14
План лекции
1.1 Понятие о методологии и методологии образования
1.2 Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная
1.3 Философско-психологические основания методологии
1.4 Формы организации деятельности
1.1 Понятие о методологии и методологии образования
Методология (от метод и логия) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методология — система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (Философский энциклопедический словарь).
C позиций этих определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы к понятию «методология».
Во-первых, методология в науке вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах исследования: метод и логос — учение.
Такое понимание методологии ограничивало ее предмет анализом возможностей методов исследования.
Но такое понимание методологии имело свои исторические причины: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и труд физический (по К. Марксу), когда относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать, сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности:
Цель — мотив — способ (средство) — результат
цель задавалась человеку как бы «извне» — в школе учителем, на заводе начальником и т.д.;
мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью).
И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: (его синоним — метод).
Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Во-вторых, в гуманитарных, в общественных науках, в том числе и в педагогике, в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... в той или иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании). Методология - это учение о системе методов науки, в том числе, о системе методов научного исследования. (Кохановский ... то, что уже есть) Понятие о методологии науки Термин «методология» греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». Методология – наука о наиболее общих принципах ...
Так, в педагогике все, что выходило по уровню обобщения за рамки традиционной дидактики, теории воспитания, школоведения и т.д. стали относить к методологии педагогики (грубо говоря, поскольку не знали, куда это деть).
Например, объект-субъектные отношения в педагогике, категории объективного и субъективного в воспитании, соотношение процесса управления школой и учебно-воспитательного процесса и т.д.
В последнее время, образно выражаясь, «это место стало находиться» — стала развиваться новая область педагогики — теоретическая педагогика.
Современное устоявшееся понятие методологии — это учение об организации деятельности.
Такое определение однозначно определяет и предмет методологии — организация деятельности. Этим определением мы будем пользоваться курсе «Методология ПО».
В то же время, необходимо отметить, что, очевидно, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.
Репродуктивная деятельность является копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.
Такая деятельность, как, например, деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя — «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело — продуктивная деятельность, направленная на получение нового или субъективно нового результата.
Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.
Инновационная деятельность педагога-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного учителя или для данного образовательного учреждения) результат.
Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат.
Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».
Организация:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
Практическая деятельность психолога в организации
... также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению 37.04.01 Психология ...
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
В нашем случае мы используем понятие «организация» в первом и во втором значении, т.е. и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение).
При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко — как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и религиозной, и игровой ит.д. — с одной стороны. С другой стороны — и индивидуальной, и коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра — учение — труд, то в сфере образования можно говорить о:
— методологии игровой деятельности (имея в виду в первую очередь детскую игру);
— методологии учебной деятельности;
— методологии трудовой деятельности.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).
Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).
Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности ... представлениями об объекте исследования и ... педагогического исследования Глоссарий к теме: Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение ...
Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.
Учение может иметь пассивный и активный характер.
Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.
1.2 Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная
Трудовая деятельность в сфере образования двояка:
— научно-исследовательская деятельность
— практическая педагогическая (образовательная) деятельность.
Поэтому в сфере образования к методологии трудовой деятельности будут относиться:
— методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);
— методология практической образовательной деятельности.
Отметим, что в общем смысле понятие образовательной деятельности, очевидно, шире понятия педагогической деятельности. Ведь директор школы или бухгалтер училища не занимаются непосредственно педагогической деятельностью, но они включены в образовательный процесс, в образовательную деятельность.
Учитель, преподаватель, воспитатель заняты в основном педагогической деятельностью. Но если мы будем рассматривать деятельность любого образовательного учреждения как коллективного субъекта, то в нее помимо педагогических войдут еще и экономические, и материально-технические, и нормативно-правовые и многие другие компоненты.
Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность — целенаправленная активность человека).
Для сферы образования ведущими видами деятельности являются:
- научная,
- практическая (педагогическая/образовательная),
- учебная
- игровая.
Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными:
- характеристиками,
- логической структурой
- процессом ее осуществления.
Логическая структура включает в себя следующие компоненты:
Психологическое сопровождение деятельности человека
... деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... в день приезда) и подтверждении о дате и времени прибытия для организации встречи и размещения приезжающих. По желанию участника ему может быть забронирован ...
- субъект,
- объект,
- предмет,
- формы,
- средства,
- методы деятельности
- результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности:
- особенности,
- принципы,
- условия,
- нормы.
Исторически известны разные типы культуры организации деятельности.
Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что вся продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).
Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике рассматривать методологию практической педагогической/образовательной деятельности, методологию учебной и игровой деятельности.
1.3 Философско-психологические основания методологии
Поскольку методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, необходимо обратиться в первую очередь к основным понятиям о деятельности.
Деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
При этом субъект определяется в философии как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленный на объект.
Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности.
Объект в философии определяются как то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Философия изучает деятельность как всеобщий способ существования человека и, соответственно, человек и определяется как действующее существо.
Человеческая деятельность охватывает:
- материально-практические,
- интеллектуальные,
- духовные операции;
- внешние, и внутренние процессы.
Деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки; процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение.
Психологические особенности деятельности менеджера в контексте ...
... деятельности менеджера. Объектом изучения являются психологические особенности деятельности менеджера в организации. Предметом исследования является психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры ... это всё то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей. Человек - важнейший ресурс производства. Эффективность использования ...
В деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.
Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики.
Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности.
Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом:
- биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма;
- потребности социальных субъектов в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается.
Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершенно определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности.
Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос — кто дает цель?
Если цели задаются человеку извне: учащемуся — учителем, специалисту — начальником и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, т.е. построения процесса определения цели не возникает.
В случае же продуктивной деятельности — даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность педагога-практика, цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства.
В категориях проектно-технологического типа организационной культуры в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование.
Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами.
Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...
... процесса. Организационный - включает действия по реализации педагогического замысла, организации взаимодействия учителя и учащихся, организации и внедрению созданных ранее моделей деятельности и ... учителя и студента факультета физической культуры как субъектов педагогического процесса 1.1 Специфика деятельности учителя физической культуры Деятельность учителя, является составной частью ...
Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые:
- в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией,
- а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности — управлением.
Саморегуляция в общем смысле определяется как целесообразное функционирование живых систем.
Саморегуляция имеет следующую структуру:
принятая субъектом цель его деятельности — модель значимых условий деятельности — программа собственно исполнительских действий — система критериев успешности деятельности — информация о реально достигнутых результатах — оценка соответствия реальных результатов критериям успеха — решение о необходимости и характере коррекций деятельности.
Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы — биологических, социальных, технических, обеспечивающая:
- сохранение их определенной структуры,
- поддержание режима деятельности,
- реализацию программы или цели деятельности.
Коллективная деятельность невозможна без создания определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления.
Понятие среды является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную систему.
Среда (внешняя среда) определяется как совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в результате поведения системы.
Среда и объекты/субъекты, ее составляющие, могут быть по отношению к системе дружественными, конкурентными, враждебными или безразличными.
Факторы, задаваемые внешней средой: это критерии оценки эффективности достижения результата (например, качества обучения и воспитания учащихся); принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности.
Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности (например, если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться найти спонсоров — заинтересованные организации, которые его профинансируют и т.д.).
Инвариантными для любой деятельности является следующий набор групп условий:
- мотивационные,
- кадровые,
- материально-технические,
- научно-методические,
- финансовые,
- организационные,
- нормативно-правовые,
- информационные.
Хотя, конечно, в каждом конкретном случае эти группы условий будут иметь свою специфику.
1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...
... взаимосвязанных функций: анализа ситуации и текущего состояния организации, планирования, организации деятельности, распорядительства, стимулирования, руководства, координации, контроля, исследований, ... деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л., 2011. – 184 с. 11. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. - М.:, 2009. – 312 с. 12. Хохлова Т. П. Организационное ...
Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики деятельности и ее структуру.
1.4 Формы организации деятельности
В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные формы организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры.
1. Традиционная организационная культура
На ранних этапах развития человечества общество состояло из коммунальных групп, принципом выделения которых было различение «свой—чужой».
Коммунальные группы удерживлись мифом и ритуалом.
Миф объясняет:
- происхождение предков (от животного, от какого-либо бога и т.п.),
- избранность данной группы,
- порядок общежития, в частности, принцип главенства в группе и его обоснование.
Миф задает картину мира, в том числе выделяет иной мир («загробный», мир духов и т.п.), подобный реальному, но обладающий превосходными качествами и совершенством по отношению настоящему, и жизнь коммунальной группы протекает как бы в этих двух пространствах одновременно.
Реальным механизмом, который обеспечивает подобное соотнесение и организует деятельность людей является ритуал.
Базовые задачи ритуала: отделять своих от чужих, помогать своим, вредить чужим, карать за отступничество.
Когда несколько коммунальных групп пересекается на одной территории, возникает война за территорию и ресурсы.
Корпоративно-ремесленная культура.
В середине I тысячелетия н.э. поверх родовых обществ раннего Средневековья под влиянием активной деятельности Рима начало складываться новое общественное устройство с жесткой иерархией церкви.
Церковь имела более совершенную — корпоративную организацию для которой характерно:
- единый центр управления
- единая идеология,
- четкая иерархия подчинения,
- собственная система подготовки кадров,
- четко определенные нормы поведения и наказания за их нарушение,
- единый язык — латынь.
В дальнейшем, в позднем средневековье стали формироваться новые центры организации общества — города и университеты. Новая социальная иерархия внутри городов формировалась уже на других принципах — корпоративно-ремесленных. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности: выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией.
Основные направления досуговой деятельности детей и подростков ...
... себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные ... актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является ...
Иерархическая структура общества определялась жестким разделением членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников, а переход из одной категории в другую был длителен по времени и обставлен многими условиями, жестко контролируемыми корпорацией.
В эпоху Ренессанса университетские корпорации постепенно перешли от передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического. Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание и передавать его. Передача теоретического знания стала основной линией в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный тип организационной культуры.
Профессиональный (научный) тип организационной культуры.
В нем базовой деятельностью, соединяющей различные профессиональные области является наука.
Именно наука в профессионально организованном обществе является важнейшим институтом, так как в ней формируется и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответственные предметные области профессиональной деятельности.
«Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а производство этих знаний — основным видом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.
На протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был основным, ведущим.
Но во второй половине ХХ в. определились кардинальные противоречия в развитии профессиональной формы организации общества:
- противоречия в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в самой структуре научного знания, которые породила сама же наука, создание представлений о смене научных парадигм;
- стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей;
- современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально поликультурным. Если раньше все культуры описывались в едином «ключе» европейской научной традиции, то сегодня каждая культура претендует на собственную форму самоописания и самоопределения в истории.
Таким образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры — проектно-технологического.
Проектно-технологический тип организационной культуры.
Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности, как проекты и программы, а к концу ХХ в. деятельности по их созданию и реализации стали массовыми. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой.
Профессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, а в общем технологии, наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организации деятельности.
Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл.
Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну—две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы.
Кроме того появлению проектно-технологической культуры способствовали причины:
1. К середине ХХ в. была в основном решена главная проблема, нависавшая над всем человечеством на протяжении всей истории — проблема голода. Человечество впервые за всю историю смогло накормить себя (в основном), а также создать для себя благоприятные бытовые условия (опять же в основном).
И тем самым был обусловлен переход человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития, когда появилось изобилие продовольствия, товаров, услуг, и когда, в связи с этим, стала развиваться во всей мировой экономике острейшая конкуренция.
Поэтому за короткое время в мире стали происходить огромные деформации — политические, экономические, общественные, культурные и т.д. И в том числе одним из признаков этой новой эпохи стали нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых и других ситуаций.
2. Все в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. Следовательно, практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым и новым условиям. Таким образом, инновационность практики становится атрибутом времени.
Если раньше, еще несколько десятилетий назад в условиях относительно длительной стабильности образа жизни практические работники — инженеры, врачи, учителя, технологи и т.д. — могли спокойно ждать, пока наука, ученые (а также, в былые времена, и центральные органы власти) разработают новые рекомендации, а потом их апробируют в эксперименте, а потом конструкторы и технологи разработают и апробируют соответствующие конструкции и технологии, и лишь потом дело дойдет до массового внедрения в практику, то такое ожидание сегодня стало бессмысленным. Пока все это произойдет, ситуация изменится коренным образом.
Поэтому практические работники естественно и объективно устремились по другому пути — сами создавать инновационные модели социальных, экономических, технологических, образовательных (авторские модели фирм, организаций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.).
В этом новом типе организационной культуры ключевыми становятся понятия: проект, технологии и рефлексия. Причем два из них являются как бы противоположными: проект (дословно — брошенный вперед) и рефлексия (дословно — обращение назад).
Рассмотрим эти понятия.
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. — это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.
«Проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».
Классификация проектов
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организациионный, экономический, социальный, образовательный, смешанный.
Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект.
Монопроект — это отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Мультипроект — это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления.
Мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
Крупные проекты принято называть программами.
Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты.
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (от 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Вид проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, образовательный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Исходя из этого фундаментального понятия «проект»,
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития.
Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы — на стадии, стадии — на этапы.
Отличие понятий проект и проектирование.
Проектирование — это начальная фаза проекта.
Действительно, любая продуктивная (инновационная) деятельность, любой проект требуют своего целеполагания — проектирования. В практической педагогической деятельности осуществляется проектирование педагогических (образовательных) систем, считая такими системами и очередной урок, и реорганизацию, к примеру, школы в гимназию, и рассматривая как проект системы развитие всего образования в стране. Проектируется и любое научное исследование. Должна проектироваться и учебная деятельность.
Перейдем к следующему понятию — «технология». Современное понимание: технология — это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи. Такое понимание технологии пришло в широкий обиход, в том числе в область образования, из сферы производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в отдельные структуры фирмы-разработчики ноу-хау: новых видов продукции, материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов и средств производства — т.е. технологиями.
Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия — постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.
Таким образом, и методология научно-педагогического исследования, и методология практической педагогической деятельности, и методология учебной деятельности может быть построена в логике категории проекта на триединстве его фаз: ФАЗЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФАЗЫ, РЕФЛЕКСИВНОЙ ФАЗЫ.
В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы.