Лекция0703кор

Информатизация образования

Во многих развитых странах была провозглашена задача построения информационного общества. В западных публикациях этот тип общества обычно называют как «общество, основанное на знаниях», или «общество знаний». Составной частью ее решения является преобразование традиционной общеобразовательной школы. Инструментом этих преобразований служат информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также поддерживаемые ими информационные системы, которые должны предоставить доступ к знаниям каждому, кто в них нуждается, в тот момент, когда они необходимы, и в том объеме, который требуется.

Под информатизацией обществапонимается всеобщий социальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, ускорение научно-технического прогресса страны, процессов демократизации и интеллектуализации общества.Информатизацияпредусматривает массовое внедрение методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе средств вычислительной техники и средств передачи информации.

Пять основных направлений в процессе информатизации общества:

  • комплексная автоматизация средств труда, технологических и производственных процессов;
  • информатизация научных исследований, проектных работ, технологической подготовки производства;
  • информатизация организационно-экономического управления;
  • информатизация сферы услуг, быта населения; информатизация процессов обучения и подготовки кадров.

Информатизация образования одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества

Информатизация образования— процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания

Информатизация образования носит системный характер, требует соответствующего научного обеспечения, которое призвано осуществлять научное направление – педагогическая информатика.

Педагогическая информатика— научное направление (педагогическая научная дисциплина), изучающее закономерности информатизации образования

Основные направления информатизации образования:

  • информатизация и изменение содержания обучения;
  • развитие методов и организационных форм обучения в условиях информатизации образования;
  • информатизация и подготовка педагогических кадров;
  • информатизация и перестройка управления образованием;
  • ресурсное обеспечение процессов информатизации образования.

Основные этапы информатизации образования

9 стр., 4320 слов

6.1.1. Информатизация общества

... и смысл процесса информатизации? Информатизация – это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на ... которой сможет приспособиться к новому информационному обществу на основе переподготовки,  ведущейся  на базе компьютеризации образования; радикальному изменению подлежит вся культура,  ...

  • Iэтап — массовое освоение средств НИТ, компьютеров, базовая подготовка в области информатики на всех ступенях системы непрерывного образования.
  • IIэтап — освоением и внедрением средств НИТ в традиционные учебные дисциплины
  • IIIэтап — перестройка содержания непрерывного образования на всех его ступенях

Этапы развития педагогической информатики

  • Базовый этап – развитие в школах и вузах лучших некомпьютерных технологий с включением в них информационных элементов
  • I этап— создание моделирующих программ, имитационных сред, программ-исполнителей для учебных целей
  • II этап– разработка компьютерных учебных лабораторий, систем телекоммуникаций, экспертных систем
  • Перспективный этап– методологическая и психологическая разработка педагогических систем искусственного интеллекта

У студентов педагогических вузов при написании магистерских диссертаций и выпускных квалификационных работ часто возникают сложности, связанные с определением основных методологических характеристик исследования. Познакомиться с некоторыми способами формирования умений по определению основных методологических характеристик исследования можно в процессе обучения педагогической информатике. Изучение научно-методологических основ педагогической информатики будет способствовать формированию у бакалавров и магистров методологической компетентности.

Педагогическая информатика (ПИ) является еще молодой научной дисциплиной, тем интересней обсуждение ее особенностей (объекта, предмета, структуры, методов и т.д.) на лекциях и практических занятиях студентов педагогических специальностей. Объект и предмет ПИ, предложенные Е.Н. Пасхиным, А. И. Митиным, О.В. Нассом [6,7], их подходы к определению места ПИ в системе наук.

Объект исследования педагогической информатики:

  • — процесс информатизации в сфере образовательной деятельности (Е.Н. Пасхин, А. И. Митин);
  • — программное и аппаратное обеспечение новых образовательных технологий, автоматизированные информационные системы образовательного учреждения (О.В. Насс).

Предмет исследования педагогической информатики:

7 стр., 3177 слов

Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике

Глава 1. Научно-теоретические основы педагогических технологий   Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике   Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина « ...

  • — теоретические, методологические, технологические вопросы информатизации образования; закономерности и особенности процесса информатизации в сфере образовательной деятельности (Е.Н. Пасхин, А. И. Митин).
  • — процесс создания и применения программного и аппаратного обеспечения, автоматизированных информационных систем образовательного учреждения (О.В. Насс).

С 1970 года по настоящее время педагогическая информатика развивается по двум направлениям: создание математического, алгоритмического, информационного, программного, аппаратного обеспечения автоматизированных информационных систем образовательного назначения (первое направление); изучение средств информационных и коммуникационных технологий и их использование в образовательной деятельности (второе направление).

Можно сделать вывод о том, что в основном первое направление ПИ развивается как ветвь информатики, а второе направление ПИ — как ветвь педагогики. Можно предложить следующие варианты формулировок объекта и предмета ПИ как педагогической научной дисциплины. Если объектом педагогики является образовательная деятельность, то тогда, объектом педагогической информатики является образовательная информационная деятельность (особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в информационном обществе).

Поэтому из перечисленных выше формулировок объекта ПИ можно выбрать следующую: процесс информатизации в сфере образовательной деятельности.

Если предмет педагогики – это система отношений, возникающих в образовательной деятельности , то тогда, предмет педагогической информатики — это система отношений, возникающих в образовательной информационной деятельности. Если ранее в образовательной деятельности рассматривались отношения между воспитателем и воспитанниками, между учителем (преподавателем) и учащимися, то в образовательной информационной деятельности в этих отношениях появляется еще и посредник – компьютер, виртуальная реальность, созданная с помощью глобальной сети Интернет. Из перечисленных выше формулировок предмета ПИ можно выбрать следующую: закономерности и особенности процесса информатизации в сфере образовательной деятельности.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... которые раньше не казались очевидными. Метод понимания. К новым методам исследования образовательной практики, постижения педагогической реальности наряду с интерпретацией ... • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. 3. По способу обработки данных: • методы математико-статистического анализа ...

Одна из задач педагогики – разработка методологических основ педагогической науки, т.е. «осознание способов получения объективного знания о педагогической действительности, о структуре науки, ее связи с практикой, о ее собственном понятийном составе и т.д.». Исследования, посвященные научно-методологическим основам педагогической информатики внесут свой научный вклад в развитие методологии педагогики в целом. Объектом такого исследования являются научно-методологические основы педагогической информатики. Предметом исследования, например, может быть структура педагогической информатики как педагогической научной дисциплины. Основные разделы ПИ как ветви педагогики, найденные с помощью междисциплинарного научного подхода: теория обучения информатике (дидактика информатики), информационные технологии в обучении (компьютерная дидактика), воспитательные возможности информатики и ИКТ (теория и методика воспитания с использованием информатики и ИКТ), информационное образовательное пространство и информационная образовательная среда (педагогический аспект).

Для сравнения можно рассмотреть основные разделы ПИ как ветви информатики: автоматизированные системы управления (АСУ) образовательного назначения, автоматизированные тестирующие системы (АТС) образовательного назначения, автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) в образовательных учреждениях, автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) образовательного назначения.

После просмотра различных возможностей взаимодействия методов и технологий информатики с педагогическими методами были выявлены следующие методы педагогической информатики: электронная беседа, электронное анкетирование, видео-интервью, компьютерное тестирование в педагогической практике; обработка данных педагогического эксперимента с помощью ЭВМ; компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов; терминологические методы исследования в педагогике на основе электронных словарей, тезаурусов, рубрикаторов; междисциплинарный анализ и синтез научной, учебно-методической литературы по информатике и педагогике.

10 стр., 4839 слов

Объект исследования – педагогический процесс

Педагогическое общение – сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения в образовательных учреждениях анализ аспектов педагогического общения становится все более актуальным [3, c. 3]. Наибольшую остроту приобретает тема конфликтов между преподавателями и подростками, а также изучение правил поведения в ...

Методы научных исследований педагогической информатики

Всякая научная дисциплина характеризуется своими объектом, предметом и методами исследования. Методы исследования — способы решения научно-исследовательских задач, разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Общими для всех наук методами исследования являются наблюдение, теоретический анализ, моделирование, эксперимент, в том числе вычислительный, и др.

Методология педагогической информатики, как утверждали Пасхин, Митин, формируется на основе взаимодействия методов и технологий информатики с одной стороны и педагогических методов с другой [293, C. 17]. Рассмотрим методы информатики, педагогики и определим специфику их взаимодействия.

К.К. Колин считает, что такие научные методы информатики как методы информационного моделирования и виртуальной реальности, информационный подход открывают новые возможности для изучения живой и неживой природы. Метод информационного моделирования и метод информационного подхода стали междисциплинарными и широко используются не только в самой информатике, но также и во многих других областях науки. С помощью метода виртуальной реальности ученые смогут получать принципиально новые знания о природе, свойствах человеческой психики, о процессах мышления и сознания человека. К.К. Колин также констатирует, что в США и странах Западной Европы активно развиваются методы информационного моделирования и вычислительного эксперимента, а особое внимание уделяется методам имитационного компьютерного моделирования. С.А. Бешенков, Н.В. Кузьмина, Е.А. Ракитина рассматривали информационное моделирование как частный случай моделирования, компьютерный эксперимент как частный случай вычислительного эксперимента.

3 стр., 1372 слов

Педагогика и психология с методикой обучения информатике

... Педагогика и психология с методикой обучения информатике 1. Предмет, задачи и методы психологии. 2. Воля. Понятие о ... Содержательно – методические линии построения курса информатики. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся. ... как объект и субъект воспитания. 21. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. 22. Мотивы ...

С.А. Бешенков, Н.В. Кузьмина, Е.А. Ракитина в информатике выделяют следующие основные методы исследования: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент. Системно-информационный анализ является частным случаем системного анализа. Информационное моделирование выступает как частный случай моделирования. Частный случай вычислительного эксперимента — компьютерный эксперимент.

Методы педагогической науки: методы наблюдения, опросные методы в педагогике (беседа, анкетирование, интервьюирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, моделирование, педагогический эксперимент, терминологические методы исследования, социометрические методы, методы тестирования, сравнительно-исторический анализ, теоретический анализ специальной литературы, контент-анализ, методы рейтинга и самооценки, математические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование), статистические методы. Все многообразие методов педагогического исследования С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов делят на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Определим возможности взаимодействия методов и технологий информатики с педагогическими методами.

Три общеизвестные разновидности опросных методов в педагогике: беседа, анкетирование, интервьюирование. Все три разновидности методов можно проводить с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (электронной почты, видеоконференции), поэтому их можно назвать: «электронная беседа», «электронное анкетирование», «видеоинтервью«.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. В педагогической практике все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина (компьютерные методы тестирования).

Широко используется компьютерная обработка данных педагогического эксперимента (компьютерный эксперимент).

6 стр., 2870 слов

Активизация обучения. Методы и формы

... Г.И. Щукина выделяет: репродуктивно-подражательный уровень активности; поисково-исполнительский уровень активности; творческий уровень активности. Это соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также ... обучающихся является актуальной для современной теории и практики профессионального образования. Этой проблеме посвящено много научной, методической и периодической литературы. ...

В педагогике применяют такой метод исследования как моделирование. Построение моделей педагогических явлений и процессов с помощью ЭВМ — компьютерное моделирование.

Разработчики компьютерно-ориентированных обучающих средств все чаще вводят в свои программы разные программки, выполняющие педагогические функции в компьютерном классе и известные под названием агентов (Доулинг, уч. ПИ).

Среди них выделяются агенты с ролью учителя и соученика (метод имитационного компьютерного моделирования, метод виртуальной реальности )

В последние годы в педагогике все большее распространение получают терминологические методы исследования. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность. Появление тезаурусов, дискрипторных словарей, рубрикаторов как инструментов размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разработкам моделей обучения и исследований путем оперирования периферийными и базовыми понятиями.

Теоретические методы как информатики так и педагогики связаны с изучением специальной литературы. Их взаимосвязь состоит в междисциплинарном анализе и синтезе научной, учебно-методической литературы по информатике и педагогике. ( у Лебедевой — междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, научно-технической, психологической, дидактической и методической литературы)

Следовательно, можно предположить, что методами исследования педагогической информатики являются: электронная беседа, электронное анкетирование, видеоинтервью, компьютерное тестирование в педагогической практике; обработка данных педагогического эксперимента с помощью ЭВМ; компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов; терминологические методы исследования в педагогике на основе электронных словарей, тезаурусов, рубрикаторов; междисциплинарный анализ и синтез научной, учебно-методической литературы по информатике и педагогике.

Названия и определения методов ПИ, данные Пасхиным и Митиным, также имееют право на существование.

Метод компьютерного моделирования — «метод, который подразумевает познавательную деятельность, основанную на использовании математических и логико-лингвистических моделей, гипотез, вычислительного эксперимента» (Е.Н. Пасхин, А.И. Митин)[293, C. 20]. Метод программирования учебной деятельности — «метод, ставящий в центр внимания познавательную деятельность обучаемого, полностью определяемую соответствующими обучающими программами и требующую от учащегося подтверждения достижения некоторого заданного уровня знания учебного материала» (Е.Н. Пасхин, А.И. Митин)[293, C. 20]. Метод свободного обучения — «метод, позволяющий предъявлять обучаемому учебный материал в соответствии с указаниями обучаемого о тематике этого материала и способе работы с ним» (Е.Н. Пасхин, А.И. Митин)[293, C. 20]. Метод тестирования — «метод, позволяющий выявлять индивидуальные психологические и профессиональные характеристики обучаемого, а также достигнутый им уровень знаний, умений и навыков» (Е.Н. Пасхин, А.И. Митин)[293, C. 20]. Метод информирования — «метод, который осуществляется на ориентировочной фазе познавательной деятельности обучаемого путем извлечения информации из баз данных и знаний, гипертекстов и т.п.» (Е.Н. Пасхин, А.И. Митин)[293, C. 20].

Похожий метод ПИ и у О.В. Насса: информационные методы сбора, обработки, анализа и передачи учебной информации. (О.В. Насс)

Закономерности информатизации образования

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев.

Общая закономерность обучения состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Названная закономерность обуславливает такиечастные (специфические) закономерности обучения, какзависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества

Кардинальное изменение процесса обучения в условиях информационного общества относится к историческим закономерностям процесса обучения. Так как информатизация образования является одним из направлений информатизации общества, то данную закономерность можно сформулировать следующим образом:кардинальное изменение процесса обучения в условиях информатизации образования

Ю.С. Брановский, А.И. Митин, Е.Н. Пасхин предлагают следующую закономерность: информатизация образования выступает как важный фактор развития системы образования. В рамках этой закономерности наблюдаются следующиетенденции:

  • -возрастание интеграционных процессов в образовании, синтез методов традиционного и компьютерного образования;
  • -расширение возможностей приобщения людей к знаниям за счет создания единого информационно-образовательного пространства;
  • -расширение спектра форм и методов образования, а также введение новых форми методов обучения на основе средств информатики и вычислительной техники; (на основе компьютера и телекоммуникационных систем – из определения НИТ взять)примеры:дистанционное обучение
  • -повышение роли информационной культуры в образовании.

Закономерности информатизации образования

  • Закономерность: информатизация образования выступает как важный фактор развития системы образования.
  • В рамках этой закономерности наблюдаются следующие тенденции:
  • Тенденции информатизации образования
  • -возрастание интеграционных процессов в образовании, синтез методов традиционного и компьютерного образования;
  • -расширение возможностей приобщения людей к знаниям за счет создания единого информационно-образовательного пространства;
  • -расширение спектра форм и методов образования, а также введение новых форм и методов обучения на основе средств информатики и вычислительной техники;
  • -повышение роли информационной культуры в образовании.
  • Информатизация образования способствует росту интеграционных процессов в образовании. (Тенденция ИО)_
  • Современные интеграционные процессы в образовании развиваются на разных уровнях интеграции: глобальный (международный) уровень, межрегиональный уровень, региональный уровень, уровень междисциплинарной интеграции (интеграция педагогических и информационных технологий)

Тенденция (специфическая закономерность) педагогической информатики:

Информатизация образования способствует росту интеграционных процессов в образовании.

Современные интеграционные процессы в образовании

  • Современные интеграционные процессы в образовании развиваются на разных уровнях интеграции:
  • -глобальный (международный) уровень (глобальные интеграционные процессы, например, Болонский процесс);
  • -межрегиональный уровень (межрегиональные взаимосвязи внутри образовательного пространства России, например, общероссийский государственный образовательный стандарт (федеральный компонент));
  • -региональный уровень (взаимосвязь в региональных системах, например, региональные образовательные программы, ГОС (национальный компонент), университетские комплексы);
  • -уровень междисциплинарной интеграции (метаметодика)

Международный уровень интеграции

  • Проблема интеграции Российского образования в Европейское образовательное информационное пространство
  • Международные научно-практические конференции по вопросам интеграции педагогических и информационных технологий

Межрегиональный уровень интеграции

  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы»
  • Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2010 годы», направление «Информационно-телекоммуникационные системы»

Региональный уровень

  • Учебно-компьютерный видео центр в Петродворцовом районе г. Санкт-Петербурга
  • Создание единой образовательной информационной среды Республики Дагестан.

Уровень междисциплинарной интеграции

  • Интеграция педагогических и информационных технологий
  • Межпредметные связи информатики как фактор развития здоровьесберегающей среды школы
  • Биоинформатика — отрасль науки, находящаяся на стыке биологии и информатики.

Интеграция педагогических и информационных технологий

  • Интеграция — это продуктивная связь элементов, принадлежащих к разным системам, при которой возникает новое содержание образования, удерживаемое интегрирующими видами образования совместно
  • Межпредметные связи — средства интеграции обучения и целостного развития ученика

Педагогическая технология

  • Педагогическая технология- (технология обучения и воспитания) — направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
  • Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий;
  • разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
  • Информационная технология- это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации

Технология «Обучение в сотрудничестве»

  • Технология «Обучение в сотрудничестве» состоит в следующем:
  • 1.Учащиеся объединяются в малые разнородные (один сильный, один средний и один слабый) группы сотрудничества (по три-четыре человека).
  • 2. Задание дается одно на группу, члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания.
  • 3. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы либо в режиме форума, либо по электронной почте. В случае возникновения сложных ситуаций учащиеся обращаются к педагогу.
  • 4. Когда единое задание выполнено и все члены группы согласны с его решением, то оно отправляется преподавателю по электронной почте.

Технология «Метод проектов»

  • Технология «Метод проектов»состоит в следующем:
  • 1. На web-странице преподаватель размещает проблемную ситуацию.
  • 2. Среди участников чата (школьники, студенты) проводится «мозговая атака», в ходе которой высказываются идеи по проблемам, послужившим причиной возникновения определенной ситуации. Отбираются три-четыре наиболее существенные проблемы, принятые всеми участниками.
  • 3. Группы (4-5 человек) формируются в соответствии с тем, какую из предложенных на этапе «мозговой атаки» гипотез они готовы исследовать.
  • 4. Все члены группы выполняют свою роль в проекте, решения принимаются на основе согласия всех участников группы, учитывается и индивидуальная точка зрения студента (школьника).
  • 5. Гипотезы размещаются на странице группы, которая входит в web-квест (web-quest).
  • 6. После окончания обсуждения результатов всех групп эксперты обобщают материалы, оформляют их и размещают на странице web-квеста.

«Портфель ученика»

  • Полезно с самого начала обучения каждому ученику вести web-страничку «портфель ученика». Эта страничка должна быть полностью закрыта, а пароль только у автора «портфеля». Ученик отбирает в свое «досье» работы, выполненные им самостоятельно, сопровождая каждую работу кратким комментарием. Время от времени ученик выставляет свой «портфель» на презентацию всей группы.

Технология проведения чата

  • 1. Необходимо заранее оповестить всех участников об обсуждаемой проблеме.
  • 2. Преподаватель должен иметь компетентного помощника.
  • 3. Преподаватель и помощник должны быстро реагировать на вопросы и высказывания учеников, поступающие на экран, успевая при этом читать все послания, формулировать собственную позицию или оценивать.
  • 4. Активность студентов (школьников) в чате служит одним из критериев их общей оценки.

Технология проведения телеконференции в режиме отсроченного доступа:

  • 1. Объявляется тема или проблема для обсуждения. Время проведения (продолжительность) телеконференции оговаривается заранее.
  • 2. Участники конференции по электронной почте или через форум направляют на страницу конференции свои соображения по поводу обсуждаемой проблематики.
  • 3. Администратор курса размещает все послания на странице конференции.

Технология проблемного обучения

Метод компьютерного проблемного обучения — метод проблемного обучения с использованием компьютера.

«Обучение проблемное — активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О.п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).

Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О.п. разработано С.Л. Рубинштейном, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и др.» (Г.М. Коджаспирова, С. 96-97)

Лекция0703кор — Стр 2

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Технология проблемного обучения состоит в следующем: нужно разработать структуру системы проблемных заданий; спроектировать проблемные ситуации на уроках; написать конспекты занятий с применением проблемных ситуаций; провести занятия и проверить эффективность процесса обучения (контрольные, самостоятельные работы, тесты для проверки успеваемости и способностей учащихся ).

Для того чтобы разработать структуру системы проблемных заданий по информатике нужно:

1) изучить возможности и возрастные особенности мотивации учения школьников интересующего вас возраста;

2) выделить требования, предъявляемые к детям определенного возраста при обучении;

3) определить типы проблемных заданий, наиболее часто встречающихся при обучении детей рассматриваемого возраста.

Для создания проблемных ситуаций на уроках по информатике необходимо:

1) определить, чему вы хотите научить школьников, спланировать темы уроков по информатике;

2) выявить основные и вспомогательные проблемные ситуации, которые могут возникнуть у ученика рассматриваемого возраста;

3) определить неизвестное новое, то, что учащийся способен открыть самостоятельно или с небольшой помощью учителя, составить проблемные задания по изучаемым темам;

4) определить учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания и учебный материал, предназначенный для усвоения после постановки проблемного задания.

При составлении занятий по информатике следует учитывать четыре этапа решения проблемной задачи:

1) этап «закрытого» решения проблемы – использование известных способов решения;

2) этап «открытого» решения проблемы – возникновение проблемной ситуации, расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового отношения или принципа действия;

3) этап реализации найденного принципа;

4) этап проверки правильности полученного решения.

3.3.1. Структура системы проблемных заданий по информатике для младших школьников.

Структура системы проблемных заданий по информатике для младших школьников:

I уровень: Задания, где неизвестное совпадает с условием действия.

1. Задания на исправление синтаксических ошибок в командах исполнителя. Учитель специально пишет неверные команды и просит школьников исправить их.

2. Задания на замену команд исполнителя. Учитель неправильно использует команду в алгоритме. Задача ученика заменить одну команду на другую.

3. Задания на поиск недостающих команд исполнителя в алгоритме. Учитель намеренно пропускает команды в алгоритме, школьнику нужно их найти.

4. Задания на поиск лишних команд исполнителя в алгоритме. Ученик стирает лишние команды в алгоритме.

5. Задания на исследование «обстановки» исполнителя. Сложность задач зависит от ограничений, которые нужно учитывать при работе с тем или иным исполнителем.

II уровень: Задания, где неизвестное составляет способ действия.

1. Задания на выбор правильного алгоритма.

2. Задания на перепутывание шагов в алгоритме. Учащийся справится с заданием, если четко знает алгоритм решения поставленной задачи.

3. Задания на замену структуры алгоритма. Школьник использует подходящую для решения задачи структуру алгоритма.

4. Задания на поиск недостающих структур алгоритма. Дети должны добавить недостающие структуры алгоритма.

5. Задания на поиск лишних структур алгоритма. Ученик убирает лишние структуры алгоритма.

6. Смешанные задания. Предлагаются выше перечисленные задания в разных комбинациях.

7. Задания с несколькими решениями. Эти задания посвящены умению рационально использовать различные структуры алгоритма. Младший ШКОЛЬНИК либо сам находит рациональное решение, либо выбирает оптимальное решение из предложенных 5-6 готовых решении, либо учитель представляет новое нестереотипное решение задачи, про-стереотипное решение задачи~даний по информатике для младших школьников.тиворечащее СЛОЖИВШИМСЯ представлениям ШКОЛЬНИКОВ.

8. Задания на конструирование по образцу.

III уровень: Задания, где неизвестное совпадает с целью действия.

1. Задания с не сформулированным вопросом. Вопрос не формулируется, но он логически вытeкaeт из условия задачи.

2. Задания с недостаточными данными в условии. Отсутствуют некоторые данные в условии задачи, поэтому невозможен точный ответ на поставленный вопрос.

3. Задания с излишними данными в условии. Введены ненужные данные в условие задачи, маскирующие необходимые для решения сведения.

4. Задания с меняющимся содержанием. При внешне незначительных изменениях в содержании задачи существенно меняется ее решение. Здесь можно использовать обратные и двойственные задачи.

5. Задания на умение предугадать конечный результат, ответ.

6. Задания на выявление новой информации, раскрытие неизвестной закономерности, отношения.

7. Задания, где учащиеся самостоятельно ставят перед собой цель.

3.3.2. Проблемные ситуации на уроках информатики в 3-ем классе.

Для проблемного обучения информатике младших школьников был выбран язык программирования Лого, так как Лого популярен как начальный язык программирования, прост, нагляден, а философия Лого — одно из интеллектуальных достижений в области методики о6учения, связанной с новыми технологиями. Кроме того, данный язык программирования входит в состав стандартного математического обеспечения все большего числа персональных компьютеров. Компьютерное обучение с помощью языка Лого, созданного С. Пейпертом, является моделью обучения путем открытия. А модели обучения путем открытия 6лизки к тому, что у нас называют проблемным обучением.

При проблемном обучении нужна соответствующая подготовка учебного материала. Разрабатываемая система проблемных заданий вызывающих про6лемные ситуации, должна охватывать изучаемую тему целиком. Проблемные ситуации бывают основными и вспомогательными. Система последовательных, вспомогательных проблемных ситуаций служит раскрытию основного про6лемного задания.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ:

-осознание учащимися недостаточности знаний по основным командам Лого для составления требуемого алгоритма;

-осознание необходимости использования знаний из других областей наук в среде Лого;

— противоречие между сложившимися способами создания алгоритма и необходимостью применять и видоизменять эти способы в новых условиях;

-противоречие между ожидаемым и получаемым результатом решения задачи на ЭВМ.

Вспомогательные проблемные ситуации были созданы с помощью проблемных заданий. Проблемные задания использовались на каждом уроке по Лого.

Тематика уроков по Лого в третьем классе:

— первый урок: основные команды «черепашьей» графики;

-второй урок: основные команды «черепашьей» графики;

-третий урок: положение предметов на координатной решетке;

-четвертый урок: алгоритм;

-пятый урок: режим исполнения и редактирования команд; понятие процедуры; команда ДОМОЙ;

-шестой урок: режим исполнения и редактирования команд; понятие процедуры с параметром;

-седьмой урок: алгоритмы построения геометрических фигур;

-восьмой урок: музыка в ЛQГО;

— девятый урок: горизонт;

-десятый урок: горизонт;

-одиннадцатый урок: конструирование различных рисунков с помощью команды ПОВТОРИ;

-двенадцатый урок: рекурсия;

-тринадцатый урок: арифметика;

-четырнадцатый урок: арифметика;

-пятнадцатый урок: рисование различных фигур с помощью рекурсии;

-шестнадцатый урок: рисование различных фигур с помощью команды Лого — ПОВТОРИ;

-семнадцатый урок: использование нескольких процедур в одной;

-восемнадцатый урок: разные способы записи одной и той же процедуры.

Условием возникновения про6лемной ситуации является необходимость в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе. Эта необходимость определяется как практическими обстоятельствами выполнения действия, так и широкими общественными потребностями. Самый хороший стимул для учения является интерес, который вызывает у учащихся изучаемый материал.

Применение проблемных заданий, повышает интерес у школьников к изучению Лого. Широкие социальные мотивы у младших школьников развиваются от общего понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, поэтому на уроках по информатике в третьем классе необходимо объяснять детям: зачем они изучают ту или иную тему.

Главный элемент проблемной ситуации — неизвестное новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Неизвестное связано с изучаемым материалом, с конкретным учебным предметом.

Следующий элемент проблемной ситуации — возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.

Предлагаются методические рекомендации по созданию вспомогательных проблемных ситуаций на уроках по Лого в третьем классе:

  1. Проблемная ситуация на первом уроке: осознание необходимости использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Задания на исследование «обстановки» исполнителя: измерить ширину и длину поля черепахи.

Возможности: учащимся известны команды Лого, необходимые для выполнения задания, школьники измеряли длину и ширину класса.

Необходимость: важность знания длины и ширины поля черепахи для решения других задач.

Неизвестное: неизвестное находится при анализе и обобщении предыдущего опыта.

2. Проблемная ситуация на первом уроке: противоречие между выдвинутой гипотезой опытной ее проверкой.

Задание на умение предугадывать конечный результат: насколько продвинется черепаха вперед относительно своей начальной позиции?

ВПЕРЕД 20 НАЗАД 40 ВПЕРЕД 80 НАЗАД 20

Возможности: младшим школьникам доступно умение самостоятельной постановки цели.

Необходимость: когда учащийся высказывает свою гипотезу по решению задачи, то он будет заинтересован узнать, окажется ли его догадка правильной.

Неизвестное: неизвестное рассчитано на догадку учеников принять движение черепахи вперед за положительное направление, а движение черепахи назад — за отрицательное направление.

З.Проблемная ситуация на втором уроке: противоречие между умением анализировать содержание задачи и умением составлять алгоритм.

Задание с меняющимся содержанием. Черепаха в начальной позиции. Она прячется, а потом появляется в левом нижнем ( в левом верхнем или в правом нижнем) углу поля. Путь, пройденный черепахой, должен быть виден на экране (не должен быть виден на экране).

Возможности: учащимся известны команды Лого, необходимые для выполнения задания.

Необходимость: задачи данного типа учат школьников более внимательно изучать текст заданий.

Неизвестное: в задачах одно понятие меняется на противоположное (правый на левый, нижний на верхний), в результате меняется цель и ход решения задач.

3.3.3 Последовательность проведения занятий по ЛОГО в третьем классе с использованием систем проблемных заданий.

Предполагается, что дети во втором классе уже были знакомы с командами микроЛого: ВПЕРЕД, НАЗАД, ВПРАВО 90, ВЛЕВО 90, СБРОС, РИСУЙ, НЕРИСУЙ, ПОКАЖИСЬ, СПРЯЧЬСЯ, ПЕРО, ПОВТОРИ, умели с помощью команды ПОВТОРИ строить квадрат, треугольник, окружность.

УРОК 1 .

ТЕМА: Основные команды «черепашьей» графики.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с такими командами из Лога, как ВПЕРЕД, HAЗAД, НАПРАВО, НАЛЕВО, ГОТОВЬПОЛЕ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Предлагается провести этот урок по следующему плану:

1. Ученики вместе с учителем вспоминают команды черепахи в микроЛого: ВПЕРЕД, НАЗАД, ВПРАВО, ВЛЕВО, СБРОС и сравнивают их с написанием тех же команд в Лого: ВПЕРЕД, НАЗАД, НАПРАВО, НАЛЕВО, ГОТОВЬПОЛЕ.

2.Школьники по очереди играют роль черепахи: выполняют команды ВПЕРЕД, НАЗАД, НАЛЕВО, HAПРAВO. Ученикам можно напомнить урок физкультуры, где они аналогично поворачиваются налево, направо и кругом.

3.Попросить учащихся измерить ширину и длину класса в шагах, причем, у каждого ученика длина и ширина класса в шагах будет разная в зависимости от длины шага. Разобрать разные способы измерения длины и ширины класса:

1)встать в угол комнаты и измерить ширину и длину, идя вдоль стены;

2)можно поставить стул внутри комнаты и измерить длину от стула до одной стены, потом до противоположной, а результаты сложить.

4. Выполнить на компьютере серию команд: НАПРАВО 90, ВПЕРЕД 60,

НАЗАД 100, НАЛЕВО 90, ВПЕРЕД 50, ГОТОВЬПОЛЕ.

ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Предложить школьникам измерить ширину и длину поля черепахи в шагах черепахи, объяснив, что черепаха стоит в центре поля, поэтому расстояние до верхнего и нижнего края поля одинаково, а также одинаково расстояние до левого и правого края поля. Спросить у детей результаты измерений, сравнить их и правильные резу льтаты записать в тетрадь.

2.Можно решить следующие задачи:

1)насколько продвинется черепаха вперед относительно своей первоначальной позиции?

а) ВП 60, НЗ 30

6)ВП 60, НЗ 40б ВП 60;

в)ВП 20, НЗ 40, ВП 80, НЗ 20.

2)где (слева или справа) и на каком расстоянии относительно своей начальной позиции окажется черепаха?

а) ПР 90, ВП 10, НЗ 20, ВП .30; 6)ПР 90, ВП 60, НЗ 40, НЗ 30; в)ЛВ 90, НЗ 40, ВП 70, НЗ 10.

3)где (вверху или внизу) относительно своей начальной позиции окажется черепаха и на каком расстоянии?

а) ВП 20, НЗ 100, ВП 50; б) Н3 50, ЕП 100, НЗ 50;

в) ВП 20, НЗ 40, ВП 80, НЗ 10.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Вспомните, какие команды микроЛого позволяли рисовать и не рисовать след за черепахой, позволяли черепахе прятаться или быть невидимой и появляться снова, менять свой цвет.

УРОК2.

ТЕМА: Основные команды «черепашьей» графики.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с такими командами из Лога, как ОПУСТИПЕРО, ПОДНИМИПЕРО, ПРОЗРАЧНА, ПОКАЖИСЬ, ПЕРО.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Учитель

рассказывает классу о талантливой черепашке, которая умеет рисовать и играть в прятки,

а также может, как волшебница быстро менять свой цвет. Если вы хотите, чтобы черепаха показала, что она умеет, надо ей сказать специальные «волшебные» слова. Ученики сравнивают команды микроЛого: РИСУЙ, НЕРИСУЙ, ПОКАЖИСЬ, СПРЯЧЬСЯ, ПЕРО и команды Лого: ОПУСТИПЕРО, ПОДНИМИПЕРО, ПОКАЖИСЬ, ПР03РАЧНА, ПЕРО.

ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Предложите ученикам задачи с меняющимся содержанием: .

1.Черепаха в начальной позиции. Она прячется, а потом появляется в левом нижнем (в левом верхнем или в правом верхнем или в правом нижнем) углу поля.

Путь, пройденный черепахой, должен быть виден на экране (не должен быть виден на экране).

2. Вышейте на поле два квадрата нитками разного цвета (одинакового цвета) .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Черепаха в центре поля. Она должна исчезнуть и появиться в левом верхнем углу в одежде другого цвета. Для решения данной задачи используйте известные команды черепахи. Путь, пройденный черепахой, не должен быть виден на экране.