МДК 05.02 БС лекц№1 Тема 2.1.1. Эргономика

Оренбургского института путей сообщения –

филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

« Самарский государственный университет путей сообщения»

Оренбургский медицинский колледж

ПМ.04, ПМ.07 Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра

МДК 04.02, МДК 07.02, Безопасная больничная среда

По специальности 060501 Сестринское дело

По специальности 060101 Лечебное дело

Тема 2.1.1. «Основы эргономики перемещения»

Лекция.

Разработал преподаватель Марычева Н.А.

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2014г.

Председатель ЦМК

Тупикова Н.Н

Оренбург 2014 г.

МДК 05.02 Безопасная больничная среда

Занятие №1Лекция

Тема 2.1.1.

«Основы эргономики перемещения»

Студент должен иметь представление:

— о безопасной больничной среде;

— о понятии «Эргономика»;

— о факторах риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические);

Студент должен знать:

— группы мероприятий, обеспечивающих безопасную больничную среду;

— сущность медицинской эргономики;

— статистику заболеваемости медработников;

— причины появления и обострения остеохондроза;

факторы риска травматизации позвоночника у медсестры;

4 стр., 1572 слов

Тематика контрольных работ. Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Дальневосточный государственный университет путей сообщения Социально-гуманитарный институт     Кафедра «Психология»   Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для студентов ИИФО специальности 140400.68 Электроэнергетика и электротехника (магистр)     Разработал: преподаватель кафедры «Психология», к.псх.н., доцент Анчукова Н.И.   ...

— принципы профилактики остеохондроза;

— физиологические основы трудовой деятельности;

психологические основы трудовой деятельности;

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов и докладов по темам: «Кости туловища», «Позвоночный столб», «Лекарство для позвоночника», «Гимнастика для формирования правильной осанки», «Медицинская эргономика как составная часть профессиональной подготовки специалистов сестринского дела».

План лекции

  1. Группы мероприятий, обеспечивающих безопасную больничную среду;
  2. Сущность медицинской эргономики;
  3. Статистику заболеваемости медработников;
  4. Причины появления и обострения остеохондроза;
  5. Факторы риска травматизации позвоночника у медсестры;
  6. Принципы профилактики остеохондроза;
  7. Физиологические основы трудовой деятельности;
  8. Психологические основы трудовой деятельности;

ЛЕКЦИЯ

Тема 2.1.1. «Основы эргономики перемещения»

Любая среда, в которой живёт человек, имеет те или иные факторы, отрицательно влияющие на него. Мы называем их факторами риска. Для сохранения здоровья человек должен быть хорошо адаптирован к ним.

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Введение Данная работа направлена на изучение личности сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб. Цель работы - выявить существуют ли различия между сотрудниками данных специальностей. Нас заинтересовали такие личностные свойства и качества как тревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость, так как их деятельность - это постоянные экстремальные условия; а также тип ...

Есть факторы риска и в условиях больничной среды. Причём больной человек попадает в такую среду со сниженной способностью к адаптации: ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. Человек оказывается в состоянии стресса, болезнь и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по новому удовлетворять свои потребности.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность в течение всего времени его нахождения в стационаре.

Если на больного человека факторы риска действуют только определённое время, то медперсонал подвержен их влиянию длительно, годами. И когда медработник не знает, как защитить себя от их воздействия, неизбежен вред его собственному здоровью.

Безопасной больничной средой называется среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненные потребности.

Такая среда создаётся организацией и проведением определённых мероприятий, к которым относятся:

  1. режим инфекционной безопасности, включающий в себя дезинфекцию, стерилизацию, дезинсекцию, дератизацию;
  2. мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медперсонала (уход за кожей, естественными складками, слизистыми пациента, смена постельного и нательного белья, профилактика пролежней, обеспечение больного судном и мочеприемником, использование медработником соответствующей спецодежды, наличие сменной обуви, чистота тела и рук);
  3. лечебно-охранительный режим, включающий в себя режим эмоциональной безопасности, правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций, режим рациональной двигательной активности.

Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду как для самих пациентов, так и для медицинских работников.

17 стр., 8437 слов

Жорник Е.В. Психология труда и инженерная психология: Учебно-методические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ.В.Н.КАРАЗИНА ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ                   Харьков                    2002 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.Н. ...

Одной из инновационных технологий сестринского дела в России является медицинская эргономика. Она содействует предупреждению утомления, раз­вития профессиональных заболеваний и сохранению здоровья специалистов.

Эргономика

Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г. Произошел он от соче­тания двух греческих слов: «эргон» — работа, «номос» — закон. В буквальном переводе он означает: закономерности функционирования человека во вре­мя работы.

Эргономика — это отрасль науки, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий, условий труда, повышения эффективности трудовой деятельности человека и сохранения его здоровья. В настоящее время она включает в себя не только сферу производственной деятельности челове­ка, но и спорт, домашнюю работу, уход за ребенком, обучение и тренинг, социальную работу, услуги в сфере здравоохранения, а также виды дея­тельности, связанные с контролем за техническими системами или адапта­цией к ним.

Эргономика как наука подразделяется на макро- и микроэргономику.

Макроэргономика занимается проектированием социотехнических систем. Уровень постановки рабочих задач — общеорганизационный. Микроэргоно­мика исследует взаимоотношения между человеком и техникой на основе изучения возможностей человека и их использования в трудовых процессах.

Медицинская эргономика — прикладная дисциплина, один из разделов про­фессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине.

Занимается разработкой:

  • наиболее оптимальных алгоритмов движения в ходе выполнения медицин­ских манипуляций;
  • орудий труда, облегчающих труд медицинских работников;
  • оптимальных условий труда на рабочем месте.

Целью медицинской эргономики как науки является повышение эффектив­ности труда медицинских работников и сохранение их здоровья. Она сфор­мировалась на базе таких дисциплин, как анатомия, физиология, психология.

6 стр., 2921 слов

Информирование работников о состоянии условий труда 2

            Федеральное агентство связи                     ГОУ ВПО СибГУТИ                               ...

Структура медицинской эргономики:

Анатомия:

  • Антропометрия.
  • Биомеханика.

Физиология:

  • Физиология труда.
  • Гигиена труда.

Психология:

  • Психология труда.
  • Социальная психология.

Антропометрия — это отрасль науки, занимающаяся измерением челове­ческого тела и его частей и имеющая практическое применение.

Биомеханика — это наука о законах механического движения живых сис­тем.

СТАТИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В течение многих десятилетий в нашей стране показатели состояния здоро­вья медицинских работников, продолжительность их жизни отличаются от среднестатистических данных, к сожалению, в худшую сторону.

При этом в учебной, научно-популярной, художественной литературе по-прежнему со­здаются «жертвенные» образы медика, медицинской сестры, пренебрегаю­щих собственным здоровьем и даже жизнью ради спасения больных.

Никуда не годится, если медицинский работ­ник невежественен в вопросах гигиены и профилактики, тогда как именно он должен быть примером здорового образа жизни для своих пациентов.

Труд медиков связан с высокой интеллектуальной нагрузкой, ответствен­ностью, а иногда требует больших физических усилий и выносливости.

Интенсивное развитие науки и техники приводит к созданию новых техни­чески сложных устройств, используемых современной медициной, что спо­собствует увеличению профессионального риска и порождает новые пробле­мы гигиены груда медицинских работников.

Доказательством наличия неблагоприятных воздействий являются следую­щие факты:

  • заболеваемость работников здравоохранения занимает одно из ведущих мест в России;
  • смертность медицинских работников, не доживших до 50-летнего возрас­та, на 32% выше, чем в среднем по стране, а у хирургов — на 40%;
  • число дней нетрудоспособности по таким заболеваниям, как гипертони­ческая болезнь, болезни костно-мышечной системы, ишемическая болезнь сердца, болезни печени, поджелудочной железы, у работников здравоохра­нения также значительно выше, чем в среднем у других профессиональных групп.

Результаты опроса медицинских работников показали, что из 100 человек 75-76 имеют хронические заболевания и только 40% из них состоят на диспансерном учете. Это говорит о том, что большинство медиков без должного внимания относятся к своему здоровью.

13 стр., 6317 слов

Профессиональная деятельность медицинской сестры

Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница» Иванова Инна Ивановна участковая медсестра I поликлинического отделения Подтверждение I квалификационной категории по специальности «Сестринское дело в педиатрии» Братск 2008 Утверждаю Главный врач МУЗ «Детская городская больница» И.И. Иванов_______________ Отчёт о профессиональной деятельности участковой медицинской сестры 1 ...

Число скелетно-мышечных нарушений и особенно повреждений, исходом которых является боль в спине, растет год от года во многих странах мира. Специалистам по уходу, медицинским сестрам в процессе работы часто при­ходится перемешать пациента. Под перемещением понимается подъем, опус­кание на поверхность, толкание, подтягивание, несение, передвижение. Все вместе и в отдельности создает определенный риск травмирования спины.

Факторами, способствующими травматизации, являются следующие:

  • особенности контингента больных (неврологические, травматологические, реанимационные отделения и др.);
  • медицинская аппаратура;
  • неудобная поза при работе;
  • манипуляции, выполняемые в амбулаторных условиях;
  • ночные дежурства (физическое переутомление);
  • повышенное психоэмоциональное напряжение.

Причины образования и обострения остеохондроза

Остеохондроз (от др.-греч. ὀστέον — кость и χόνδρος — хрящ) — комплекс дистрофических (деградация, разрушение межпозвонковых дисков)нарушений в суставных хрящах. Может развиваться практически в любом суставе, но чаще всего поражаются межпозвоночные диски.

Амортизационная способность позвоночника зависит от состояния студенистого ядра диска, находящегося под постоянным давлением.

Систематические вертикальные нагрузки на позвоночник ведут к более быстрому «изнашиванию» межпозвоночных дисков, потере эластичности пульпозного ядра. При запредельной нагрузке внешняя оболочка диска растрескивается, в результате образуются грыжевые выпячивания. Грыжа может сдавливать спинной мозг, корешки спинномозговых нервов или кровеносные сосуды. Разрушение межпозвоночных дисков ведёт к смещению позвонков относительно друг друга, нестабильности, неустойчивости позвоночника.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Развитию и обострению остеохондроза позвоночника способствуют его макро- и микротравмы, статические и динамичекие перегрузки, а таже вибрация. Это может быть вызвано работой, связанной с частыми изменениями положения туловища – сгибаниями и разгибаниями, поворотами, рывковыми движениями, поднятием больших грузов, неправильной позой в положении стоя, сидя, лёжа и при переноске тяжестей.

Факторы риска травматизации позвоночника у медицинской сестры

  • Недееспособность пациентов — ослабленные, травмированные, находящие­ся на строгом постельном режиме больные, пациенты старше 75 лет.
  • Непосильный для медицинской сестры вес пациента или груза — тучные (более 100 кг) пациенты и большой груз (более 160 кг).
  • Неправильная поза во время подъема или перемещения — неустойчивое положение медицинской сестры, наклоны вперед во время подъема или пере­мещения, разворот тела во время подъема.
  • Плохая эргономика — неудачно выбранная технология, быстрое перемеще­ние груза или пациента, отсутствие специального оснащения, недостаток знаний и умений по перемещению, неподготовленная внешняя среда.
  • Плохое физическое и психическое здоровье медицинской сестры — ранняя дегенерация суставов, ограниченная подвижность из-за ожирения, ослабле­ние нетренированных мышц, эмоциональная неустойчивость, депрессивные состояния.

Принципы профилактики остеохондроза

  1. Самое эффективное и общедоступное средство профилактики заболеваний позвоночника — обычная физкультура. Важнейшим фактором профилактики остеохондроза является формирование собственного мышечного корсета.
  2. Кроме формирования мышечного корсета, важную роль в профилактике остеохондроза играет восстановление нормального кровоснабжения страдающих от заболевания отделов позвоночника. Для этого проводятся курсы тонизирующего массажа мышц шеи, воротниковой зоны, некоторых зон спины и поясницы.
  3. Немаловажную роль в профилактике заболеваний позвоночника играет и правильная организация рабочего места, исключающая избыточные статические нагрузки на все отделы позвоночника. 
  4. Необходимо избегать резких движений туловищем (поворотов, наклонов, разгибаний. рывков).
  5. Соблюдать принципы рационального питания.
  6. Бороться с избыточным весом.
  7. Воздерживаться от поднятия пациентов вручную. Пользоваться вспомогательными средствами или подъёмными устройствами.

Факторы риска в работе медсестры

Сестринский персонал должен знать об опасных факторах, оказы­вающих влияние на их здоровье (физические, химические, биологические, психологические):

  1. физическая нагрузка, связанная с перемещением тяжестей, в том числе пациентов;
  2. токсические вещества, в том числе дезинфицирующие и некото­рые фармакологические средства;
  3. инфекция;
  4. радиация;
  5. стресс и нервное истощение.

Физиологические основы трудовой деятельности

Труд медицинских работников считается напряженным в психоэмоциональ­ном отношении. Нервные нагрузки особенно часто возникают у медиков с небольшим профессиональным опытом. Физические нагрузки и нервное на­пряжение обусловливают состояния работоспособности или утомления.

Работоспособность-это потенциальная или реальная способность челове­ка выполнять максимальное количество работы с определенным качеством на протяжении заданного времени. Она зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы:

  1. Подготовленность организма проявляется тренированностью. Это устой­чивость организма к перегрузкам, способность к использованию резервов и последующему их восполнению.
  2. Профессиональная подготовленность — это владение профессиональны­ми навыками (по уходу за пациентом).

    В процессе овладения навыком формируется рабочий динамический стерео­тип, т.е. новая функциональная система и функциональные изменения в ней. Профессиональные навыки очень прочные. В процессе утраты физического здоровья, старения они исчезают позднее всех остальных.

3. Если внутренние факторы на необходимом уровне, появляются мотива­ция к работе и эмоциональный подъем при ее выполнении.

Внешние факто­ры.

  1. Рабочее пространство и рабочее место.

Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест осу­ществляется для конкретных рабочих задач и видов деятельности с учетом антропометрических, биомеханических, психофизиологических и психичес­ких возможностей и особенностей работающих. Рабочее пространство и ра­бочее место медицинской сестры очень трудно спроектировать под конкрет­ный вид деятельности. В этом случае важной оказывается приспосабливаемость человеческого тела — биомеханика движения, рабочее положение, ра­бочие позы. Большое значение приобретают переносное оборудование и ма­лые приспособительные средства.

  1. Режим труда (разные смены) и отдыха (ночной сон).

Оценка работоспособности осуществляется по двум показателям: количе­ству продукции и по состоянию функциональных систем. Если имеются откло­нения в функционировании, то говорят об утомлении.

Утомление-это временное понижение работоспособности организма, на­ступающее в результате интенсивной или длительной работы и исчезающее после отдыха. В зависимости от профессии выделяют следующие типы утом­ления:

  • Физическое. Вызывается мышечной работой.
  • Сенсорное. Связано с напряженной работой анализаторных систем.
  • Эмоциональное. Возникает при переживаниях, тревоге, страхе.
  • Умственное. Вызывается большим объемом информации, дефицитом вре­мени и др.

Признаки утомления:

  • субъективные — усталость, онемение плеч, шеи, боли в пояснице, притуп­ление зрения;
  • объективные — изменения констант, протекания рефлексов, характера ответов на тесты.

При утомлении повышаются риск травматизма, опасность возникновения заболеваний, в т.ч. профессиональных.

Психологические основы трудовой деятельности

Эргономические исследования и рекомендации должны основываться на выяснении законо­мерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности.

В психологическом плане трудовая деятельность-это реализация личност­ных свойств человека. Процесс деятельности регулируется не только внут­ренними, но и внешними факторами и описывается в медицине как взаимодействие медицинского работника и пациента. Компонентом может выступать орудие труда — медицинское оборудование и приспособления по уходу. В процессе ухода за пациентом последние приобретают большое значение, так как позволяют уменьшить физическую нагрузку на медицинскую сестру. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состо­яния здоровья работающего человека.

В процессе ухода за пациен­том — целью труда является приведение пациента к самостоятельности.

Медицинский работник в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия осуществляются самим медицинским работ­ником.

Для того чтобы эти процессы выполнялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен возникнуть рабочий динамический стереотип. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения.

Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, уг­роза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации.

Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений:

  • физиологических;
  • биомеханических;
  • психологических;
  • поведенческих.

Признаки профессионального стресса:

Изменение впечатлительности – наиболее ранний признак. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызываются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (по­ездка в переполненном общественном транспорте, пробки на дорогах и т.д.).

Дополняется это снижением производительности и организации труда, жало­амии на рабочие стрессы.

Психологические признаки – чувство напряженности, тревоги, неудовлет­воренность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе.

Поведенческие признаки – депрессивные и ипохондрические реакции, по­пытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, обычного стиля жизни и деятельности.

Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зави­симости от воздействия рабочих нагрузок:

  • на органы чувств (особенно слух и зрение);
  • скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мыши конечнос­тей);
  • центральную нервную систему.

Профилактика травм позвоночника

  • Одежда сестринского персонала должна быть удобной, а любые ограничения, связанные с ней, должны быть предусмотрены. Обувь используется на низком каблуке и на нескользкой подошве.
  • Следует оценить состояние пациента и обоснованность перемещения (возможность помощи с его стороны).
  • Нужно продумать возможность использования вспомогательных средств.
  • Выбирается лучший способ перемещения и подъема.
  • Оценивается необходимость дополнительной помощи.
  • Необходимо подготовить окружающее пространство и оборудование (убрать мешающую мебель, подогнать поверхности по высоте, поставить кровать, каталку на тормоз, убрать капельницы и т.д.)
  • Пациента готовят к перемещению (выявление наиболее чувствительных и болезненных участков, проверка постоянных катетеров и дренажей).
  • Правила подъема и перемещения:
  • Равномерно распределите вес тела так, чтобы уменьшить нагрузку на поясничный отдел. Для этого необходимо выпрямить спину, напрячь мышцы живота, расправить плечи и держать их в одной плоскости с тазом.
  • Избавьтесь от напряжения в коленях – поставьте ноги на ширину плеч и присогните их в коленях.
  • Голову держите прямо.
  • Поворот тела необходимо начинать со ступней, затем следуют остальные части тела. Нельзя начинать поворот тела с поясницы.
  • Положение ног медицинской сестры при перемещении очень важно. Одна нога находится рядом с постелью, другая – в направлении движения и готова принять массу тела пациента при перемещении. Если медсестра поднимает пациента от уровня пола, то ноги должны находиться по обе стороны относительно пациента. Не поднимайте пациента перед коленями сбоку – это травмоопасно!
  • Использование веса тела. Тело при движении обладает кинетической энергией, которую можно использовать, чтобы обеспечить процесс поднятия и перемещения.
  • Медсестре необходимо добиваться слаженности движений с пациентом – для этого нужно достичь понимания и сотрудничества с его стороны.
  • Расскажите коллегам, вовлеченным в процесс, о предстоящих действиях, чтобы каждый знал, что должно произойти.
  • Расслабьтесь. Избегайте мышечного напряжения перед началом движения, иначе оно будет неэффективным. Если объект нельзя переместить без напряжения, это значит, что он слишком большой и тяжелый для вас.
  • Поставьте ноги на ширину плеч (примерно 30 см).

    Одну ступню выдвинь­те вперед в направлении предполагаемого движения. Это обеспечит хоро­шую опору. Вторую ступню поставьте близко к пациенту – она примет на себя его вес в начале перемещения.

  • Разведите и согните ноги в начале подъема и выпрямите их, когда он завер­шится. Подъем груза с выпрямленными ногами уменьшает площадь опоры и не позволяет воспользоваться работой четырехглавой мышцы бедра при подъеме.
  • Не стесняйтесь опереться коленями на кровати пациента, если это позво­лит вам больше приблизиться к нему.
  • При перемещении больного медсестра должна поддерживать его путем прикосновения внутренней поверхности своих коленей с наружной поверх­ностью коленей пациента.
  • Руки осуществляют захват и удержание пациента. Захват должен быть надежным, прочным, комфортным, безболезненным для пациента и обеспе­чивать максимальный контроль за его положением и движением.
  • Техника захвата зависит от вида перемещения и транспортировки.
  • Осуществляя захват и перемещение, держите пациента или груз как мож­но ближе к себе. Старайтесь не тянуть и не наклоняться за ним, а при подъе­ме – прижимайте его к себе.
  • Начиная перемещение, поднимите голову и сохраняйте ее в таком поло­жении до окончания перемещения.
  • Спину держите настолько естественно прямой, насколько это возможно. Туловище должно следовать за движением головы.
  • Груз и пациента поднимайте плавно, без резких движений и рывков.
  • Для придания устойчивости позвоночнику используйте в качестве опоры руку, опираясь ею на колено, бедро или любую горизонтальную поверхность.
  • Применяйте силу трения: чем больше трение, тем меньше нежелательных движений.
  • Если необходима только горизонтальная сила – не тратьте усилия на пре­одоление вертикальной.
  • Аля подъема используйте только главные мышечные группы. Мышцы, от­даленные от туловища, не предназначены выдерживать большие нагрузки.
  • Чем больше приемов вы используете при перемещении, тем более эффек­тивным оно станет!

МДК 05.02 БС лекц№1 Тема 2.1.1. Эргономика — Стр 2

Профилактика болей в спине

Необходимыми требованиями, способными предупредить или ослабить болезненные проявления, являются следующие:

1. Научиться уменьшать нагрузку на позвоночник в повседневной жизни и на работе, соблюдать гигиену поз и движений.

2. Обязательно заниматься лечебной физкультурой, постепенно укреплять мышцы спины и брюшного пресса.

3. Исключить интоксикации, снижающие защитные силы организма: никотин, спиртное и др.

4. Не переедать, не толстеть, не увеличивать нагрузку на позвоночник.

5. Еженедельная баня – естественный способ очищения организма, улучшения обмена веществ и функции позвоночника.

6. Ежегодно проводить 7-дневный профилактический курс самомассажа спины, груди, поясницы.

Организация рабочего места

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать:

  • антропометрическим
  • физиологическим
  • психофизиологическим данным человека
  • характеру

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите группы мероприятий, обеспечивающих безопасную больничную среду;
  2. В чём состоит сущность медицинской эргономики?
  3. Какова статистика заболеваемости медработников?
  4. Назовите причины появления и обострения остеохондроза;
  5. Перечислить факторы риска травматизации позвоночника у медсестры;
  6. Назовите принципы профилактики остеохондроза;
  7. Каковы физиологические основы трудовой деятельности;
  8. Перечислите психологические основы трудовой деятельности;

Литература:

Основная

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 69 –113с.

2. Лекция преподавателя.

3. Н.И.Шалкунова, А.А.Шепелева В помощь практикующей медицинской сестре «Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента»: брошюра. — Выпуск № 1 (19) ООО Издательство «Медицинский проект» 2009. 64с: ил.

Дополнительная:

1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

2.Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике» Моска 1998 г.

13