методология сочетания ССАД (системно ситуативного анализа деятельности), выявления на его основе системной модели ПВК (профессионально-важных качеств) наиболее успешного сотрудника, далее комплектование отборочной батареи (по ригидным качествам) с гибкой программой развития недостаточных, но пластичных подструктурных элементов личности в процессе ССТ (системно-ситуативного тренинга), включая моделирование наиболее значимых профессиональных стрессфакторов.

Для описания структуры психологических качеств сотрудника используется модель личности, разработанная на основе подхода В.П. Зинченко. Данная модель представляется наиболее адекватной, так как комплексно отражает роль физического и психологического компонентов в профессиональной деятельности и объясняет закономерности их взаиморазвития.

Первый уровень — это дифференциальные качества, выражающие внутренние соотношения каждой из сфер психического: биодинамической ткани, чувственной ткани, сферы значений и смысловой сферы, их можно соотнести с качествами психических процессов в общепринятой психологической структуре личности.

Второй уровень- уровень интегральных качеств первого порядка, определяемых взаимодействием между биодинамической и чувственной тканью, между сферами значения и смысла.

Третий уровень — это интегральные качества второго порядка, являющиеся продуктом взаимодействия между бытийным и рефлексивным слоем сознания, которые сотрудник способен проявить в сложной служебной обстановке.

Второй и третий уровни можно отнести к психическим свойствам личности в общепринятой психологической структуре личности.

Очевидно, что сформировав заданные качественные параметры психических процессов и свойств, можно с уверенностью прогнозировать особенности психических состояний в различных ситуациях, которые являются производной вышеназванных уровней. С другой стороны развитие значимых качественных характеристик этих уровней происходит путем культивирования определённых психических состояний.

Таким образом, структура личности сотрудника, выявленная методом ССАД, прямо указывает на наиболее значимые компоненты в психологическом портрете конкретной специальности и легко увязывается с оптимальной моделью их развития в процессе подготовки.

2.2. Формирование профессионально-важных качеств сотрудников (курсантов, слушателей)

Итак, наиболее важным продуктом исследовательской деятельности психологов МВД должна стать обоснованная структурная модель сотрудника (определённой специализации) реализуемая как в отборе (ригидные качества) так и в системе подготовки (пластичные качества).

На одном из вариантов программы подготовки сотрудником мы и остановимся.

Метод последовательного психофизического тренинга (ППТ) включает в себя несколько этапов, содержательное наполнение которого целиком и полностью зависит от выявленной структуры ПВК и опирается на метод последовательного и парциального моделирования ситуаций реальной деятельности, информация о которых получена путём ССАД.

Первый этап решает задачи предварительного изучения сотрудника (курсанта, слушателя).

Прежде всего изучаются: биографические сведения, отзывы и характеристики с мест предыдущей деятельности, мнения контактировавших с ним людей, склонности и успеваемость в учебном заведении. Затем осуществляется непосредственное изучение путем наблюдения, диагностической беседы, психологического, психофизического и физического тестирования.

В ходе непосредственного изучения фиксируется начальный уровень развития пластичных ПВК. Если в норму требований не попадают ригидные ПВК решение о дальнейшей деятельности сотрудника (учебе курсанта) принимает руководство, учитывая отсутствие перспективы эффективности в процессе службы.

Важнейшей тренинговой задачей первого этапа является совместная работа сотрудника (курсанта, слушателя) и психолога по осознанию индивидуального Я-образа. Работа осуществляется по двум направлениям:

1) осознание степени неадекватности оценки своих способностей по разрешению специально подобранных психологических задач и ряда нормативов физической подготовки.

2) Выявление особенностей психологического и физического развития курсантов (слушателей) в сравнении с другими участниками тренинга, и позитивное принятие реального Я-образа.

Второй этап, по своей сути тоже являющийся подготовительным, призван дать начальные навыки в регулировке курсантами (слушателями) своего психического, прежде всего эмоционального, состояния. Управление значимыми физиологическими и психическими процессами посредством регулировки дыхания и мышечного тонуса при концентрации внимания на проприоцептивных ощущениях закладывает общий фундамент дальнейшего тренинга.

Дальнейший тренинг психического регулирования осуществляется по мере освоения программы на следующих этапах путем совершенствования навыков саморегуляции, а также приобретения многообразного положительного опыта профессиональной деятельности.

Третий, основной этап тренинга состоит из ряда блоков направленных на взаиморазвитие когнитивной и моторной сферы дающих в своей совокупности улучшение параметров характеризующих степень развития ловкости, работоспособности, наблюдательности, способности к вариативному программированию деятельности. Каждый отдельный блок направлен на преимущественное развитие отдельных дифференциальных качеств личности, обозначенных в первой части лекции. Кроме того задачей каждого блока является включение их в общую систему деятельности сотрудника с тем, чтобы развиваемые качества положительно интерферировали в структуре профессиональной деятельности. Так создаются условия для развития качеств более высокого уровня, являющихся итогом оформления развитых по необходимым параметрам дифференциальных качеств в новую систему.

По форме блоки представляют собой набор психофизических упражнений, усложняющихся от блока к блоку, но строящихся на одном и том же универсальном наборе движений (подобранных на основании анализа двигательных навыков опытных профессионалов).

Основное различие блоков упражнений состоит в том, что по мере освоения программы акцент в работе когнитивной сферы переносится с одного элемента на другой, не нарушая при этом целостности профессиональных действий. Развитие последующего качества, как правило, зависит от степени освоения предшествующего. Процессы, на активизацию которых делался акцент при освоении предыдущего блока, являются базой для развития других на более высоких ступенях. Они обязательно применяются в дальнейшем, но уже с учетом приобретённых ими новых возможностей.

В целом третий этап развития ПВК представляет собой последовательное освоение групп психофизических упражнений, условно объединенных в блоки, преимущественно направленные на развитие каких-либо качеств и определяющие время промежуточного контроля с помощью набора психодиагностических методик.

Первый блок методик направлен на формирование профессиональных двигательных навыков. Для этого были выделены универсальные моторные операции поделенные на три группы: базовые движения рук, корпуса, ног.

Второй блок методик посвящен перцептивным качествам. В ходе изучения ряда экспертов, изучения документов и литературы посвященной описанию профессиональной деятельности, моделируется оптимальный алгоритм познавательных действий при ориентировке в служебной ситуации. Модель представляется в виде схемы ориентировочной основы действий и осваивается по методу поэтапного формирования умственных действий и понятий предложенного П.Я. Гальпериным.

Непосредственное формирование алгоритма перцептивных действий происходит вне аудитории с использованием инвариантных двигательных форм освоенных в первом блоке. Осуществляется целостная деятельность по ориентировке в служебной ситуации. При этом узловые пункты, обозначенные в схеме ООД, увязываются с психическими образами двигательной части производимых действий, что позволяет представить информацию для запоминания более комплексно.

Третий блок методик посвящен развитию мышления. Профессиональная деятельность большинства сотрудников ОВД носит практический характер и всегда конкретна. Для обеспечения ее успешности требуется обработка большого количества информации и принятия самостоятельного решения в короткий промежуток времени. Развитое мышление является основной составляющей интегрального психического качества, позволяющего преодолевать типичные затруднения в служебной деятельности, обозначенного нами как вариативность программирования действий.

Четвертый этап тренинга направлен на комплексное использование развитых дифференциальных и интегральных качеств в ситуациях комплексного воздействия стрессовых факторов в процессе подготовки и профессиональной деятельности. Происходит дальнейшая индивидуальная детализация психофизического образа ОБС (оптимального боевого состояния) на основе пополнения опыта профессиональной деятельности, совершенствования приобретенных в процессе тренинга психологических и физических качеств. Поощряется импровизация и разумный риск при выполнении тех или иных комплексных заданий, если они объективно соответствуют уровню подготовки сотрудника и не угрожает безопасности граждан.

Базовым качеством курсанта (слушателя), опирающимся на все другие, становится многовариантное вероятностное программирование деятельности в конкретной ситуации. Конкретные упражнения уже требуют способности предвидеть возможные решения его товарищей по группе; нарушителей определенной категории (на основании изучения документов и практики служебных действий).

На данном этапе сотрудник (курсант, слушатель) приобретает привычку воспринимать и оценивать все происходящие вокруг события с профессиональной точки зрения, что позволяет говорить о профессионализации не только бытийного, но и рефлексивного слоя сознания. Особое внимание уделяется сокращению временных рамок вхождения в ОБС, длительности его стабильного удержания без риска перенапряжения и перерасхода энергетических ресурсов. Продолжительность и направленность этого блока методик в большей степени зависит от конкретного предназначения того или иного подразделения и осуществляется методом моделирования комплексных учебных задач.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Личность есть прижизненное систем­ное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта позна­ния и активного преобразования мира. Формирование личности — объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности отноше­ния.

2. Личность есть характеристика общественной представленности человека, который свободно и ответствен­но определяет свою позицию среди других. В этой связи основными функциями личности яв­ляются: автономизация, самопредъявление, рефлексия, социализация.

3. Согласно современным психологическим представлением человеческая личность обладает огромным, практически неисчерпаемым потенциалом. Наиболее употребительным, в том числе с точки зрения профессиональной деятельности сотрудника МВД РФ, является подход, где личность характе­ризуется 5 (пятью) потенциалами: познавательным, цен­ностным, творческим, коммуникативным и художественным.

4. Готовность — это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться как самим человеком, так и всей системой мероприятий, проводимых государством в целом. В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, так как вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения.

5. При формировании готовности специалиста в процессе профессиональной подготовки складывается самооценка возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями; формируются установки на осознание профессиональной задачи; определяются специальные способы деятельности и модели соответствующего профессионального поведения. Психологическая готовность сотрудника (курсанта) к профессиональной деятельности проявляется: в форме установок (как проекция прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности, в виде профессионально-личностной готовности к самореализации.

Список литературы

Основная

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 2009.
  2. Иванников В.А. Основы психологии. — СПб.: Питер, 2010.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010.
  4. Немов Р.С. Психология. — СПб.: Питер, 2009.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человеческого знания.- М.: Наука, 1977.
  2. Ананьев Б.Г. Психология личности.- М.: МГУ, 1982.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2004.
  4. Федотов А.Ю. Индивидуальный психофизический трениниг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях. Дисс. … канд. псих. наук. — М., 1995.
  5. Шведин Б.Я. Человеческий фактор и проблемы управления войсками.- М., 1992.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector